Сппо: взаимодействие психолого-педагогических кафедр гоу впо нгпу по технологии бенчмаркинга



Скачать 141.5 Kb.
Дата12.02.2016
Размер141.5 Kb.
СППО: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАФЕДР

ГОУ ВПО НГПУ ПО ТЕХНОЛОГИИ БЕНЧМАРКИНГА

Е.В. Андриенко

И.И. Шульга
Существует достаточное количество оснований, по которым опыт взаимодействия кафедр, как структурных подразделений, будет иметь значение для дальнейшего развития образовательной системы любого вуза, результатом оптимального функционирования которой является выпускник, готовый решать практические задачи в качестве профессионала.

В рамках анализа вопроса об оптимизации взаимодействия кафедр мы ограничимся только теми из них, которые обеспечивают психолого-педагогическую подготовку студентов в Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ). На сегодняшний день НГПУ по классификационному статусу имеет несколько кафедр педагогики и психологии. Почти на каждом факультете работают кафедры психологии и педагогики, функционирование которых имеет специфику относительно подготовки специалистов, бакалавров или магистров различного профиля.

Почти все эти кафедры обеспечивают подготовку студентов по общепрофессиональным дисциплинам (ОПД), которые имеют большое значение во всей системе высшего профессионального педагогического образования, поскольку в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО выпускник педагогического вуза должен быть «подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности…., решению типовых профессиональных задач в образовательных учреждениях» (2, с.2). В том же стандарте эти виды вполне четко определены, дублируясь по большинству педагогических специальностей: учебно-воспитательная, культурно-просветительная, научно-методическая, организационно-управленческая, развивающая. В ряде специальностей виды профессиональной деятельности дополняются в связи со спецификой подготовки и будущей квалификацией, например: социально-педагогическая, методическая, научно-исследовательская, профессионального обучения и т.д.

Очевидно, что данные виды деятельности, являясь по сути педагогическими, требуют, прежде всего, психолого-педагогического образования.

Кафедры педагогики и психологии на некоторых специальностях обеспечивают преподавание по циклам дисциплин предметной подготовки федерального компонента, часть факультативных дисциплин и дисциплин специализации. Анализ ГОС ВПО по различным педагогическим специальностям показал, что традиционно в ОПД входят: педагогика, психология, психолого-педагогический практикум, возрастная анатомия и физиология, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности, использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Самое большое количество часов на изучение дисциплин в рамках ОПД ГОС ВПО отводит педагогике и психологии: чуть менее 70% времени из всего федерального компонента.

Педагогика, как правило, включает: введение в профессию, общие основы педагогики, теорию и методику воспитания, теорию обучения, педагогические технологии, коррекционную педагогику с основами специальной психологии, нормативно-правовое обеспечение образования. В психологию обычно входят курсы: общая психология, педагогическая психология, возрастная психология, социальная психология и т.д. Следует отметить, что национальный региональный (вузовский) компонент ОПД, а также дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом, на многих специальностях также являются либо педагогическими, либо психологическими.

Новосибирский государственный педагогический университет имеет уникальный опыт развития психолого-педагогического образования, которое связано, во-первых, с научно-практической деятельностью педагогов и психологов, работавших и работающих в настоящее время в университете; во-вторых, с функционированием кафедр, осуществляющих подготовку студентов по педагогике и психологии.

Наличие нескольких психолого-педагогических кафедр, обеспечивающих подготовку по дисциплинам ОПД на каждом факультете, обусловливается возможностями более качественной и глубокой профессиональной подготовки, кадровой базой, опытом сотрудничества с различными образовательными учреждениями, значительным количеством базовых учреждений, в том числе и внешкольных; созданием условий для реализации педагогических инициатив преподавателей и студентов в области защиты детей с ограниченными возможностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, как показал анализ, специфичность образовательных задач, приоритетных по каждому направлению подготовки студентов, определяет не только возможность, но и необходимость деятельности психолого-педагогической кафедры на каждом факультете.

Наличие значительного количества структурных подразделений, обеспечивающих психолого-педагогическое образование, общие для всех требования Государственного образовательного стандарта, аналогичность целей и задач кафедр в области подготовки студентов, общие проблемы - все это обусловливает необходимость более тесного взаимодействия и сотрудничества для всех субъектов образовательной системы. В НГПУ вот уже в течение нескольких лет действует Совет по психолого-педагогическому образованию (далее СППО). Цель совета заключается в развитии системы психолого-педагогического образования в НГПУ. Задачи совета: интеграция и согласованность деятельности кафедр педагогики и психологии по актуальным направлениям психолого-педагогического образования; повышение качества, эффективности и доступности психолого-педагогического образования; мониторинг качества педагогического образования в регионе, обеспечение системы взаимодействия образовательных учреждений по решению актуальных проблем обучения, воспитания и социализации молодежи; организация деятельности научных лабораторий, творческих групп, создаваемых для разработки концепций, и программ; экспертизы образовательных программ, учебников, учебных пособий, педагогических проектов; активизация повышения квалификации и переподготовки преподавателей по психолого-педагогическим дисциплинам с учетом научных достижений в области педагогики и психологии; обеспечение работы методологического семинара для преподавателей вуза; разработка и внедрение новых технологий такой подготовки с учетом условий развития НГПУ; стимулирование дальнейшего сотрудничества вуза с ведущими российскими и зарубежными выдающимися учеными для повышения компетентности и развития профессионализма; объединение научного потенциала, творческих ресурсов всех кафедр педагогики и психологии НГПУ при решении наиболее важных и сложных проблем психолого-педагогического образования.

По каким критериям можно оценить эффективность системы психолого-педагогического образования? Мы полагаем, что можно выделить пять наиболее значимых из них. Во-первых, это реализация Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) во всем многообразии вариативных образовательных программ и технологий. Во-вторых, удовлетворенность участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг. В-третьих, рост личностных, профессиональных достижений участников образовательного процесса. В-четвертых, рост ресурсного обеспечения образовательной системы. В-пятых, согласованность основных направлений и приоритетов развития в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной программами.

Анализ проблемы оптимизации взаимодействия психолого-педагогических кафедр вуза для повышения качества подготовки специалистов предполагает уточнение понятия «оптимизация» применительно к рассматриваемому вопросу. Данное понятие этимологически связано с латинским словом наилучший (optimus), то есть наиболее соответствующий определенным условиям и задачам. По Ю.К. Бабанскому, который уже почти полвека назад весьма основательно исследовал проблему оптимизации применительно к педагогическим явлениям, оптимизация в широком смысле слова – это выбор наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях (1). В большинстве психолого-педагогических теорий данное понятие рассматривается как процесс и имеет две трактовки: а) процесс выбора наилучшего варианта из возможных; б) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное состояние).

Применительно к нашей проблеме мы будем трактовать оптимизацию взаимодействия кафедр в качестве процесса становления таких стратегий взаимодействия, которые соответствуют условиям развития НГПУ и обеспечивают использование проверенных эффективных педагогических решений и направлений деятельности с учетом обобщения наиболее успешного опыта структурных подразделений и возможной генерализации данного опыта в рамках образовательной системы университета.

При таком подходе весьма удачной, на наш взгляд, является реализация бенчмаркинга. Бенчмаркинг – это процесс выявления, изучения и адаптации лучшей практики и опыта других организаций для улучшения деятельности своей организации (Е.А. Князев, Я.Ш. Евдокимова). Термин «лучшая практика» относится к подходам и методам, обеспечивающим получение выдающихся или особых результатов, инновационным с точки зрения использования новых технологий (получивших признание потребителей и экспертов). Образовательный бенчмаркинг имеет свои нюансы, опирается на накопленный опыт и может быть определен как методология и технология выявления, изучения и эффективной адаптации лучшего опыта образовательной деятельности (4). В этом случае под термином «лучшая образовательная практика» мы будем понимать дидактический процесс, обеспечивающий получение потребителями качественных образовательных услуг на основе внедрения инновационных технологий обучения и воспитания с учетом новых стандартов образования.

Современные условия превращают бенчмаркинг в обязательный компонент эффективного управления инновационного образовательного учреждения (в том числе высшего). К таким условиям относятся: рост потребностей субъектов образовательного процесса – потребителей услуг (студентов, родителей, государства, работодателей); быстрые темпы распространения и изменения учебной информации; конкуренция между ВУЗами на рынке образовательных услуг и пр. Существует несколько видов бенчмаркинга: внутренний, конкурентный, функциональный, эталонный (там же). В нашем случае речь идет о внутреннем бенчмаркинге, который осуществляется в организации (НГПУ) со множеством подразделений с аналогичными функциями (кафедры, осуществляющие психолого-педагогическую подготовку студентов на различных факультетах). Внутренний бенчмаркинг в педагогическом вузе, таким образом, является процессом взаимодействия кафедр, осуществляющих идентичную образовательную деятельность (психолого-педагогическую подготовку) в различных структурных подразделениях на основе выявления лучшего педагогического опыта деятельности, с последующим его распространением для повышения качества и эффективности всего образовательного процесса вуза.

В качестве основных компонентов и этапов данного процесса традиционно выделяют:


  • планирование работы (определение объекта изучения, самооценка, формирование команды);

  • изучение и документирование собственной практики с выявлением проблем и недостатков;

  • определение лучшей практики и установление партнерства;

  • сбор данных для изучения опыта организации – партнера;

  • определение различий между своими и чужими достижениями, выделение идей по совершенствованию;

  • выработка рекомендаций для адаптации изученного опыта и донесения его до как можно большего числа сотрудников;

  • внедрение изменений и отслеживание прогресса (4).

В деятельности СППО бенчмаркинг представлен как процесс, включающий следующие этапы:

  • целеполагание;

  • разработка стратегии;

  • определение ключевых направлений и их реализация по основным этапам деятельности в системе планирования;

  • выявление основных достижений субъектов образовательной практики;

  • определение форм и методов взаимодействия субъектов (кафедр педагогики и психологии) на основе распространения опыта их лучшей образовательной практики и внедрения его в учебно-воспитательный процесс ВУЗа.

В рамках деятельности СППО рассматривался ряд вопросов психолого-педагогического образования, которые актуальны не только для преподавателей кафедры педагогики и психологии, но и для деканов, директоров институтов, сотрудников других структурных подразделений, не говоря уже о самих потребителях образовательных услуг. Это вопросы педагогической практики, учебно-методических комплексов, тестовых заданий по дисциплинам психолого-педагогического цикла, организации самостоятельной работы студентов, нормативно-правового обеспечения образовательного процесса вуза в современных условиях и ряд других. Само содержание значимых вопросов структурирует и деятельность СППО, определяет формы взаимодействия кафедр по конкретным вопросам, место проведения, выделение факторов обмена опытом и возможностей обобщения, генерализации и даже внедрения успешного опыта одного структурного подразделения для другого.

Одним из актуальных вопросов является структура и содержание педагогических практик, их преемственность от курса к курсу. Анализировался лучший опыт организации системы педагогических практик в НГПУ, с учетом открытия новых специальностей и новых направлений подготовки. На сегодняшний день весьма успешно кафедрой педагогики и психологии ИФМИЭО реализовано пять видов педагогической практики, логично встроенных в образовательный процесс: адаптационный лагерь первокурсника, краткосрочная педагогическая практика студентов 2 курса, летняя педагогическая практика студентов 3 курса, социально-педагогическая практика студентов 4 курса, непрерывная педагогическая практика студентов 5 курса, образовательные технологии, которые применимы для каждого вида практики. Были рассмотрены активно-деятельностные технологии, то есть такие технологии, которые обеспечивают практический аспект психолого-педагогической подготовки студентов на основе реализации всех компонентов содержания высшего педагогического образования с приоритетным статусом профессионально-педагогических умений и навыков в реальных условиях образовательного учреждения любого типа.

Динамика педагогических практик и их преемственность являются важными факторами профессионального развития студента вуза. И если непрерывная педагогическая практика, которая имеет место на каждом факультете, как правило, не вызывает особых вопросов ни по содержанию, ни по структуре подготовки, то адаптационный лагерь первокурсника или социально-педагогическая практика обсуждались весьма активно. Можно ли отнести адаптационный лагерь первокурсника к особому виду практики? Что именно это дает студентам? Не «расхолаживает» ли вчера еще незнакомых студентов это совместное времяпрепровождение в течение нескольких дней, и почему это важно для педагогического процесса? Почему, собственно, будущим педагогам полезно поработать в различных образовательных учреждениях и какой опыт приобретают они после прохождения социально-педагогической практики? Какая именно документация должна регламентировать, а какая конкретизировать организацию деятельности преподавателей и студентов в процессе педагогической практики? Значимость обсуждения таких вопросов определяется наличием у педагогов многолетнего позитивного опыта их решения в профессиональной педагогической деятельности.

Сегодня большинство факультетов вуза проводят адаптационный лагерь первокурсника, организация деятельности которого нацелена на формирование позитивных установок по отношению к процессу профессионально-педагогической подготовки в системе высшего педагогического образования. Что касается социально-педагогической практики, то её назначение – сформировать у студентов умения и навыки взаимодействовать с субъектами различных воспитательных и образовательных учреждений, умений ориентироваться в современном образовательном пространстве.

Если проблема педагогических практик актуальна практически для всех факультетов, то вопрос о психологическом тренинге является важным далеко не для всех участников образовательного процесса. Психологический тренинг как одна из форм организации учебного процесса становится все более популярной в Новосибирском госпедуниверситете. Обобщение наиболее эффективного опыта деятельности кафедры психологии и педагогики гуманитарного образования ИФМИП по организации общефакультетского тренинга как системообразующей технологии психолого-педагогической подготовки показало целесообразность и своевременность использования данной формы работы со студентами не только для актуализации их интереса к изучению педагогики и психологии, но и развития учебно-профессиональной мотивации в целом.

Нет сомнения в том, что сохранение лучших традиций педагогического образования влияет на уровень и качество современной психолого-педагогической подготовки будущего специалиста. Сам факт сохранения и развития традиций не может не определять совершенствование определенных аспектов деятельности кафедры (особенно в тех случаях, когда она существует в течение длительного периода): сохранение и развитие научной педагогической школы, формы взаимодействия преподавателей и студентов, организация образовательного пространства, поддержка различных социально-целесообразных форм студенческой активности и самостоятельности. В совокупности с другими компонентами организация психолого-педагогической подготовки позволяет определить факультет как гуманистическую воспитательную систему. Опыт создания и функционирования такой системы представлен в деятельности кафедры педагогики и психологии ИИГСО, которая является одной из первых специализированных психолого-педагогических кафедр НГПУ (открыта более 40 лет назад).

Воспитательная система ИИГСО базируется на научно-методической школе Н.П. Аникеевой, С.А. Шмакова, М.С. Коган, О.С. Газмана и др.; индивидуально-ориентированных формах взаимодействия преподавателей и студентов (проблемные группы, исследовательские лаборатории, практика супервизорства и т.д.); наличия клубного пространства (археологический кружок, восточный клуб, студия вожатского мастерства и др.); активном участии преподавателей кафедры в организации традиционных творческих дел и общественной жизнедеятельности студентов (КВН, смотр художественной самодеятельности, праздник последнего звонка и т.д.). Стоит особо отметить сохранение преемственности в проведении адаптационного сбора студентов первого курса, который уже много лет традиционно проводится кафедрой педагогики и психологии в первую неделю сентября на базе одного из детских оздоровительных лагерей Новосибирской области.

Одним из ключевых моментов бенчмаркинга является ориентация образовательного процесса на конечный результат и его максимальное приближение к выполнению социального заказа. В этом смысле поиск лучшей практики эффективных методов организации самостоятельной работы студентов и адекватной диагностики качества образовательного процесса с учетом увеличения доли самостоятельности студентов находится в центре внимания СППО. Такую инновационную практику, которая является одной из лучших в НГПУ, имеет кафедра психологии и педагогики ИЕСЭН.

Контроль качества психолого-педагогического образования студентов предполагает непременный анализ эффективности выполнения студентами самостоятельной работы. Эффективными методами и приемами диагностики качества образования в процессе самостоятельной работы на кафедре используются: терминологические диктанты, подготовка словарно-энциклопедических статей, разработка графических организаторов теоретической информации, составление глоссариев к дискуссионному научному тексту, подготовка исследовательских отчетов по лабораторному практикуму, разработка электронной презентации по результатам проектной и исследовательской деятельности, создание портфолио (портфеля учебных достижений).

Особое внимание преподаватели кафедры уделяют самостоятельной работе студентов с текстовой информацией (письменные и устные рефлексивные тексты, творческие тексты, проектные тексты, текстовые контрольные задания и др.). Представленные формы самостоятельной работы и виды контроля учебных достижений студентов включены в учебно-методические комплексы по дисциплинам ОПД, разработанные сотрудниками кафедры. В структуре УМК особое место отведено рабочим тетрадям как логически структурированному сопровождению самостоятельной работы в процессе освоения изучаемой дисциплины.



Уникален опыт кафедры педагогики и психологии Института искусств, на которой активно внедряются инновационные технологии творческого развития студентов в педагогической деятельности, определяются и культивируются дидактические аспекты креативной деятельности будущих специалистов. Большую ценность для университета имеет опыт работы кафедр факультета технологии и предпринимательства, где разработаны лучшие на наш взгляд учебно-методические комплексы, при подготовке которых учитывались все современные образовательные требования. Весьма эффективно работают кафедры Института молодежной политики и социальной работы, имея уникальный опыт организации воспитательной среды для студентов, организации студенческого самоуправления и, несомненно, лучший опыт реализации регионального компонента в образовательном процессе вуза.

Мы обозначили лишь некоторые вопросы и далеко не весь позитивный опыт кафедр педагогики и психологии, который анализировался в рамках деятельности Совета по психолого-педагогическому образованию НГПУ. Следует иметь в виду, что на сегодняшний день можно выделить три уровня взаимодействия кафедр: уровень актуального активного и постоянного взаимодействия; уровень ситуативного взаимодействия и уровень потенциального взаимодействия. Соответственно каждая кафедра находится на определенном уровне взаимодействия. Не весь позитивный опыт актуализирован для совершенствования деятельности университета, что связано с рядом некоторых объективных и субъективных факторов, тем не менее, очевидна позитивная динамика и уровень актуального взаимодействия характеризует все большее количество психолого-педагогических кафедр вуза.
Каталог: file.php
file.php -> Э. И. Скоблева рабочая программа дисциплины
file.php -> Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B"
file.php -> Краткий обзор блоков электронного курса 9 Пользователи и их права 10 Режим редактирования 10 Назначение каждой кнопки 11
file.php -> Среднее профессиональное образование на пути качественных преобразований. Некоторые итоги сетевого взаимодействия
file.php -> «Модели повышения квалификации персонала на предприятии»
file.php -> Программа разработана на основе: фгос по направлению/специальности
file.php -> Формирование основ гражданственности у старших дошкольников
file.php -> Адаптация первоклассников к обучению средствами артпедагогики
file.php -> Теория и методика обучения русскому языку как иностранному


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница