Специфика общения в подростковом возрасте



Скачать 203.98 Kb.
Дата22.02.2016
Размер203.98 Kb.
ТипРеферат
Специфика общения в подростковом возрасте

Содержание

1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению

отрочества как одного из самых сложных периодов развития

человека

1.1.Отрочество как этап жизни и некоторые

психолого-педагогические характеристики переходного

возраста


1.2. Феномен общения в отрочестве
2. Трудности общения со взрослыми в подростковом

возрасте

2.1. Особенности общения подростка со взрослыми

2.2. Психологические рекомендации по формированию

взаимопонимания между взрослыми и подростками

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Человек - существо общественное, следовательно, он может проявиться только в обществе - в процессе общения. В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии. При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия "общения", его форм, механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и др. Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: В.Г. Ананьева, В.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева.

Изучению самого феномена человеческого общения, в том числе общения подростков, посвящены исследования А.А. Реана, В.С. Мухиной, Р.Ф. Савиных, Я.Л. Коломинского и др. Социально-педагогическая деятельность рассматривается в трудах А.В. Мудрика, М.В. Шакуровой, Н.Ф. Масловой, Р.В. Овчаровой и др. Поскольку, общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей общения ребенка со взрослыми, сверстниками в период отрочества, так как проблема общения в подростковом возрасте встает необычайно остро. Именно в этот период между подростком и взрослым могут существенно испортиться отношения, даже если до этого они были вполне благополучными.

Цель исследования: изучить особенности общения в отрочестве с целью преодоления трудностей общения подростков со взрослыми.

Объект исследования: общение подростков.

Предмет исследования: специфика общения подростков со взрослыми.

Исходя из объекта и предмета исследования для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:


  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному возрастному периоду, определить какую роль играет общение в отрочестве, его особенности.

  2. Рассмотреть специфику общения подростков со взрослыми.

  3. Обозначить пути преодоления трудностей общения в подростковом возрасте.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ОТРОЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

    1. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.

Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет (1). Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Личко А.Е. различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний -14-15лет, старший-16-17 лет.

Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. С одной стороны, подростковый возраст - типичная эпоха детства. С другой - подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых. Но уровень притязаний подростка намного превышает его возможности.

Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма; в это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем. Специфическими моментами физического развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков (пубертатный скачок в росте). Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребёнка, общие пропорции тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность, неприятные переживания, принимающие иногда патологические формы. Особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желёз внутренней секреции приводят к некоторым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка ещё не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения (7). Л. С. Выготский говорит о том, что все согласно называют этот возраст возрастом полового созревания. Но вместе с тем это возраст созревания личности и миросозерцания. Ведь половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка имеют важное значение в возникновении новых психологических образований. Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби). Л.С. Выгодский отмечал также ещё два новообразования этого возраста – развитие рефлексии и на её основе – самосознания. Он подчеркивал, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста (2). Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания (склонности к рефлексии).

Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной (8), является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, и, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом (4). В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию».

Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения: 1.Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. и другие.

2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения (6).

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы (2). Внимание подростка характеризуется большим объёмом, устойчивостью, а также специфической избирательностью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Основной особенностью интеллектуальной деятельности подростков является изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста – формирование активного, самостоятельного творческого мышления.

Итак, отрочество – один из самых сложных периодов развития человека. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.



1.2. Феномен общения в отрочестве.

В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:

- «коммуникация» (обмен информацией между людьми),

- «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком),

- «интеракция» (взаимодействие).

Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.

У человека существует самостоятельная потребность в общении, не сводимая к др. нуждам (в пище, тепле, безопасности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к оценке и самооценке (7).

В Российской педагогической энциклопедии дается следующее определение общения: «общение - это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности».

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, какие оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми (информационно-коммуникативная функция). В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека (регуляционно-коммуникативная функция). Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности. Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и, в конечном счете, формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в немалой степени определяет само мироощущение (аффективно-коммуникативная функция). В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют.

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников является одной из главных тенденций подросткового возраста. Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике является коллективно-групповым (4). Такую специфику поведения подростков Мудрик А.В. объясняет так: во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чувство благополучия и устойчивости (4).

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших (2). Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков.

Д.И.Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную. Интимно-личное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях - «я» и «ты». Высшими формами этого общения являются дружба и любовь. Стихийно-групповое общение – взаимодействие, основанное на случайных контактах – «я» и «они». Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп, которые, нередко приобретают противоправную направленность, превращаясь в криминальные объединения (6). Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно важных дел – «я» и «общество». Это общение является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп. В этом общении личностно-значимыми партнерами являются сверстники.

Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. Однако, различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Девочки вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

Ведя речь об общении подростков, следует упомянуть о подростковом жаргоне. "Вводимые подростками термины,- писал психолог И. С. Кон,- грубы, условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их нормальному значению. Но этот условный молодежный жаргон, существовавший, кстати сказать, во все времена, выполняет весьма важные коммуникативные функции". Но самое главное, по мнению ученого, что эта хитрая словесная игра служит средством отделения «своих» oт «посторонних» и укрепления столь ценимой в данном возрасте групповой солидарности. Жаргон - одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности.

Таким образом, на основании рассмотренных данных можно сделать вывод, о том насколько велика роль общения в подростковом возрасте, особенно общение со сверстниками. Отрочество - возраст сильно развитой общительности, несмотря на то, что развита она у подростков по-разному. Психология общения строится на основе переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации. У одних эта потребность выражается в болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем угодно, невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольно небольшой объем контактов с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой. Основная масса подростков располагается между этими двумя крайностями, то есть, высокоразвитая потребность в эмоциональных контактах сочетается у них со стремлением периодически уединяться для осмысления мира, себя в нем и своих путей в мире.



2. ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1.Особенности общения подростка со взрослыми.

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке,

потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается. В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые

вынуждены искать новые формы взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависим от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома (4). Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя. Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.

В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Так, авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие. Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.


Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.
Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций (5).

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сензитивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.

Взаимопонимание и хорошие взаимоотношения, создающие атмосферу психологического комфорта, важны не только в повседневном общении, но и в учебной деятельности. Изучая проблемы взаимопонимания между учителем и учащимися, исследователи обратили внимание на то, что взаимоотношения с учителем могут влиять на отношение к учебному предмету, успеваемость и мотивацию учащихся. По данным исследований подростки в сочинениях и анкетах указывают, что хотели бы большего взаимопонимания с учителем, более доверительных отношений с ним, чтобы он был «почти как друг». Кон И. С., анализируя учебный процесс, заметил, что интерес к предмету, как выражение потребности в познании, формируется в основном через личность учителя, его отношение к своему делу, к ученикам. Начиная с VI класса, подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессиональные качества подростков в целом устраивают, то личностные - нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя. Однако дети все равно стремятся к общению с ними, чего, кстати, учителя чаще всего не замечают. Они, как правило, полагают, что подростки удовлетворены общением, равно как и их личностными качествами. Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и - невозможности ее удовлетворения. Соответственно этому расширяется и зона конфликтов. Со смысловым барьером учителя и родители впервые могут встретиться задолго до подросткового возраста. Но в подростковый период, когда ребята особенно обидчивы и вспыльчивы, смысловой барьер возникает быстрее, проявляется ярче и труднее снимается. Внешне смысловой барьер характеризуется тем, что ребенок как бы не слышит, что говорит ему взрослый. На самом деле он все прекрасно слышит и даже может повторить, но не воспринимает смысла адресованных ему слов. Смысловой барьер может возникнуть и по отношению к конкретному человеку, независимо от того, какие требования он предъявляет, и по отношению к конкретному требованию, независимо от того, кто предъявляет это требование. Л.С. Славина указывает, что возникновение смыслового барьера является следствием отсутствия индивидуального подхода в обучении и воспитании.

2.2. Психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками.

Как уже было отмечено, у подростка по сравнению с младшим школьником появляется в отношении к взрослому нечто новое. Подросток начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению и отношению взрослого, к его социальной позиции и гражданскому облику. И наряду с этим должна неизмеримо возрастать ответственность взрослого за свое собственное поведение, за свои нравственные качества и отношения. Требовательность взрослого к себе должна всегда быть выше уровня требований к нему подростка. Это одно из главных оснований родительского авторитета. Требования же, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложенной А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему». Применительно к подростковому возрасту особенно хочется подчеркнуть вторую часть этой формулы, так как родители нередко забывают о ней.

Также, для формирования взаимопонимания между родителями и подростками очень важно: 1) Знать своего ребенка. Знать его жизнь, интересы, друзей, характер их взаимоотношений, его радости и обиды, тревоги и заботы. Только зная все это, можно своевременно прийти ему на помощь, когда она понадобится. 2) Быть другом подростка. Наличие взрослого друга - важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. 3) Сотрудничать с подростком. Именно совместная деятельность ребенка и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с ним, рождает эмоциональную и духовную близость. 4) Научить подростка трудиться. Труд рядом и наравне со взрослыми рождает у ребенка чувство удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет чувство собственного достоинства, пробуждает уважение к себе. Эти положительные эмоции чрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактов между взрослым и подростком. 5) Создавать в семье обстановку взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности, чтобы уважительное отношение к людям стало привычной формой поведения ребенка. 6) Расширять обязанности подростка, одновременно, расширяя круг его прав. 7) Не бояться перед подростком признавать свои ошибки, а при надобности и извиниться. 8) Поддерживать и укреплять стремление ребенка поделиться сокровенными мыслями и переживаниями. Уметь выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. 9) Не пытаться заменить ребенку друзей-сверстников. Надо помнить, что товарищи подростку необходимы. Влияние друга-сверстника на формирование личности подростка очень велико, более того, оно неизбежно, и не надо его бояться. Взрослый должен знать круг общения подростка, понимать его специфику, только при этом условии и можно занять позицию ведущего, «впередсмотрящего» взрослого друга. 10) Помочь подростку взрослеть. То есть научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. Подросток нередко склонен не замечать недостатки в своем поведении. Необходимо научить его критически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям.

В учебной деятельности для установления взаимопонимания педагогов и подростков могут помочь следующие рекомендации:

- не использовать авторитарный стиль руководства, оптимальным является вариант - «всегда рядом и чуть впереди»; - чаще обращаться к ученикам с просьбами, а не с приказами, иметь чувство такта и меры; - использовать скрытую помощь, лишь «подталкивать» ребёнка в нужную сторону; - давать возможность самому преодолевать свои трудности, самому или при помощи товарищей принимать решения; - для преодоления конфликтов в коллективе организовывать совместную деятельность, которая должна быть значимой и соответствовать возможностям подростков; - воспитательная работа с подростками должна направляться на развитие здорового честолюбия: уважения и строгости к себе. Ни в коем случае нельзя сравнивать учеников друг с другом; - в процессе общения развивать потребности «размышлять о себе», изменять свой характер, качества своей личности; - не оберегать ребят от общения друг с другом, а сделать тaк, чтобы они увидели и почувствовали вкус новых отношений; испытали радость совместных забот, тревог, борьбы и победы; - большее влияние уделять школьному коллективу, способствовать сплочению подростков в классе, что помогло бы избавить детей от уличного влияния; - использовать все формы коллективной деятельности подростков: совместное познание мира, игры, развлечения, спорт, общественные работы; - раскрывать интересы каждого ребенка, стараться включить детей с общими интересами в совместную деятельность, что помогало бы им обрести новых друзей; - стоит чаще обращаться к эпическим беседам, также можно организовывать диспуты на тему «Культура общения», где ребята могут узнать о том, как нужно общаться, чтобы стать приятными собеседниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, наше исследование показало, что подростковый возраст - один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит перестройка деятельности всех органов и систем. Этот возраст называют возрастом полового созревания, и вместе с тем возрастом созревания личности. У подростка возникают новые психологические образования, такие как чувство взрослости, формируется «Я-концепция» - как важнейший этап развития самосознания, личностная рефлексия и т.д. Поведение подростка регулируется самооценкой, которая формируется в ходе общения, прежде всего со сверстниками. Общение является ведущей деятельностью в отрочестве. Общение играет огромную роль в психическом и социальном развитии ребенка, так как выполняет важнейшие функции: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную. В подростковом возрасте происходит переориентация общения со взрослых на ровесников. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки взрослых. Тем не менее, подросток нуждается в поддержке старших. Задача взрослых быть рядом с ребенком, сотрудничать с ним, не пытаясь при этом заменить собой друзей-сверстников. Общее времяпрепровождение, совместная деятельность, помогут создать более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В разное время психологи, педагоги занимались изучением этого важного периода в развитии человека. Однако, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, эта тема является по-прежнему актуальной, так как в реальности очень сложно строить свои отношения с ребенком, учитывая все те изменения, которые происходят в психике подростка.

Список литературы




  1. В мире подростка/ под ред. А. А. Бодалева. М.: Медицина,1980.

  2. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение,1980.

  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.

  4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.

  5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  6. Психология современного подростка/под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.

  7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

  8. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.

Каталог: Doc -> Maiorova
Doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
Doc -> Органах местного самоуправления
Doc -> Программы
Doc -> Информация об опыте 2
Doc -> Работы с одаренной молодежью
Doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
Doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
Maiorova -> Готовность ребенка к школе и проблема школьной дезадаптации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница