Способы формирования регулятивных ууд в процессе оценочной деятельности младших школьников



Скачать 84.56 Kb.
Дата01.06.2016
Размер84.56 Kb.
Гущина Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №33» г. Перми

Способы формирования регулятивных УУД в процессе оценочной деятельности младших школьников

Стендовый доклад

Цель: представить способы формирования регулятивных УУД в процессе осуществления учащимися оценочной деятельности.

Задачами представления являются актуализация проблемы оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов, характеристика основных способов оценивания и соотнесение их с регулятивными УУД.

Основные понятия (ключевые слова): оценка, самооценка, оценочная самостоятельность, формы организации самооценивания, регулятивные УУД.



Краткая аннотация

Три года реализации новых образовательных стандартов позволяют определить наиболее эффективные формы и методы контроля и оценки предметных и метапредметных компетенций учащихся, направленные на выявление индивидуальной динамики развития школьников с учётом их личностных особенностей и успехов. В докладе представлены наиболее эффективные инструменты оценивания, дана характеристика разнообразных форм организации самооценивания учащихся, определены виды регулятивных действий, формируемых в процессе осуществления учащимися оценочной деятельности.



Теоретическая часть

В настоящее время система контроля и оценки не может ограничиваться одной целью – проверкой усвоения предметных знаний и выработки умений и навыков. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать и оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

К регулятивным действиям  относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль - соотнесение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.



Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Описание практических способов оценивания, способствующих формированию регулятивных УУД

Оценивание деятельности ребенка ведется с первых дней обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаем формирование оценочной деятельности с оценивания детьми готовности к уроку, соблюдения правил школьной жизни, освоения навыков культурного общения и поведения.

В процессе обучения сфера оценочной деятельности расширяется. В нее включаются успехи в учебном труде. Оцениванию уже подлежат правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу. Мотивируют детей на самооценку разные виды поддержки и поощрений от одноклассников: словесные («За что можно похвалить Ваню?», «Что ценного в работе Маши?»), мимические и пантомимические (аплодисменты от класса, улыбки), материализованные (приз, значок, медаль «Лучший математик», «Знаток русского языка»), деятельностные («Кого можно сегодня представить в роли учителя?»).

И только на третьем этапе оценочной деятельности, после усвоения критериев правильности и критериев соответствия требований детьми, помогаем ребенку выявить и осознать его затруднение («А вот здесь мне еще нужно поработать!»). Фиксация трудностей предполагает, прежде всего, очерчивание учеником перспектив, определение, что именно и как нужно сделать.

Например, на устном текущем контроле детям предлагается в диалоге выполнить самооценку своей работы по алгоритму:

1. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой? (какой? в чем?).

4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?).

5. Сможешь ли объяснить товарищу, учителю решение данной задачи?

6. Определи круг проблем, вопросов, которые появились в результате самооценки или оценки выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствования (внешний вид работы, ее расположение, полнота содержания, способы и правильность выполнения и т.д).

Учащиеся принимают участие и во взаимооценке, и это позволяет сделать оценивание привычным. Позитивная самооценка и взаимооценка позволяют детям выстраивать отношения и общаться друг с другом.

Наиболее эффективными в своей работе считаю следующие инструменты оценивания: критериальные рубрики, листы самооценивания, опросники для самодиагностики, характеристики, рекомендации учителя и психолога, дневники планирования, портфолио.

Остановимся более подробно на описании некоторых форм организации самооценивания у младших школьников.



  1. Цветовая гамма.

Самооценка может быть выполнена в форме «цветовой» гаммы при ответе на вопросы или соотнесении себя с критериями, составленными вместе с учителем. Например, выделить цветом:

- красным – «старался, и это умение у меня прибавилось»;

- зеленым – «старался, но результатом недоволен»;

- синим – «не понял темы».

Для самооценки детьми своего отношения к выполняемым на уроке заданиям применяю так называемый “Светофор”. В 1-2 классах предлагаю детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок - “Можно двигаться дальше”. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок - “Нужна небольшая помощь”. Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок - “Стоп! Мне нужна помощь!»


  1. Оценочные линеечки.

Учителем и детьми совместно определяются критерии самооценки. Результат фиксируется с помощью крестиков на «линеечках». Чем выше положение отметки, тем выше уровень усвоения определённой темы, уровень овладения умением.

После того, как обсужден каждый критерий, дети свою работу оценивают самостоятельно. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: “Молодец! Ты умеешь себя оценивать”. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.



  1. Балльные оценки.

Балльные критерии оценивания вырабатываются совместно учителем с детьми. Работа оценивается баллами успешности. Например:

1 – удовлетворительно, 2 – хорошо, 3 – превосходно.



  1. Лист оценивания: «Что я знаю и умею».

Дети самостоятельно оценивают свои знания по заранее предложенным критериям, выработанным совместно с учителем. Рядом выставляется учительская отметка. Градация оценки (самооценки) может быть следующей: «+!» – понимаю хорошо и могу объяснить другим; «+» - понимаю сам, но объяснить не могу; «┴» - понимаю недостаточно хорошо, ошибаюсь; «□» - часто бывают ошибки, надо еще разбираться и тренироваться; «?» - сомневаюсь; «-» - не понял темы.

  1. Папка индивидуальных достижений (портфолио)

Здесь накапливаются контрольные, диагностические работы, тематические оценочные листы по различным предметам, рабочие тетради, грамоты, творческие работы учащихся: рисунки, сочинения, кроссворды, исследовательские работы и т.д.

  1. Оформление тематических выставок (по чтению и окружающему миру, по собственной теме исследования). Дети представляют свои творческие работы по данной теме.

  2. Рефлексивное обсуждение.

Проводится после участия в конкурсах, викторинах, предметных неделях. После устного обсуждения детям предлагается нарисовать рисунки, написать отзывы. Например, итоги дня подводим на Дереве успехов. После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – «все удалось»; цветок – «неплохо поработал, но что-то не совсем получилось»; листок – «сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь».

Какие же регулятивные действия формируются в процессе осуществления учащимися оценочной деятельности на уроках?



Способы оценивания образовательных достижений

Регулятивные УУД

Цветовая гамма, «светофор»

волевая саморегуляция, контроль, оценка

Оценочные линеечки

волевая саморегуляция, контроль, оценка

Бальные оценки

волевая саморегуляция, контроль, оценка

Листы оценивания

волевая саморегуляция, контроль, оценка, прогнозирование, планирование

Портфолио

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция, рефлексивные способности, коррекция

Оформление и защита тематических выставок

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция, рефлексивные способности, коррекция

Рефлексивное обсуждение

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция, рефлексивные способности, коррекция

Опыт работы показывает, что применяемая нами система оценивания способствует формированию у учащихся собственно-познавательного мотива образовательной деятельности, а также регулятивных УУД - умения критически оценивать свою деятельность, выстраивать дальнейший познавательный процесс в зависимости от результата.

Библиографический список:

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.

2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2002.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

4. Самойленко Т.Г. и др. Оценивание учебных достижений учащихся в начальной школе. – Пермь, 2005.

5. Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Система заданий. Стандарты второго поколения. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М.: Просвещение, 2009.

6. Современные методы оценивания образовательных достижений учащихся: Материалы науч.-практ. конф. – Пермь, 2005.



7. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М., 1999.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница