Обобщение представлений о лете: продолжительность дня и ночи, температура воздуха, явления природы (гроза, радуга, молния, солнцепек); состояние растений (рост, цветение, созревание ягод и плодов); особенности жизнедеятельности животных в лесу; уточнение представлений о видах сельскохозяйственного труда.
Формирование представлений об осени как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные осадки).
Освоение представлений о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода и ее переход в различные состояния; воздух — его давление, сила; почва — состав, влажность, сухость).
Конкретизация представлений об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, признаки хорошего состояния, способы удовлетворения потребностей).
Уточнение представлений о функциях растений (питание, дыхание, движение, рост и развитие) на примере растений разных экосистем.
Формирование представлений о внешнем строении человека, его основных жизненных функциях (питание, дыхание, движение, труд).
|
Сентябрь
Наблюдения Осмотр участка детского сада (игра «Разведчики»).
Изменение освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи, высота стояния солнца, изменение температуры (работа с термометром), первые заморозки, туман, роса, небо (луна, звезды, солнце, облака).
Прозрачность воздуха, скорость его передвижения. Замедление роста растений.
Различение деревьев, кустарников, трав по стволам, веткам, остаткам плодов, листьев. Растения однолетние и многолетние. Исчезновение насекомых (нахождение мест их скопления). Отлет насекомоядных птиц (подготовка к отлету, сбор в стаи); водоплавающие птицы. Труд дворника, садовника. Уход за поврежденными растениями и больными животными. Живородящие рыбки, их рост, развитие, размножение.
Труд в уголке природы Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, крокусов к новогоднему празднику. Посадка овса для кормления животных уголка природы. Подготовка комнатных растений и животных к зимним условиям.
Труд в природе Сбор ранних семян в цветнике. Сбор урожая в Огороде, в саду. Сбор семян дикорастущих трав (для подкормки птиц). Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры). Заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария). Сбор семян арбуза, дыни и т. д. на корм животным уголка природы, для ручного труда. Очистка грядок от стеблей растений, перекопка. Уборка листьев. Рыхление земли у плодовых деревьев. Посадка чеснока под зиму.
Уборка веранды (помощь в уборке детям младшей группы). Обрезка кустарников.
Опыты Как увидеть воздух (65, 8-9). Вода не имеет формы. Вода не имеет запаха. Вода не имеет вкуса (81, 43).
Состояние почвы (состав и изменение ее в зависимости от температуры).
Игры Не ошибись (8, 92). Похож — не похож (8, 94). Вершки и корешки (10, 39). Загадай, мы отгадаем (10, 39). Почтальон принес посылку (10, 40). Магазин «Семена» (10, 45). Отгадай, что за растение (10, 48). Кто здесь живет? (10, 53). Зоологическое лото. Ботаническое лото. Кто что делает (8, 72,6). Что растет в лесу. Четыре времени года.
Целевые прогулки В цветочный магазин (покупка луковиц тюльпанов и др.). По городу («Город осенью»). В парк. К водоему. В овощной магазин.В плодовый сад (уборка фруктов). В подготовительную группу (работа детей в уголке природы). Экскурсия по экологической тропе.
Рассматривание картин И.Грабарь. Осенний день. И.Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень. И. Шишкин. Утро в сосновом бору. И. Ерышев. Хлебное поле. Корова. Ван Гог. Картофель. Корзина с яблоками.
Речевая логическая задача «Чудесный лесник» (ДВ, 1998, № 5, с. 80). «Варенье для Карлсона» (ДВ, 1998, №5, с. 80).
Октябрь
Наблюдения Осмотр участка детского сада (игра «Следопыт»),
Изменение освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи, изменение температуры воздуха.
Облачность. Осадки. Небесные светила. Сравнение одежды взрослых и детей осенью и летом. Приближение птиц к жилью человека. Животные парка, леса. Труд работников парка. Жизнь обитателей водоема.
Труд в уголке природы Уход за комнатными растениями. Смена воды в аквариуме. Утепление окон. Уборка клеток, террариумов. Сортировка и сушка семян деревьев, кустарников, садовых и луговых цветов. Составление коллекции. Зарисовка особых изменений в календаре природы. Посев семян злаков для выращивания корма животным.
Труд в природе Заготовка веток, листьев, плодов для игры «С чьей ветки детки?». Сбор семян осенних цветов (астры). Окапывание деревьев и кустарников. Подготовка огорода для весеннего сева. Подготовка земли для посадки рассады зимой. Уборки сухих веток, листьев деревьев и кустов. Уборка участка. Сбор семян дикорастущих трав. Посадка овса для корма животным уголка природы. Перенос цветов из цветника. Сбор ягод рябины.
Опыты Свойства песка: «Песчаный конус» (81, 28). «Своды и тоннели» (81, 29). «Песочные часы» (81, 29).
Различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле.
Игры Созрело — не созрело (10, 41). Съедобное — несъедобное (10, 41). Консервный завод (10, 46). Где спрятано растение (10, 49). Узнай растение (10, 49). Детки на ветке. Магазин «Овощи—фрукты» (10, 45). Магазин «Цветы» (10, 50). Лесник (8, 102). И я (8, 114). Собери урожай. Что где растет? (8, 102). Какое время года? (8, 86). Летает — не летает (8, 112). Кто где зимует? (57, 94).
Целевые прогулки В цветочный магазин (покупка луковиц тюльпанов). По городу, селу: город осенью. В парк. К водоему. В тепличное хозяйство. В овощной сад. В подготовительную группу (наблюдение за работой детей в уголке природы).
Рассматривание картин И.Бродская. Опавшие листья. И.Горлов. Осень. И.Остроухое. Золотая осень. Лошадь.
Речевая логическая задача «Рассеянный Петя» (ДВ, 1998, № 5, с. 79).
Ноябрь
Наблюдения Осмотр участка детского сада («Следопыт»).
Освещенность в течение дня, продолжительность дня и ночи, изменение температуры воздуха. Птицы вблизи жилья человека. Утки, чайки на реке, на водоеме; способ добывания ими корма.
Длинная тень от солнца в полдень. Небо (хмурое, темные тучи). Деревья, кустарники; животные; водоем.
Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.
Труд в уголке природы Уход за комнатными растениями. Смена воды в аквариуме. Утепление окон. Уборка клеток, террариумов. Сортировка и сушка семян деревьев, кустарников, садовых и луговых цветов. Составление коллекции, классификация, сортировка. Зарисовка особых изменений в дневнике уголка природы. Посев семян злаков для выращивания корма животным.
Труд в природе Изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Уборка сухих веток на участке. Расчистка дорожек от снега. Утепление молодых деревьев. Помощь малышам в уборке территории. Подкормка птиц на участке. Водопроницаемость песка и глины. Опыты с магнитом. Опыты с водой (81, 33).
Игры Семена (10, 45). Отгадай, что за растение (10, 48). Найди дерево по описанию (10, 55). Игры с открытками и картинками, на которых изображены растения: Подбери цветы лета, осени, весны; Подбери цветы в порядке цветения (в сезоне); Я загадаю цветок, а ты его найди. Изобрази (81, 35). Осень (ДВ, 1998, №4, с. 57).
Целевые прогулки К водоему. В зоологический музей. На животноводческую ферму. На хлебозавод. В булочную. На выставку «Осенний букет».
Рассматривание картин И.Шишкин. Корабельная роща. П.Кончаловский. Поднос и овощи. А. Куприн. Натюрморт с кабачками и корзиной. Белки осенью (из серии «Дикие животные»).
Опыты Опыты с почвой: опыты 1, 2, 3, 4 (ДВ, 1998, №4, с. 57). Состав почвы (песок с водой, глина с водой, земля с водой).
|