Становление и развитие благотворительности в системе отечественного образования (на примере Нижегородской губернии конца XIX начала XX веков) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 139.5 Kb.
Дата11.02.2016
Размер139.5 Kb.
ТипАвтореферат

На правах рукописи




Золотницкая Вера Степановна

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере Нижегородской губернии

конца XIX - начала XX веков)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук








Нижний Новгород – 2009



РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В НИЖЕГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор



Филиппов Юрий Владимирович
Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор



Повшедная Фаина Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент

Перфильева Евгения Ивановна
Ведущая организация

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева


Защита состоится « 23 » марта 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д.31, ауд.215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

Автореферат разослан «21» февраля 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Н.Ф. Комарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, так как сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи в самых разных сферах общества. История отечественного образования хранит немало так называемых «белых пятен», малоизвестных страниц, которые долгие годы для исследователей были просто недоступны. Так, например, по существу только начинает изучаться в настоящее время значение благотворительности в сфере отечественного образования, представляющей крупное общественное явление.

Благотворительная деятельность в России имеет свои исторические корни и традиции, которые восходят к Древней Руси. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих исследователей, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию. На протяжении столетий содержание и формы этого явления существенно менялись. Впервые этот термин в научной литературе встречается у Н.М. Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты беднейшего населения. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся.

В ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе. Сегодня под благотворительностью понимается деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.

В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа и благотворительность.

Вместе с тем, актуальность темы связана и с теми изменениями, кризисными явлениями, происходящими в российском обществе и обусловленными историческим переломом, переходом от старых социальных отношений к новым. Этот процесс проходит весьма болезненно для мало - или неимущей части российских граждан, т.к. в стране недостаточно развита необходимая система социальной защиты населения и не оказывается вовремя и адресно направленная поддержка. Условия, необходимые для формирования многофункциональной социальной политики, пока еще не сложились в стране. Прогрессирующая нищета, небывалое социальное расслоение, затронувшее все социальные группы и слои российского общества, утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров, размытость исторического сознания – характерные черты сегодняшнего дня.

В концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента 17 декабря 1997 г., особо подчеркивается, что еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государства и общества, и увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности, как следствие кризисного состояния экономики, несет угрозу безопасности России в социальной сфере.

В условиях наступившего XXI века, потребность в изучении и научной разработке отдельных пластов и явлений истории образования в России приобретает особую значимость. Знание историко-педагогического опыта, как положительного, так и негативного, дает возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов, обеспечить достойное развитие образования современной России. Таким образом, интерес исследователей в настоящее время к изучению опыта прошлого, традиций российской благотворительности, ее социально-политических аспектов, в частности, вполне закономерен.

Благотворительность, ставшая в России именно в эпоху капитализма общественным явлением, вместе с тем являлась частью политической идеологии российского государства того периода. В общественную психологию внедрялась идея тесной связи монарха со своим народом, культивировалась мысль о безграничной монаршей милости, укреплялось сознание, что «лишь бы до царя дойти, у него каждый найдет и правду, и покровительство». Именно на уровне государственной политики осуществлялась благотворительность. Властью инициировались и режиссировались всевозможные благотворительные акции, «адресные» кампании и т.п., можно сказать даже, что формировался культ благотворительности. Не случайно благотворительность в дореволюционной России была делом престижным. Сначала дворянская аристократия – крупные землевладельцы, а позднее промышленники, купцы, просто зажиточные люди, вкладывая капитал в благотворительные дела, стремились зарекомендовать себя в глазах общественности. Благотворительность считалась признаком хорошего тона. Для того, чтобы завоевать определенные позиции в тогдашней общественной и государственной иерархии, недостаточно было быть богатым, нужно было совершать общественно полезные поступки. И они совершались в массовом масштабе. Пример подавали члены императорской семьи, учреждавшие благотворительные общества, вносившие при этом на их нужды значительные капиталы и опекавшие их. Социальный состав благотворителей менялся в соответствии с социально-экономическим развитием страны. Формы благотворительной помощи были многообразными, они отражали многоукладность тогдашнего общества. Но в каком бы виде благотворительность ни проявлялась, материальную основу ее в большинстве случаев составляли частные пожертвования.

Историко-педагогический анализ образовательно-воспитательных аспектов благотворительности в России в конце XIX – начале ХХ веков поможет глубже понять ее внутреннюю сущность, взаимосвязь социальных, экономических, политических, идеологических, правовых и ментальных начал ее развития.

Степень изученности проблемы. Об актуальности темы свидетельствует также анализ состояния ее разработки. В дореволюционный период вопросам общественного призрения и благотворительности уделялось достаточно большое внимание, о чем свидетельствуют библиографические издания, называющие многочисленные публикации, относящиеся ко второй половине XIX века. По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности в дореволюционный период были опубликованы 323 работы (без учета периодики). Причем некоторые издания являлись многотомными, а одно из них, «состоящее под высочайшим их императорского величества и покровительством Ведомство детских приютов и его задачи», выходившее в С.-Петербурге в 1897-1911 гг. состояло из 34 частей. Общие проблемы благотворительности освещены в работах таких дореволюционных авторов как Н.Я. Воскобойников, Георгиевский, В.И. Ильинский, Н.Н. Кафтанов, А. Якоби, Н.А. Никольский и других.

Из большого числа статей по разнообразной тематике можно отметить «Очерк истории развития и современного положения общественного призрения» Е.Д. Максимова. Он подчеркивал, что государственное призрение появилось в России с появлением государства, характеризовал принципы государственного призрения, считая, что государственная благотворительность берет свое начало с XVIII в., т.е. с правления Петра I.

В статье Е.Д. Максимова «Практическая и законодательная постановка мер общественного призрения» затрагиваются вопросы реализации земствами благотворительных целей и задач. Причем автор, анализируя действовавшее российское законодательство об общественном призрении, пришел к выводу о том, что законодательство мало соответствовало требованиям жизни и не могло удовлетворить российское общество.

К этим материалам примыкает книга Е.Д. Максимова «Очерк земской деятельности в области общественного призрения», вышедшей еще в середине 90-х годов XIX в. Эта работа специально посвящена вопросам земства и благотворительности. Но работы Е.Д. Максимова, впрочем, как и многие другие дореволюционные издания по истории благотворительности и общественного призрения, давно уже стали библиографической редкостью, что делает их труднодоступными для исследователя и использования в научных целях.

В дореволюционной историографии выделяется также книга В.Ф. Дерюжинского «Заметки об общественном призрении», в которой содержится краткий обзор состояния общественного призрения в России, оценивается его законодательная база, в историческом аспекте анализируется имевшийся опыт благотворительности в Западной Европе, выделяя в нем рациональное и значимое для использования в российских условиях.

Известен также фундаментальный труд по истории благотворительности в России под редакцией П.И. Лыкошина «Благотворительная Россия».

Одним из важнейших направлений в истории российского благотворения являлась трудовая помощь, которая особенно активизировалась в 90-е годы, что было связано с недостаточной занятостью населения и появлением острой безработицы. Вопросами трудовой помощи занимались теоретики и практики социальной работы в дореволюционной России, среди которых ведущую роль играли В.И. Герье, В.В. Гаген, К.К. Грот, Е.Д. Максимов, Г.Г. Швиттау и др. Они обосновывали необходимость государственной системы «трудовспоможения», предлагали свои варианты решения вопроса.

. Наиболее значительным трудом по этим вопросам является книга Г.Г. Швиттау (в двух частях) «Трудовая помощь». Это монографическое исследование остается до сих пор самым важным и крупным по истории трудовой помощи.

В то же время среди многочисленных трудов нет такой работы, в которой бы проблемы детской благотворительности были бы освещены на общероссийском уровне, не говоря уже о региональном аспекте темы.

Небольшое исключение составляет лишь работа о воспитательных домах, но ее содержание сводится к сотне документов о детской благотворительности, включая извлечения из законов, указов, постановлений, рескриптов, справок и сведений и т.п. за период с 1774 по 1888 гг.

Важное значение имеет монография М.Д. Путерена (главного врача Санкт-Петербургского воспитательного дома), посвященная призрению подкидышей в 17 странах (подробно дан материал о Франции), но основной акцент сделан на России.

К ней примыкают работы С.Э. Термена, Н. Жеденева, Г.Я. Щербинина по истории сельских приютов, которые стали возникать с 1892 г. и имели свои отличительные особенности. В них обращается внимание на создание приютов, строительство зданий, обучение детей грамоте, ремеслам, привитие навыков по домоводству, организацию выставок изделий, воспитательную работу с учащимися.

В целом, анализируя дореволюционную литературу по данной теме, можно придти к выводу о том, что проблема благотворительности, хотя и привлекала к себе внимание, была притягательной для многочисленных авторов, но многие ее стороны не получили достаточно глубокого изучения и представлены преимущественно в практической плоскости.

Интерес к истории благотворительности в России снова возник в конце 80-х - начале 90-х годов нашего столетия. Были опубликованы работы А.Н.Боханова, П.В.Власова, П.И. Нещеретного, Л.В. Бадя, Г.Г. Силласте, М.В.Фирсова.

Многие работы появляются в периодических научных изданиях, в научных сборниках, например, работа Е.А. Абросимовой, посвященная истории законодательного регулирования, создания и деятельности российских благотворительных организаций. Можно отметить также работы В.Н. Егошиной и Н.В. Елфимовой, раскрывающей различные аспекты истории детского призрения, в России начиная с Х в. и до 30-х годов ХХ в. Авторы большое внимание уделяют специфике российской системы детского призрения на рубеже XIX-ХХ веков, новым формам призрения детей в России.

Следует также отметить работу В.П. Мельникова и Е.И. Холостовой «История социальной работы в России, проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

Основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др. Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и других.

В целом анализ литературы по проблемам благотворительности позволяет сделать вывод о том, что до сих пор нет и специального исследования, раскрывающего социально-политические аспекты благотворительности в России. Можно также говорить об отсутствии комплексного исследования по истории благотворительности в образовательной сфере в российских губерниях, в частности, в Нижегородской губернии конца XIX - начала XX веков, что является свидетельством о недостаточном изучении регионального компонента самых разных отраслей истории педагогики и образования, в частности – благотворительной практики в данной области.



Источниковедческая база исследования. Самая многочисленная и важнейшая группа документов обнаружена в Центральном Государственном архиве Нижегородской области, причем некоторые из них впервые вводится в научный оборот. Источниковую базу исследования в значительной мере дополняют материалы периодической печати.

Цель исследования – историко-педагогический анализ становления и развития благотворительности в системе отечественного образования до конца XIX - начала XX веков.

Объект исследования – взаимосвязь этапов и основных тенденций развития благотворительности в системе отечественного образования до конца XIX - начала XX веков.

Предмет исследования – благотворительность как составляющая системы отечественного образования на примере Нижегородской губернии конца XIX - начала XX веков.

Гипотеза исследования состоит в следующих предположениях:

  1. Существует исторически обусловленная взаимосвязь между историческим этапом развития общества и состоянием благотворительности в сфере образования.

  2. Исследование историко-педагогических факторов, обусловивших специфику благотворительной практики в сфере образования в Нижегородской губернии, может определить основные особенности ее становления, развития и функционирования в среде образовательных учреждений.

Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали решения следующих задач:

- выявить сущностно-содержательные характеристики понятия «благотворительность» в сфере образования как феномена историко-педагогического исследования;

- проанализировать возникновение и распространение благотворительности в Западной Европе и определить основные тенденции благотворительности в сфере западноевропейского образования в XIX- начале XX вв.;

- выявить специфику и основные особенности благотворительности в системе отечественного образования;

- выявить характерные черты благотворительности в сфере образования в Нижегородской губернии в XIX- начале XX веков и проанализировать историко-педагогические факторы, обусловившие особенности благотворительности в области образования и просвещения в Нижегородской губернии, для чего требуется:

- проанализировать деятельность земства в сфере образования и определить место вдовьих и воспитательных домов в системе благотворительных образовательных учреждений в Нижегородской губернии в XIX- начале XX вв.;

- Методологическая основа исследования. Конкретная методология исследования опирается на комплекс методов историко-педагогического исследования: изучение, анализ и систематизация педагогической литературы, периодики, исторических документов, архивных материалов; сравнительно-сопоставительный анализ практической и теоретической деятельности; системный анализ, учитывающий государственно-политические, социальные, экономические, социо- и этнокультурные факторы; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, адекватных историко-педагогическому характеру исследования: теоретический, сравнительный и историко-типологический методы.

Историко-педагогический анализ проводился на основе проблемно-хронологического метода. Методологической основой исследования также стала система общенаучных принципов, среди которых ведущее место принадлежит принципам историзма, объективности, развития, системности и комплексности в процессе изучения и оценки выявляемых фактов.

Исследование опиралось на аксиологический и культурологический подходы к его осуществлению, основанные на выявлении тех ценностных ориентации, которые определили концепцию о месте и роли благотворительности как приоритетной составляющей в отечественном образовании рассматриваемого периода. Хронологические рамки работы определяются достаточно длительным временным периодом, (в первой главе исследования – начиная с эпохи Средних веков) но особого внимания в исследовании заслуживает ситуация с благотворительностью в России в целом и в Нижегородском крае, в частности, в период с XIX - по начало XX века.

Наше проблемное историко-педагогическое исследование охватывает столь масштабный временной период, поскольку в этом случае можно проследить генезис, выявить тенденции развития изучаемого явления.

Научная новизна исследования:

- выявлены сущностно-содержательные характеристики понятия «благотворительность» в сфере образования как феномена историко-педагогического исследования;

- проанализировано возникновение и распространение благотворительности в Западной Европе и определена взаимосвязь этапов развития общества и основных тенденций благотворительности в сфере западноевропейского образования в XIX- начале XX вв.;

- выявлены специфика и основные особенности благотворительности в системе отечественного образования в России;

- рассмотрены характерные черты благотворительности в сфере организации и функционирования образовательных учреждений и выявлены историко-педагогические факторы, обусловившие особенности благотворительности в области образования и просвещения в Нижегородской губернии:

- изучены и обобщены неопубликованные архивные источники, характеризующие деятельность земства сфере образования в Нижегородской губернии в XIX- начале XX вв.;

- определено место вдовьих и воспитательных домов в системе нижегородских благотворительных образовательных учреждений в рамках указанного хронологического периода;

- Основные положения, выносимые на защиту:

1.В исследовании обоснована, с точки зрения историко-педагогического подхода, взаимосвязь этапов и основных тенденций становления благотворительности в западноевропейских странах, позволившая выделить хронологических три периода. Преобладающую модель благотворительной деятельности в Западной Европе можно определить как общественно-конфессиональную;

2. Специфика отечественных традиций благотворительности в сфере образования определены как обусловленная всем ходом российского культурно-исторического процесса:

- благотворительная деятельность осуществлялась русскими самодержцами совместно с православной церковью, что можно проследить на первом этапе становления системы – от князя Владимира до Петра Великого;

- широкое развитие благотворительности при Екатерине II (Великой), законодательное обоснование создания в каждой губернии Приказов общественного призрения, открытие первых в России воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге, что знаменовало собой новый этап в развитии благотворительности в России – учреждение систематических воспитательно-образовательных учреждений для детей, построенных на принципах сочетания умственного и физического развития с трудовым воспитанием и обучением ремеслу обусловлено потребностью общества в обучении и формировании нового типа личности;

- XIX век стал переломным в развитии благотворительности, когда в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию.

3. Изучение историко-педагогического опыта Нижегородской губернии XIX- начале XX веков показало, что:

- Земские власти сыграли решающую роль в становлении благотворительной образовательной практики в Нижегородской губернии;

- Богадельни, приюты и детские воспитательные дома в Нижнем Новгороде и Нижегородской губернии в XIX- начале XX веков, организованные на принципах совмещения благотворительной помощи с получением профессиональных навыков являются ярчайшими примерами успешной реализации основного принципа благотворительности в истории образования в России – оказание безвозмездной помощи в сфере образования должно базироваться на идее направленного трудового воспитания;

4. В качестве основных историко-педагогических факторов, обусловивших специфику и основные особенности благотворительной практики в сфере образования в Нижегородской губернии, в исследовании выделяются:

- экономическое положение губернии на рубеже XIX-XX веков, обусловившее широкий спектр возможностей по созданию разветвленной сети благотворительных образовательных учреждений;

- наличие в Нижегородской губернии высокого процента старообрядцев, как представителей особого высокообразованного конфессионально-этического слоя, обеспечивавшего действенность благотворительности в сфере образования.
Теоретическая значимость исследования:


  • Исследование способствует историко-педагогическому анализу роли и места благотворительности в системе российского образования. Обоснованность и достоверность исследования определяются общим методологическим подходом к изучению проблемы, достаточной надежностью выбранных методов исследования, многообразием использованных источников; построены на достаточно достоверных, проверяемых данных и фактах, обоснованы анализом фактического материала, критическим соотнесением различных литературных источников и научных исследований.

  • Использованные архивные документы содержат различную по полноте и степени достоверности информацию, что позволило в достаточной степени полноценно изложить особенности и научно-методические принципы.

Практическая значимость исследования:

  • Результаты исследования направлены на понимание и осмысление исторических корней и теоретических основ благотворительности в сфере образования, что оказывается совершенно необходимым в современных условиях, для лучшего понимания и осмысления этого масштабного явления в истории педагогики и образования;

  • В работе обобщены и проанализированы неопубликованные архивные источники, способствовавшие выявлению основных историко-педагогических факторов, обусловивших специфику и основные особенности благотворительной практики в сфере образования в Нижегородской губернии.

Достоверность и обоснованность научных выводов обеспечивается исходными методологическими и теоретическими положениями; применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта; привлечением широкого круга документальных и архивных источников.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап – 2005-2006 гг.: изучение философской, исторической, психолого-педагогической и другой научной литературы по проблеме исследования; выяснение актуальности и степени разработанности проблемы, определение направления исследовательского поиска.

Второй этап - 2006-2007 гг.: изучение научной периодической печати, архивных документов и т.д.; определение на основе анализа, систематизации, индукции и дедукции методологических основ и структуры исследования; разработка и обоснование основных положений исследования.

Третий этап - 2007-2008 гг.: систематизация и обобщение полученных в ходе исследования материалов; внесение уточнений и дополнений; редактирование и оформление кандидатской диссертации.



Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 7-ми публикациях, а также на ежегодных научных конференциях и в учебно-методических пособиях.

Отдельные положения диссертации были апробированы автором при проведении практических занятий, озвучены на различных межвузовских, региональных и всероссийских конференциях.



Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Общий объем диссертации 152 страницы.

В заключении работы подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы научного и практического характера.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, рассматривается степень ее изученности в научной литературе, формулируются цель и основные задачи исследования, раскрывается научная новизна, отмечается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Первая глава диссертации «Благотворительность как феномен историко-педагогического исследования» посвящена анализу сущностно-содержательных характеристик понятия «благотворительность», рассмотрению возникновения и распространения благотворительности в Западной Европе, а также исследованию основных тенденций и основ благотворительности в зарубежной сфере образования в контексте истории педагогики

Хронологически становление благотворительности в западноевропейских странах можно условно разделить на три периода. Каждая из европейских стран имела свои экономические, культурологические, национальные, исторические особенности общественного призрения. Проблема нищеты всегда волновала общество и, как уже отмечалось ранее, одним из первых способов борьбы с ней, который существует, и по сей день, была религиозная благотворительность. Но по мере того, как общество начало осознавать значение труда в жизни народа, взгляд на нищенство стал изменяться; в нем стали видеть общественное зло, которое требует не потворства, а искоренения.

Часто деятельность западных государств носила формальный характер, в силу того, что правительства руководствовались лишь интересами государства. И если в первом периоде преобладал церковный взгляд на решение социальных проблем, который, по сути, поощрял нищенство, то во втором периоде стал преобладать интерес благочиния и преследования нищенства, которое приобрело статус социального зла.

Наступление нового, третьего, периода в истории борьбы с нищенством, отмечено участием общества и преобладанием организованной систематической помощи над мерами преследования и случайной щедростью. От искоренения синдрома болезни перешли к излечению ее корня. В непосредственном попечении о каждом нуждающемся, в попечении, сопровождаемом личным к нему участием, стали усматривать лучшее и самое деятельное средство не только для борьбы с нищенством, но и предотвращения его.

Главная же заслуга появившейся филантропии заключается в том, что она сумела привлечь внимание всего общества к нищенству, что дало превосходные результаты в конце XVIII века. Основной ее принцип теперь состоял в том, что каждый бедняк должен сам зарабатывать пропитание в меру своих сил и возможностей, но в случае нужды и нехватки необходимого минимума для жизни - ему оказывали поддержку попечительства; неспособные к работе - находились на полном содержании.

Непосредственно к образовательной системе, построенной на благотворительной основе, принцип возможности самообеспечивающего труда, сформулированный в XVIII веке, имел самое прямое отношение и оказал на организацию детских образовательных учреждений значительное влияние. И в Англии и во Франции и в Чехии в рассматриваемый хронологический период на приведенных в тексте главы 1.(параграф 1.2.) примерах, разумная организация благотворительной помощи детским воспитательно-образовательным учреждениям – таким как воспитательные дома в Англии, приют Прево Поля Робена во Франции, Дом Сирот и Наш Дом Януша Корчака в Чехии, основанная на обязательном сбалансированном сочетании физического труда, обучения различным ремеслам и умственного развития, позволяла осуществлять основной принцип благотворительности – привитие навыков труда, получение востребованной профессии, т.е. возможности в дальнейшем обеспечить самостоятельное существование во взрослой жизни.



Во второй главе исследования «Специфика и основные особенности благотворительности в системе отечественного образования» анализируются этапы зарождения и распространения благотворительной практики в России, рассматривается зарубежное влияние на отечественную благотворительную практику, выявляются специфические концептуальные основания взаимоотношений отечественного образования и благотворительности как общественного явления, а также подробно изучается роль благотворительности в сфере образования в российском обществе в XIX- начале XX веков.

Поскольку началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси, а отправной точкой - принятие христианства с одной из его основных заповедей - любви к ближнему, на Руси это первоначально нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, ордынским нашествием, на первый план, с точки зрения оказания благотворительной помощи, объективно выдвигается русская православная церковь.

После восстановления русской государственности благотворительная деятельность осуществлялась русскими самодержцами совместно с православной церковью.

Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для Руси вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи.

Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время. Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). Исключительное значение для развития государственной системы призрения имел указ царицы о создании в каждой губернии Приказов общественного призрения. Эти учреждения должны были организовывать и содержать школы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, «работные дома» и многое другое. Императрица личным примером поддерживала и укрепляла частную благотворительность.

Открытие первых в России воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге знаменовало собой новый этап в развитии благотворительности в России – учреждение систематических воспитательно-образовательных учреждений для детей, построенных на принципах сочетания умственного и физического развития с трудовым воспитанием и обучением ремеслу.

XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году.

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. И вместе с тем, несмотря на кажущееся противоречие, при сравнении первоначального опыта организации обучения и воспитания беспризорных детей уже в молодой Советской республике, можно видеть прямую взаимосвязь с предыдущими педагогическими системами, унаследованную на первых порах от прежней общественной формации, построенной на принципах благотворительности.

В этом отношении наиболее яркими и характерными примерами таких учреждений являются «Республика Шкид» В.Н. Сороки-Росинского и педагогические учреждения с пеницитарным уклоном, которыми руководил А.С. Макаренко, основными принципами которых было трудовое воспитание и обучение детей необходимым профессиональным навыкам.

Третья глава «Благотворительные образовательные учреждения в Нижегородской губернии» основана на анализе характерных черт благотворительности в сфере образования в Нижегородской губернии, в ней выявляются историко-педагогические факторы и причины, обусловившие особенности благотворительности в области образования и просвещения, определяется значение деятельности земства в сфере образования в Нижнем Новгороде, а также возникновения и функционирования вдовьих и воспитательных домов как благотворительных образовательных учреждений.

Важность теоретического осмысления, а при необ­ходимости и практического применения исторического опыта земского самоуправления, особенно его благотворительной деятельности в области образования, в России обусловлена про­цессом становления и развития современной системы мест­ного самоуправления. Демократизация народного образования, повышение общественного статуса школы неразрывно связаны с деятельностью земства, оказавшего значительное влияние на распространение грамотности в народе. Достаточно сказать, что из всех типов начальных школ именно земские учебные заведения признавались лучшими. Земские власти делали многое для улучшения учебной работы, качества обучения, повышения квалификации педагогов.

По замыслу правящих кругов Российской империи, попечительства призваны были стать связующим звеном между благотворителями и административными органами управления. Это определило статус, цели и задачи, а также состав попечительских органов - как в Нижегородской губернии, так и по всей стране. Действовавшие с начала XIX века попечительские комитеты (реже советы) создавались преимущественно как совещательные органы при губернаторе. Целью их создания было улучшение административного управления в гуманитарной сфере, то есть в образовании, социальном обеспечении и т.п.

Экономические успехи региона и появление заметной социальной группы преуспевающих предпринимателей давали возможность щедрого выделения средств на благотворительные цели, а действовавшие к тому времени попечительские органы позволяли оперативно направлять средства на социальные нужды. Кроме собственно учебного процесса, попечительские органы в сфере образования поощряли и благотворительность, направленную на поддержку педагогического персонала учебных заведений Нижегородской губернии.

Поэтому обычно в состав губернских попечительских комитетов включались высшие должностные лица губернии, а с правом совещательного голоса или на правах почетных членов - представители общественности, специалисты в области образования и здравоохранения. Аналогичной была и структура уездных попечительских комитетов, которые всегда возглавлялись (по должности) административным руководителем уезда, а в состав также включались представители общественности и купечества, известные своей благотворительной деятельностью.

Что же касается приютов и детских воспитательных домов можно отметить также, что успех благотворительной деятельности в детских приютах был настолько очевиден, что данная форма попечительства сохранялась впоследствии и при Советской власти. Попечительские советы при детских домах после 1917 г. - общественные органы, имевшие целью оказывать содействие  в воспитании, обучении и содержании детей-сирот. Совет также осуществлял контроль за качеством питания детей, за распределением одежды и ее сохранностью, за расходованием средств, отпущенных государством на содержание детских домов.

Одним из самых уникальных благотворительно-образовательных учреждений в Нижегородской губернии был «Вдовий дом» - единственный в стране приют для одиноких матерей с детьми, где помимо социальной помощи и обеспечения, дети получали образование и необходимые профессиональные навыки, чтобы в дальнейшем обеспечить свое будущее, сначала для них была организована начальная школа. Позднее, в 1907-1908 гг. при Вдовьем Доме было построено ремесленное училище, призванное дать профессию детям, проживающим здесь с матерями-вдовами. И все это учреждение, потребовавшее весьма значительных по тем временам капиталовложений, было целиком и полностью построено на средства частных жертвователей - нижегородских купеческих семей Блиновых и Бугровых.

На основании проделанного историко-педагогического анализа, согласно логике диссертационного исследования, в качестве основных факторов, обусловивших специфику и основные особенности благотворительной практики в сфере образования в Нижегородской губернии рассмотренного хронологического периода выделяются следующие:

- во-первых, особое по сравнению с другими, более стабильное экономическое положение губернии на рубеже XIX-XX веков, обусловившее широкий спектр возможностей, по созданию разветвленной сети благотворительных образовательных учреждений;

- во-вторых, наличие в Нижегородской губернии высокого процента старообрядцев, как представителей высокообразованного конфессионального-этического слоя, обеспечивавшего действенность благотворительности в сфере образования.

  Таким образом, благотворительность и попечительство в Нижегородской области имеют давние традиции, и проявления их были многогранны. Дело это было весьма почетным, и лица, проявляющиеся себя на этом поприще, пользовались большим уважением в обществе.

В заключении работы подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы научного и практического характера:


  • Анализ исторических корней и теоретических основ благотворительности в сфере образования оказывается совершенно необходимым в современных условиях, для лучшего понимания и осмысления этого масштабного явления в истории педагогики и образования;

  • Характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этого историко-педагогического явления, поскольку жизнь общества невозможно понять без учёта тех представлений, которые её формируют.

  • Как было показано в данном диссертационном исследовании, существует тесная взаимосвязь между благотворительностью и сферой образования как в рассматриваемом хронологическом периоде, так и в современном мире.


Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:
Статьи в рецензируемых изданиях, входящих в Перечень ВАК
1.Золотницкая, В.С. Истоки благотворительной образовательной деятельности в России в X-XVIII / В.С. Золотницкая // Приволжский научный журнал.- 2008. - № 4. – С.243-247.
Статьи
2. Золотницкая, В.С. Благотворительность как основа социальной работы в XIX – начале XX веков / В.С. Золотницкая // Труды молодых ученых и аспирантов. Вып. 8. - Н.Новгород: изд-во ВВАГС, 2008. – С. 133-36.

3. Золотницкая, В.С. «Вдовий дом» Н.А.Бугрова как воспитательно-образовательное учреждение / В.С. Золотницкая // Межпоколенная трансляция культурного наследия // Культурно-исторические общности Волжско-Камского бассейна: прошлое и настоящее: Сб. ст. и докл.14-й межвузовской конференции по культурологии. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2008. – С.155-157.

4. Золотницкая, В.С. Социальная защита работников культуры / В.С. Золотницкая // Законы художественной сферы общества: Матер. 11-й Международной Нижегородской Ярмарки идей, 36- го Академического симпозиума.- Н.Новгород, изд.Гладкова О.В., 2008.- С.133-134.

5. Золотницкая, В.С. Традиции благотворительности в сфере образования в российском обществе в конце XIX - начале XX веков / В.С. Золотницкая // Педагогические основы межпоколенной культурной трансляции // Культурно-историческое наследие России: изучение и сохранение. – Вып.1. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2009. – С.158-162.


Учебно-методические пособия
6. Золотницкая, В.С. Благотворительность в истории российского образования: учебно-методическое пособие / В.С. Золотницкая. – Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2009. – 22 с.

7. Золотницкая, В.С. Социальная помощь в западноевропейской сфере образования в XIX- начале XX вв.: учебно-методическое пособие / В.С. Золотницкая. – Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2009. – 24 с.

Автореферат разрешен к печати диссертационным советом

ДМ 212.162.05.

при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный

архитектурно-строительный университет»


Подписано в печать 18.01.09 Формат 60х90 1/16

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ.л. 1,3

Тираж 100 экз. Заказ № 453


Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

603600 г. Н. Новгород, ул. Ильинская, 65.


Полиграфический центр Гуманитарно-художественного института

Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,



603022, г.Н.Новгород, ул. Тимирязева, 31.



Каталог: word -> konkurs -> avtoreferat
avtoreferat -> Формирование межкультурной компетенции учащихся старших классов (на примере иностранного языка) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
avtoreferat -> Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
avtoreferat -> Н а правах рукописи
avtoreferat -> Влияние экзаменационного стресса на учебную мотивацию студентов вуза 19. 00. 07 Педагогическая психология
avtoreferat -> Формирование готовности школьников к научной деятельности в традиционных и инновационных условиях дополнительного образования 13. 00. 01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»
avtoreferat -> Основные направления научной деятельности и. И. Любименко и место ее работ в отечественной историографии первой половины середины XX века 07. 00. 09 Историография, источниковедение и методы исторического исследования
avtoreferat -> Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в общеобразовательном учреждении 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
avtoreferat -> Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
avtoreferat -> Нациопонимание как предмет социально-философского исследования
avtoreferat -> Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым 19. 00. 07 Педагогическая психология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница