Специфические особенности взаимоинвестирования в педагогико-коммуникативном пространстве экономического вуза



Скачать 81.49 Kb.
Дата23.05.2016
Размер81.49 Kb.
Специфические особенности взаимоинвестирования в педагогико-коммуникативном пространстве экономического вуза.

Дедов Николай Петрович, к.пс.н., доцент ( nikdedov@rambler.ru )

Россия, Москва, Финансовый университет при правительстве РФ, кафедра «Прикладная психология»

Современный экономический вуз и экономическое образование претерпевают качественные и количественные изменения, которые обусловлены социальными условиями, политическими доктринами и экономическими преобразованиями. Они связаны с тем, что данная модификация происходит в момент развертывания и актуализации кризисных явлений в обществе. Экономический кризис, возникший в мировом сообществе, сформировал новое социальное и экономическое пространство, в котором финансовая активность должна точно и правильно соотноситься с периодами пассивности и нейтралитета. Нестабильность рынка приводит к тому, что его участники вынуждены ориентироваться на быстроту и скорость принятия решения, а не на длительный анализ и прогнозирование.

Как известно, обучение студентов экономическим специальностям должно ориентироваться на социальные запросы и приоритеты, существующие в обществе, устанавливая соответствующие педагогические критерии и закономерности. Таким образом, успешность и эффективность обучающих программ по экономике непосредственно зависит от их актуальности и ценности в данный конкретный момент времени. Задача преподавателя в экономическом вузе состоит в том, чтобы дать студентам необходимую информацию, которая позволит им сформировать правильную «картину мира» и быть успешными в новых социально-экономических условиях. Именно здесь различные педагогические нововведения начинают сталкиваться с устоявшимися социальными стереотипами и установками, которые резко снижают эффективность профессиональной деятельности будущих экономистов. Экономические законы и правила характерные для перестроечного времени и рыночной экономики, при всей их универсальности, оказываются неспособными дать правильные рекомендации и разработать необходимые стратегии совладания с экономическим кризисом в отдельно взятом регионе. В результате происходит отставание науки от практики, а значит обучение в вузе становится не настолько эффективным и качественным. При этом, именно в экономическом вузе, умение «считать деньги и получать прибыль» является ведущей и приоритетной задачей учебной деятельности. Экономическая психология как новое научное направление одной из основных задач ставит изучение психологии денег, потребителя и инвестирования. Поэтому она, как междисциплинарная область должна привносить свой вклад в эффективность обучения экономике и экономическим дисциплинам.

Современные исследования указывают на то, что, в отличие от прошлых лет, человеческий фактор и человеческие реакции оказываются основополагающими моментами, влияющими на развитие экономической ситуации в любом государстве [2, 6]. Большинство социально-экономических событий происходящих в обществе оказываются результатом ошибок и успехов человека, участвующего в данном процессе. Отдавая «дань» роли психологии в экономике, нобелевская премия по экономике в 2002 году была присуждена американскому психологу Д. Канеману, который исследовал механизмы принятия решений индивидуумом в ситуациях, связанных с неопределенностью и риском. Он смог показать, что эти решения не всегда соответствуют постулатам традиционной экономической теории [2]. Поэтому включение психологических принципов, теорий и законов в образовательный процесс в экономическом вузе становится закономерным развитием социальных событий. Психология как научная дисциплина также вступает в фазу оптимизации человеческих отношений и экономических взаимодействий. Появляются социально-психологические теории, включающие в себя процессы социального обмена, потребления, личностного вклада и инвестирования [1, 6]. Таким образом, происходит сочетание и интеграция психологии и экономики, которые и стали основой для экономической психологии.

Модернизация современной высшей экономической школы в соответствии с Болонским процессом предполагает постепенное изменение образовательного процесса в сторону его гуманизации, информатизации, и, таким образом, повышение эффективности высшего образования, создание условий высокой профессиональной грамотности и образованности студентов. Основная цель данной модернизации состоит в том, чтобы молодые люди смогли получить ценную учебную информацию, развить профессионально-важные качества, навыки и умения, научиться необходимым трудовым действиям и поступкам, исходя из собственных индивидуальных особенностей. В результате широкомасштабных социальных мероприятий (переход на бакалавриат и магистратуру), должен будет сформироваться совершенно новый тип профессионала, который владеет соответствующими компетенциями, знаниями, позволяющими ему быть успешным в будущей трудовой деятельности [3, 4].

Благодаря данным установкам, высшее образование в современном обществе должно становиться приоритетным условием для технологического и социально-экономического развития государства, определяя его будущие успехи или возможные кризисы. В то же время, как успехи, так и кризисы в обществе непосредственно зависят от профессионализма и грамотности специалистов, их квалификации. В финансовой и экономической сфере профессиональной деятельности важнейшим показателем и критерием эффективности профессионала является качественность его обучения в вузе, а также сформированные в этом процессе способы и стратегии усвоения знаний, их анализа и интерпретации. Именно последнее, часто становится показателем социальной и профессиональной успешности экономиста. Обучаясь не только получению, фиксации поступающей информации, но, и ее критической переработки, студенты должны быть способны решать различные творческие задачи, креативно подходить к выполнению своей профессиональной деятельности.

В основе данного образования лежат принципы, которые подразумевают вероятностную модель обучения, когда правильного и точного решения экономической задачи не существует и, поэтому, студентам необходимо самостоятельно искать и разрабатывать новый алгоритм ее решения. При этом их внимание направляется на поиск нестандартных путей, креативных методов, позволяющих создавать новое социальное пространство, новый творческий продукт. Данный способ обучения оказывается эффективным не только для профессиональной деятельности, но и для успешной социализации молодого человека, его включения в социальные отношения и коммуникации с другими людьми [4].

Высшая школа изначально ставит перед собой задачу в процессе обучения молодых людей экономическим дисциплинам на предоставление им необходимых знаний, информации, а также на степень их усвоения [3]. Важным достижением студента считается его информированность, грамотность и умение использовать полученные знания на практике. Социальная роль студента устанавливает ему следующий стиль поведения, когда необходимо постоянно двигаться вперед в своем развитии. Особенно это должно проявляться при столкновении с различными социальными проблемами и трудностями. Именно поэтому, студенты приходили и приходят в высшее учебное заведение с целью не только получать новые знания, но и, впоследствии, успешно включиться в социальные коммуникации, взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми. Данный процесс представляет сложную систему адаптации, приспособления, научения и реализации собственного потенциала.

В то же время не последнюю роль играет личность педагога и преподавателя, который владеет необходимыми знаниями и методами обучения. Прежде считалось, что именно личность педагога обуславливает успешность и эффективность протекания учебного процесса, а значит и качество усвоения материала. Одной из основных задач педагогического процесса являлось умение преподавателя «вложить» необходимую информацию в учащегося с целью последующего воспроизведения и применения. Гуманистические принципы современной высшей школы устанавливают приоритет личности студента в учебной деятельности, определяя его меру ответственности и заинтересованности в приобретении необходимых знаний. Таким образом, возникает прямо противоположная ситуация, когда педагог оказывается вне учебного процесса и его место может занимать какая-либо техническая система (компьютер, проектор, видеофильм, интернет, сайт, веб-конференция и т.д.). Формирование новой тенденции направленной на реализацию дистанционного образования наглядно отображает данную ситуацию. В результате слушатель общается не с человеком, педагогом, а с технической системой, которая выполняет функции предоставления информации, ее контроля и регуляции, в виде обратной связи, ее переработки. Для экономических дисциплин данная практика обучения оказывается не эффективной, т.к. преподавание экономики, менеджмента связано не только с получением информации, и с решением практических задач. Их обсуждение и соответствующая коррекция должны, чаще всего, осуществляться непосредственно руководителем и педагогом.

Таким образом, обучение в экономическом институте или финансовом университете предполагает не односторонний процесс, а взаимодействие, взаимовлияние и общение между педагогом и студентом. В связи с этим необходимо уходить от самого понятия «слушатель» к созданию нового социального пространства, в котором каждая из сторон будет равноправным участником коммуникации, будет направлена «друг на друга». В результате преподаватель и студент формируют новую систему отношений, в которых осуществляется не просто передача информации от одной стороны к другой, а, реализация внутреннего потенциала каждого, т.е. нацеленность на «конечный результат». Данная система является своеобразной экономической моделью, в которой каждая из сторон осуществляет своеобразный процесс «педагогического инвестирования» и взаимоинвестирования.

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». Инвестирование может быть определено как долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создания и получения чистой прибыли в будущем, превышающей общую начальную величину вложенного капитала. В целом инвестиции при рыночном подходе к их трактовке определяются как процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учетом целевых установок инвесторов – получения дохода (эффекта) [5, 6].

Педагогическая деятельность также связана с вложением средств (физических и психических усилий, учебного материала, информации, знаний) в учащихся с последующей отдачей, т.е. получением своеобразного дохода (усвоенного материала и его осмысления). Без получения дохода (эффекта) сама мотивация педагогической (инвестиционной) деятельности теряет смысл и оказывается бесперспективной. Поэтому инвестиционную деятельность в педагогическом процессе в целом можно определить как единство процессов вложения ресурсов и получения доходов в будущем. Однако «инвестирование» в педагогической деятельности представляет собой процесс «в одни ворота», когда инвестор приобретает свойства субъекта, а инвестируемый – свойства объекта. Доказательством этого становятся приведенные выше способы и стратегии взаимодействия педагога и учащегося [4].



В современных условиях необходимо кардинально менять стратегию образовательного процесса в сторону активного привлечения каждого из субъектов учебной деятельности. При этом данное привлечение включает в себя стремление каждого участника учения вкладывать в другого участника знания, информацию, средства с целью его развития и получения соответствующего дохода и прибыли. Взаимоинвестирование в педагогике высшей школы представляет собой социально-психологический педагогический процесс, который отображает совместное участие двух или нескольких людей в образовательном пространстве с целью получения взаимной выгоды и прибыли. При этом стимулировании учебной деятельности и целенаправленного познавательного поведения учащегося инициируется инвестором (педагогом) с целью не только получения прибыли, но и последующего инвестирования (вкладывания информации и знаний) со стороны самого учащегося. Таким образом, можно говорить о том, что педагогико-коммуникативное пространство в высшей экономической школе должно изменяться в сторону взаимообогащения, взаимообучения каждого из участников педагогического процесса.

Литература.

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология 20 столетия. М., 2002.

  2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб., 2002.

  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1997.

  4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005.

  5. Игонина Л.Я. Инвестиции: учебное пособие. М., 2004.

  6. Мухортов В.В. Психология инвестирования. М., 2005.

Каталог: E-LIBRARY -> Linguistics -> Dedov
Dedov -> Социально-психологические проблемы инвестирования и взаимоинвестирования в современном обществе
Linguistics -> Сдано в инэп 2013 Монина Т. С., д ф. н, профессор
Linguistics -> Тезисы докладов Седьмой международной научно-практической конференции Москва, 21 декабря 2012 г. Багрова А. Я
Linguistics -> Обучение чтению в курсе второго иностранного языка
Linguistics -> Использование песни на уроке французского языка
Linguistics -> Т. С. Пропозитивная семантика предложения // Русское слово: синхронический и диахронический аспекты. Сборник
Linguistics -> Доклады международной научно практической конференции 7 декабря 2011 Москва Багрова А. Я. к п. н., доцент


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница