Способност и



Скачать 38.59 Kb.
Дата25.04.2016
Размер38.59 Kb.
С П О С О Б Н О С Т И
1. Способности как психологическая категория. Способности и задатки.

2. Количественный и качественный подход к изучению способностей..



3. Виды и уровни способностей.

Основные понятия темы: способности, задатки, многозначность задатков, условия развития способностей, количественный и качественный подходы к изучению способностей, умственный (психический) возраст, коэффициент интеллекта (формула), общечеловеческие способности, одаренность, талант, гениальность, общие и специальные способности.
К 1: Способности - это индивидуально-психические свойства личности, которые формируются и проявляются в процессе деятельности и от которых зависит успешность этой деятельности.

  • Задатки – это анатомо-физиологические особенности (т.е. особенности строения и функционирования) мозга, нервной системы и органов чувств, благоприятствующие формированию на их основе тех или иных способностей.

  • Многозначность задатков – возможность формирования на основе одних и тех же задатков различных видов способностей, обусловленных типичными особенностями анатомо-физиологических структур.


Ко 2: Тесты Бине-Симона – система специальных заданий для детей 3-13 лет для определения умственной одаренности (соответствия умственного развития физическому возрасту).


Психический возраст
Коэффициент интеллекта – тестовый коэффициент, определяющий уровень умственных действий при решении системы интеллектуальных тестов и вычисляемый по формуле:

Физический возраст
IQ= · 1 · 100


  • Психический (умственный) возраст – уровень развития основных интеллектуальных психических функций ребенка, определяемых в тестах Бине-Симона по количеству верно решенных интеллектуальных задач, соответствующих определенному физическому возрасту.

  • Количественный подход к изучении способностей – измерение способностей с помощью количественных тестов.

  • Качественный подход к изучению способностей – изучение не только результативных, но и процессуальных характеристик выполнения человеком деятельности.

К 3: Общечеловеческие способности – способности, присущие любому человеку в определенный период развития, формирующиеся в условиях социальной среды.

  • Одаренность – способности к какой-либо деятельности, отличающие одного человека от другого по уровню более значимой результативности этой деятельности и обусловленные выраженными задатками к этой деятельности.

  • Талант – высокий уровень развития способностей к одному или нескольким видам деятельности, выражающийся в форме значимых достижений личности и продуктивного развития человеком данного вида деятельности.

  • Гениальность – наивысший уровень способностей человека, результативность деятельности которого характеризуется прогрессивным влиянием на развитие глобальных достижений человечества.

  • Общие способности – способности, проявляющиеся в различных областях (видах) деятельности.

Специальные – способности, проявляющиеся в одной области (виде деятельности)



Общие способности

Специальные способности

к области деятельности

к виду деятельности

Умственные

Физические

Обучаемость (способность к учению)

Сенсомоторные



Технические

Педагогические

Организаторские

Управленческие

Творческие

Коммуникативные



Литературные

Музыкальные

Артистические

Математические

Инженерные

Переводческие


Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях легко, быстро и вместе с тем основательно усваивает способы ее организации и осуществления.

Способности формируются на основе задатков - врожденных особенностей нервной системы человека, в частности, его головного мозга. Так, на основе особым образом организованного зрительного анализатора, в особенности, его мозгового отдела, могут возникнуть различные способности, требующие различения оттенков цвета, яркости и т.д. А на основе доминирования левополушарных процессов могут выстроиться самые различные способности - к шахматной игре, юридической, инженерной деятельности. Таким образом, задатки многозначны, каждый из них может привести к развитию различных способностей.

Однако наличие задатков не означает автоматического появления способностей. Для того, чтобы задатки актуализировались, превратились в способности, необходимо дать ребенку возможность испробовать свои силы в различных областях деятельности и сделать это в том возрасте, который является наиболее благоприятным для развития определенных способностей.

Дело в том, что ребенок, проходя различные возрастные этапы, в различной степени способен к той или иной деятельности: так, например, чтобы впоследствии развить художественные способности, мы должны ребенку дать возможность рисовать в раннем детстве; если время будет упущено, вряд ли он впоследствии добьется успехов. Но вместе с тем, нельзя требовать от ребенка невозможного: так, например, если мы решим сделать из него вундеркинда и начнем форсированно обучать его математике без учета возрастных особенностей мышления, мы рискуем вызвать невротические или даже психотические реакции.



Но вместе с тем, справедливым является утверждение, что способности нужно развивать на ранних возрастных этапах и это не противоречит вышеизложенному.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница