Становление государственно-общественного управления школьным образованием в россии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



страница1/3
Дата11.02.2016
Размер0.59 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи

УДК: 37(091)


ФЕДОРОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук


Санкт-Петербург

2010

Работа выполнена на кафедре педагогики

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Научный консультант




Доктор педагогических наук,

профессор



Заир-Бек Елена Сергеевна

Официальные оппоненты


доктор педагогических наук,
профессор
Прикот Олег Георгиевич

доктор педагогических наук,


профессор
Шевелев Александр Николаевич

доктор педагогических наук,


профессор
Николаев Андрей Борисович

Ведущая организация


Оренбургский государственный университет

Защита состоится «15» июня 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.19 на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт- Петербург, наб. р. Мойки д.48 к. 11 ауд .32;


Отзывы на автореферат направлять по адресу: 191186, Санкт- Петербург, наб. р. Мойки д.48, к. 5, Отдел диссертационных советов. Тел./факс: (812) 570 61 96
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Автореферат разослан «14» мая 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Писарева С.А

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность исследования. Особенностью управления образовательными учреждениями в современных условиях является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, активизация участия общественных организаций в реализации государственной политики в области образования. Российское общество в условиях демократизации общественно-политических процессов предъявляет к системе образования требования реализации прав граждан на образование и на участие в управлении образованием. При этом приоритет государства в определении целей и характера развития общеобразовательной школы, как базового элемента российской системы образования, исторически закономерен и является основой поддержания национальной безопасности России. Школьное образование, как самая массовая и обязательная часть образования, находится в центре внимания различных слоев общества, государственных и общественных структур. Данная ситуация требует создания условий для большей открытости системы школьного образования, обеспечения равных прав для всех участников образовательного процесса и окружающего школу социума, заинтересованного в ее деятельности. Обращение к опыту зарубежных стран в этом аспекте не всегда может соответствовать историческому и социальному контексту развития государственности и системы образования в России. В данных условиях закономерно и целесообразно обращение к богатому историческому опыту российского образования от периода создания Министерства народного просвещения до окончания советского периода (1802-1991гг.) для выявления ресурсов и возможностей системы школьного образования, исследования макросвязей с общей социально-политической ситуацией в стране.

Актуальность данной работы определяется необходимостью восполнения пробелов в исследовании сущности и процесса становления государственно-общественного управления, рассмотрения с новых позиций исторических данных, которые отражают участие различных слоев российского общества в управлении школьным образованием, систематизации богатого историко-педагогического материала, опубликованного и неопубликованного ранее. Анализ исторических материалов с этих позиций позволит выявить особенности качественных изменений в отношениях между государством и обществом в решении задач школьного образования.

Для сферы практического применения актуальность работы обусловлена спецификой предмета исследования. Общественное участие в управлении социальными процессами взаимосвязано с имеющимися историческими традициями, порождающими конструкты социальной коммуникации и социальных действий, анализ которых позволит активизировать наиболее эффективные способы взаимодействия школы и социума.

Научную разработанность исследуемой проблемы характеризуют работы по трем основным направлениям. Первое направление исследует роль образования и школы как важнейшего социального института российского общества в исторической ретроспективе, отталкиваясь от формулировки проблемы в современном ее понимании. (О.В.Акулова, Т.К.Ахаян, З.И.Васильева, Э.Д. Днепров, Е.С.Заир-Бек, С.Ф.Егоров, Е.И.Казакова, А.Ж.Кусжанова, В.В.Краевский, Д.С. Лихачев, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф.Радионова, В.В.Сериков, А.П. Тряпицына, Ф.А.Фрадкин). Школьное образование – это часть образования, включающая в себя все аспекты массового образования, являющаяся феноменом не только образования, но и культуры российского общества. В рамках хронологических границ исследования требуется выделить два периода, кардинально отличающихся по признаку организации государственного управления и политической системы – имперский период с начала XIX в. до октября 1917г. и период советской власти. Исследованием школьного образования в эти периоды занимались соответственно: И.А.Алешинцев, В.В.Буш, Н.Х.Вессель, П.Ф.Каптерев, С.В.Рождественский, А.И.Соболевский, П.Н.Милюков и П.П.Блонский, Ш.И.Ганелин, Е.Я.Голант, М.М.Пистрак, А.П.Пинкевич, М.Н.Покровский, Н.А.Константинов, В.Я.Струминский, Е.Н.Медынский, А.Г.Калашников, Ф.Ф.Королев, В.Н.Липник, З.И.Равкин. Истории создания и деятельности разных типов школ посвящены работы Е.А. Андреевой, П.В. Знаменского, М.Н. Костиковой, М.С.Лалаева, С.И. Миропольского, С. И. Смирнова, К. Харламповича, Е.Шмидт и др. Возможность создания частных и общественных школ, трансформация типов массовой школы в дореволюционный период и эволюция единой трудовой школы в советский период позволяют считать значимым участие общества в этом процессе. В работах С.В.Дальман и С.И.Штамм рассматривается государственное руководство школьным образованием во второй половине XIX в. и в советский период, при этом приводится подробный анализ документов системы образования, позволяющий определить ведущую роль государства в становлении и функционировании системы школьного образования.

Второе направление представляют работы, отражающие широкое общественное участие в развитии образования России, которое можно условно разделить на благотворительную деятельность, общественно-педагогическую деятельность и общественно-педагогические дискуссии по вопросам школьного образования: П.Ф.Каптерев, Г.А.Фальборк, В.И.Чарнолуский, Н.В.Чехов, Э.Д.Днепров, А.Р. Соколов, Е.М. Колосова, С.И. Лапицкая, В.Н.Михайлова, Н.В.Поликутина, Б.К.Тебиев, Г.Н. Ульянова, А.Н.Шевелев, Я.Н. Щапов и др. Исследования А.Р.Соколова в области формирования и функционирования благотворительности как механизма взаимодействия государства и общества открыли новое направление комплексного изучения российской благотворительности, включая и деятельность в сфере школьного образования. Историографические и историко-педагогические исследования Э.Д.Днепрова позволили определить границы этапов включения общественного участия в управление школьным образованием на фоне изменений системы образования, связанных с проведением реформ. В работах Б.К.Тебиева, посвященных общественно-педагогическому движению в России во второй половине XIX-начале XXвв., использован большой фактографический и аналитический материал, позволивший опираться на него при рассмотрении взаимодействия профессионально-педагогического сообщества и государственных и общественных структур в указанный период. Традиционно общественно-педагогические дискуссии рассматриваются как составная часть общественно-педагогического движения. Социально-педагогический подход, который помогает обозначить социальные аспекты педагогических проблем, выдвигает в исследовании на первый план общественные дискуссии по проблемам образования и педагогики, которые становятся социальным индикатором в каждом конкретном историческом периоде, отражая общественные ожидания и возможные прогнозы развития.

Третье направление отражает работы, соответствующие современному содержанию понятия «государственно-общественное управление образованием» в части школьного образования. Правовые аспекты взаимодействия школы и социума, государственно-общественное управление в образовании рассматривали В.А. Бочкарев, В.Н.Булаев, О.Ю. Валетова, Б.Г.Герш, Р.Х. Канаев, В.Ю. Коровкин, О.Е. Лебедев, С.А. Морозов, Е.В.Переславцева, А.А. Пинский, О.Н.Смолин, А.Д.Николаева, С.Д.Сергеев, С.Ю.Трапицын, Н.И.Чуракова. Социальные аспекты формирования института государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением в России в условиях модернизации образования рассматривает в своей диссертации Е.Н.Кускова.

Вместе с тем, результаты взаимодействия государства и общества в управлении школьным образованием в России в XIX – XX вв. как целостное явление не достаточно изучены, что и определило проблему исследования. Логика историко-педагогического анализа предполагает определение условий, закономерностей, тенденций и этапов становления государственно-общественного управления школьным образованием в России. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России».

Цель исследования - выявление и описание сущности, форм, процессов и этапов участия государства и общества в управлении учреждениями общего образования в XIX-XX вв. в России.

Объект исследования: система управления школьным образованием в России в XIX- XX вв.

Предмет: процесс становления государственно-общественного управления школьным образованием в России в XIX-XX вв.

При организации исследования были выдвинуты следующие предположения:

- история отечественного школьного образования 1802-1991гг. сложна и противоречива, она отражает политическую, культурную и социальную ситуацию в российском обществе на разных этапах его развития. Большой историко-педагогический материал (опубликованный и неопубликованный), содержащий примеры участия общества в управлении школьным образованием, нуждается в сборе, обобщении и систематизации для последующего использования при планировании и организации партнерских отношений школы и социума;

- изучение практики российского школьного образования на уровне описания педагогического опыта не исчерпывает потребности современного российского образования в определении обоснованной историко-педагогической базы для принятия решений в сфере государственно-общественного управления образованием. Требуется определение понятийного аппарата, характеристики условий, закономерностей, тенденций развития этого феномена, что позволит эффективно использовать исторический опыт российской школы в современных условиях на новой методологической основе.

На основе сформулированных проблемы, цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:

- проанализировать государственные нормативно-правовые акты в сфере управления школьным образованием;

- выявить и систематизировать сведения об общественном участии в управлении школьным образованием в период 1802-1991гг. на основе анализа историко-архивного и текущего материала;

- определить этапы становления государственно-общественного управления школой в России;

- определить и проанализировать роль общественной составляющей в управлении школьным образованием;

- выявить и описать позитивные формы участия общества в управлении школой в рассматриваемый исторический период;

- определить условия и тенденции включения опыта российской школы в изучаемом аспекте в практику современного российского образования.

Методология исследования рассматривается как совокупность подходов и методов, которая строится на основе принципов диалектики (единстве и взаимодополняемости общего, особенного и единичного; исторического и логического; формы и содержания; диалектика соотношения пространства и времени); историзма; системности, объективности; комплексности. На общенаучном уровне использован комплекс общетеоретических методов: анализ, синтез, актуализация, систематизация.

На уровне конкретно-исторического исследования – комплекс историко-педагогических методов (историко-генетический метод, хронологический, ретроспективный), сравнительно-сопоставительный, биографический методы при условии рассмотрения своеобразия интегрального состояния функционирования школьного образования в режиме государственно-общественного управления как системы.



Теоретическую основу исследования составляют работы:

- о рассмотрении педагогических явлений и объектов во взаимосвязи (Т.К. Ахаян, Б.С. Гершунский, В.В.Краевский, А.Ж. Кусжанова, Н.Д. Никандров, А.С. Роботова, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.);

- по методологии историко-педагогического исследования (С.В.Бобрышов, М.В. Богуславский, З.И. Васильева, Р.Б. Вендровская, Ш.И. Ганелин, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, З.И. Равкин, А.И. Пискунов, Л.А. Степашко, Ф.А. Фрадкин);

- раскрывающие сущность системного подхода в педагогических исследованиях (Ю.К. Бабанский, Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, Ф.Ф. Королев, Т.А.Панкова, В.Е. Радионов и др.);

- об управлении как социальном процессе и социальных основах взаимодействия (В.Г. Афанасьев, А.И. Берг, И.В. Блауберг, Н.П. Булаев, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, О.Е.Лебедев, А.Н.Леонтьев, В.Н.Садовский, О.Г.Прикот, Ю.Хабермас, С.Т. Шацкий, Э.Г. Юдин);

- отражающие историко-педагогическое исследование роли государства и общества в российском образовании (Т.С.Буторина, В.П.Вахтеров, Е.Я. Голант, Н.К. Гончаров, Э.Д.Днепров, П.Ф.Каптерев, Н.А.Константинов, Ф.Ф. Королев, С.И.Миропольский, В.А. Мосолов, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, К.Д. Радина, С.В. Рождественский, Л.А. Степашко, Б.К. Тебиев, Ф.А. Фрадкин, А.Н. Шевелев, Р.Г. Эймонтова)

- описывающие различные аспекты исследуемой проблемы (Н.В. Благово, М.В. Богуславский, Н.Х. Вессель, Б.Г. Герш, В.К. Грабарь, Я.Я. Гуревич, С.В. Дальман, Н.С. Зенченко, Н.Н. Иорданский, В.Н. Липник, П.Н. Милюков, Б.Н. Миронов, Е.В. Переславцева, Д.И. Раскин, В.З. Смирнов, А.Р. Соколов, В.И. Чарнолуский, А.Н.Чеснокова, Н.В. Чехов, С.И. Штамм и др.)

Источниковая база исследования:

-нормативные документы, отражающие вопросы взаимодействия государства и общества в школьном образовании (1802-1991гг.) на уровне законодательных актов Министерства Народного просвещения, Комиссии по народному образованию, Наркомпроса, Министерства народного образования, органов управления образованием России;

- документы ЦК ВКП (б), КПСС как руководящих органов государства и сферы образования в СССР;

-архивные материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), образовательных учреждений и музеев в качестве источников фактографических сведений о специфике деятельности отдельных учебных заведений;

- периодическая печать исследуемого периода в аспекте участия общества в обсуждении проблем школьного образования (фонды Российской Национальной библиотеки, Фундаментальной библиотеки имени императрицы Марии Федоровны РГПУ им. А.И. Герцена);

-опубликованные исследовательские работы по истории России данного периода, в которых отражена история участия общества в управлении образованием, материалы общественно-педагогических движений, педагогических обществ и организаций;

-материалы социологических исследований по проблеме государственно-общественного управления образованием, социальной активности различных субъектов образовательного процесса, участия различных общественных объединений в жизни школы;

-диссертационные исследования по истории школьного образования в России в аспекте управления;

-мемуарная и биографическая литература, отражающая субъективный взгляд современников и участников событий на процессы, происходившие в системе школьного образования России в 1802-1991г.

Этапы исследования:

На первом и втором этапах (2001-2006гг.) в исследуемом аспекте заявленной проблемы определялась источниковая база, разрабатывались теоретические основы и отбирались методы исследования; происходил анализ философской, исторической и историко-педагогической литературы по теме, выдвижение гипотезы.

На третьем и четвертом этапах (2006-2009гг.) происходило обобщение материалов, выявлялись ведущие тенденции, факторы, этапы становления государственно-общественного управления школьным образованием в России в указанный период; а также проверялись полученные результаты историко-педагогического исследования и оформлялись материалы в текст диссертации.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XIX до конца XX веков (1802-1991гг.). Выбор столь значительного исторического периода оправдан вероятностной возможностью выявления сформировавшихся и проявивших себя форм участия общества в управлении школьным образованием в социально-политическом контексте. Нижняя граница исследования определяется созданием структуры управления школьным образованием - Министерства Народного просвещения и появлением особой должности попечителя в образовании. Верхняя граница исследования связана с изменением политической ситуации в России (1991г.) и окончанием советского периода развития отечественной школы. Территориальные рамки исследования соответствуют границам государства в исследуемый период.


Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

- обобщен, систематизирован и структурирован историко-педагогический опыт по становлению государственно-общественного управления школьным образованием в России в XIX-XX вв. на основе новых методологических позиций;

- интерпретированы исторические данные об образовательной деятельности Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны как пример государственно-общественного управления и взаимодействия педагогической науки и практики в данном аспекте;

- произведено включение сведений, не использовавшихся ранее, по истории образования: данные о результатах переписи школ грамоты по Ковенской губернии 1896г. (РГИА, Ф.91,оп.3.д.456), позволяющих дополнить представление о ситуации в российском образовании в конце XIX века;

- раскрыты генезис и эволюция содержания государственно-общественного управления школьным образованием, взаимосвязь государственного руководства и общественного участия в управлении школьным образованием в России;

- выявлена и охарактеризована сущность и специфика коммуникативного поля взаимодействия государства и общества, представителей государственных структур управления школьным образованием и представителей общественных групп (родители, меценаты, представители общественных организаций, профессиональные сообщества), что позволяет определить качественные изменения в отношениях между государством и обществом в решении задач школьного образования;

- представлена периодизация становления государственно-общественного управления школьным образованием и определены этапы на основе условий, базовыми из которых являются наличие широкой общественно-педагогической дискуссии и признание государством устойчивых форм участия общества в управлении школьным образованием в исследуемый период: I этап - начало XIX в.- середина 50-х гг.XIX в.; II этап - середина 50-х гг.XIX в. – начало 90-х гг.XIX в.; III этап - начало 90-х гг. XIX в. - 1917г.; IV этап - ноябрь 1917г.- 1931г.;V этап - 1931г. – 1991г. Внутри каждого этапа отмечено наличие ключевых точек, поворотных моментов, служивших исходным пунктом для изменения ситуации в отношениях государства и общества в управлении школьным образованием;

- охарактеризована ситуация в системе школьного образования с учетом эволюции форм государственно-общественного управления, сложившаяся к началу постсоветского периода;

- определены и обоснованы закономерности становления государственно-общественного управления школьным образованием и его тенденции, позволяющие, в дальнейшем, прогнозировать развитие российского школьного образования с учетом отечественного исторического опыта.

Теоретическая значимость исследования:

- выявлена историко-педагогическая сущность государственно-общественного управления школьным образованием как его нового интегрального качества, становление которого можно рассматривать как процесс поиска соответствия образовательных возможностей и образовательных потребностей на разных уровнях школьного образования в определенный исторический период;

- выявлены социально-экономические, социокультурные, правовые, нормативно-регулирующие, информационные и социально-педагогические факторы, непосредственно влияющие на формирование и развитие общественного участия в управленческих образовательных и иных процессах жизнедеятельности школьных учреждений;

- определены тенденции развития государственно-общественного управления школьным образованием как вероятностные ситуации при проявлении тех или иных (авторитарных или демократических) подходов к определению государственной образовательной политики в области функционирования образовательных систем;

- обоснована взаимообусловленность процессов и явлений в социальной практике и школьном образовании, их взаимная связь, проявлявшаяся на разных этапах становления государственно-общественного управления школьным образованием. Также аргументирована необходимость включения общественной составляющей в управление школьным образованием как условия реализации прав граждан на получение качественного и доступного образования, сохранения демократических основ организации и функционирования массовой школы в России.

Практическая ценность результатов исследования состоит в возможности использовании материалов историко-генетического анализа управления школьным образованием в России в 1802-1991гг. в качестве основы для проектирования новых форм взаимодействия государства и общества в образовании и общественно-педагогических дискуссий по вопросам школьного образования.

Материалы исследования могут быть использованы при создании историко-педагогической базы педагогического краеведения в регионах; разработке учебных курсов по теме «Государственно-общественное управление образованием в России»; планировании и проведении педагогических практик студентами высших и средних педагогических учебных заведений; в системе непрерывного педагогического образования для подготовки педагогов к профессиональной деятельности в условиях государственно-общественного управления школьным образованием.



Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались целостным подходом к решению проблемы, использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам; отбором и анализом широкого круга историко-педагогических источников; сопоставимостью результатов исследования с материалами других исследований данного уровня по историко-педагогической тематике в аспекте заявленной проблемы.

Апробация и внедрение результатов исследования происходили путем публикаций в педагогической печати, участии автора в конференциях разного уровня, разработке учебной дисциплины «Государственно-общественное управление в образовании» учебного модуля «Социальное партнерство в образовании», Инновационной программы РГПУ им. А.И. Герцена, подготовке научно-методических материалов по проблеме, участии в проектах Министерства образования и науки РФ и др., подготовки и проведении ОП «Школа и общество: государственно-общественное управление образованием» в рамках Педагогической Ассамблеи (С.Петербург, 2010).
Каталог: common -> img -> uploaded -> files -> vak -> 2010 -> announcements -> pedagogicheskie -> 12-04
12-04 -> Педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении
pedagogicheskie -> Специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров мвд россии
12-04 -> Психолого-педагогическая составляющая в подготовке современных менеджеров 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
pedagogicheskie -> Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница