Способности и творческая деятельность



Скачать 19,04 Kb.
страница1/2
Дата02.03.2021
Размер19,04 Kb.
  1   2

Способности и творческая деятельность

 Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности.

Способности – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств (особенностей), которые определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности.

 Отдельные способности человека ещё не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез способностей. В этом синтезе отдельные способности объединяются вокруг центральной способности.

Традиционно различаются общие и специальные способности:

1. Общие способности необходимы для всех видов деятельности:

- элементарные (способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли)

- сложные – способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др.

2. Специальные способности различают в соответствии с видами деятельности:

графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

Так же различают способности разного уровня: учебные и творческие.

Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творческая деятельность".

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами.

Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.

Предпосылками творческой деятельности являются:


  • гибкость мышления (способность варьировать способы решения)

  • критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий),

  • способность к сближению и связыванию понятий,

  • цельность восприятия и др.

Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более элементарных и простых форм в более сложные.

У людей "среднего ума" интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь, начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ, равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция(взаимосвязь, соотношение) между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. Творческое мышление пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два; подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения; оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.        

         Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­ции  из  элемен­тов,  которые  большинство  людей знают и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый  взгляд ничего общего.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница