Список использованных источников



Скачать 58,98 Kb.
страница1/5
Дата15.04.2019
Размер58,98 Kb.
  1   2   3   4   5

2

Содержание



1 Часть 1

3

2 Часть 2

18

3 Часть 3

20

Список использованных источников


23

















































1 Часть 1
1 Информационное общество и виртуальная реальность. Альтернативные среды существования человека
Человеческое общество превращается в информационное. Объем работ, анализирующих особенности нового общественного устройства, достиг внушительных размеров и продолжает интенсивно расти. Множество прогнозов сходится на том, что реальное начало информационного общества состоится уже в 90-х годах ХХ столетия.

Природные процессы становятся информационными для субъекта, который способен осуществить управление ими в той мере, в которой развито его понимание их. Субъект, осознавая совокупность природных процессов в определенном смысле, понимает ее как специфическую, данную ему среду, природу — как реальность. Развитие понимания и технического овладения природой привело к необходимости выделения отдельного понятия. Понятие это получило название «виртуальная реальность».

Определение «виртуальная» имеет глубокие исторические корни. Древнеримская мысль развивалась в условиях, когда о мире «все было сказано» древними греками. Цицерон, Плутарх и другие латиноязычные мыслители в своих суждениях активно использовали понятие virtus в качестве субстанциального. Исторически виртуальное стало использоваться для обозначения фактически существующего, первичного, еще не имеющего имени начала какого-либо процесса природы.

В механике виртуальными называют бесконечно малые перемещения точек механической системы около положения равновесия, такие, которые не нарушают наложенные на систему связи, не изменяют энергию системы. Колебания Земли, например, около линии движения ее вокруг Солнца не вызывают схода ее с орбиты.

В физике утвердилась новая концепция вакуума, согласно которой он есть физическая среда, реализующаяся всеми возможными в природе частицами, время жизни которых минимально возможное для природных феноменов. Такие частицы получили название виртуальных. Мир на уровне вакуума как бы «дышит» виртуальными частицами, непрерывно излучая и поглощая их. Относительно этих частиц теряют смысл и время, и пространство, теряет смысл и история. Таким образом, виртуальная реальность находится везде, проникает всюду, является началом всего и всякого. Она есть материя в своей субстанции. При определенных условиях виртуальная частица может превратится в долгоживущую, т.е. изменить систему.

С развитием компьютерных технологий реальность, которую создает функционирующая программа, стали также называть виртуальной. С развитием мировых компьютерных сетей виртуальная реальность, как мир, создаваемый множеством одновременно работающих программ, стала приобретать всемирный характер. Виртуальная реальность утверждается порядком вещей как нечто целостное, как жизнь, как субъект, как субстанция новой, «третьей», природы. В результате тандем вирус-антивирус уже служит катализатором развития компьютерных технологий. Посредством мышления человек может влиять на изменения организма, посредством виртуальной реальности — на изменения «первой» и «второй» природы.

Со становлением виртуальной реальности многократно возрастает угроза существованию человечества: компьютеры управляют ядерными электростанциями, наведением боеголовок, суггестивным обучением, и возможность влиять на это управление только вирусами очевидна. Понимание такого рода ситуаций делает необходимостью переход изучения компьютера и виртуальной реальности из преимущественно гносеологической плоскости в онтологический и этический планы, рассмотрение соответствующих проблем с философских позиций.

Компьютерные технологии, а также мощь создаваемой посредством компьютера виртуальной реальности позволяют утверждать, что переход к информационному обществу сопоставим лишь с изменением общества, вызванного овладением огнем.

Человеку становится под силу не просто перестраивать окружающий мир, но и создавать собственную Вселенную, повинующуюся продиктованным им самим законам — виртуальную реальность, творение его ума и фантазии. Наряду с анализом и синтезом, все большую роль приобретает интуиция, вдохновение, неформальные методы решения некорректно поставленных задач.

Создаваемая программистом виртуальная реальность — уже не просто отражение (модель) окружающего мира, это в некоторой степени самовоспроизводящаяся система, придерживающаяся в процессе своего развития заданных закономерностей, но строящая свою «жизнь» в соответствии с получаемыми сведениями. Такие сведения могут поступать не только от человека, но и от окружающей функционирующую программу среды (от объектов «первой» и «второй» природы).

Принципиальное отличие виртуальной реальности от прочих творений рук человеческих состоит в произвольном выборе фундаментальных закономерностей ее существования и развития. Неоднократно отмечалось, что программирование по своей природе есть ремесло; зачатки какой-либо науки начинают проявляться много позже. Если электроника имеет свое начало в науках, то начало программирования если и можно обнаружить, то только в «отцовском начале» наук, в древнейшей из наук — поэзии, единственной, которой свойственны и аналитический, и интуитивный методы, и откровение.

Массовая информатизация, развитие виртуальной реальности — процессы необратимые. Поэтому обращение отечественной философии к соответствующей проблематике — назревашая необходимость. Новое общество вызовет к жизни столь же нового человека. Если онтологический характер виртуальной реальности достаточно очевиден, то этическая проблематика ждет своих творцов и интерпретаторов [1].

2 Х. Ортега-и-Гассет: биография, основные идеи философии
Хосе Ортега-и-Гассет родился в Мадриде 9 мая 1883 года. Его семья принадлежала к культурной буржуазии времен Реставрации, правления короля Альфонса XII. Отец, Хосе Ортега Мунилья, был публицистом, писателем, вел литературный раздел в газете "Импарсиаль". Мать, Долорес Гассет Чинчилья, была дочерью основателя и владельца этой либеральной газеты, в прошлом дипломата.

Обучался в колледже отцов-иезуитов «Мирафлорес-дель-Пало» (Малага). В 1904 году окончил Мадридский университет Комплутенсе, защитив при этом докторские тезисы «El Milenario» («Тысячелетний»). Затем семь лет провёл в университетах Германии, с предпочтением Марбургского, где в то время блистал Герман Коген. По возвращении в Испанию получил назначение в Мадридский университет Комплутенсе, где и преподавал до 1936 года, когда началась гражданская война.

В 1923 году Ортега основал «Revista de Occidente» («Западный журнал»), который служил делу «сравнивания Пиренеев» — европеизирования Испании, тогда изолированной от современного (по тому времени) культурного процесса. Являясь убежденным республиканцем, Ортега был вождём интеллектуальной оппозиции в годы диктатуры генерала Примо де Риверы (1923—1930), поддержал свержение короля Альфонса XIII и установление Второй Республики, был одним из основателей «Республиканского объединения интеллигенции» (1931), избирался гражданским губернатором Мадрида, а затем депутатом от провинции Леон. Однако, очень скоро Ортега начал разочаровываться в том направлении, которое обрело политическое развитие республики. Во время дебатов по проекту Конституции Второй Республики, проходивших с 27 августа по 9 сентября1931 года, в своем выступлении, отметив достоинства проекта, в то же время указал на то, что в нём заложены «бомбы замедленного действия», в частности, по региональному и религиозному вопросам. Пребывая ещё год в депутатском кресле, продолжал критиковать Республику, центральным пунктом чего стала его знаменитая речь «Rectificación de la República» («Исправление Республики»), произнесенная им в декабре 1931 года.

Начало испанской гражданской войны в июле 1936 года застало Ортегу больным. Через три дня после начала противостояния к нему в дом явился отряд вооруженных коммунистов, которые потребовали от него поставить подпись под манифестом в поддержку правительства Народного фронта и с осуждением «государственного переворота». Ортега отказался их принять, и во время жесткого разговора между ними и его дочерью ей удалось убедить пришедших, что надо составить более короткий и менее политизированный текст, который в результате Ортега и подписал вместе с другими интеллектуалами (впоследствии Ортега описал этот эпизод в своей статье «En cuanto al Pacifismo»). В том же месяце Ортега покинул Испанию и удалился в изгнание — сначала в Париж, затем в Нидерланды, Аргентину и Португалию.

В происходившей в Испании гражданской войне, Ортега-и-Гассет фактически не поддерживал ни одну из сторон, видя как в коммунистах, социалистах и анархистах, получивших преобладание среди республиканцев, так и в фалангистах, поддержавших Франко, представителей массового общества, против которого он и выступал. Находясь в изгнании, жестко критиковал тех западных интеллектуалов, которые выступили в поддержку Народного фронта, считая, что они не разбираются ни в истории, ни в современных им реалиях Испании.

По возвращении в 1948 году в Мадрид совместно с Хулианом Мариасом создал Гуманитарный институт, где преподавал и сам. До конца жизни оставался открытым критиком франкизма (как, впрочем, и коммунизма).

В центре внимания в работах Ортега-и-Гассета — социальные проблемы. В «Дегуманизации искусства» (1925) и «Восстании масс» (1929) учёный впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.

Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы.

Ортега-и-Гассет критикует это положение духа «справа», считая его неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты — людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»).

Рационализм Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости» [2].


3 Онтологические проблемы химии. Критерий сложности в эволюции и самоорганизация
Онтология – это учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Термин появился в 1613 г. (Гок-лениус) и был закреплен в философской системе Христиана Вольфа. Если в эпистемологии и логике акцент от объекта перенесен на познающего субъекта, то в онтологии роль объекта познания значительно расширена и даже рассматриваются состояния вселенной, нашей планеты, растительного и животного мира, которых еще не коснулась рука homo sapience.

Существует два диаметрально противоположных воззрения на происхождение окружающего мира. Первый из них, называемый креационизмом, предполагает возникновение вселенной и жизни в результате какого-либо сверхъестественного события в прошлом. Этой гипотезы придерживаются почти все сторонники религиозных учений. Архиепископ Ашер из г. Арма (Ирландия) в 1650 г. вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н. э. и закончил свой труд 23 октября в 9 часов утра. Он получил этот результат, сложив возраст всех людей, упомянутых в библейской генеалогии. При этом получилось, что Адам жил во время, когда на Ближнем Востоке, как показали археологические исследования, уже была развитая цивилизация. От ортодоксального креационизма открещивались даже авторитетные теологи. Еще Августин говорил о смехотворности буквальной трактовки шести дней творения. Немецкий протестантский теолог У. Гербер отмечает, что важнейшей задачей того или тех, кто писал «Бытие», была вовсе не информация о возникновении и развитии мира, а восхваление Бога как всемогущего творца. Cовременный теолог И. Иллиес полагает, что тот, кто сегодня придерживается идеи постоянства видов и шестидневного творения, в своем усердии может даже принести вред христианству.

Противоположная точка зрения на процесс возникновения вселенной, жизни на Земле и происхождение живых видов (трансформизм) также имеет давнюю историю. Она возникла в Древнем Китае, Индии и Греции. В новое время идеи трансформизма развивали Лейбниц, Бюффон, Мопертуи, Дидро, Жоффруа Сент-Илер.В истории науки Ламарк обессмертил свое имя введением самого термина «биология», созданием концепции развития природы и гипотезы о происхождении человека от обезьяноподобных предков. При этом Ламарк сочетал трансформизм с принципом внутреннего стремления к прогрессу, а также с деизмом. Термин «эволюция» был предложен в 1852 г. Г. Спенсером. Настоящим лидером эволюционного учения стал Ч. Дарвин, и дарвинизм на продолжительное время стал символом эволюционизма.

Одной из принципиальных проблем эволюции является понятие критерия. Всякая эволюция предполагает наличие ступеней развития, уровней организации. Для того чтобы различать уровень развития, было предложено множество критериев. Наиболее простым из них является критерий сложности, или системный критерий. В соответствии с этим критерием каждый объект представляет собой ансамбль взаимодействующих частей, причем более высокое место в эволюционном ряду занимает комплекс по отношению к составляющим его частям.

К количественной характеристике сложности ведет рассмотрение матрицы, содержащей определенное число элементов. Сложность системы возрастает не при увеличении числа элементов, а при увеличении числа взаимодействий. Большей сложности соответствует большее число ненулевых элементов матрицы.

Применение критерия сложности должно учитывать дифференциацию и интеграцию частей. Эта концепция была предложена Г. Спенсером, который полагал, что степень развития определяется степенью дифференциации и интеграции частей системы, поэтому, с его точки зрения, амеба является более сложной, чем звезда. Чем более различаются части новой системы, тем больше потребность в интеграции, синтезе их функций. Эрвин Шрёдингер полагает, что существует «два различных пути построения все больших ассоциаций. Один – это сравнительно однообразный путь повторения снова и снова одной и той же структуры в трех направлениях. Так растет кристалл. Другой путь – построение все более и более увеличивающегося агрегата без скучного механизма повторения. Это случай все более и более сложной органической молекулы, в которой каждый атом, каждая группа атомов играет индивидуальную роль. Мы можем совершенно точно назвать это образование апериодическим кристаллом».

Принцип сложности лежит в основе космологической гипотезы эволюции Вселенной. Гипотеза носит чисто метафизический характер, несмотря на усилия физиков интерпретировать некоторые участки на фотографиях окружающего нас мира как «черные дыры» и даже приписать некоторым факт регистрации поглощения звезд черными дырами. Современная гипотеза космической эволюции стартовой точкой предполагает время около 15 миллиардов лет назад, когда произошел Большой взрыв. Можно не искать точку, в которой он произошел: она там, где вы находитесь сейчас и где находятся все остальные.

С точки зрения критерия сложности общий эволюционный ряд в природе имеет в линейном приближении последовательность, состоящую из элементарных частиц: кванты и лептоны → мезоны→ барионы→ атомы→ молекулы→ полимеры и супермолекулы (белки, нуклеиновые кислоты). Эволюция апериодических кристаллов, использующих для роста более простые конструкции, приводит к биологической форме материи. Биологическая эволюция направлена от простейших к беспозвоночным, далее – к позвоночным. Приведенная цепь в действительности не является линейной последовательностью, что затрудняет анализ эволюции [3].

4 Идеалы и нормы научного исследования. Истина и объективность. Проблемы истины в философии и науке.
Можно выделить три компонента оснований научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки.

Научное познание регулируется определенными нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены: познавательные установки; социальные нормативы, которые фиксируют ценность Н для общественной жизни.

Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.

Познавательные идеалы науки: идеалы и нормы объяснения и описания, доказательности и обоснованности знания, построения и организации знаний.

В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа. На разных этапах своего исторического развития науки создает разные типы таких схем. В содержании видов идеалов и норм науки можно зафиксировать три взаимосвязанных уровня.

Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания. Второй уровень представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке. Третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки.

Идеалы и нормы регулируют построение различных теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. В системе таких знаний возникают эталонные формы, на которые ориентируется исследователь [4].

Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна своему содержанию и субъективна по форме выражения. При этом объективность истины является свидетельством того, объективная истина находится в сознании человека, но по своему содержанию не зависит от сознания человека. Это содержание почерпнуто из внешнего мира и адекватно отображено сознанием. От сознания зависит только форма выражения этого знания. Недаром же научные выводы, сделанные независимо друг от друга разными учеными, имеют в каждом конкретном случае специфическую форму выражения. Однако объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Не случайно К. Поппер отмечал, что классическая концепция понимает под истиной нечто, не зависящее от субъективной точки зрения, и поэтому может считаться теорией объективной истины [5].

В философии на сегодняшний день есть несколько концепций истин. Существование разнообразия точек зрения на определение понятия истины, представленных концептуально, теоретически оформленных, расширяет возможности поиска решения проблемы. Вместе с тем, это кристаллизует более обширные по своему содержанию проблемы – проблему множественности теорий истины, вопрос о возможности создания универсальной концепции истины, решающей все проблемы теории истины, включая уже названную – проблему многозначности определения понятия истины, и др. проблемы. Нельзя, конечно, взять из множества концепций одну и признать ее единственно верной, однако следует признать, что принятие во внимание как можно большего числа точек зрения, пусть даже в чем-то наивных и несколько абсурдных, оказывается полезным. Ведь почти все эти научные теории имеют корни в самом процессе познания и возникли как своеобразная реакция на те или иные недостатки других существующих концепций. Критический анализ этих концепций оказывается полезным, именно потому, что позволяет лучше себе представить все трудности на пути к подлинно научной теории истины.

Общая черта различных концепций истины в современной западной философии - отрицание объективности содержания знания. Признание объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.

Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.

Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальной реальности, выяснение социально-практических и мировоззренческих предпосылок теоретических построений.

Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания [6].
5 Идея «открытого общества» в работе К. Поппера «Открытое общество и его враги.
Поппер Карл (1902-1994) австро-британский философ и социолог еврейского происхождения.

«Открытое общество» - понятие, активно использовавшееся Поппером в книге «Открытое общество и его враги» для преодоления методологических установок «историцизма» как (по его мнению) адекватного теоретического обоснования ценностей тоталитаризма. Поппер рассматривал «историцизм» как еще одно средство защиты «закрытого» общества. «Закрытым», по Попперу, выступает общество, организованное на основе авторитарно установленных неизменных норм. В противовес ему, открытое основано на высоком и зрелом критическом потенциале человеческого разума, стимулирующем инакомыслие и интеллектуальную свободу как индивидов, так и социальных групп, направленную на непрерывное реформирование общества в целях разрешения его проблем. «Я не во всем и не всегда против насильственной революции, - писал Поппер во втором томе вышеуказанного сочинения, - вместе с христианскими мыслителями средневековья и Возрождения я готов оправдать тираноубийство, когда насильственный переворот не имеет альтернативы. Однако думаю, что любая революция имеет смысл, если имеет целью восстановление демократии, но не в расхожем смысле («правление народа», или «власть большинства»), а тогда, когда социальные институты (особенно всеобщие выборы, право народа сместить правительство) реализуют общественный контроль за деятельностью управленческих структур и ненасильственные реформы».

Интерпретируя понятие и принцип демократии, лежащей в основании «открытого общества» Поппер отмечал следующее: демократию в принципе недопустимо характеризовать как правление большинства, даже в контексте важности института всеобщих выборов. Действия властей должны быть реально ограничены правом народа сместить их без кровопролития. Следовательно, если власть предержащие не обеспечивают эффективности социальных институтов, гарантирующих меньшинству право инициировать адекватные реформы, такой режим определенно может квалифицироваться как тирания и диктатура. 

Демократическая конституция, следовательно, изначально исключает лишь единственный тип изменений в наличной совокупности законов - трансформации, подвергающие опасности саму демократию. 

Демократия, в целом призванная поддерживать меньшинство, не распространяется, по мнению Поппера, в первую очередь на тех людей, кто, попирая закон, подстрекает других к насильственному ниспровержению демократии. 

Политическая линия на всестороннее развитие охраняющих демократию общественных институтов не должна абстрагироваться от реальной и универсальной тенденции наличия скрытых антидемократических интенций во властных структурах и массе индивидов. 

Падение демократии не имеет сопоставимой социальной цены - это исчезновение всех прав. Даже при условии сохранения экономического роста социальное повиновение произволу властей становится императивом. 

Стрессовый эффект насильственных перемен для каждой цивилизации практически всегда реанимирует антидемократические тенденции. 

Поппер впоследствии выделил две главные характеристики «открытого общества»:
1. Законность свободных обсуждений любых социальных проблем вкупе с традицией того, чтобы результаты публичных дискуссий оказывали влияние на политику; 

2. Наличие институтов, содействующих свободе тех, «кто не ищет выгоды». 

«Открытое общество», согласно Попперу, - и реальность, и некий идеал. Демократия, по Попперу, когда она есть, указывает путь в реальное открытое общество. По мнению Поппера, только в условиях демократии и открытого общества существует реальная возможность уйти от многих бед. С точки зрения Поппера, «если мы насильственно разрушим социальный порядок, мы будем ответственны не только за бесчисленные жертвы, но создадим ситуацию, при которой несправедливость и репрессии станут нормой... К сожалению, государство - неизбежное зло, которое нельзя упразднить... Нет ничего проще, чем уничтожить человечество, - достаточно развязать насилие. Куда сложнее возделывать рациональное общество, конфликты которого разрешаются по большей мере разумным путем». Чувство социальной ответственности и любовь к свободе - наследие, которое, согласно Попперу, мы «обязаны сохранить живым» [7].

6 Методологический инструментарий современной науки


Методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. В этом отношении она выступает метанаучным уровнем философского знания.

Многоуровневая концепция методологического знания позволяет выделить среди методов основные их группы с учетом степени общности и широты применения. К ним относятся:

1. Философские методы, задающие самые общие регулятивы исследования (диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический, герменевтический и многие другие);

2. Общенаучные подходы и методы научного познания, использование которых характерно для целого ряда отраслей научного знания (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, эксперимент, описание и т.д.);

3. Частнонаучные методы, применение которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин (количественный анализ в химии, спектральный анализ в физике и т.д).

К эмпирическим методам исследования относят: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. Наблюдение - целеноправленное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявления отдельных свойств и отношений объекта познания. Наблюдение всегда носит не созерцательный, а активный деятельный характер. Оно подчинено решению конкретной научной задачи и поэтому отличается целенаправленностью, избирательностью и систематичностью. Научное наблюдение всегда опосредуется теоретическим знанием, поскольку именно последнее определяет объект и предмет наблюдения, цель наблюдения и способ его реализации.

Наиболее сложным и эффективным методом эмпирического исследования является эксперимент. Суть его сводится к изучению объекта в искусственно созданных для этого условиях. Обращение к такого рода условиям помогает преодолеть ограниченность различного рода наблюдений и определяет основные достоинства эксперимента. Существуют различные виды научных экспериментов (исследовательский, решающий, иллюстративный, модельный и др.).

Закрепление результатов эмпирического исследования существляются с помощью метода описания. Научное описание измерения, наблюдения или эксперимента с помощью искусственных языков науки.

К методам теоретического исследования относят: идеализацию, формализацию; аксиоматический метод; гипотетико-дедуктивныи метод; восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

Идеализация – это метод, позволяющий сконструировать особые абстрактные объекты, которыми оперирует теоретическое познание, создавая модельные представления об изучаемой предметной области (частные или фундаментальные теоретические схемы).

Мысленный эксперимент представляет собой метод, в ходе которого осуществляются такие комбинации идеальных объектов, которые в реальной действительности не могут быть воплощены. Он позволяет ввести в контекст научной теории новые понятия, сформулировать основополагающие принципы научной концепции, осуществить содержательную интерпретацию математического аппарата научной теории.

Суть и последовательность операций, производимых в рамках этой модели, задается правилами используемого математического или логического исчисления, на основе которого она построена, т.е. формально, по определенному шаблону, алгоритму. Эти операции составляют суть метода формализации, одним из несомненных достоинств использования которого является возможность ограничить влияние логики здравого смысла и сложившихся стереотипов научного исследования, облегчая, таким образом, генерацию оригинальных результатов. Благодаря методу формализации, новое знание иногда выглядит как полученное буквально «на кончике пера» без непосредственного соотнесения всех проведенных мыслительных операций с реальными процессами в исследуемой предметной области.

Метод формализации открывает возможности для использования более сложных методов теоретического исследования, например, метода математической гипотезы. Этот метод предполагает: привлечение новых или поиск уже использовавшихся в научном познании математических моделей; перенос их на новую изучаемую область действительности с необходимой последующей трансформацией для моделирования круга вновь исследуемых явлений; использование правил соответствующих математических исчислений для решения задач, имманентных применяемым математическим моделям; необходимость в последующей оценке и содержательной интерпретации полученных новых научных результатов, т.е. в поиске правил, позволяющих соотнести их с опытными данными.

К общелогическим методам относят: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование и др. Сравнение − метод основанный на сопоставлении, выделении сходств и различий в объектах. Анализ − это метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. Синтез − это процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Абстрагирование − это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Обобщение − это метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которому соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Индукция − это мысленный переход от частного к общему. Результат всегда вероятностный, т.к. заключение делаетмся на основании знания не всей предметной области, но только ее части. Дедукция − это мысленный переход от общего к частному. Результатом выступает закон [8].

7 Векторы современной науки
Таблица 1 − Векторы современной науки

Гносеологические

Этические

Исследование структуры экологического сознания

Генная инженерия-клонирование

Изучение общества и биосферы

Достижение истинного, достоверного знания

Система взаимоотношений человека и природы

Борьба за чистоту и незапятнанность науки

Окончание таблицы 1

Экологические проблемы

Трансгенез

Возможность познания человеком мира и самого себя

Авторство в науке, недопустимость плагиата

Критерий истинности

Биомедицина

8 Возникновение философии техники. Содержание, задачи, представители


Понятие «техника» (от греч. techne – умение, мастерство, искусство) означает, во-первых, совокупность специально выработанных способов деятельности; во-вторых, совокупность искусственных материально-вещевых средств деятельности; в-третьих, знание о способах и средствах деятельности; в-четвертых, специфический, культурно обусловленный процесс волеизъявления. 

Философия техники – это формирующийся раздел философской науки, основное содержание которого составляет философская рефлексия по поводу феномена техники. Таким образом, философия техники в основном сводится к вопросу о применении философии к технике, т.е. к вопросу о том, как теоретические модели, закономерности всеобщего характера, методы, идеи, накопленные философией, обращаются на технику как на особый предмет исследования.

Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце ХIХ – начале ХХ в. Термин «философия техники» в научный обиход ввел немецкий ученый Эрнест Капп, в 1877 г. выпустивший книгу «Основные линии философии техники». Э. Капп, К. Маркс разрабатывали сущностные характеристики технических средств в русле идеи опредмечивания. В России основы философского осмысления техники были заложены Н. А. Бердяевым и П. К. Энгельмейером. А. А. Богданов (Малиновский) (1873–1928) в книге «Всеобщая организационная наука» (в 2 т.; 1913–1917) впервые в России и в Европе рассматривал проблему равновесия и хаоса. По вполне понятным причинам его исследования получили продолжение на Западе. В нашей стране интенсивная разработка философских проблем техники началась лишь в 1950–1960-е гг. Эта работа велась по следующим основным направлениям:

1. Онтология техники, связанная с развитием идей К. Маркса (А. А. Зворыкин, С. В. Шухардин, Ю. С. Мелещенко, Г. Н. Волков и др.);

2. Философия истории техники. В рамках этого направления были разработаны две основные версии. Одна из них (А. А. Зворыкин, С. В. Шухардин и др.) основывалась на приложении основных идей марксистской философии к истории и технике. Вторая (Г. Н. Волков) развивала марксову идею опредмечивания трудовых функций применительно к основным этапам технической эволюции;

3. Социология техники, в русле которой обсуждалась специфика развития техники в различных социальных условиях (Г. Н. Волков и др.);

4. Техническая футурология, ориентированная на прогнозирование технического прогресса (Г. Н. Волков, А. И. Черепнев и др.);

5. Гносеология техники в работах В. В. Чешева, Б. С. Украинцева, В. Г. Горохова, В. М. Фигуровского и др. рассматривалась как специфика технического знания (объект, методология, особенности теории, типы идеальных объектов, ценностные установки).

Аналогичные направления развивались в западной философии техники (Ф. Рапп, Х. Бек и др.), социологии (Э. Тоффлер, Д. Белл, Р. Айрис и др.) и футурологии (Э. Тоффлер, Д. Белл, Г. Канн, Дж. П. Грант, Дж. Мартино и др.).

В трудах Аристотеля понятие «технэ» включается в общую классификацию типов познания. Для классической философской традиции достаточно типично осмысление общефилософских проблем с технических позиций. Философия всегда стремилась к выводам общего характера, но построение предельных абстракций основывалось на разнообразном материале, поставляемом различными областями знания и деятельности. В работах Маркса речь идет не только о машинах и машинном производстве как таковых, но и о тех изменениях, которые вызываются ими в жизни общества. Н. А. Бердяев рассматривает техногенные элементы жизни, в том числе и духовной. Впоследствии ключевые положения его работ, посвященные технике, были подтверждены применительно к современной ситуации трудами Х. Эллюля. В самостоятельное направление философия техники оформилась под влиянием работ М. Хайдеггера, стремившегося обнаружить суть техники вне ее – в инструментальности как таковой, атрибутивно присущей человеку в его деятельности. Техника как способ воспроизводства живой деятельности в значительной мере определяет идеалообразование, а значит, и культуру; как специфическое мироотношение она включена в отношение человека к миру в целом. Применительно к классической философии техника является: а) средством полагания (исследования, познания) субъектом объекта, а, следовательно, и средством полагания субъектом себя самого; б) границей субъекта и объекта в гегелевском смысле «иного обоих», определяющей в известной степени взаимодействие сущности. Техника детерминирует исторически конкретные варианты решения вечных философских вопросов [9].

9 Посещение музея
13 марта 2019 года я посетила «Музей занимательных наук Эйнштейна» в г. Ярославль. Там я окунулась с головой в интересный и увлекательный мир науки и техники.

Когда я только вошла в музей, меня сразу же встретил кассир. После покупки билета, меня сопроводили в гардероб. Затем, подошел экскурсовод Глеб и начал проводить экскурсию по музею. Экскурсия длилась около часа. Глеб рассказывал очень простым и понятным языком о законах физики, я слушала его с интересом. После нее я смогла самостоятельно погулять по музею, потрогать экспонаты и сделать фотографии.

В музее расположено достаточно большое количество различных экспонатов, которые описывают физические и химические процессы – электричество, механика, маятники и другие. Вот, например, некоторые из них: пианино со стеклянной стенкой, мультмашина, «магнитный мост», «гиперболоид вращения», «колесо гироскоп», «арочный мост», «самоопирающая площадка», «рычаг Архимеда», «блоки», «волновой маятник», «эхофон», «водная воронка (черная дыра)», «колесо гироскоп», «бесконечный коридор» и многие другие.

Но больше всего мне понравились такие экспонаты: иллюзия «спрячься в стене»; «зеркальная призма»; «торнадо (смерчь)», который я смогла потрогать руками; «таз с фонтанами», который нужно тереть сырыми руками и в нем «закипит» вода; «ящик Вуда», с помощью которого можно пускать дымовые кольца; «стреляющая бочка», из которой я стреляла воздухом в занавеси.

Кроме этого, я проверила силу своего крика; завязывала ботинок щипцами; посидела на кровати и стуле из гвоздей; прошла тест на устойчивость рук, пытаясь провести гаечным ключом от начало до конца медной трубки, стараясь не задеть ее; увидела, какой длины кишечник у человека; примерила на себя беременный жилет; послушала звуки человека; побывала не только в комнате мыльных пузырей, но и в самом мыльном пузыре; поиграла тапками на музыкальном инструменте, собранном из труб; подняла себя сидя на стуле; попыталась нарисовать солнце через зеркальное отражение; поменялась лицом со своим экскурсоводом через зеркало, которое состоит из зеркальных полосок; попробовала поднять машину; порисовала песком; собрала головоломку «пирамиду»; увидела как устроен ящик фокусника и многое другое.

Больше всего мне понравился электрический шар с плазмой, который пропускал через тело ток, и зажег лампочку, которая была в моей руке. А, еще, мне понравилось то, что в музей можно прийти в любое время и для тебя проведут экскурсию индивидуально, и не нужно будет ждать, когда наберется группа.

В целом, мне понравился музей. Я порекомендую посетить его своим друзьям.

2 Часть 2. Телевидение. Застенчивый гигант.


1 Что автор понимает под «технической симуляцией сознания»?
Автор понимает под «технической симуляцией сознания» то, что реальность является симуляцией, т.е. телевидение заменяет человеку реальность. Оно создает модель восприятия мира, сознания и разума, формирует материальные объекты у людей, которые его смотрят. Также автор под этим термином подразумевает то что, процесс познания из-за телевидения будет расширен до всего человеческого общества.
2 Как с этим новым состоянием связана технология письменности западного человека?
Телевидение прежде всего расширяет осязание, заключающего в себе максимальное взаимодействие всех чувств. Для западного человека всеобъемлющее расширение произошло с помощью фонетического письма, представляющего собой технологию, расширяющую зрение. Из технологии письменности западный человек почерпнул способность действовать, ни на что не реагируя.
3. Понятны ли вам рассуждения автора о современности как «Эпохе Тревоги, вызванной электрическим сжатием, принуждающим к привязанности и участию невзирая ни на какие «точки зрения»»? Знакомы ли вам, как современному человеку, эти ощущения и эмоции?
Да, понятны. Благодаря электрическим средствам коммуникации, в том числе и телевидению, человек не может оставаться самодостаточным, вовлекается, участвует и привязывается к нему. Да, знакомы. Я, как и многие другие современные люди, очень сильно зависима от телефона.
4. Проиллюстрируйте идею «телевизионного образа», модель которого, по мысли автора «не имеет ничего общего с фильмом и фотографией, за исключением того, что, как и они, предлагает невербальный гештальт, или расположение форм». Что в этом контексте означает утверждение: «с появлением телевидения сам зритель становится экраном»?
Автор представляет модель «телевизионного образа» как «мозаичную смесь светлых и черных пятен; кинокадр не является таковой никогда, даже при очень плохом качестве изображения». «Телевизионный образ является плоской двумерной мозаикой». «Телевизионный образ не стоп — кадр. И это ни в каком смысле не фотография; это непрестанно формирующийся контур вещей, рисуемый сканирующим лучом. Складывающийся в результате пластичный контур образуется просвечиванием, а не освещением, и сформированный таким способом образ имеет качества скульптуры и иконы, но никак не картины. Телевизионный образ предлагает получателю около трех миллионов точек в секунду. Из них он принимает каждое мгновение лишь несколько десятков, из которых образ и складывается».

Утверждение: «с появлением телевидения сам зритель становится экраном» означает, что он подвергается световым импульсам, которые нашпиговывает «оболочку его души душещипательноподсознательными осторожными намеками».


5. Согласны ли вы с утверждением «революция уже произошла дома»? Как в этой связи телевидение изменило нашу чувственную жизнь и наши умственные процессы?
Да, я согласна с этим утверждением. Телевидение изменило нашу чувственную жизнь и наши умственные процессы. Оно развило вкус к переживанию всего в глубину, который сказывается на преподавании языка. С тех пор, как оно появилось, многие перестали читать книги и заменили их на телевидение.
6. Обоснуйте мысль автора о том, «что телевизионный ребенок является бесправным калекой», что он понимает под утверждением «телевизионный ребенок не умеет заглядывать вперед»?
Автор считает, что «телевизионный ребенок является бесправным калекой», т.к. смотря телевизор у него происходят психические изменения.

Автор говорит, что «телевизионный ребенок не умеет заглядывать вперед», т.к. телевидение рождает близорукость. Ребенок, который смотрит телевизор, не умеет заглядывать вперед, он не способен принять фрагментарную и визуализируемую цель или судьбу ни в обучении, ни в жизни.


7. Как «чарующая и увлекающая сила телевидения» связана со сценами убийства по телевидению?
«Чарующая и увлекающая сила телевидения» связана со сценами убийства по телевидению, потому что телевидение способно создавать глубокое вовлечение и эффект оцепенения. Телевидение является, прежде всего, средством коммуникации, которое требует творческой и участной реакции. Так, в тексте приведен пример убийства, когда охранники жертвы были «парализованы телевизионными камерами».

3 Часть 3 (Вариант 3)


1. Основоположником философии техники в России являлся:



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница