Стаття на тему «Организационно-психологическое сопровождение повышения психологической готовности руководителей образовательных организаций к управленческому общению»
7th International Conference “Law, Economy and Management in Modern Ambience5
ИБС 005:371
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ К УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ Ирина Сингаевская1, Александра Брюховецкая2, Владана Лилич3 Университет «КРОК», Киев, Украина, irinasin222@gmail.com 2ГУВО «Университет менеджмента образования», Киев, Украина,
ciparisab011@gmail.com 3Факультет бизнеса и права, Университет „Унион - Никола Тесла”, Белград,
Сербия, vladana.lilic@fpsp.edu.rs Аннотация:Одним из важных факторов еффективного управленческого общения является система организационно-психологического сопровождения повышения психологической готовности руководителей образовательных организаций к управленческому общению. Статья посвящена изучению психологических особенностей организационно-психологического сопровождения повышения психологической готовности руководителей образовательных организаций к управленческому общению. В статье отражены теоретическое обоснование, методические основы, результаты эмпирического исследования проблемы. Представлена система организационно-психологического сопровождения повышения психологической готовности руководителей образовательных организаций к управленческому общению. Исследовано содержание понятия «управленческое общение», проанализированы основные подходы к проблеме управленческого общения, проанализирована сущность и определена специфика управленческого общения руководителей образовательных организаций. Подчеркнуто, что управленческое общение руководителя образовательных организаций определяется как общение с целью руководить персоналом, то есть изменять, формировать, поддерживать деятельность подчиненных в необходимом направлении с целью достижения общих результатов. Определено место управленческого общения в профессиональной деятельности руководителя. Разработана модель психологической готовности руководителей образовательных организаций к управленческому общению. В соответствии с моделью психологическая готовность руководителей к управленческому общению выступает как сложно организованное психологическое образование личности, содержащее четыре взаимосвязанных компонента: когнитивный, операционально-регуляторный, мотивационный, личностный. В результате проведенного эмпирического исследования у руководителей общеобразовательных учебных заведений выявлен недостаточный уровень развития психологической готовности к управленческому общению в целом и отдельных ее компонентов (когнитивного, операционально-регуляторного, мотивационного, личностного). Анализ психологических факторов управленческого общения позволил выделить три уровня психологической готовности к управленческому общению - высокий, средний и низкий. Установлена связь между уровнями развития психологической готовности руководителей образовательных организаций к управленческому общению с личностными характеристиками (мотивационными, когнитивными, регуляторными) и организационно-демографическими характеристиками (возраст, пол, общий стаж работы, стаж управленческой деятельности и регион проживания) управленцев. Установлено, что с целью повышения еффективности профессиональной деятельности целесообразно в процесс профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций внедрять систему организационно-психологического сопровождения - вида психологического сопровождения, который способствует решению профессиональных и управленческих проблем в образовательных организациях и обеспечивает как продуктивное личностно-профессиональное развитие отдельных субъектов деятельности, так и реализацию ресурсного психологического потенциала организации в целом. Одним из направлений организационно-психологического сопровождения было определено организационно-психологическое сопровождение процесса повышения психологической готовности руководителей образовательных организаций к управленческому общению как особую профессиональную деятельность организационных психологов, предполагающую совокупность организационных действий, определение содержания, организационно-психологических условий, комплекса взаимосвязанных мероприятий, форм и методов поддержки процесса повышения психологической готовности руководителей к управленческому общению во время профессиональной подготовки (получения высшего образования) и в процессе последипломного образования (повышения квалификации). Выделены компоненты организационно-психологического сопровождения: 1) целевой (цель, задачи сопровождения); 2) организационный (принципы, условия, стадии); 3) содержательный (направления, формы, уровни); 4) результативный (критерии эффективности сопровождения, ожидаемые результаты). Определены направления (организационно-просветительское и консультативное) организационно-психологического сопровождения процесса повышения психологической готовности руководителей образовательных организаций к управленческому общению, выделены его етапы, формы и методы на уровне организации, группы, личности во время профессиональной подготовки (получение высшего образования) и в процессе последипломного образования (повышения квалификации).