Стандарты и управление проектами



Скачать 79.91 Kb.
Дата24.04.2016
Размер79.91 Kb.

Секция “Стандарты и управление проектами”





О стандартизации оценки профессионального уровня менеджеров проектов: существующая ситуация и новые предложения

Грашина Марина Николаевна


PSM Consulting, ФОСТАС, Москва

mgrashina@PSMconsult.com
Платов Антон Валерьевич

МГУ, "Фонд развития традиционной культуры", Москва


yggwolod@aport.ru

Проблема стандартизации во всех областях человеческой деятельности становится все более актуальной по мере усложнения функциональных процессов, связанных с непрерывным изменением современного мира. Будучи мерой соответствия специалиста, организации или продукта определенным нормам, стандартизация (в широком смысле слова, включающем в себя как “нормативный” аспект, так и аспект “сертификационный”) является своего рода стабилизатором в любых процессах производства, управления, обучения и т. д.

Очевидно, что особенно большое значение проблема стандартизации имеет в области управления – как вида человеческой деятельности, определяющего, в конечном итоге, ход всех других процессов в обществе. Наиболее необходимой представляется стандартизация в проектном менеджменте, поскольку сама специфика работы проектного менеджера подразумевает необходимость постоянной сторонней оценки его профессионального уровня – вне зависимости от того, возглавляет ли он разные проекты разных заказчиков одной и той же организации или осуществляет контрактные консалтинговые услуги в разных проектах различных организаций.

В условиях современной России, где резкий переход от плановой социалистической экономики к экономике свободного рынка привел к значительному опережению развития потребности в управленческих кадрах по сравнению с развитием самой культуры управления, проблема стандартизации оценки профессионализма менеджеров проектов оказывается особенно актуальной.

В данном докладе мы ставим перед собой цель рассмотреть существующие в настоящее время в мире подходы к стандартизации оценки профессионализма и сертификации профессиональных менеджеров проектов, указать на их достоинства и недостатки, оценить степень их пригодности для современных российских условий и предложить новый интегральный подход, отвечающий, с одной стороны, специфике российского менеджмента и реализующий идеологию новейшей международной системы стандартов ISO SPICE – с другой.
В настоящее время наибольшее распространение в мире получили два подхода к оценке профессионального уровня менеджеров проектов и, соответственно, к их сертификации; достаточно условно эти подходы можно обозначить как “американский” и “европейский”.

Первый, условно “американский”, или процессный подход ориентирован на оценку степени владения менеджером процессами управления проектом. “Идеологом” данного подхода является американский Институт Управления Проектами (PMI USA). Сформированный PMI и постоянно обновляемый при участии всех сертифицированных проектных менеджеров стандарт закреплен в своде PMBOK (Project Management Body of Knowledge), содержащем максимально полное описание всех процессов управления проектом, классифицированных как по фазам осуществления проекта, так и областям знания (управление качеством, управление человеческими ресурсами, управление рисками и т. д.). Сертификация проектных менеджеров проводится непосредственно PMI при участии его региональных отделений и состоит в рассмотрении опыта работы кандидата и в сертификационном экзамене, целью которого является оценка знаний кандидата о процессах и техниках управления проектом в соответствии со стандартом PMBOK.

Второй, условно “европейский”, ориентированный на результат подход заключается в оценке того, насколько менеджер умеет управлять людьми и ситуациями и достигать определенных результатов. Сертификация проектных менеджеров в рамках данного подхода проводится национальными Ассоциациями Управления Проектами, являющимися членами Международной Ассоциация Управления Проектами (IPMA). Каждая из национальных Ассоциаций разрабатывает собственную сертификационную программу, руководствуясь общими идеями и принципами сертификационной программы IPMA. Процесс сертификации по каждой из таких программ включает в себя оценку опыта работы менеджера, теоретический экзамен на знание основ проектного менеджмента и деловую игру, целью которой является оценка личных качеств менеджера, его способности направлять развитие ситуации, лидировать в группе и т. д. Нормативным документом национальной программы сертификации IPMA являются Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами.

Каждый из двух этих подходов имеет, очевидно, свои сильные стороны и свои недостатки, являющиеся неизбежным продолжением их достоинств. Так, несомненное преимущество подхода PMI заключается в наличии четкого стандарта, охватывающего все области управления проектами вплоть до предельно тщательно разработанной терминологии. Следствием этого является, например, то, что два сертифицированных PMI проектных менеджера (PMP) всегда найдут общий язык вне зависимости от их области деятельности, опыта работы, культурного контекста и т. д. Однако то же наличие жесткого стандарта не позволяет учитывать в процессе сертификации национальную специфику. Напротив, достоинством сертификационных программ IPMA, создающихся национальными Ассоциациями Управления Проектами с учетом местных условий, является именно уникальность каждой из них; однако, это достоинство приобретается, очевидно, в ущерб возможности четкой стандартизации. Хотя общая эгида IPMA и обеспечивает сертификатам национальных Ассоциаций международное признание, но различия в сертификационных программах значительно уменьшают ценность сертификации IPMA как международного процесса стандартизации.

В России в настоящее время для сертификации проектных менеджеров параллельно используются оба эти подхода. Сертификацию PMI осуществляют Санкт-Петербургское и Московское отделения PMI, открывшиеся в конце 90-х годов. Сертификация IPMA проводится Российской Ассоциацией Управления Проектами “СОВНЕТ” – членом IPMA – по национальной программе сертификации, запущенной в 1999 г. в рамках прошедшего в Москве Международного Симпозиума по управлению проектами.

Сертификационная деятельность PMI и IPMA в России позволяет обозначить контингент профессиональных проектных менеджеров, владеющих набором знаний, опытом и личными качествами, необходимыми для осуществления качественного управления проектами. Как и во всем мире, в России данная сертификация позволяет компаниям, осуществляющим проектную деятельность, лучше ориентироваться в выборе сотрудников, самим менеджерам предоставляет дополнительные возможности карьерного роста, и, в конечном итоге, дает потребителю большую уверенность в качестве осуществления проектного управления. Однако и подход PMI, и подход IPMA имеют, на наш взгляд, ряд общих характерных особенностей, которые в настоящее время не позволяют считать сертификацию достаточной для оценки профессионального уровня менеджера проектов:



  • статичность – в рамках существующих подходов сертификация просто подтверждает наличие минимально необходимого набора знаний и личных качеств и никак не отражают динамику изменения профессионального уровня менеджера (отчасти эта проблема рассматривается только в ре-сертификационной программе IPMA);

  • пассивность – сертификационный процесс не становится для менеджера стимулом к дальнейшему профессиональному развитию и, соответственно, к повышению качества осуществления управляемых им проектов.

Эти две проблемы могут быть решены путем формирования программы стандартизации непрерывной оценки профессионального уровня менеджера проекта, дополняющей первичную сертификацию по стандартам PMI или IPMA. Такая оценка (и, возможно, сертификация) должна подразумевать комплексный анализ двух взаимосвязанных аспектов деятельности менеджера:

  • достижения менеджера во времени (среди критериев оценки – успешность проектов, карьерный рост, устойчивость проектных команд и т. д.);

  • способность к непрерывному повышению собственного профессионального уровня (включая обучение и самообучение, способность к анализу завершенных проектов и др.).

Сертификация уровня

Оценка (ассессмент)

профессионального уровня

и способности к постепенному улучшению

Анализ


собственной профессиональной деятельности

(при необходимости – с помощью консультантов)

Деятельность

профессионального менеджера проектов

Формирование необходимых изменений

(при необходимости – тренинги)

Схема.
Институт такой оценки должен объединять в рамках одной идеи три компонента – собственно ассессмент, консалтинг и тренинговые программы – и в целом должен быть организован подобно тому, как организована работа многих национальных Бюро по стандартизации, работающих на основе новой международной системы стандартов ISO SPICE. С одной стороны, введение института непрерывной динамической оценки профессионального уровня сертифицированных проектных менеджеров позволит руководителям компаний, осуществляющих проектную деятельность, оценивать степень компетентности каждого конкретного менеджера по отношению к каждому конкретному проекту. С другой стороны, что более важно, это создаст мотивацию для постоянного самосовершенствования менеджеров в профессиональной области и, более того, позволит сформировать механизм такого самосовершенствования, как это показано на схеме.

Весьма важным достоинством предлагаемого подхода к оценке профессионального уровня проектных менеджеров в специфических условиях России является то, что его внедрение сможет компенсировать ориентацию сертификации PMI и IPMA на стабильную экономику за счет увеличения способности менеджеров к изменениям.



В целом, разработка и стандартизация данного института должны опираться на идеологию стандарта ISO SPICE, а саму разработку данной сертификационной программы целесообразно осуществить в рамках деятельности открытой некоммерческой организации - Фонда ФОСТАС.



- -

Каталог: library
library -> Система психологического сопровождения детей группы риска
library -> Ролевая игра в бизнес-курсе английского языка
library -> Культурного и природного наследия имени д. С. Лихачева
library -> Музейная педагогика
library -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
library -> Монолог… или диалог? (Закономерности развития и формирование побуждений детей в семье)
library -> Библиографический обзор Махачкала, 2013 Человек – творец, созидатель культуры
library -> Стандарты и управление проектами


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница