Среднее профессиональное образование в Казани в конце XIX начале XX вв



страница1/3
Дата14.02.2016
Размер0.54 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи
Магсумов Тимур Альбертович

Среднее профессиональное образование

в Казани в конце XIX – начале XX вв.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Казань – 2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина»

Научный руководитель

доктор исторических наук, профессор




Литвин Александр Алтерович






Официальные оппоненты

доктор исторических наук, профессор




Синицын Олег Владимирович










кандидат исторических наук




Давыдов Денис Владимирович






Ведущая организация

Елабужский государственный




педагогический университет

Защита состоится «___» _____________ 2008 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.01 в Казанском государственном университете по адресу: 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, корп. №2, ауд. 1113.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина».


Автореферат разослан «____» _______________ 2008 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент Д.Р. Хайрутдинова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На современном этапе в России намечается переход к постиндустриальному типу экономики, который связан с глубоким социально-экономическим реформированием нашего общества, наметившимся экономическим подъемом, изменением структуры занятости населения, развитием и внедрением новых технологий, глобализацией экономических связей и ростом конкурентной борьбы. В этих условиях работодатели стали предъявлять все более высокие требования к человеческому капиталу – деловым и личностным характеристикам своих работников, уровню их квалификации, качеству профессиональной подготовки, профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Анализ исторического опыта формирования человеческого капитала в России должен позволить повысить эффективность использования производительных сил людей, скорректировать деятельность работодателей и работников, функционирование образовательного процесса с оптимальным их соответствием потребностям рынка труда.

В настоящее время наблюдается кризис системы профессионального образования, проявляющийся в резком повышении интереса к получению высшего образования в ущерб начальному и среднему профессиональному образованию, которое ведет, в свою очередь, к дороговизне получения профессионального образования, особенно высшего, снижении интереса к учению, качества успеваемости, росте преступности среди учащихся. Власть осознает эти проблемы и начинает их решать, показателем чего является начавшаяся реформа образования, которая характеризуется замедленным и затрудненным характером, но, тем не менее, реформаторские шаги постепенно проводятся в жизнь. Часть из них вызывает неоднозначную оценку педагогов, родителей, учащихся и общества в целом, что свидетельствует о необходимости диалога власти и общества, изучения и учета общественного мнения.

Модернизация современной системы образования предполагает не отрицание имеющегося потенциала, а его обновление, включение нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт. Не случайно, «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений.

Актуальность исследования определяется необходимостью воспитания бережного отношения к культурному наследию, сохранения, развития и распространения этнической и национально-культурной самобытности народов России. Важным является также сохранение единого социокультурного пространства страны на началах формирования российского самосознания и самоидентичности. Решение этих вопросов в немалой степени зависит от эффективности использования в педагогической практике региональных культурно-образовательных традиций, учёта их местных особенностей.

Изучение исторического опыта развития профессионального образования в Казани приводит к более полному и глубокому пониманию особенностей развития современного Татарстана.

Исследование данной проблемы имеет особую значимость для органов управления образованием, поскольку позволяет избегать в их практике принятия неэффективных или ошибочных управленческих решений.

На этом фоне обращение к истории образования, прошлому опыту решения профессиональной школой ее задач представляется нам сегодня актуальной и весьма своевременной задачей исторического исследования.

Объектом исследования является среднее профессиональное образование в Казани в конце XIX – начале XX вв.

Предметом исследования стал процесс функционирования системы среднего профессионального образования в Казани в конце XIX – начале XX вв., включающий ее профильную и организационно-правовую структуру, состояние материальной базы и финансирования, характеристику содержания и организации обучения и воспитания, корпус преподавателей и ученический состав.

Говоря о предмете диссертационного сочинения, следует отметить, что автор сконцентрировал свое внимание на средних профессиональных учебных заведениях производственной и коммерческой сферы, а именно на Казанском промышленном училище, Казанском земледельческом училище, Казанском коммерческом училище, Казанском речном училище и Казанской торговой школе. За пределами внимания автора остались образовательные заведения духовного и военного ведомств, а также педагогические и медицинские учебные заведения, которые, ввиду специфики их функционирования, являются темой отдельных исследований.



Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. по начало XX в. Именно в этот период происходит становление и развитие сети средних профессиональных учебных заведений в Казанской губернии. Начальная грань связана с 1897 г. – открытием Казанского промышленного училища. Конечная грань определяется началом первой мировой войны, существенно изменившей социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, повлиявшей и на процесс развития и функционирования системы профессиональных учебных заведений г. Казани.

Территориальные рамки исследования ограничены губернским городом Казань, поскольку именно в Казани сконцентрировались все средние профессиональные учебные заведения Казанской губернии, роль которых выходила далеко за ее рамки.

Степень изученности темы. Переходя к рассмотрению работ, посвященных проблеме развития среднего профессионального образования в Казани, следует заметить, что до настоящего времени не предпринималось попыток специального исследования данной темы. Вместе с тем, в ряде исследований поднимались некоторые проблемы подготовки кадров в системе среднего профессионального образования, в основном при изучении общих вопросов просвещения.

Историографию рассматриваемой проблемы можно условно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный.

Изучение и освещение различных аспектов истории среднего профессионального образования в России началось по существу с конца XIX в. современниками и участниками событий.

Очерки по истории технического образования были представлены в работах И.А. Анопова, И.М. Максина и А.Г. Небольсина1. Ценность этих трудов заключается в обширном фактическом и статистическом материале. Однако в работах И.А. Анопова и А.Г. Небольсина приводятся данные, относящиеся ко второй половине XIX в., в то время как значительный рост количества технических школ в России пришелся на конец XIX – начало XX вв. Эти авторы пропагандировали идею расширения сети профессионально-технических учебных заведений в России в связи с интенсивным ростом промышленного производства и необходимостью обеспечения его квалифицированными кадрами.

Вопросы истории и организации сельскохозяйственного образования рассматривались в работах И.А. Стебута, И.Н. Миклашевского, А. Фортунатова, И.И. Мещерского2. И.Н. Миклашевский выделил три этапа в становлении сельскохозяйственного образования в России, охарактеризовал историческое развитие всех существовавших тогда типов сельскохозяйственной школы. И.А. Стебут в своих работах особое внимание уделяет единству теории и практики, развитию профессионального мышления, единству обучения и воспитания. Он доказал историческую обусловленность сельскохозяйственного образования и его роль в развитии экономической и социально-политической жизни общества на рубеже XIX-XX вв.

Состоянию, проблемам и перспективам коммерческого образования, учебным планам, общей и специальной подготовке во всех типах профессиональной коммерческой школы посвящена работа М.В. Кечеджи-Шаповалова3.

Развитие и значение профессионального образования, принципы его построения, разнообразие форм были предметом изучения В.И. Чарнолусского1. Внимание многих исследователей истории образования привлекает монография С.В. Рождественского2, в которой дана оценка государственной политики в области образования, исследована нормативно-правовая база функционирования учебных заведений и проанализирована эволюция системы образования в России на протяжении XIX столетия.

Особый подход к среднему профессиональному образованию был характерен для известных русских ученых-педагогов К.Д. Ушинского, Д.И. Менделеева, П.Ф. Каптерева3. Они выступали против подмены общего образования профессиональным, указывая, что последнее должно обязательно базироваться на общем. Кроме того, они ратовали за максимально возможно быстрое и широкое развитие сети профессиональных школ в силу необходимости избежать зависимости российской экономики от иностранных специалистов.

На рубеже XIX-XX вв. вышли работы, посвященные деятельности отдельных средних профессиональных учебных заведений Казани. Эти произведения носили в основном формальный, описательный характер в виде исторической записки, очерка или справки. К ним относятся труды И. Белецкого, В. Вольмана, В.В. Танеева и других4. Многие из них рассматривали историю возникновения учебного заведения, состав и деятельность попечительного и педагогического советов, учебную и воспитательную деятельность, социальный состав и количество учащихся, финансовую сторону функционирования учебного заведения. Поскольку эти очерки писались по поручению вышестоящего начальства и приурочивались к юбилею учебных заведений, постольку многие негативные моменты авторы обходили стороной или упоминали о них вскользь. В связи с этим отметим, что данные очерки составлялись по большей части на основе годовых отчетов учебных заведений, поэтому приводимые в них статистика и факты вполне соответствуют данным отчетов.

Итак, дореволюционная литература по истории среднего профессионального образования по своему жанру занимает промежуточное положение между ведомственными справочниками и историческими исследованиями. В основном внимание исследователей было сконцентрировано на истории конкретных профессиональных учебных заведений.

В 1920-1930-е гг., в силу необходимости изучения опыта профессиональной школы дореволюционной России, обусловленной потребностями создания новой системы профессионального образования, эта тематика привлекла к себе внимание таких исследователей, как О. Аникст, А. Долинин, Е. Старцев5. Однако их труды носили публицистический характер, а профессиональное образование рассматриваемого периода России в этих работах было фоном, на котором выделялись преимущества советской профессиональной школы. Отсутствие позитивных оценок деятельности правительства в сфере профессионального образования стало характерной чертой советской историко-педагогической науки.

В 30-40-е гг. XX в., по подсчетам Э.Д. Днепрова, резко уменьшилось количество работ по данной теме: так, если в 1918-1929 гг. их вышло 38, то в 1930-1939 гг. – всего 121. Исследование общественно-педагогического движения, общественных инициатив в деле развития профессионального образования в 30-40-е гг. XX в. считалось неактуальным. Исследователи переключились на разработку частных проблем политики правительства 2.

Существенные сдвиги в изучении профессиональной школы дореволюционной России произошли в 1950-1980-е гг., что во многом было связано с юбилейными датами в истории учебных заведений. Возросший интерес к этому направлению исследований привел к созданию самостоятельных, интересных работ, в которых в некоторой степени уже начинает просматриваться многоаспектный подход при рассмотрении процесса формирования и развития системы профессионального образования.

Особенно большой вклад в разработку истории профессиональной школы дореволюционной России внесли А.Н. Веселов и Н.Н. Кузьмин. Работы А.Н. Веселова посвящены истории профессионально-технического образования3. В его исследованиях впервые были представлены обобщающие сведения о развитии низшего и среднего технического образования в России, проанализирована правительственная политика в этой сфере, обобщен опыт многих учебных заведений. Особого внимания заслуживает предпринятая Н.Н. Кузьминым попытка комплексного подхода к исследованию системы низшего и среднего профессионального образования в дореволюционной России4. Он максимально полно раскрыл теоретические и практические аспекты профессионального образования, осветил политику правительства в сфере низшего и среднего профессионального образования, дал периодизацию его развития на дореволюционном этапе, сделал достаточно полную профильную характеристику профессиональных учебных заведений.

Определенный исследовательский интерес представляет и работа А.В. Ососкова5, который при оценке деятельности правительства в сфере образования избегал однозначных оценок, считая, что, несмотря на все трудности, профессиональное образование в стране в дореволюционный период добилось значительных успехов. Динамика развития профессионального образования и преемственность между его начальным и средним уровнями раскрыта Ф.Ф. Королевым6. Исследованию проблемы активизации общественности в негосударственном секторе образования посвящены работы А.Д. Степанского7.

Специальных работ по истории коммерческого образования практически не было, незначительное внимание этой теме уделено в работах по истории средней школы и в общих работах по истории педагогики8; причем за весь советский период по истории коммерческого образования было защищено всего две диссертации1. Исследованию опыта сельскохозяйственного образования посвящена монография А.В. Ефременко2, в которой особенно подробно освещаются вопросы законодательной основы функционирования и инициативы прогрессивных деятелей в деле развития сельскохозяйственного образования.

Краткие, но насыщенные исторические очерки по истории различных отраслей профессионального образования содержатся в общих работах по отраслям образования3.

Обобщила исследования по истории профессионально-технического образования в нашей стране коллективная монография «Очерки истории профессионально-технического образования в СССР»4. Авторы работы подробно проанализировали историческую практику подготовки технических кадров в нашей стране с XVIII в. по 80-е гг. XX в., выдели ее достоинства и недостатки, а также предложили пути совершенствования профессионально-технического образования.

Следует заметить, что исследования этих авторов выполнены на материалах центральных архивов с использованием опубликованных источников. Региональные особенности развития профессиональной школы остались практически вне рамок исследований. Среди исследователей региональных аспектов истории профессиональной школы можно выделить Ф.Ф. Шамахова5. Его работы существенны в том плане, что позволяют целостно рассмотреть образовательную ситуацию в стране на примере учебных заведений Западной Сибири. В Татарстане также появились первые диссертации и монографии по истории отдельных звеньев школьной системы рассматриваемого периода. Вместе с тем, следует признать, что большинство из них было посвящено рассмотрению национального образования. Только в диссертационном исследовании Б.П. Рождественского «Революционное движение учащихся средних школ в революции 1905-1907 гг. в Казанском учебном округе» дана характеристика состояния учебных заведений в Казанском учебном округе, рассмотрены вопросы реформы в области среднего образования6. Это исследование отличается более высоким научным уровнем, привлечением нового фактического материала, попыткой рассмотрения региональных процессов в связи с общероссийскими.

В целом, советская историография рассматриваемой проблемы неоднозначна. Была проделана значительная научная работа по исследованию истории профессионального образования, однако необходимость сочетать исторический материал с идеологическим содержанием часто уводила историков от объективности в исследованиях.

На современном этапе развития исторической науки актуализация вопроса о реформах в сфере образования поставила на повестку дня вопрос о необходимости обращения к анализу опыта профессиональной школы дореволюционной России. В этот период начался пересмотр старых концепций и устранение «белых пятен» в истории. Начало этому процессу положил выход очередного тома «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР»7. Появляются новые обобщающие исследования, созданные на основе расширенной проблематики, более широкого круга источников, с широким привлечением регионального исторического материала1.

В целом, в этот период разработка данной темы идет по двум линиям: исследование отдельных направлений подготовки кадров и изучение региональных аспектов истории профессиональной школы.

Среди работ первого направления необходимо выделить диссертационные исследования и монографии А.В. Третьякова, Н.Н. Калининой, Н.А. Размановой, В.Б. Синюшина, С.Л. Зябловой, Т.А. Абдулмуталиновой, А.И. Ермилина2. В них особо подчеркивается роль объединения сил государства, общественной и частной инициативы в деле развития профессионального образования. Однако большинство этих работ посвящено истории профессионально-технического образования. С другой стороны, диссертационные исследования Н.Н. Калининой и Н.А. Размановой, а также огромное количество статей в периодических изданиях3 свидетельствуют о и широком интересе к истории коммерческого образования. Н.А. Размановой был проведен комплексный анализ функционирования системы подготовки финансово-экономических кадров, рассмотрены важнейшие направления взаимодействия власти и общества в деле создания профессионального экономического образования, характер и формы участия торгово-промышленных слоев в организации коммерческого образования. Появляются серьезные исследования истории сельскохозяйственного образования. В монографии А.В. Третьякова нашли отражение многие вопросы истории сельскохозяйственного образования: проанализированы факторы, обусловившие его появление; прослеживается эволюция видового изменения сельскохозяйственной школы; рассмотрена законодательная база и показана роль местной власти в функционировании школ. М.Д. Карпачев и В.Н. Плаксин исследовали вопросы становления земских агрономических организаций и их роль в распространении специальных научных знаний среди крестьян, выделив основные формы внешкольного сельскохозяйственного образования4.

В региональной тематике преобладает комплексное изучение системы низшего и среднего профессионального образования5, что во многом объясняется недостаточностью источникового материала.

Определенный интерес для нашего исследования представляют работы С.М. Михайловой1. Широкое развитие получило изучение истории педагогического образования в Казанской губернии, наиболее полно исследованной в трудах Р.Р. Исхаковой и И.В. Утробиной2. Профессиональному духовному образованию уделено внимание в работах Е.А. Вишленковой и А.В. Журавского3. Истории Казанского земледельческого и промышленного училищ, деятельности Обществ вспомоществования при образовательных учреждениях посвящены исследования И.А. Талышевой. Р.Б. Садыковой и И.И. Милюкова4.

Обобщенный материал по вопросам истории среднего профессионального образования в Казанской губернии представлен в коллективных трудах по истории Татарстана и Казани5. Наиболее интересной для данного исследования является шестая глава первой книги «Истории Казани»6, подготовленная Ю.И. Смыковым. Он представил развернутую картину состояния и развития просвещения в Казани, показал динамику роста учебных заведений и учащихся в них, отметив, что темп их роста был явно недостаточен для Казани. К числу факторов, сдерживавших развитие среднего профессионального образования в крае, автор справедливо относит остаточный принцип финансирования. При этом Ю.И. Смыков избегает резких оценок политики правительства в области образования, показывает ее двойственность.

Таким образом, на современном этапе приоритетное направление в исследованиях приобретает изучение образовательного процесса, развития многофункциональной системы образования и выявление роли и вклада общественности и частных лиц в этом процессе.

Завершая характеристику степени изученности темы, необходимо отметить, что, несмотря на достигнутые успехи, нет оснований считать разработку истории средней профессиональной школы в Казани в конце XIX – начале XX вв. завершенной. В целом проблемы народного образования в Казанской губернии в конце XIX – начале XX вв. нашли определенное отражение в исторических исследованиях; вместе с тем становление и функционирование системы среднего профессионального образования в дореволюционной Казани относится к числу слабо разработанных сюжетов отечественной истории. Наиболее изученным в ряду учебных заведений профессиональной школы Казани является промышленное училище. В имеющихся публикациях встречаются лишь упоминания о коммерческих учебных заведениях, практически не исследованы вопросы истории среднего сельскохозяйственного образования. Малоизученными являются также сюжеты, которые связанны с характеристикой корпуса преподавателей, состава учащихся, содержания и организации образовательного процесса. Отсутствие до сих пор специального обобщающего исследования по истории среднего профессионального образования в Казани в конце XIX – начале XX вв., недостаточная изученность ряда важных вопросов – все это свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки данной темы.



Целью диссертационного исследования является комплексный анализ процесса становления и развития системы среднего профессионального образования Казани в конце XIX – начале XX вв.

Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:



  • определить основные предпосылки и условия формирования системы среднего профессионального образования в Казани;

  • охарактеризовать участников педагогического процесса;

  • рассмотреть образовательную деятельность средних профессиональных учебных заведений.

Для решения задач, поставленных в исследовании, был привлечен широкий круг источников, как опубликованных, так и не опубликованных. Типологически источниковую базу диссертации можно условно разделить на следующие группы: законодательные и нормативно-правовые акты; делопроизводственная документация; статистические материалы; материалы периодической печати; сборники сведений по профессиональному образованию и материалы совещаний и съездов; источники личного происхождения; справочные издания.

Важное место среди источников занимают законодательные акты и нормативно-правовые документы, регламентировавшие и регулировавшие функционирование системы профессионального образования. В большинстве своем они опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи», в периодически переиздававшемся «Своде законов Российской империи», в сборниках постановлений и циркуляров министерств и ведомств, в ведении которых находились средние профессиональные учебные заведения, а также в официальных отделах специальных журналов, таких, как «Журнал Министерства народного просвещения», «Техническое и коммерческое образование» и др.1

Основной задачей законодательства в этой области являлось создание системы профессионального образования, разграничение компетенции между органами центральной власти и органами управления образованием различных уровней, определение прав и обязанностей должностных лиц и учащихся. К важнейшим законодательным актам, регулировавшим деятельность сферы профессионального образования, относятся Положения и Уставы. В ходе исследования активно привлекались различные Положения, представлявшие собой совокупность правил, определявших устройство, права и обязанности учебных заведений2. Нормативными актами, в соответствии с которыми должны были действовать профессиональные учебные заведения на местах, являлись Уставы3. Для каждого типа учебных заведений министерства разрабатывали примерные Уставы, которые отличались однородностью и в основном повторяли, хотя и несколько расширяя и объясняя, разделы Положений и служили образцом для составления уставов каждого конкретного учебного заведения4, которые затем утверждались соответствующим министром. Особое место в данной группе источников занимают разнообразные Правила, являющие собой своеобразные правоприменительные акты. Особенно много Правил утверждалось министром народного просвещения5, в силу того, что МНП являлось самым консервативным из образовательных ведомств страны и стремилось мелочно регламентировать все сферы деятельности подконтрольных ему учебных заведений.

Источниковедческий анализ законодательных актов показал, что со временем они значительно изменялись, расширялись и корректировались в связи с изменениями в образовательной политике, с учетом местных условий и несовершенностью правовой системы.

Самой представительной по количеству и разнообразию группой источников, задействованных в ходе исследования, является делопроизводственная документация.

К данной группе относятся: протоколы и журналы заседаний, отчеты, доклады, ведомости, формулярные списки, официальная переписка, прошения, письменные работы учащихся. Большинство из них представлены в фондах Национального архива Республики Татарстан (НАРТ)1. Ряд делопроизводственных документов, в основном отчеты, опубликованы.

Важнейшим систематическим источником по истории отдельных учебных заведений являются отчеты директоров и инспекторов учебных заведений2, а также отчеты о деятельности Обществ вспомоществования нуждающимся учащимся3. В рассматриваемый период отчеты предоставлялись систематически (за год), по единому образцу, что позволило провести сравнительный анализ по отдельным годам. Отчеты содержат множество богатейших данных о составе и движении воспитанников, преподавателей, учебные планы и программы, состоянии хозяйственной части, источниках финансирования и расходах, санитарном состоянии учебных заведений.

Значимым видом источников, раскрывающим организацию учебно-воспитательного процесса и административно-хозяйственной деятельности профессиональных учебных заведений, являются журналы педагогических советов и хозяйственных комитетов. Журналы педагогических советов и комитетов4 содержат сведения об утверждении программ курсов, расписаний уроков и экзаменов, учебных предметах, продолжительности учебного года, распорядке дня воспитанников, пропусках учеников, нарушении дисциплины, распределении уроков между преподавателями. Журналы также служат источником информации о воспитанниках, поскольку на заседаниях педагогических советов регулярно обсуждались успеваемость и поведение учеников, утверждались списки переведенных в следующий класс и оставленных на повторение курса, решались вопросы о поощрениях и наказаниях, а также об освобождении от оплаты за обучение. В журналах заседаний хозяйственных комитетов5 учебных заведений подробно зафиксирована совокупность данных о финансово-хозяйственной деятельности: сведения о поступлении финансовых средств, плате за содержание и обучение, доходах от продажи изготовленных учениками изделий и продуктов сельского хозяйства, заработной плате служащих, содержании зданий и помещений, уплате по счетам и другие хозяйственные расходы.

Дополнительным источником информации служат формулярные списки о службе и личные дела преподавателей6. Содержащиеся в них сведения дают возможность проследить судьбу отдельного педагога, осветить многие стороны жизни преподавателей профессиональных учебных заведений. К сожалению, формулярные списки, с одной стороны, сохранились не на всех преподавателей, а с другой стороны, не позволяют проследить дальнейшую судьбу педагогов, так как при смене работы передавался и формулярный список.

Особую группу делопроизводственной документации представляют материалы переписки, которая осуществлялась на нескольких уровнях: между МНП и попечителем КУО, между департаментами министерств и руководством учебных заведений, между представителями центральных или местных органов власти с частными лицами. Основными видами переписки были предписания, распоряжения, приказы, запросы, официальные письма, донесения, рапорты, прошения, жалобы. Как правило, предметом переписки обычно выступали конкретные вопросы: изменение учебных планов или программ, увеличение или освобождение от платы за обучение, прием в учебное заведение.

Большой интерес в ходе работы вызвали прошения учащихся, их родителей и преподавателей1, имеющие единую форму. В прошениях о зачислении, например, указывались фамилия, имя лица, из какого сословия, дата и обоснование просьбы, нередко с приложением свидетельств об окончании какого-либо учебного заведения, о благонадежности и здоровье.

Своеобразным источником являются отчеты учеников о практике, а также сочинения, контрольные и экзаменационные работы учащихся2. Несмотря на то, что они сохранились не в полном объеме, имеющиеся образцы восполняют ограниченность сведений об учащихся, уровне их знаний и умений, их повседневной жизни.

В целом делопроизводственная документация отличается периодичностью и однородностью, что позволило выявить характер и динамику развития среднего профессионального образования в Казани за рассматриваемый период.

Незаменимым источником при исследовании многих вопросов данной темы стали статистические материалы. Статистика рассматриваемого периода была несовершенной, т.к. отсутствовала единая система сбора статистических сведений, и поэтому данные об образовании были разбросаны по разным ведомствам и организациям. Данные статистики позволили определить численность учебных заведений в губернии, выделить заведения, готовившие кадры для экономики, уточнить численность учащихся и выяснить постановку преподавания в них за рассматриваемый период, охарактеризовать систему профессионального образования в губернии.

Ценным источником исследования являются материалы периодической печати. Эта группа источников обладает рядом преимуществ: она многогранна, оперативна, хорошо сохранена, содержит информацию различных срезов и уровней, дискуссионный материал и дает оценочные характеристики современников по проблемам и перспективам развития профессионального образования. Однако существование периодической печати в условиях цензуры, а также то, что она была выразителем интересов различных классов и социальных групп по основным вопросам школьной жизни, обусловило критический подход при использовании этой группы источников.

Наиболее важная информация по нашему исследованию содержится в педагогических журналах рассматриваемого периода: «Техническое и коммерческое образование», «Сельскохозяйственное образование», «Русская школа», «Журнал министерства народного просвещения», «Профессиональное образование». На страницах этих изданий помещались официальные материалы (изменения в законодательстве об образовании, отчеты министерств и ведомств), а также статьи видных государственных деятелей в области профессионального образования, представителей общественно-педагогического движения, руководителей и педагогов учебных заведений, экономистов, причем значительная часть авторов статей проживали в регионах, в том числе и в Казанской губернии. Статьи представляли собой, как правило, обширные, обзорные материалы обобщающего характера по актуальным вопросам профессионального образования. Будучи общероссийскими, эти журналы публиковали корреспонденцию, поступавшую из разных регионов России, в том числе и из Казанской губернии. Корреспонденции представляли собой небольшие, но насыщенные фактами, статьи, сообщавшие о текущих событиях в сфере профессионального образования.

Особый интерес для нашего исследования представляет издававшийся с 1892 по 1917 гг. педагогический журнал «Техническое образование» (с 1908 г. – «Техническое и коммерческое образование»). Главным тематическим спектром журнала были вопросы организации, содержания, методов профессионально-технического образования, на его страницах обсуждались и вопросы деятельности сельскохозяйственных и коммерческих учебных заведений. Журнал играл важную роль в распространении передового педагогического опыта, ратовал за распространение женского образования.

К пятой группе источников мы отнесли различные сборники сведений по профессиональному образованию и материалы совещаний и съездов. Выделение этих видов источников в отдельную группу обусловлено тем, что материалы, содержащиеся в них, настолько разнообразны по своей форме, что их нельзя отнести к традиционно выделяемым группам источников. Так, например, в материалах съездов по техническому и профессиональному образованию содержатся как статистические материалы, так и выступления различных деятелей по профессиональному образованию, а также принятые на съездах резолюции1. Таким образом, материалы съездов можно рассматривать и как статистику, и как делопроизводственную документацию, и даже как своеобразные источники личного происхождения. Материалы съездов позволяют получить сведения по вопросам развития материальной базы, методики преподавания предметов в профессиональных учебных заведениях, подготовки преподавательских кадров для профессиональной школы. Значительную информационную нагрузку несет на себе «Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию»2, выпуски которого начали выходить с 1895 г. В них содержатся разнообразные данные о развитии сельскохозяйственного образования в России: материалы по каждому учебному заведению, статистические данные, материалы совещаний, извлечения из отчетов, изменения в законодательстве.

Отдельную группу источников составили документы личного происхождения. Среди данной группы можно выделить мемуары, облеченные в форму воспоминаний, стоящих на грани с литературно-художественными произведениями. Значимость мемуаристики состоит в фактах, часто нигде не отраженных. Особый интерес представляют воспоминания крупного государственного деятеля С.Ю. Витте3, которые позволяют рассмотреть колебания государственной политики в сфере образования. Воспоминания бывших учеников средних профессиональных учебных заведений Казани и их родственников4 дают представление о том, какие трудности им приходилось преодолевать, чтобы получить специальность. В них также рассматривается организация образовательного процесса, характеризуется педагогический состав учебных заведений.

При работе над диссертацией были привлечены справочные издания5, которые помогли уточнить количество средних профессиональных учебных заведений в Казани и Казанской губернии в конце ХIХ – начале ХХ вв., выяснить время их основания или преобразования и составить картину распределения учебных заведений в пределах губернии.

В своей совокупности использованные источники составили комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих документов, весь спектр которых позволяет предпринять всесторонний анализ развития системы подготовки кадров для экономики в средних профессиональных учебных заведениях Казани в конце XIX – начале XX вв., показать трудности и достижения на пути ее становления, выявить основные направления образовательной политики государства в этой сфере, региональные особенности и малоисследованные аспекты данной проблемы.

Методологическую основу исследования составила совокупность общенаучных и специально-исторических методов научного исследования. Главными методологическими основаниями явились диалектический и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса, признание причинно-следственных связей событий и явлений, важной роли субъективного фактора и личности в историческом процессе.

Осмысление поставленных в диссертации проблем опирается на принципы объективности, историзма и системности, предполагающих рассмотрение процесса становления и развития профессиональной школы во всей совокупности фактов, проанализированных в их логической и хронологической последовательности.

В работе были задействованы такие общенаучные методы, как исторический метод, на основе которого явления и процессы рассматривались в динамике; логический метод, позволивший делать выводы по отдельным частям исследования и диссертации в целом; методы анализа и синтеза, на основе которых система среднего профессионального образования была рассмотрена как целостный объект, характеризующийся внутренним единством и взаимосвязанностью всех своих составных частей; дедуктивный и индуктивный методы, с помощью которых обобщались массивы исторических фактов и прослеживались общие закономерности в отдельных событиях и явлениях.

Важное место в работе занимает сравнительно-исторический метод, позволивший выявить общие черты и особенности развития профессиональной школы в Казани и в России. Использование указанного метода осуществлялось нами при анализе широкого круга исторических источников, особенно статистических материалов. Проблемно-хронологический метод обусловил соответствующее построение структуры диссертационного исследования и дал возможность, с одной стороны, рассмотреть динамику развития профессионального образования, а с другой – выявить его основные составляющие и дать им характеристику. Историко-типологический метод был использован автором при составлении классификации учебных заведений. Статистический метод широко применялся при анализе учебных планов, педагогических кадров, финансирования школ и училищ, динамики количества учебных заведений, контингента учеников и позволяет избегать описательности, предполагая аналитический подход при рассмотрении количественных показателей. Формально-юридический метод позволил провести анализ правительственной политики по отношению к профессиональной школе.



Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем предпринята первая попытка специального обобщающего исследования становления и развития системы среднего профессионального образования Казани в конце XIX – начале XX вв. Новация работы состоит в том, что в ней:

  • сформулировано целостное представление о генезисе и эволюции системы среднего профессионального образования, моделях подготовки квалифицированных кадров для экономики в Татарстане;

  • прослежены причины, роль, этапы и значение активизации государственной, общественной и частной инициативы по развитию и поддержке профессиональной школы;

  • выявлены особенности соотношения общего и специального образования, теоретического и практического обучения, раскрыта зависимость этого соотношения от социально-экономических условий и региональных особенностей;

  • выявлен и введен в научный оборот новый фактический материал, основанный на широком круге неопубликованных источников;

  • переосмыслены некоторые стереотипы в подходах к истории профессионального образования в дореволюционной России;

  • раскрыт тот положительный педагогический опыт, который был накоплен дореволюционной системой среднего профессионального образования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности его теоретического и практического применения. Положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы органами государственной власти при разработке и проведении политики в области профессионального образования, а также в сфере управления системой профессиональных учебных заведений с целью реализации задач реформирования образования в единую систему подготовки конкурентоспособных квалифицированных кадров. Материалы исследования приобретают особую значимость для деятельности региональных и муниципальных органов государственной власти в сфере профессионального образования, а также для деятельности самих учебных заведений в целях обеспечения регионализации и муниципализации образования, поиска путей и подходов к разрешению вопросов финансирования, организации хозяйственной деятельности и подготовки кадров на основе рыночных потребностей региона. Положения и выводы диссертации могут найти применение при взаимодействии государственных, общественных, благотворительных организаций, хозяйственных структур, предпринимателей и частных лиц в процессе формирования условий для повышения инвестиционной привлекательности профессиональной школы в подготовке специалистов, востребованных современной экономикой.

Материалы диссертации могут представлять интерес для педагогов, исследователей, музейных работников, организаторов курсов повышения квалификации. Результаты исследования способствуют более полному освещению истории профессионального образования, могут быть использованы другими исследователями в их работах по истории профессионального образования в России. Материалы исследования могут найти применение при разработке соответствующих разделов учебных курсов по отечественной истории и истории педагогики, различных спецкурсов и курсов повышения квалификации в сфере образования, а также в музейной работе.



Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены в 13 публикациях и трех выступлениях на III и IV Международных научно-практических конференциях «Стимулирование мотивации самосовершенствования, саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2005, 2007).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений.
Каталог: uni -> sank
sank -> Личность Виновного в преступлении и ее значение для установления пределов ответственности по уголовному Кодексу РФ
sank -> Актуальность темы исследования
sank -> Самодетерминация становления субъекта научно-исследовательской деятельности в вузовском обучении
sank -> Фронтовые письма участников Великой Отечественной войны как исторический источник:
sank -> Трансформация отношений духовно-творческой элиты и общества в условиях современных модернизационных процессов
sank -> Гендерный подход в образовательных системах великобритании и США
sank -> Становление и реализация дидактической системы джона дьюи
sank -> Пути трансформации романной формы в отечественной прозе рубежа XX xxi веков
sank -> И источники изучения лексики татарского языка
sank -> Педагогические условия коррекции интернет-аддикции у подростков 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница