«Стиль общения педагога с детьми»



Скачать 51.07 Kb.
Дата23.05.2016
Размер51.07 Kb.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида второй категории детский сад «Улыбка»



Консультация для педагогов на тему:

«Стиль общения педагога с детьми»

Педагог-психолог: Т.Г.Бабикова

г.Пыть-Ях

2010г.
Профессиональная деятельность воспитателя - это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми общественным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми дошкольного возраста на современном этапе интенсивного развития совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.



Первая функция - "открытие" ребенка на общение - призвана создавать комфортные условия на занятиях (в состоянии психической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить

себя, не боятся показаться слабыми). Без реализации этой функции удается выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него, в то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогают воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.



Вторая функция – «соучастие ребенку в педагогическом общении» - проявляется в результате aнализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути "восхождения к культуре человечества".

Третья функция - "возвышение" ребенка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Проблема "стилей руководства", "стилей общения" педагогов с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в основу работ американских ученых Р. Липпита и К. Уайта, которые выделяют три стиля профессионального общения:



  • демократический - члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

  • авторитарный - в отношениях преобладает строгость, жесткие методы руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей, не участвует в принятии решений;

  • либеральный - отсутствует единая линия и должностная требовательность, каждый предоставлен сам себе.

Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических). Оно может быть как включенным в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях оно направлено на эффективное решение задач совместной деятельности, в других - на установление или реализацию личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Н.Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога (стили общения).

Первая позиция - дистанционная - определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: "далеко", "близко", "рядом". Дистанция "далеко" означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию "близко", - "друг" для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция "рядом" предполагает подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Вторая позиция - уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов друг к другу "по вертикали": "на", "под", "наравне".

Третья позиция - кинетическая (кинетика – движение) предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: "впереди", «сзади»,"вместе".

Позиция "впереди" выражает авангардную роль педагога, который ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой "сзади". "Вместе": оба субъекта вырабатывают стратегии совместных действий для достижения общей цели. Думается, односложности выбора здесь быть не может. В главном - педагог "вместе" с детьми, он идет, преодолевая с ними ее препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог»: эталонной можно считать позицию: "рядом", "наравне", вместе, чуть "впереди".

Модели, характеризующие отношения взрослого и ребенка

Модель "Невмешательство в жизнь ребенка" - соответствует либерально-попустительскому стилю воспитания. Взрослый, в лучшем случае, занимает позицию наблюдателя и между ним и ребенком происходит эмоциональный разрыв.



Учебно-дисциплинарная модель - соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый - руководитель и образец.

Личностно-ориентированная модель - взрослый не подгоняет развитие ребенка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищенности, доверия к миру и радости существования.

Приложение
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе:

  • Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

  • Особое внимание следует обратить на "изолированных" детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок. Распределяйте между воспитанниками поручения.

  • Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница