Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции



Скачать 27,07 Kb.
Дата11.02.2016
Размер27,07 Kb.
Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции

«Региональная практика профессиональной ориентации и поддержки профессионального самоопределения: современное состояние и перспективы развития»

13-14 марта 2014 года в Вологде прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Региональная практика профессиональной ориентации и поддержки профессионального самоопределения: современное состояние и перспективы развития».

Организаторами конференции выступили Департамент образования Вологодской области,  АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», фирма «1С» (г. Москва), ООО «ЛОГАСОФТ» (г. Вологда). Научно-практическая конференция проводилась в рамках деятельности  сетевой экспериментальной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по направлению «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся».

В работе конференции приняли участие специалисты из 8 регионов РФ: Архангельской, Калининградской, Костромской, Нижегородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской областей, Республики Коми, представители фирмы «1С» и компании «Логасофт», руководитель Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», научный руководитель экспериментальной площадки Блинов Владимир Игоревич. Общая численность участников конференции составила 157 человек, среди них руководители и преподаватели профессиональных образовательных организаций (46 чел.), руководители и педагоги общеобразовательных организаций, руководители и специалисты органов управления образованием, методических служб муниципальных образований Вологодской области (78 чел.), представители от регионов (23 чел.)

В рамках пленарного заседания были заслушаны доклады, отражающие современные подходы к сопровождению профессионального самоопределения, затронута проблема координации деятельности всех участников этого процесса.

В докладе Блинова Владимира Игоревича, руководителя Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», были озвучены основные идеи «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования».

В докладе Суриной Светланы Викторовны, начальника отдела профессионального образования и науки Министерства образования Республики Коми отражена работа республиканского Центра развития профессионального образования по профессиональной ориентации обучающихся с учетом прогнозной потребности и регионального рынка труда. Рассмотрены варианты реализации различных программ профориентационной направленности по обеспечению кадрами ведущих отраслей экономики, повышению привлекательности профессий и специальностей, востребованных на рынке труда Республики Коми. Значимым для координации профориентационной деятельности в организационно-управленческом плане является решение Главы Республики Коми о внесении в критерии оценки эффективности работы глав муниципальных образований показателя: доля выпускников общеобразовательных организаций, поступивших в профессиональные образовательные организации Республики Коми.

С точки зрения реализации профориентационной работы в условиях введения ФГОС общего образования интересен доклад Тужилкина Андрея Юрьевича, заведующего кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», где рассматривалась возможность организации профориентационной работы в процессе непрерывного технолого-экономического образования. Автором разработана и внедрена модель организации подобной работы с конкретными рекомендациями по формированию учебного плана в рамках ФГОС (с 1 по 11 класс), предполагающего интеграцию урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации технологического профиля на ступени старшей школы.

Кузнецова Ирина Вениаминовна, руководитель ГУ Ярославской области «Центр профориентации и психологической поддержки «Ресурс» (г. Ярославль) представила опыт работы Центра, история которого насчитывает 25 лет. В докладе отражены все направления работы Центра: консультирование обучающихся и их родителей, проведение профориентационных мероприятий, информационно-методическое сопровождение образовательных организаций, повышение квалификации специалистов, курирующих вопросы профориентации, разработка и создание информационных ресурсов и др. Так же участники конференции ознакомились с содержанием первого года работы экспериментальной площадки по направлению «Организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» в Вологодской области, представленного ректором Вологодского института развития образования Виноградовой С.Б.

Во второй половине дня участники секции «Региональный опыт сетевой организации непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» в рамках круглого стола рассмотрели различные региональные модели организации сопровождения процесса профессионального самоопределения, представленные специалистами из различных регионов РФ. Наиболее интересными в содержательном плане являются доклады представителей Калининградской области, Костромской области, Республики Коми.

Так, Толстошеева Оксана Владимировна, руководитель Центра дополнительного образования ГБОУ ВПО Калининградской области «Педагогический институт» рассмотрела возможные формы организации межведомственного взаимодействия по вопросам сопровождения профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. В работе представлен вариант сетевой модели, основанный на кооперации общеобразовательной школы с учреждениями профессионального образования путем создания УПК или учебно-технологических объединений, проанализированы основные проблемы организации сетевого взаимодействия, предложены пути их решения.

Паншина Наталья Николаевна, директор ГПОУ «Печорский промышленно-экономический техникум» (Республика Коми) представила опыт работы техникума по профессиональному самоопределению учащихся 7-9-х классов общеобразовательных школ г. Печоры. ГПОУ «ППЭТ» является республиканской экспериментальной площадкой в рамках модернизации системы профессионального образования. В материалах представлены тематика и продолжительность элективных курсов и профессиональных проб, проводимых на базе техникума для школьников 7-9 классов.

В докладе Липаевой Татьяны Александровны, старшего преподавателя кафедры развития профессионального образования областного ГБОУ ДПО «Костромской институт развития образования» представлен опыт профессиональной ориентации обучающихся Костромской области. Дана характеристика всех направлений деятельности: обеспечение сетевого взаимодействия школ и ПОО, проведение крупных мероприятий, конкурсов, конференций, сопровождение профориентационных проектов. Например, проект «Моя профессиональная карьера», который реализуется на портале «Образование Костромской области». Активно функционирующий информационный ресурс содержит информацию для обучающихся, их родителей и педагогов по всем вопросам, касающимся выбора профессии, учебного заведения, а также организации профориентационной работы со школьниками.

Администрацию города Вологды представляла на конференции заместитель начальника Департамента стратегического планирования и инвестиционной политики Макарьина Ирина Альбертовна. Профориентация молодежи рассматривалась докладчиком как часть государственной политики в области регулирования рынка труда. В материалах представлены три крупные проекта, реализуемые на территории муниципального образования город Вологда: «Вологда – город профессионалов», развитие института базовых профессиональных образовательных организаций, профессиональная диагностика обучающихся 9 классов.

Участники секции «Модели психолого-педагогического сопровождения личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях введения ФГОС»: психологи, социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе обсудили основные направления деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках подходов ФГОС общего образования. Специалисты компании «1С» представили содержание программно-методического комплекса «1С: Психодиагностика образовательного учреждения». Психодиагностические комплексы на базе платформы 1С получили одобрение ФГАУ «ФИРО» и могут использоваться как отдельными образовательными организациями, так и в целом в региональной системе образования с целью всесторонней и качественной диагностики обучающихся.

14 марта конференция продолжила свою работу. Участники круглого стола «Пути оптимизации процесса сопровождения личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» обсудили вопросы нормативно-правового, организационно-управленческого обеспечения сопровождения профессионального самоопределения, возможности участия в этом процессе отраслевых объединений работодателей, представителей бизнес-сообщества, органов исполнительной власти, эффективные формы, методы и модели сопровождения профессионального самоопределения.

В рамках работы круглого стола были заслушаны ряд докладов. Доклад Комаровой Елены Александровны, директора Центра развития профессионального образования и профориентации молодежи АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», затрагивал проблемы нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения профориентационной работы в Вологодской области. В материалах содержится ссылки на основные нормативные документы, регламентирующие деятельность в области профориентации, а также организации и структурные подразделения, осуществляющие эту деятельность.

Выступление Никодимовой Елены Александровны, заведующей областным методическим центром профориентации молодежи АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» было посвящено одной из основных проблем сопровождения профессионального самоопределения обучающихся – координации деятельности всех субъектов профориентации и формированию инфраструктуры профориентационной работы на территории региона в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и потребностями регионального рынка труда.

В докладе Любимова Игоря Николаевича, директора ВОО «Клуб директоров по информационным технологиям Вологодской области» была представлена образовательная программа для школьников «Школьный ИТ-университет». Кроме того, были представлены меры для развития ИТ – отрасли в регионе, значимые и с точки зрения профориентационной работы с обучающимися (в том числе реализация стратегии «Вологда- ИТ град»).

От представителей регионов выступила с докладом Кононенко Тамара Борисовна, руководитель центра развития карьеры ОГБОУ СПО «Костромской машиностроительный техникум им. Ф.В. Чижова». Подробно представлена работа центра развития «Карьера», который существует в одном из известнейших техникумов России на протяжении многих лет. Дана характеристика профессиональной образовательной программы «Карьера», включающей как проведение диагностических процедур, так и реализацию разнообразных масштабных проектов.



При подведении итогов работы круглого стола и итогов работы конференции в целом участники отметили определенные точки роста в сфере сопровождения профессионального самоопределения:

-разработка и апробация региональных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в рамках деятельности федеральной сетевой экспериментальной площадки под руководством ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (Вологодская, Калининградская, Нижегородская; Саратовская, Свердловская области и др.);

-опыт поддержки профессионального самоопределения и профессионального самоопределения молодежи в сетевом объединении с участием представителей органов исполнительной власти, региональной системы образования, отраслевых объединений работодателей и представителей бизнес-сообщества (Вологодская, Калининградская, Саратовская области и др.)

-опыт создания и деятельности государственных специализированных организаций – Центров профессиональной ориентации молодежи различного подчинения в субъектах Российской Федерации (Ярославская, Свердловская, Архангельская, Вологодская области);

-опыт организации технологического образования школьников в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (Нижегородская область);

-опыт работы республиканского Центра развития профессионального образования по профессиональной ориентации обучающихся с учетом прогнозной потребности регионального рынка труда (Республика Коми);

- опыт создания информационных ресурсов по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в субъектах федерации (Архангельская, Вологодская, Костромская, Ярославская области).


Участниками высказали ряд предложений для совершенствования профориентационной деятельности в адрес ФГАУ «Федеральный институт развития образования как федерального оператора профориентационной работы:


  • Обобщить опыт апробации региональных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в рамках деятельности федеральной сетевой экспериментальной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования», издать сборник материалов;

  • Организовать сетевые курсы повышения квалификации для различных категорий педагогических работников по вопросам сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на модульной (накопительной) основе с привлечением ресурсов регионов.

Министерства образования и науки РФ, Департаментов образования субъектов РФ:

  • Способствовать развитию сетевой инфраструктуры учреждений и организаций, занимающихся сопровождением профессионального самоопределения обучающихся на региональном и муниципальном уровнях;

  • Разработать комплекс мер по внедрению единой информационной среды, обеспечивающих решение широкого спектра задач профориентационной работы на различных уровнях системы образования;

  • Рассмотреть вопросы нормативного финансирования профориентационной работы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

  • Разработать систему показателей результативности деятельности региональных и муниципальных моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся для оценки их эффективности;

Предложения, высказанные участниками конференции, включены в проект резолюции.

Презентации к выступлениям на мероприятиях конференции, снабженные краткой аннотацией, размещены на сайте Вологодского института развития образования и региональном профориентационном портале «Компас ПРО» по ссылке МАТЕРИАЛЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ.
Итоговая резолюция конференции после ее доработки членами редакционной коллегии будет размещена на сайте Вологодского института развития образования.
Зав. областным методическим Центром

профориентации молодежи



АОУ ВО ДПО ВИРО Никодимова Е.А.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница