Статья 1: о евангелии и вере 2 Глава 1: о евангелии 2 Глава 2: о вере 5 Статья 2: о святой Церкви и Крещении 15



страница1/46
Дата27.04.2016
Размер2.74 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46
ТИХОН ЗАДОНСКИЙ. ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ
Книга 2.



Статья 1: О Евангелии и вере 2

Глава 1: О Евангелии 2

Глава 2: О вере 5

Статья 2: О святой Церкви и Крещении 15

Глава 1: О святой Церкви 15

Глава 2: О святом Крещении 18

Статья 3: О христианской должности к Богу. 32

Глава 1: О должном послушании Богу 32

Глава 2: О прославлении имени Божия 39

Глава 3: О жертве христианской 45

Глава 4: О подражании Богу 47

Глава 5: О молитве, или призывании Бога 54

Статья 4: О христианской должности ко Христу, Сыну Божию 66

Глава 1: О вере во Христа 66

Глава 2: О любви ко Христу, Сыну Божию 75

Глава 3: О почитании страстей Христовых 85

Глава 4: О должном служении Христу 90

Глава 5: О том, что христианин должен верою и любовью следовать Христу. 95

Статья 5: О должности христианской по отношению к самому себе 101

Глава 1: О хранении веры 101

Глава 2: О слушании и чтении Божия слова 105

Глава 3: О христианском звании и как его должно хранить 115

Глава 4: О повседневном христианском покаянии 117

Глава 5: О том, что христианин должен беречься от смертных грехов, которые против совести бывают и уязвляют ее 120

Глава 6: О том, что христианин должен вожделениям и похотям плотским противиться и их благодатью Божией побеждать и умерщвлять 122

Глава 7: О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения 125

Глава 8: Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды 128

Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует 130

Глава 10: Что может и должно христианина подвигнуть к убеганию от греха, истинному покаянию, презрению суетного и подвигу в благочестии? 144

Глава 11: Как христианин может себя утешать в приключающихся скорбях? 158

Глава 12: Об успехе христианском 174

Глава 13: О благородстве, достоинстве и красоте души человеческой 178

Глава 14: Об истинной печали или сожалении 182

Глава 15: Истинный христианин должен делать все дела свои во славу Божию 194

Заключение статьи сей: О побуждении грешника к покаянию 195

Статья 6: О должности христианской к ближнему 197

Статья 7: О взаимной должности христианской 200

Глава 1: О власти христианской вообще и подвластных 200

Глава 2: О должности благочестивых монархов и поданных их 202

Глава 3: О должности судей и к суду приходящих 204

Глава 4: О должности пастырей и подчиненных им 206

Глава 5: О должности родителей и детей их 212

Глава 6: О должности мужей и жен 213

Глава 7: О должности господ и рабов их 215

Статья 8: Об утешительных плодах святой веры 217

Предисловие 217

Глава 1: О духовном христианском рождении, или Святом Крещении 218

Глава 2: О том, что Бог есть отец христианам истинным 219

Глава 3: Об отечестве христианском 220

Глава 4: О наследии христианском 221

Глава 5: О достоинстве христианском 223

Глава 6: О прибежище и помощи христианской 227

Глава 7: Песнь христианская 227

Глава 8: Радость христианская 229

Глава 10: О мудрости христианской 231

Глава 10: О свободе христианской 231

Глава 11: О работе христианской 233

Глава 12: О мире христианском 234

Глава 13: О беседе христиан с Богом 236

Глава 14: Об утешении Святого Писания 237

Глава 15: О присутствии Божием с христианами в скорбях их 239

Глава 16: О победе христианской 240

Глава 18: О кончине или смерти христиан 244

Глава 18: О воскресении христиан 245

Глава 19: О втором пришествии Христовом 245

Глава 20: О торжестве и славе вечной избранных Божиих 246


Статья 1: О Евангелии и вере

Христианин — от веры, вера от Евангелия начина­ется, как ниже будет сказано. Поэтому в рассуждении о христианстве нужно, прежде всего, вкратце предло­жить рассуждение о Евангелии и вере.



Глава 1: О Евангелии



«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня, послал Меня благовествовать нищим, исце­лять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным осво­бождение, слепым прозрение», — и прочее (Ис.61:1; Лк.4:18).

§ 277. Евангелие — слово греческое, и оз­начает благоприятную и радостную весть, то есть проповедует Христа, Сына Божия, при­шедшего в мир спасти грешников, как в утеше­ние грешникам апостол Христов написал: «Вер­но и всякого принятия достойно слово, что Хрис­тос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). И Сам Христос о Себе объявил: «Сын Че­ловеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). Итак, какая весть может быть нам, грешникам, более приятной, чем слышать проповедуемое отпущение грехов даром, вме­сто гнева Божия — милость Божию, вместо проклятия — благословение Божие, вместо осуждения — оправдание, вместо ада — отвер­стое царствие небесное, и с Богом Великим, Святым и Вечным — вечное примирение и об­щение (см. Рим 5; 1 Ин 1:3, 7, 9). Воистину не может быть более вожделен­ной для грешников вести. Не так желанны для больных здравие, для алчущих — хлеб, для жаж­дущих — холодная вода, для заключенных — свобода, для пленных — освобождение, для сле­пых и сидящих во тьме — свет, как для грешни­ков, которые подлежали вечному Божиему гневу и отвержению, — отпущение грехов и оп­равдание. Это значит Евангелие, христиане! Эту благоприятную весть приносит нам Евангелие! Этим утешайся, душа, печалью за грехи и стра­хом суда Божия сокрушенная, ибо Бог, по бо­гатству благости Своей, всем грешникам, каю­щимся и верующим во имя Единородного Сына Его, отворил двери милосердия и вечного бла­женства.



Что такое Евангелие, лучше познается из сравнения закона с Евангелием. Правда, что Творец закона и Евангелия один — Бог. И как закон всем дан, и всех обязывает к совершенно­му послушанию, так и Евангелие всем пропове­дать повелено, как написано: «Проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). И Христос, откровение о Котором содержится в Евангелии, всей твари проповеданный, всех к Себе призы­вает: «Придите ко Мне, все труждающиеся и об­ремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). И как закон на то дан был, чтобы человека, совершен­но его исполнившего, оправдать и спасти: «кто исполняет его» (то, что написано в законе), «тот жив будет им» (Лев 18:5; Гал.3:12), так и цель Евангелия — верующих оправдать, и прочее. Однако различие между законом и Евангелием примечается следующее: 1) Закон, то есть писанный, дан был Мои­сеем (ибо на сердцах и у прародителей наших, Адама и Евы, написан был), Евангелие — Хри­стом, как написал святой евангелист: «закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин 1:17). 2) Закон дает заповеди, что мы должны де­лать и чего не должны. Евангелие проповедует отпущение грехов, благодать Божию и заслуги Христовы. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). 3) Закон учит, что делать и от чего отвра­щаться, но помощи к действию не подает. Еван­гелие обещает благодать Святого Духа, Кото­рым на сердцах верующих пишется и действует закон (см. Иер.31:33). 4) Закон показывает грех, «ибо законом по­знается грех» (Рим 3:20). Закон согрешившего обличает, обвиняет, устрашает, гнев Божий воз­вещает ему (см. Рим 4:15), клятвою поражает его и осуждает (см. Гал.3:10), но греха не отни­мает. Евангелие грех прикрывает, немощь гре­ховную врачует, боящихся Божия гнева ободря­ет и утешает, благодать и вечную жизнь верую­щим обещает. 5) Закон — для людей бесстрашных, неисп­равных, небрежных, нечестивых, которых он должен устрашать, сокрушать и к покаянию приводить. «Уже и секира при корне деревьев ле­жит: всякое дерево, не приносящее доброго пло­да, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Еван­гелие проповедуется боящимся, смущающим­ся, страхом Божиим и печалью за грехи сокрушенным, алчущим милости Божией и уте­шения. Поэтому Христос говорит: «Благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем» (Лк4:18), и прочее. Отсюда следует, что проповедники Божия Слова должны осторож­но поступать в своем учении, то есть закон про­поведовать и гнев Божий возвещать тем, кото­рые бесстрашно живут, а тем людям, которых видят сокрушенными и уязвленными страхом Божиим, а также умирающим и кающимся предлагать Евангелие, милость Божию и отсю­да утешение, дабы бесстрашных не привести в большее бесстрашие, печальных и смущенных Божиим страхом не привести в пагубу отчая­ния, но более заботиться о том, чтобы бесстраш­ные в страх и чувство пришли, сокрушенные же живое утешение почувствовали в сердцах и ут­вердились в вере.

§ 278. Святое Евангелие — это «тайна, скры­вавшаяся от вечности в Боге», по апостольскому учению (см. Еф.3:9; Рим 14:24-25; 1Кор.2:7; Кол.1:26; 1 Петр 1:20), и от начала мира пропо­ведуется. Ибо первому человеку, Адаму, открыл Бог милостивое Свое благоволение о нем, его потомках и роде человеческом, которое выра­зилось через слова, сказанные Богом змию: «Тот твою сотрет главу», («Тот» — подразумевается Христос — благословенное Семя), по общему разумению Святых Отцов и учителей церков­ных (см. Быт 3:15). Это милосердное Божие обещание, как теплый луч солнца сквозь обла­ка и как свет сидящим во тьме, просияло пра­отцам нашим Аврааму, Исааку и Иакову и про­чим и согревало их сердца верою и надеждою на «грядущего» в мир Христа — Солнце Правды (см. Быт 12:3 и прочее; Быт 49:10 и прочее). Потому Христос сказал иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой», то есть во пло­ти, «и увидел», то есть верой, «и возрадовался» (Ин 8:56). А что об Аврааме разумеется, то и о про­чих праотцах и отцах, в Ветхом Завете пожив­ших и спасшихся, как в Деяниях Апостольских написано: «Благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они», то есть отцы наши (Деян.15:11). Свет этой благодати Божией открывал­ся пророкам и был ими проповедан. Моисей явно проповедовал сынам Израилевым: «Проро­ка от братии твоей, как меня, восставить тебе Господь Бог твой, Его слушайте» (Втор 18:15). Это и святой первомученик Стефан приводит (см. Деян.7:37). О том же и прочие святые пророки проповедовали, которые согласно предвозвес­тили и различно изобразили пришествие, рож­дение от Девы по плоти, житие на земле, стра­дание, смерть, погребение, Воскресение и слав­ное на небо восшествие Спасителя мира, Христа, как о том в святых их книгах простран­но написано. Потому и Христос обращался к двум ученикам: «О, несмысленные и медлитель­ные сердцем, чтобы веровать всему, что предска­зывали пророки! Не так ли надлежало постра­дать Христу и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк.24:25—27). И в той же главе говорит: «ибо надлежит исполниться все­му, написанному обо Мне, в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах» (Лк.24:44). Отсюда правильно заключить, что и в Вет­хом Завете проповедовалось святое Евангелие. Ибо все, что в том Завете обещало отпущение грехов, наше с Богом примирение и благодать возрождения, — то относится ко Христу и Евангелию. И сами те жертвы, как предзнаме­новавшие Христа, заклавшегося за спасение мира, означают Евангелие. Ибо не сами собой жертвы те очищали грехи людские, но очищал Христос, предзнаменованный теми жертвами. «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов унич­тожала грехи», — говорит апостол (Евр.10:4). «Иисус Христос вчера и сегодня, Тот же и вовеки. Агнец (Иисус Христос) заклан в жертвах от сложения мира» (силою и действием, не самим де­лом) (Откр.13:8). «Когда же пришла полнота вре­мени» (Гал.4:4), явился проповеданный от нача­ла мира и всем миром ожидаемый не иначе, как дождь жаждущей землею, Мессия Христос, «си­яние славы и образ ипостаси Отца» (Евр.1:3), и, как солнце, всю поднебесную Своим явлени­ем просветил и согрел. Этот великий «Посланник и Святитель испо­ведания нашего» (Евр.3:3), «и великого совета Ангел» (Ис.9:6) возвестил нам всю благость, ми­лость и человеколюбие Божие к нам, и призы­вает всех грешников: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Призывает к Себе всех труждающихся и обремененных: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные», — и обещает покой душам: «и обретете покой душам вашим» (Мф.11:28—29). Блудникам, мытарям, разбойникам и прочим грешникам, приходя­щим к Нему с покаянием и верою, отворил две­ри милосердия Божия и рай, грехом закрытый, и получают его по благодати Христовой мыта­ри, и прелюбодеи, и разбойники кающиеся (см. Мф.21:31; Лк 23:43). Это богатство благости Божией пронести в весь мир повелел Он Своим апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:20). Они согласно все нам благовествуют: «проповедуем Христа распятого, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:23—24), и молят нас, как посланники Христовы, примириться с Богом: «Итак, от имени Христова просим: прими­ритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сдела­лись праведными пред Богом» (2Кор.5:20—21).

§ 279. Видишь, возлюбленный христианин, что такое Евангелие. А именно оно есть пропо­ведь о Христе, пришедшем в мир «грешников спа­сти». Кому же оно проповедуется? Не тем грешникам, которые радуются о чести, славе и бо­гатстве мира сего, не тем, которые утешаются различными веселостями мира сего, веселятся во все дни светло, день ото дня препровождают с ликами и тимпанами; не тем, которые весе­лятся с любимицами своими на их беззаконном ложе; не тем, которые утешаются беззаконной победой, обидой ближнего своего; не тем, ко­торые услаждаются беззаконным и скверным прибытком, получаемым с помощью коварства и хитрости от лихоимства, хищения и насилия; не прочим им подобным беззаконникам. Им возвещается гнев Божий, грядущий на них, если не обратятся. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — цар­ства Божия не наследуют» (1Кор.6:9—10). Им говорится: «Покайтесь»; говорится: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смири­тесь пред Господом», и прочее (Иак.4:8—10). А когда это сотворят, то им эта Божия благодать и утешение представляется, как сладкая трапеза после поста и благословенных трудов. Итак, кому возвещается Евангелие? Отвеча­ет Христос: «Благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем». Вот кому пропо­ведуется евангельское утешение. «Нищим», то есть тем, которые духовную свою нищету признают и ищут богатства благости, милости и человеко­любия Божия, тем, которые, не находя никакой правды в себе перед Богом, но даже всякое ус­матривая окаянство, алчут и жаждут правды Божией о Христе Иисусе, и так смиряются перед Ним. «Сокрушенным сердцем», то есть тем, которые имеют сердце, печалью за грехи, как стрелою, уязвленное. Им благовествуется, им говорится: «веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Им открывается все богатство Божия человеколюбия. «Благосло­вен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утеша­ющий нас во всякой скорби нашей» (2Кор.1:3—4).



§ 280. Закон, хотя и был дан ради того, что­бы оправдать человека, как выше сказано, од­нако не мог человека оправдать, не от себя, но от немощи человеческой. Ибо никто не мог его совершенно исполнить, как написано: «все со­грешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23), — и так с оправданием своим отступил от нас. С оправданием, говорю, ибо что касается испол­нения закона, то и ныне его исполнять долж­ны христиане, должны ему повиноваться, жизнь свою проводить по правилу и учению его. Иначе тем, кто не хочет по правилу его жить, проклятия и осуждения, объявленных в зако­не, не избежать. А если закон с оправданием от нас отсту­пил, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16), так как не могли его испол­нить, тем самым он отсылает нас к Евангелию и, как немощных, поручает Христу, пропове­дуемому в Евангелии, Который «даром, без дел закона, оправдывает и спасает верующих в Него» (Рим 3:24—28). В этом, кажется, смысле апос­тол написал: «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24). Ибо кроме того, что он учит, что делать и чего не делать, и так нас старается отвести от грехов, он, как бы за руку взяв, ведет ко Христу нас, неисправных и немощных, ибо, чему учит нас, того не делаем, и так обличает нас и осуж­дает, а не оправдывает, устрашает, а не утешает, немощь нашу нам показывает, а не отнимает, а тем самым как бы убеждает нас искать другое средство, через которое мы могли бы избавить­ся от окаянства нашего. В такой тесноте совести убеждаемся прибе­гать к милостивому Божиему о Христе Иисусе обещанию, к святому Его Евангелию и Христу, о Котором проповедует евангельское открове­ние, Который не сотворивших закона, но ве­рующих в Него «даром оправдывает» и избавляет от всего бедствия и окаянства, как Сам гово­рит: «Если Сын освободит вас, то истинно сво­бодны будете» (Ин 8:36), — чтобы так, будучи не в состоянии оправдаться от закона, «оправдаться верою» (Гал.3:24). Ибо Христос осуждение зако­на, которому мы, как грешники и преступни­ки закона, подлежали, на Себя взял, а нам бла­гословение подает. «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1 Петр 2:24), чтобы нам подать правду Свою верою, как апостол напи­сал: «Не знавшего греха Он сделал для нас жерт­вою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведны­ми пред Богом» (2Кор.5:21). Подробнее об этом будет предложено ниже. Из вышесказанного следует: 1) Евангелие было от начала мира то же, что и ныне проповедуется. 2) Та же вера была от начала мира, которая ныне проповедуется, ибо отцы Ветхого Завета веровали в грядущего Христа, а мы веруем в пришедшего. 3) Тот же образ оправдания и спасения был у них, какой и у нас есть, то есть — вера во Хри­ста. Ибо в предвечном Божием совете положе­но — человека согрешившего спасти не иначе, как только через Христа, верою в Него. И что определено тогда, то ныне делается, и кто ни спасается, верою спасается. Ибо Евангелие — это «тайна, скрывавшаяся от вечности в Боге» (Еф.3:9), как сказано прежде. 4) Как христианин от веры, так вера от Евангелия начинается. Без Евангелия не может быть веры. Надо верить милостивому Божиему обещанию, которое относится к Евангелию, если хотим веру в сердце воспринять. 5) Чтобы веру в сердце воспринять от Евангелия, должно почувствовать в сердце силу, об­личение, осуждение и страх суда Божия от зако­на. Для этого нужна проповедь закона Божия. 6) Отсюда видно, как нужно поучаться в Слове Божием, то есть в законе и Евангелии, так как от закона «познается грех» и ощущается гнев Божий против греха (см. Рим 3:20), а от Евангелия силою Святого Духа вселяется в сер­дце утешение и живая вера. 7) Евангелие неисправным, некающимся и не перестающим грешить никакой пользы не приносит, так как тем только благовествуется, которые Бога и Суда Его праведного боятся и страхом и печалью за грехи уязвлены. Им уте­шение от Евангелия нужно и предлагается. Им говорится: «не бойся, только веруй» (Мк.5:36). Им Христос, в Евангелии проповедуемый — Утеши­тель и Врач, как и Сам Он говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12).


Каталог: files -> 2013
2013 -> Социальная установка: понятие, структура, формирование Понятие аттитюда
2013 -> Анализ работы муниципальной стажерской площадки «Сопровождение исследовательской деятельности обучающихся» на базе мкоу «Сибирская сош №1» в 2013 год
2013 -> Перечень психодиагностических методик центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
2013 -> Пояснительная записка. I. Общие положения. II. Правовой аспект введения Стандарта православного компонента общего образования
2013 -> Икт – компетентность (использование и области применения икт в воспитательной работе)
2013 -> А. П. Назаретян Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории
2013 -> Дмитрий Аркадьевич Митяев впервые прославился в декабре 1997 года, когда опубликовал доклад


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница