Среднее профессиональное образование на пути качественных преобразований. Некоторые итоги сетевого взаимодействия



Скачать 80.96 Kb.
Дата13.02.2016
Размер80.96 Kb.



07.02.2007


Среднее профессиональное образование на пути качественных преобразований.

Некоторые итоги сетевого взаимодействия.
В последнее время наблюдается большой интерес к вопросам профессионального образования. И это не случайно: образование рассматривается как фактор экономического роста, социального и экономического благосостояния, конкурентоспособности страны. Возникает вопрос: готова ли сегодня система профессионального образования адекватно реагировать на вызовы общества, времени и стать конкурентоспособной?

Накопленный за три года опыт сетевого взаимодействия и проектирования совместной деятельности учреждений на региональном уровне убеждает не только в способности и готовности ссузов динамично меняться и развиваться, но и доказать свою значимость и большую роль в социально – экономическом развитии региона.

Сетевое взаимодействие – это эффективная регионально ориентированная стратегия, которая строится на принципах открытости и доверительности, высокого профессионализма, развития общественной инициативы, поддержки и стимулирования инноваций, всестороннего социального партнерства и сотрудничества.

Итак, некоторые результаты проектов сетевого взаимодействия и динамики развития учреждений среднего профессионального образования РК.



2003-2004 учебный год. Проект сетевого взаимодействия «Регионализация среднего профессионального образования – важный фактор его качества и эффективности». Проект способствовал формированию региональной составляющей содержания образования: с учётом региональных особенностей внесены корректировки в учебные планы, открыты новые специальности, специализации, дополнительные подготовки. Итоги работы представлены на Республиканской конференции.

В следующем учебном году усилия профессионального сообщества были направлены на решение ещё одной очень важной проблемы – информатизации СПО. Результат - реализация Проекта сетевого взаимодействия «Информатизация среднего профессионального образования в РК: инновации и перспективы».

Сделан рывок в техническом оснащении учреждений современным компьютерным оборудованием, созданы условия для внедрения ИКТ: было приобретено более 180 современных компьютеров на сумму более 4-х млн. руб. Доля приобретенных компьютеров, например, в Карельском училище культуры составила на тот момент 73,7%, в Медицинском колледже – 66,6%, в Речном училище – 33%. В условиях ограниченных ресурсов руководители учреждений, понимая важность этого направления деятельности, изыскивали в основном внебюджетные средства на компьютеризацию учебного процесса. Важный показатель состояния учебной базы – доступность компьютеров для студентов. Динамика очевидна: средняя обеспеченность компьютерами на одного студента в 2004-2005 учебном году возросла с 27 чел до 15.

В 2005-2006 учебном году разработан и реализован проект сетевого взаимодействия «Среднее профессиональное образование в Республике Карелия: высокое качество, открытость, конкурентоспособность», основной целью которого явилось повышение качества среднего профессионального образования, его престижности путем формирования единой информационной среды, обновления содержания и технологий образования, расширения социального партнерства с предприятиями, фирмами и организациями, сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями республики.

Важным достижением стало создание и развитие общественно-творческих инициатив:

-Лаборатория информационно-коммуникационных технологий с участием специалистов образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе Петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта,

-Лаборатория современных педагогических технологий,

-Ассоциация начинающих преподавателей

-Постоянно-действующий проблемно-проектировочный семинар с участием преподавателей–руководителей проектов. Д

Данные организации объединили преподавателей и методистов из различных учреждений СПО РК, способствовали изменению содержания образования, в том числе в части регионального компонента.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности позволило создать инновационные социально-значимые для региона проекты, расширить границы социального партнерства, договорные отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, фирмами, создать в образовательных учреждениях СПО творческие группы по разработке проектов.

Итоги реализации проекта сетевого взаимодействия были подведены на традиционной Республиканской выставке, которая явно продемонстрировала возможности и потенциал применения информационно-коммуникационных ресурсов, Интернет-ресурсов, программных средств в образовательном процессе учреждений СПО РК. Был представлен передовой педагогический опыт в области внедрения ИКТ. Прошла презентация инновационных социально-значимых для региона проектов с участием социальных партнеров – представителей Минэкономразвития, Минтруда, предприятий, учреждений, организаций, фирм.



По итогам реализации проекта был издан информационно-аналитический сборник «Среднее профессиональное образование. Конкурентоспособность выпускника на рынке труда».

Большое количество преподавателей смогли повысить свою квалификацию.

Доля преподавателей из учреждений СПО, повысивших свою квалификацию, увеличилась по сравнению с 2005 с 17,8 до 22,5%. В половине учебных заведений СПО доля преподавателей, повысивших свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, составила более 30%. Продолжилось обучение преподавателей ОУ СПО по программе INTEL «Обучение для будущего» на базе Карельского государственного педагогического университета.
Опыт трехлетней работы в режиме сетевого взаимодействия, очевидные результаты совместной деятельности позволили поставить перед профессиональным сообществом новые задачи.

В октябре 2006г. в рамках проектировочного семинара был дан старт проекту сетевого взаимодействия по теме «Конкурентоспособность выпускников учреждений среднего профессионального образования Республики Карелия на рынке труда».

Цель проекта этого года - достижение нового качества образования в учреждениях среднего профессионального образования РК, соответствующего требованиям работодателей по подготовке высококвалифицированных специалистов путем совершенствования механизмов взаимодействия рынка труда и профессионального образования, внедрения современных технологий в практическое обучение специалистов и рабочих кадров, создания современной учебно-производственной базы.


С 2006 года с учетом требований рынка труда открыта подготовка по следующим профессиям среднего профессионально образования:

-Петрозаводский педагогический колледж – Государственное и муниципальное управление, Профессиональное обучение (по отраслям);

-Сортавальский торгово-экономический техникум – Гостиничный сервис, Информатика, Организация общественного питания.

-Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта - Техническое обслуживание средств вычислительной техники и комплектование сетей;

-Петрозаводский строительный техникум - Реконструкция и техническая реставрация зданий и сооружений, Маркетинг;

-Петрозаводский социально-педагогический колледж - Информатика, Реклама;

-Петрозаводское речное училище - Страховое дело;

-Карельский филиал Юридического колледжа - Правоведение, Налоги;

-Петрозаводский кооперативный техникум - Маркетинг, Страховое дело, Охотоведение и звероводство.
Основными направлениями деятельности являются::

1. Организация взаимодействия учреждений СПО с работодателями, кадровыми агентствами, службами занятости по повышению качества подготовки кадров для различных отраслей экономики и социальной сферы РК, созданию современной учебно-производственной базы. Так, например, 8 февраля 2007 года в 14.00 в Лесотехническом техникуме по адресу: ул. Калинина, д.41 (читальный зал) состоится Круглый стол по вопросам подготовки кадров для лесопромышленного комплекса РК, в работе которого примут участие работодатели – руководители предприятий лесопромышленного комплекса РК, социальные партнеры, выпускники техникума. Цель круглого стола – заинтересовать работодателей в сотрудничестве по подготовке кадров, а также изучить потребности предприятий лесопромышленного комплекса РК в развитии кадрового потенциала в рамках разрабатываемой республиканской подпрограммы.

28 февраля 2007 г. с 15.00 до 17.30 состоится Круглый стол «Социальное партнёрство в подготовке кадров для строительного комплекса Республики Карелии» в Строительном техникуме по адресу: пр. Первомайский, 56 (актовый зал).

2. Изучение и внедрение системы менеджмента качества в практику работы образовательных учреждений среднего профессионального образования РК.

7-8 декабря 2006 года состоялся обучающий семинар для управленческих команд из учреждений СПО РК «Совершенствование деятельности учреждений профессионального образования на основе принципов менеджмента качества», который провели руководители и специалисты одного из ведущих образовательных учреждений среднего профессионального образования России - Петровского колледжа (г. Санкт-Петербург). Результатом проведения данного семинара явилось начало работы по внедрению системы менеджмента качества в деятельность учреждений среднего профессионального образования РК.

3. Повышение квалификации мастеров практического (производственного) обучения, методистов по практике, преподавателей учреждений среднего профессионального образования РК и т.д.

4. Развитие современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, проектной деятельности, дистанционного обучения и т.д.
Сортавальский торгово-экономический техникум и Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта стали лауреатами конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших ССУЗов России» и «Директор года-2006». На конференции «Проблемы и перспективы развития среднего специального и профессионального образования» (17 октября, г. Санкт-Петербург) директорам данных образовательных учреждений были вручены дипломы и медали лауреатов конкурса.

Эти и многие другие идеи рождаются благодаря желанию прогрессивных руководителей колледжей и техникумов Карелии, преподавателей-лидеров образования работать по-новому, инновационно, современно, добиваясь нового качества среднего профессионального образования. Использование проектного подхода в управлении СПО в условиях ограниченности ресурсов позволяет существенно повысить уровень творческой активности преподавателей и студентов, объединить усилия на решении ключевых для образования проблем, заявить о системе СПО, как открытой, конкурентоспособной, готовой к качественным изменениям и ориентированной на взаимодействие с рынком труда.


Стратегическая задача –

«От конкурентоспособного образования – к конкурентоспособной России».

В Карелии 19 учреждений среднего профессионального образования: колледжи, техникумы, училища, филиалы (см. Приложение).



Подготовка в учреждениях среднего профессионального образования осуществляется по 17 направлениям, на двух образовательных уровнях - базовом и повышенном:

  • Гуманитарные науки.

  • Образование и педагогика.

  • Здравоохранение.

  • Культура и искусство.

  • Экономика и управление.

  • Сфера обслуживания.

  • Сельское и рыбное хозяйство.

  • Геодезия и землеустройство.

  • Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника.

  • Металлургия, машиностроение и материалообработка.

  • Морская техника.

  • Транспортные средства.

  • Автоматика и управление.

  • Информатика и вычислительная техника.

  • Воспроизводство и переработка лесных ресурсов.

  • Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.

  • Строительство и архитектура.

В рамках данных направлений обучение проводится по 76 специальностям, 147 рабочим профессиям, 149 программам повышения квалификации, 54 программам дополнительной подготовки.
Как правило, студенты сдают квалификационные экзамены на высокий разряд и по окончании учебного заведения имеют 1-3 рабочие профессии. А если учесть, что наряду с основной специальностью введены специализации, дополнительные подготовки, факультативы, ориентированные на адаптацию в современном производстве, то можно говорить о широком спектре квалификаций и гибкости образовательных программ и действующих стандартов, готовности образовательных учреждений учитывать запросы работодателей по формированию конкретных навыков и компетенций.
Каталог: file.php
file.php -> Э. И. Скоблева рабочая программа дисциплины
file.php -> Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B"
file.php -> Краткий обзор блоков электронного курса 9 Пользователи и их права 10 Режим редактирования 10 Назначение каждой кнопки 11
file.php -> Сппо: взаимодействие психолого-педагогических кафедр гоу впо нгпу по технологии бенчмаркинга
file.php -> «Модели повышения квалификации персонала на предприятии»
file.php -> Программа разработана на основе: фгос по направлению/специальности
file.php -> Формирование основ гражданственности у старших дошкольников
file.php -> Адаптация первоклассников к обучению средствами артпедагогики
file.php -> Теория и методика обучения русскому языку как иностранному


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница