Спиноза в науке о предметной деятельности …развернуть вопрос о том, как расшифровывается (конкретизируется) в марксизме понятие «мыслящего тела»



Скачать 77,84 Kb.
страница1/9
Дата07.05.2020
Размер77,84 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Спиноза в науке о предметной деятельности
развернуть вопрос о том, как расшифровывается (конкретизируется) в марксизме понятие «мыслящего тела» (краеугольного камня системы Спинозы).

Э.В. Ильенков «Фихте и свобода воли»


Выготский неустанно повторял: «За сознанием лежит жизнь».

А.Н. Леонтьев Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопр. психологии, 1986, № 4, с. 114.


Спиноза мудро советовал теоретикам, высказывать свои идеи в такой форме, в которой они по возможности сообразуются с предрассудками публики, к которой они адресованы. «Ибо мы можем получить немало пользы, если будем уступать ее пониманию, насколько это возможно; добавь, что в этом случае все охотно склонят слух к восприятию истины1». Тексты Спинозы, очевидно несли на себе печать его попыток следовать этому мудрому правилу. Потому они пестрят такими плохо стыкующимися с атеистическими и материалистическими идеями великого голландского мыслителя терминами как «Бог» или «Душа». Эта же специфическая терминология Спинозы и поныне рождает и поддерживает мифы о возможности создания спинозистской науки о «психике» и о мнимой религиозности Альберта Эйнштейна.

Сегодня, когда «свобода слова», конечно, если это “слово” не слишком сильно противоречит предрассудкам признанных академических авторитетов, стала чем-то привычным, приходится объяснять, что Спиноза был вынужден прятать свои идеи, ибо жил во времена, когда за неугодные церкви мысли могли пырнуть ножом2, а за приверженность республиканизму содрать кожу3. Три века спустя, живший в другой стране и в другое время А.Н. Леонтьев тоже оказался вынужден следовать старому спинозовскому совету, не столько выявляя, сколько скрывая свои самые заветные теоретические идеи. С такими же, впрочем, как у Спинозы последствиями. Подобно тому, как на протяжении полутора веков идеи амстердамского шлифовальщика оказались не поняты и не востребованы современниками и потомками, спинозистская концепция А.Н. Леонтьева по существу никому не известна много десятилетий спустя после смерти ее автора.

Конечно, утверждая это, мы поступаем вопреки мудрому совету старого голландца, ибо высказываем нечто очевидно противоречащее популярному сегодня представлению, приписывающему Л.С. Выготскому честь привнесения спинозизма в психологию, тогда как якобы «по смерти Выготского нить спинозовской мысли в психологии… оборвалась». Конечно, в наши, преисполненные политической корректностью вегетарианские времена за неправильные теоретические взгляды никто не станет сдирать кожу, и мы рискуем «всего лишь» такой малостью, как наша собственная репутация теоретика.

Но что поделать? Если мы действительно хотим искать истину, а нам кажется, что именно в этом наша общая миссия, то в своих поисках мы должны ориентироваться не на аффекты и эмоции коллег, а на сущность обсуждаемого предмета, его форму. А это значит, что самое время припомнить другую спинозовскую максиму, требующую от ученого «Non ridere, non lugere, neque detestari, sed intelligere», самое время понять, что и для Спинозы, и для Маркса, и по существу дела, за содержанием мысли следует искать не породивший ее аффект, но предмет мысли.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница