Средь шумного бала…



Скачать 209,35 Kb.
Дата21.05.2016
Размер209,35 Kb.
ТипРеферат
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городищенская средняя общеобразовательная школа №1»

Средь шумного бала…


02_03_03

Работу выполнили

ученики 4 «В» класса

Компанеева Олеся

Пасечник Алексей

Кусков Матвей

Руководитель:

учитель начальных классов

высшей категории Беркетова Ирина Ивановна


Городище 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проектной работы…………………………………………………...2

Введение…………………………………………………………………….…6

Глава 1. Что такое бал…………………………………………………….…..7

Глава 2. История балов в России……………………………………….….…8



Глава 3 Балы XIX - начала XX века………………………………………....10

Глава 4. Бал на страницах произведений для детей………………………..10

Глава 5. Бал в современном мире………………………………….………...12

Заключение……………………………………………………………………13

Список литературы и web-ресурсов…………………………………………14

Приложение……………………………………………………………………15


Паспорт проектной работы

  1. Название проекта: «Средь шумного бала».

  2. Руководитель проекта: Беркетова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов.

  1. Консультант проекта: Кременецкая Галина, обучающаяся 8 «В» класса (бальные танцы).

  2. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 10-12 лет.

  3. Состав проектной группы: Компанеева Олеся, ученица 4 «В» класса

Пасечник Алексей, ученик 4 «В» класса

Кусков Матвей, ученик 4 «В» класса



7. Продолжительность проекта – сентябрь – декабрь (4 месяца)

8. Тип проекта:
информационный, межпредметный , исторический , групповой, длительный .

9. Предмет исследования: организация и особенности проведения балов.

10. Методы исследования:

Теоретические методы: моделирование, анализ и синтез.

Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент и др.

11. Цель: изучить историю русского бала и традиции его проведения, в России начиная с XVIII в.

12.Задачи:


  • Проанализировать теоретические источники по данной теме;

  • Выявить предпосылки и причины появления бала как формы светского общения русского дворянства;

  • исследовать традиции и черты русского бала XVIII, XIX, начала XX веков;

  • Выяснить, в каких литературных произведениях упоминаются балы

13.Вопросы проекта:

  • Какова история происхождения балов и правила их проведения?

  • Почему балы в настоящее время вновь становятся актуальными?

14. Необходимое оборудование: справочная литература, сборники, телевизор, компьютер, Интернет, мультимедийное оборудование.

15. Аннотация:

Новизна исследования в том, что долгое время явления культуры и быта дворянства были практически не изучены, в том, что сегодня появилась необходимость постижения и сохранения исторического и культурного наследия наших предков. Проблема данной работы заключается в потребности возрождения интереса к изучению русских национальных традиций, исторических танцев, к старинной моде и светскому этикету. Актуальность данной темы состоит в современном понимании необходимости постижения и сохранения исторического и культурного наследия наших предков. Практическая и теоретическая ценность работы - исследовательскую работу можно будет использовать на уроках ОРКСЭ, МХК, истории. Функции учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. В работе используются следующие проблемные методы исследования: Теоретические методы: моделирование, анализ и синтез.

Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент и др.



В работе рассматриваются следующие вопросы:

- История возникновения бала;

- Разновидностей бала;

- Основные традиции балов XIX - начала XX века;

- Возрождение балов XXI века.

16. Предполагаемые продукты проекта:

Рекламный проспект - буклет, в котором содержится информация об учреждениях, в которых можно обучаться различным видам танца. Адреса, телефоны и люди к которым можно обращаться за информацией.

17.Этапы работы над проектом.

Этапы

Содержание работы

Деятельность

учащихся

Деятельность педагога

Сроки

1.Начальный этап

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.

сентябрь

2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.

сентябрь

3. Исследование

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов Деятельности. Выполнение проекта.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Консультирует.

Советует (по просьбе).



октябрь-

ноябрь


4. Защита

проекта


Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

ноябрь

5. Рефлексия

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).

декабрь

6. Презентация

Представление проекта. Демонстрация результата продукта работы над проектом.

Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.

Наблюдает,

обобщает,

резюмирует.


декабрь


18.Ход проекта:


  1. Выбор команды учащихся, которые будут заниматься проектом.

  2. Распределение учащихся по микрогруппам:

Первая группа: Компанеева Олеся

Вторая группа: Пасечник Алексей

Третья группа: Кусков Матвей

Определение и обсуждение темы проектной работы.



  1. Обсуждение целей и задач проекта.

  2. Составление плана работы над проектом.

6. Определение заданий для каждой микрогруппы: определить особенности, основные черты, традиции, функции, влияние балов на развитие культуры.

Первая группа: подбирает и изучает материал о балах 18-19 веков.

Вторая группа подбирает и изучает материал о балах конца 19 - начала 20 веков и современных балах.

Третья группа проводит анкетирование учеников, социологический опрос родителей

Совместно: готовят слайдовую презентацию, разучивают танец «Менуэт», который открывает бал и основной танец «Вальс», посещают мероприятие в МБОУ ГСОШ 3 - «Осенний бал».

7. Обсуждение в группах собранного материала, разработка сценария своей части проекта.

8. Обобщение полученной информации.

9. Работа групп по оформлению результатов проекта в целом.

10. Написание проектной работы.

11. Составление защиты проекта.



  1. Подготовка презентации к защите проекта.

  2. Защита проекта.

14. Анализ выполнения проекта.
Введение

Тема нашего исследования выбрана не случайно.

К сожалению, в наше время утрачиваются культурные связи поколений и традиции, наблюдается всеобщее падение нравов, культурных ценностей, излишняя свобода в отношениях людей, уходит в прошлое танцевальная культура и светский этикет. В жизни общества свобода понимается как «вседозволенность». В связи с этим, данная проблема требует разрешения и очевидно, что необходимо возрождать интерес к изучению русских национальных традиций, исторических танцев как одного из направлений формирования культуры нашего общества.

Актуальность данной темы неоспорима, так как без духовной и нравственной культуры невозможно развитие общества, сохранение культурного наследия, имеющего ценность, в первую очередь, для молодого поколения. Об этом свидетельствуют данные анкетирования.

Балы как явление культуры изучены недостаточно, и новизна работы заключается в том, что нами сделана попытка исследовать традиции развития балов как необходимость постижения и сохранения исторических и культурных ценностей наших предков.



Таким образом, выбор темы работы обусловлен необходимостью изучать и возрождать бальную культуру, светский этикет как явление культуры общества.

Целью работы является изучение истории русского бала и традиций его проведения в России начиная с XVIII в.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • Проанализировать теоретические источники по данной теме;

  • Выявить предпосылки и причины появления бала как формы светского общения русского дворянства;

  • исследовать традиции и черты русского бала XVIII, XIX, начала XX веков;

  • Выяснить, в каких литературных произведениях упоминаются балы

  • обобщить результаты исследования и сделать выводы.

Объект исследованиятрадиции танцевальной культуры России.

Предмет исследования - балы XVIII, XIX и XX веков

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ научной и публицистической литературы.

  2. Синтез информации и обобщение результатов исследования.

  3. Социологический опрос учащихся, родителей .

Практическая значимость данной работы состоит в том, что её материалы можно использовать на уроках ОРКСЭ, МХК и внеклассных мероприятиях.

Глава 1. Что такое бал.

Бал — время волшебства. Место встреч и место признаний, место, где завязываются знакомства и где, наконец, танцуют! И родился он немного раньше сказки о Золушке: танцы, являвшиеся частью разнообразных праздников и увеселений, не сразу стали самостоятельным мероприятием.

Слово «бал» произошло от греческого «баллери», что означает «танцевать, прыгать». Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах. В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко, и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады — прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Бальный церемониал был разработан до деталей, танцы следовали один за другим в строго установленном порядке; нередко давались балетные представления, в которых принимали участие знаменитые певцы и танцоры.

Любой бал начинался с приглашения. Приглашения должны были соответствовать бальному этикету.

Основными развлечениями в ХIХ веке были  бал и ужин.   Еще в Петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону.  Называлось оно «Юности честное зеркало или  Показание к житейскому обхождению».  Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе.



Глава 2. История балов в России.

В России о балах ничего не знали почти до начала XVIII столетия. По старинной традиции на Руси женщины из знатных семей вели замкнутый образ жизни на особой, женской половине дома, куда не имели доступа посторонние. Первый бал на Руси был дан на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил балы Петр I. 25 ноября 1718 г.   был обнародован указ царя об ассамблеях.

Обычно для ассамблеи освобождались четыре комнаты побольше: в одной танцевали, в другой беседовали, в третьей мужчины курили табак и пили вино, в четвертой играли в шахматы и шашки.

Не сразу далось нашим предкам и искусство непринужденного светского общения. Правда несколько лет спустя ситуация изменилась: многие, и особенно дамы, вполне овладели хорошими манерами и приветливостью.

Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. Во время ассамблей гостям предлагали угощения: чай, кофе, мед, варенье. Мужчины пило пиво, вино, водку. Высшие офицеры и князья, купцы и дворяне, чиновные особы и корабельные мастера могли здесь свободно общаться друг с другом, ухаживать за дамами, танцевать и участвовать в играх.

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет. Он по традиции открывался полонезом - танцем-шествием. Это был самый строгий и самый официальный танец с множеством поклонов и реверансов. Главная тема во время исполнения полонеза - восхищение прекрасной дамой. Широко известны полонезы Шопена, Глинки, Мусоргского (опера «Борис Годунов»), Прокофьева («Война и мир»). Из-за медленного темпа и несложной техники исполнения в танце могли участвовать все присутствующие, невзирая на возраст. Танцующие пары переходили из бальной залы в смежные комнаты и даже шествовали через весь дом.

После полонеза следовал вальс. Это был простенький танец на два такта, а не на три, как сейчас. Вошел он в моду в конце XVIII - начале XIX века и сразу стал очень популярным. Не менее популярными на балах были менуэт и гавот, Французская кадриль, Полька, Мазурка, Котильон.

Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых. Проводились и благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия.

Устраивались также и детские балы – это особые балы, проводившиеся в первую половину дня, либо в частных домах, либо у танцмейстера. Туда привозили и совсем маленьких детей, но там танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые считались невестами, потому, что пятнадцать лет- это уже возможный возраст для замужества.

Наибольшей официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных.



Глава 3. Балы XIX - начала XX века

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи.

У дам с собой была маленькая книжечка, в которую они записывали с кем и какой танец они танцуют.

Существовали строгие правила приглашения на танец. Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: "Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами - одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?" Дама имела право отказать, если:



  1. кавалер был без перчаток;

  2. она хотела пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;

  3. она уже обещала этот танец другому;

  4. она уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец.

В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

Глава 4. Бал на страницах произведений для детей

Нам пришлось прочитать много литературных произведений, чтобы взглянуть на них с другой стороны.



В произведениях детской классической литературы бал рассматривается по - разному: в одних – это действие не играет существенной роли («Ванька», А.П. Чехов), в других бал становится роковым («Царевна- лягушка» русская народная сказка). В произведении «Золушка» Ш. Перро практически всё действие происходит на балу, таким образом,  так или иначе, бал притягивает к себе писателей: и многие из них уделяют ему особое место.

«Принц, которому доложили, что на бал приехала прекрасная, но никому не известная принцесса, сам выбежал встречать ее. Он подал ей руку, помог выйти из кареты и повел в зал, где уже находились король с королевой и придворные.

Все сразу стихло. Скрипки замолкли. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу, которая приехала на бал позже всех. «Ах, как она хороша!» — говорили шепотом кавалер кавалеру и дама даме……

Придворные дамы были заняты только тем, что рассматривали ее платье и головной убор, чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти таких же искусных мастеров и такую же прекрасную ткань. ». Вы вспомнили? Ну , конечно, это же строки из всем известной сказки Шарля Перро «Золушка».   Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев сказки.

А эти строки мы прочитали в сказке Братьев Гримм « Король Дроздобород» : «Придворные дамы нарядили молодую королевну в платье, расшитое алмазами и жемчугами, и повели в самую большую и великолепную залу дворца, где ее ждали знатные гости и среди них - старый король, ее отец.
Все поздравляли молодых и без конца желали им счастья и согласия.
Тут-то и началось настоящее веселье».

Произведение Гофмана Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король» -



«Раз как-то ко двору короля, родителя принцессы Пирлипат, съехалось много славных королей и пригожих принцев. Ради такого случая были устроены блестящие турниры, представления и придворные балы». А театрализованное представление «Щелкунчик» и бал цветов Петра Ильича Чайковского. Кто не помнит эти завораживающие ноты?

Давайте вместе с вами вспомним эпизод из русской народной сказки «Царевна- лягушка». «Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась - всем на диво. Махнула левым рукавом - вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались».

Глава 5. Бал в современном мире

Ещё полвека назад наши бабушки и дедушки, а немного позднее папы и мамы, на танцевальных площадках умело исполняли и вальс, и чарльстон, и танго, и твист. На этих танцевальных вечерах чаще всего звучала «живая» музыка и сохранялись «остатки» светского этикета. Сегодня в клубах, в основном, исполняют однообразные танцы, а музыка звучит так громко, что нет возможности услышать собеседника, если звучит медленная музыка, то на площадке совсем не остаётся танцующих. Также в клубах, где проходят дискотеки, можно слышать нецензурную брань, видеть употребление алкоголя, дым сигарет, небрежно одетых молодых людей, здесь наблюдается излишняя свобода в отношениях, отсутствие чувства меры, норм приличия, невольно начинаешь задумываться над словами Ж-Ж. Руссо «Цивилизация не способствует прогрессу». Нужно отметить и то, что, в основном, эти мероприятия посещает молодёжь с ограниченными интересами, без ценностных ориентиров в жизни и с невысокими нравственными устоями, а содержательным юношам и девушкам там просто скучно, так как нет возможности завести интересное знакомство, нравственно обогатиться, послушать красивую музыку и насладиться атмосферой. К сожалению, сегодня, кроме клубов, молодежи некуда пойти, где бы каждый мог потанцевать под красивую музыку, насладиться прекрасной и упоительной атмосферой и приятным общением. В связи с этим, возникает вопрос о том, что же случилось, как могло произойти, что за триста лет так изменились нравы, а вместе с ними и наша культура. Именно этим продиктована потребность возрождения балов, которая отражает необходимость среди беспредельной свободы в человеческих отношениях окунуться в рамки «порядка», норм приличия, «дозволенности» и «запрета». На наш взгляд, бальная культура могла бы дать человеку то, чего ему не хватает в бурной жизни современного общества.

Нас заинтересовало, как учащиеся 4 классов и их родители относятся к проблеме возрождения бальной культуры, и с этой целью нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие более 50 человек. Участники ответили на интересующие нас вопросы (Приложение 1).

На основании исследований мы пришли к выводу о том, что современная молодёжь, действительно, проявляет большой интерес к возрождению бальной культуры.

Нас очень интересовал вопрос: «А проводят ли балы сегодня?» И мы с радостью можем вам сообщить, что да….

В нашем городе 18 мая колонный зал Царицынской оперы заполнился звуками классического полонеза, элегантного вальса и заводной мазурки. Вот уже третий год подряд творческая группа «Русский бал» организовывает вечера, где каждый участник может окунуться в атмосферу изысканного танца.

28 ноября в Городищенской школе №3 прошел «Осенний бал», который нам посчастливилось посетить. В практике учителя Шевцовой Ирины Васильевны по счету он девятый. Проводить такие балы в этой школе уже традиция. Было очень весело и интересно. Все девочки и мальчики были красивые и нарядные. Бал оставил массу впечатлений, прежде всего, потому что царила атмосфера пушкинской эпохи. Окончен бал… Но ровно через год вновь зажгутся свечи, зазвучат прелестные звуки вальса, но уже для 4- го класса.

Заключение

В ходе нашего проекта, мы сделали следующие выводы:

Балы неоднозначно повлияли на быт и культуру российского общества. Во-первых, сформировалась развлекательная культура России. Во-вторых, зародился светский этикет. В-третьих, уничтожен затворнический образ жизни женщин. В-четвёртых, появилась возможность участия на балах всех слоев населения.

К сожалению, культура танца и светский этикет постепенно исчезли, а культурные связи поколений стали утрачиваться. Отсутствие бальной культуры, несомненно, повлияло на культуру общества в целом. Поэтому, неслучайно, в настоящее время появилась необходимость в возрождении балов. Работа над этой темой позволила нам предложить некоторые пути решения данной проблемы.

Мероприятия школьного уровня.

1. С целью возрождении маскарадов, в школе проводить костюмированные новогодние балы-маскарады.

2. Сделать традиционными такие выпускные вечера, на которых должны быть строгие правила, особый церемониал.

3. Проводить вечера «Леди и джентльмены», на которых учащиеся могли бы познакомиться с культурой танца, этикетом.

4. В школьную программу в старших классах ввести уроки бального танца.

Мероприятия районного уровня.


  1. На традиционном ежегодном фестивале детских и педагогических фантазий школьников ввести номинацию «Бальный танец».

  2. Организовать и провести «тематический» городской бал.

Сегодня балы вновь становятся актуальными, так как и молодежь, и старшее поколение все больше испытывает потребность в красивом таинстве светского бала. Бальная культура дает человеку то, чего ему не хватает в бурной жизни современного общества.

Список литературы и web-ресурсов

  1. Балы и праздники в России // Детская энциклопедия. — М., 2000

  2. Дружининская О.В. Лексика бальных вечеров XVIII – XIX веков/О.В. Дружининская//Русская речь. – 2006. - № 2.

  3. Климова О. Что такое бал // журнал «Человек без границ». - №5, 2007

  4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVII-начало XIX века).— Санкт-Петербург, 1997. — С. 225.

http://www.referats.5-ka.ru/44/39722/1.html - Бал на страницах русской классики

http://www.rimv.ru/aeroport/2_na_balu.htm - Бал в России – 18 век

http://www.rosizo.ru/life/archives/2002/japan-etiket.html

http://www.svyatki.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=47&limit=1&limitstart=0 – Что такое бал?

http://www.venskibal.ru/2007/ru_geschichte.htm - Король балов - вальс

http://villanella.ru/_dances/index3.php?razd2=19vek&doc=FAQ+по+балам – Бал 19 века

http://wikipedia.org/wiki/Бал - Из истории бала
Приложение 1.

На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы в вашей школе был проведён исторический бал?», 43 учащихся ответили «да»; 5- «не знаю»; 5 - «нет» .

На вопрос: «Интересно ли вам было бы оказаться на балу?», «да» ответили 40 «нет» - 3, «не знаю» - 10 участников анкетирования среди родителей и учителей .

На вопрос «Нужно ли сегодня возрождать бальную культуру?», 47 родителей ответили положительно и 5 затрудняются ответить на данный вопрос. Результаты опроса учащихся оказались иными: «да» ответили 36; «не знаю» - 12 и только 5 ответили «нет» .

На вопрос: «Почему сегодня нужно возрождать бальную культуру?» 86% взрослых ответили, что это необходимо для воспитания нравственности, уважительного отношения к женщине, возрождения русской культуры.

На вопрос: «Умеете ли Вы танцевать вальс?» всего 15 учащихся ответили: «да», а большинство из них (38) ответили на этот вопрос «отрицательно». Что касается родителей, то 31 опрошенных, ответили на этот вопрос «положительно» и лишь 20 не умеют танцевать вальс .



На вопрос, хотелось бы им научиться танцевать какой-нибудь бальный танец, среди учащихся 50 ответили: «да»; 2 - «нет» и 1 респондент выбрал ответ «не знаю». «Положительно» ответили 48 опрошенных из числа родителей и учителей и всего 5 выбрали ответ «не знаю» .




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница