Стили семейного воспитания или как родитель влияет на ребенка?



Скачать 55.59 Kb.
Дата02.06.2016
Размер55.59 Kb.
Стили семейного воспитания или как родитель влияет на ребенка?

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gctu7lfzt26qpcphiscn4iytoj3lwiberfdkhszpcxdrgwv6rea3hptu_j0

Психологи и педагоги сгруппировали типичные стили родительского поведения по отношению к детям. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка. В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная система воспитания. Поговорим сегодня об этих стилях.



 http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcsnt0vjgxifhvfzu6ikwq4u1vuitooqhghq3soa_fgibfkhb1hjbbpgqwАвторитарный стиль:


Особенности:
Это когда все решения принимают родители, считающие что ребенок во всем должен подчиняться их воле. Как правило, такую модель воспитания выбирают родители, занятые своими проблемами, работой, бизнесом. Указания не обсуждаются: родители просто указывают, не считая нужным давать хоть какие-то обоснования своих требований.

Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения. Идет стратегия наказаний, и по мере взросления подростка у родителей возрастает желание «задавить» его индивидуальность вместе с поступками.

Авторитарность несовместима с теплыми, душевными отношениями с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже агрессивности. На поведение подростков решающее влияние оказывает чувство вины или страха перед наказанием.

Такие подростки привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями и зачастую оказываются под влиянием сверстников. И в результате такого воспитания гарантированно вырастает циник, деспот – не тот, о ком мечтали родители.



Рекомендации:

- Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!


- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обеими сторонами (родителями и ребенком).
- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманываешь!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
- Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
- Не подслушивайте телефонные разговоры.
- Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
- Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:and9gct-nefrudpfpnedcutqvtxvqrmnpcxhkbxqvjthh1p7in4chdomyltnuqПопустительский стиль:


Особенности:

Модель семейного воспитания, которую нельзя считать удачной в смысле ее влияния на развитие качеств личности.

Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Ребенок не знает запретов и ограничений. В таких семьях нет понятия режимов, а требования сменяются в зависимости от ситуации. Отсюда – недостаток внутренней дисциплины и самоконтроля.

Исследования установили, что существует связь между либеральным воспитанием и плохой успеваемостью в школе, противоправным поведением подростков, употреблением наркотиков и алкоголя, а также ранней сексуальной активностью.



Рекомендации:
- Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребенка.
- Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.

Гиперопека:


Особенности:

В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.

Родительская гиперопека препятствует выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. В новой, незнакомой обстановке подросток теряется, потому что усвоенные им с детства приемы взаимодействия с родными не только не действуют, но и наталкиваются на сопротивление и отпор.

Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой – полное неумение осуществлять лидерские функции. Отсюда – формирование у подростка тревожности, беспомощности.



Рекомендации:

- Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.


- Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.
- Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы;
- Стимулируйте общение со сверстниками.
- Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.
- Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcqautt6aud1jdhqglluqu8fhbeavxwrhnw91v7num37alsqyselju07bgДемократический стиль: http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcqgevrzgwrfckzdhd0nfka3co2xrliudyx9gmrnrujdnsw9hwx0_d08bb0


Особенности:

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.

Для достижения взаимопонимания с подростком используются разумные доводы, обсуждение и убеждение,родители всегда выслушают его и выскажут свои требования. У подростка имеется возможность выбора, но и приходится отвечать за свои поступки. В конечном итоге подросток верит в себя и в свои возможности, а в случае необходимости всегда может рассчитывать на помощь родителей.

Авторитетный стиль обеспечивает баланс между контролем и независимостью.



Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

- активно-положительное отношение к ребенку;
- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
- им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
- умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Рекомендации:


Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Скорее всего в каждой семье можно обнаружить отдельные признаки или характерные черты какого-то из них. Однако именно характерные черты оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка.


Уважаемые родители!


Помните, что Ваши дети когда-нибудь будут родителями и у них возникнет, в свое время, та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями, то есть с Вами. В Ваших силах научить их оптимальным способам взаимодействия, чтобы они могли избежать будущем тех проблем, которые возникают у Вас.

И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

Литература:

1.Материалы интернета: гиперссылка на 1news.az и др.

2. Дороти Ло Нолт «Дети учатся у жизни»



3. В. Руденко «Переходный возраст»
Каталог: psih
psih -> Выпускных квалификационных работ
psih -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
psih -> Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств 19. 00. 04 Медицинская психология
psih -> Источник: //Вопросы психологии. 2001.№1
psih -> Развитие нравственной сферы личности дошкольника 19. 00. 13 психология развития, акмеология
psih -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
psih -> Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований
psih -> Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы
psih -> Предмет и задачи социальной психологии
psih -> 1. Определение психологической коррекцииПсихокоррекция


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница