Способи когнітивного взаємопереплетення в структурі технології десенсибілізації та переробки рухами очей



Скачать 45,11 Kb.
страница1/7
Дата21.07.2020
Размер45,11 Kb.
#151864
  1   2   3   4   5   6   7
Связанные:
РОС-Раздел С.А.Н. в МОНО-К


Ніколаєнко С.О.

кандидат психологічних наук, доцент

СПОСОБИ КОГНІТИВНОГО ВЗАЄМОПЕРЕПЛЕТЕННЯ В СТРУКТУРІ ТЕХНОЛОГІЇ ДЕСЕНСИБІЛІЗАЦІЇ ТА ПЕРЕРОБКИ РУХАМИ ОЧЕЙ

В широком смысле слова технология - это процедура осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения. Характерными признаками технологии являются: процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов и методик изменения объекта; предварительное проектирование процедуры изменения объекта.

Так, согласно «Философскому словарю», «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями» [14]. «Большой толковый социологический словарь» раскрывает данное понятие так: «Технология - практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности» [6]. В.П. Беспалько отмечает: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [1, с. 5].

С.Я. Батышев и А.М. Новиков отмечают, что технология – это: 1) совокупность знаний о методах осуществления определенной деятельности; 2) искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения определенного состояния объекта; 3) средство гарантированного достижения целей деятельности; 4) алгоритмическое описание процесса достижения планируемых результатов деятельности; 5) проект определенной системы, который реализуется на практике [12, с. 264].

При анализе понятия технологии различаются следующие фундаментальные аспекты: с одной стороны, она рассматривается в качестве системы способов материализации знаний, навыков и опыта людей в процессе деятельности по преобразованию предметов труда, социальной или психической реальности; с другой стороны - в качестве рациональных алгоритмов, процедур по использованию определенного инструментария с целью достижения качественных результатов определенной деятельности. С нашей точки зрения, данные аспекты взаимодополняют друг друга.

В словаре С. И. Ожегова понятие «способ» определяется следую­щим образом: «Способ - действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» [10, с. 697]

Поскольку способ является действием или системой действий, то он всегда выступает как элемент деятельности. При этом способ деятельности определяется теми условиями, в которых она протекает. Необходимость нахождения способов деятельности, которые, адекватны таким условиям, превращает деятельность в решение определенной задачи в конкретных условиях. Различают два основных способа деятельности - нормативно одобряемый и индивидуальный. Нормативно одобренный способ деятельности рассчитан на усредненные условия деятельности и поэтому представлен в обобщенном виде и закреплен в инструкциях. Индивидуальный способ деятельности обусловлен как объективными, так и субъективными условиями деятельности. Поэтому своеобразие индивидуального способа деятельности, его отличие от нормативно одобренного способа деятельности обусловлены спецификой мотивации, полнотой и своеобразием учета субъектом объективных и субъективных условий деятельности [4].

Определяя соотношение между понятиями метода, способа, методики и технологии, И.Б. Васильев отмечает, что метод деятельности является составной частью, элементом способа деятельности. В свою очередь, совокупность способов деятельности составляет методику деятельности. Методику же, дающую гарантированный результат вне зависимости от личностных качеств субъекта и объекта деятельности, можно считать технологией. Поэтому, вслед за И. Б Васильевым, можно заключить, что технология является системой процедур и способов деятельности, которая и обеспечивает получение гарантированного по качеству и количеству конечного ее результата [3].

Під психологічною технологією розуміється науково-обґрунтована система способів, операцій та процедур, які забезпечують цілеспрямований розвиток в особистості певних психологічних якостей та передачу соціального досвіду [11].

В структурі психологічної технології Л.М. Карамушка виокремлює три основні компоненти: 1) інформаційно-смисловий компонент – це теоретичні підходи до аналізу того чи іншого психологічного явища; 2) діагностичний компонент – аналіз основних критеріїв та показників явища, що досліджується, ознайомлення з методами, які можуть бути використані для їх вимірювання, обгрунтування доцільності застосування тих чи інших діагностичних методів при вимірюванні певних параметрів тощо;  3) корекційно-розвивальний компонент – характеристика основних напрямків здійснення корекційно-розвивальної роботи через систему тренінгів та консультацій, обгрунтування доцільності використання індивідуальних або групових форм корекційно-розвивальної роботи в тих чи інших ситуаціях [13, c. 57].

Технология психотерапии — это система психотерапевтических процедур и способов, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике клиента, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

В структуре технологии психотерапии выделяют следующие уровни: 1) уровень процедур и способов, обусловленных спецификой психотерапевтического подхода, (психодинамического, когнитивно-поведенческого, гуманистического); 2) уровень процедур и способов, которые реализуются в специфических методах психотерапии (например, гипноза релаксации, беседы, дискуссии, психогимнастики и др.); 3) уровень процедур и способов психотерапии как конкретных действий или систем действий, направленных на достижение цели психотерапевтической деятельности в различных формах и видах психотерапии (долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной психотерапии; индивидуальной, семейной, групповой психотерапии; поддерживающей, раскрывающей психотерапии; стационарной, амбулаторной, семейной психотерапии и др.) [7].


Одной из современных технологий психотерапии эмоциональных травм является десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ) [15].

Согласно Ф. Шапиро, в структуре технологии ДПДГ различаются следующие уровни, отраженные в соответствующих протоколах:

1) уровень стандартного протокола ДПДГ, который содержит нормативные рекомендации относительно базовых процедур и способов, обеспечивающих реализацию целостного курса ДПДГ; 2) уровень протокола стандартной процедуры ДПДГ, который содержит нормативные рекомендации относительно базовых процедур и способов, обеспечивающих реализацию отдельного сеанса ДПДГ; 3) уровень специфических протоколов ДПДГ, в которых содержатся нормативные рекомендации относительно процедур и способов, обеспечивающих процесс психотерапии конкретных симптомов эмоциональной травмы.

Успешная реализация целостного курса ДПДГ требует тщательного прохождения трех основных этапов, предусмотренных стандартным протоколом. Эти три этапа предлагают психотерапевту адекватно оценить цели воздействия и возможные результаты в отношении прошлого, настоящего и будущего пациента.




Скачать 45,11 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница