Специальность 280202. 65 Инженерная защита окружающей среды Аннотация учебной дисциплины «Английский язык»



страница1/4
Дата15.02.2016
Размер1.13 Mb.
  1   2   3   4
Специальность

280202.65 Инженерная защита окружающей среды
Аннотация учебной дисциплины «Английский язык»

  1. Цели и задачи дисциплины.

Согласно требованиям Государственных образовательных стандартов (ГОС) по иностранному языку студент должен овладеть спецификой артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основными особенностями полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации, чтением транскрипции. Студент обязан усвоить лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, имея понятие дифференциации лексики по сферам применения: бытовой, терминологической, общенаучной, официальной и другой. Студенту необходимо иметь понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах, об основных способах словообразования. Важно приобрести грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении, а также усвоить основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Без осознания обиходно-литературного, официально-делового, научного стилей, стиля художественной литературы, основных особенностей научно-технического стиля сложно понять культуру и традиции страны изучаемого языка, правила речевого этикета. Такие знания помогут приобрести навык говорения в правильной диалогической и монологической речи с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения, в публичной речи (устное сообщение, доклад). Данные знания и навыки помогут в аудировании, понимании диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации, чтении несложных прагматических текстов и текстов по широкому и узкому профилю специальности, в письме, а также в следующих видах речевых произведений: аннотации, реферате, тезисах, сообщениях, частных и деловых письмах, биографии.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

К концу каждого семестра студент должен обладать следующими навыками:

  1. Чтение, перевод (с помощью словаря) текста общенаучного и страноведческого характера со скоростью:

1 семестр – 500 печатных знаков – 45 мин

2 семестр – 700 печатных знаков – 45 мин

3 семестр – 900 печатных знаков – 45 мин

4 семестр – 1200 печатных знаков – 45 мин



  1. Читать литературу страноведческого характера и общенаучного характера (без помощи словаря) с целью поиска необходимой информации (5% незнакомых слов).

1 семестр – 1000 печатных знаков – 5 мин

2 семестр – 1500 печатных знаков – 7-8 мин

3 семестр – 2000 печатных знаков – 10-12 мин

4 семестр – 2500 печатных знаков – 15 мин



  1. Монологической речи по темам, предусмотренным рабочей программой в объеме:

1 семестр – 8-10 фраз

2 семестр – 10-15 фраз

3 семестр – 15-20 фраз

4 семестр – 20-25 фраз



  1. Ведение беседы (диалоги) общего характера и пользоваться правилами речевого этикета

  2. К концу каждого семестра студент должен знать:

а) Грамматический материал, указанный в п.2 рабочей программы в соответствии с указанным там же уровнем знаний.

б) Лексический материал (в активной и пассивной форме):

1 семестр – 1000 лексических единиц

2 семестр – 2000 лексических единиц

3 семестр – 3000 лексических единиц

4 семестр – 4000 лексических единиц



  1. К концу каждого семестра студент должен уметь:

а) Практически пользоваться изученным грамматическим материалом в соответствии с указанным уровнем знаний.

б) Практически материал в объеме, указанном выше. Для активной лексики не менее 5%

Итоговый контроль проводится в форме экзамена, который включает:


  1. Письменный перевод общенаучного текста с помощью словаря (1200 печатных знаков – 45 мин)

  2. Передача содержания текста (на русском языке) прочитанного без помощи словаря (2500 печатных знаков – 10 мин)

  3. Монолог (20-25 фраз – 5-7 мин) по одной из тем: Biography, Institute, Russia, Moscow, London, Great Britain, Washington, the USA.

По окончании изучения дисциплины студент должен уметь:

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков 4000 лексических единиц, т.е. слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения.

- уметь вести на английском языке беседу – диалог общего характера, пользоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на английском языке.


  1. Краткое содержание дисциплины.

Курс английского языка в ВУЗе носит прикладной характер, но является необходимой частью единого процесса обучения и подготовки студентов не только как будущего квалифицированного специалиста, но и культурного всесторонне развитого человека. Современная ситуация требует от выпускника практического владения иностранным языком, что является основной целью вузовского курса иностранного языка. Благодаря знанию иностранного языка, будущий специалист сможет своевременно ознакомиться с новой терминологией и опытом в области производства, установить контакты с зарубежными партнерами и фирмами.

Аннотация учебной дисциплины «Немецкий язык»

  1. Цели и задачи дисциплины.

Согласно требованиям Государственных образовательных стандартов (ГОС) по иностранному языку цели обучения следующие:

- студент должен овладеть спецификой артикуляции звуков, интонации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основными особенностями полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации, чтением транскрипции;

- студент обязан усвоить лексический минимум в объёме 4000 учебных ЛЕ общего и терминологического характера, имея понятие дифференциации лексики по сферам применения: бытовой, терминологической, общенаучной, официальной и другой;

- студенту необходимо иметь понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах, об основных способах словообразования;

- приобрести грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении, а также усвоить основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи;

- осознать обиходно - литературный, официально - деловой, научный стили, стили художественной литературы, основные особенности научно – технического стиля;

- приобрести навык говорения в правильной диалогической и монологической речи с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения, в публичной речи (устное сообщение, доклад);



  • пробрести знания и навыки в аудировании, понимании диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации;

  • приобрести навыки в чтении несложных прагматических текстов и текстов по широкому и узкому профилю специальности;

  • приобрести навыки в письме, а также в следующих видах речевых произведений: аннотации, реферате, тезисах, сообщениях, частных и деловых письмах, биографии.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

К концу каждого семестра студент должен знать:

  • Правила чтения на немецком языке;

  • Лексический материал (в активной и пассивной форме):

  1. семестр - 1000 лексических единиц

  2. семестр - 2000 лексических единиц

  3. семестр - 3000 лексических единиц

  4. семестр - 4000 лексических единиц

- значение наиболее употребляемых словообразовательных элементов;

приемы всех видов чтения: изучающего, просмотрового, ознакомительного;

- правила перевода терминов и сокращений в литературе по специальности;

- основы письменной речи.

К концу каждого семестра студент должен уметь:

а) Практически пользоваться изученным грамматическим материалом в соответствии с указанным уровнем знаний.

б) Практически пользоваться изученным лексическим материалом в объеме, указанном ниже.

К концу каждого семестра студент должен обладать следующими навыками:

1. Читать, переводить (с помощью словаря) текста общенаучного и страноведческого характера со скоростью:

1 семестр - 500 печатных знаков - 45 мин

2 семестр - 700 печатных знаков - 45 мин

3 семестр - 900 печатных знаков - 45 мин

4 семестр - 1200 печатных знаков - 45 мин

2. Читать литературу страноведческого характера и общенаучного характера (без помощи словаря) с целью поиска необходимой информации (5% незнакомых слов).

1 семестр - 1000 печатных знаков - 5 мин

2 семестр - 1500 печатных знаков - 7-8 мин

3 семестр - 2000 печатных знаков - 10-12 мин

4 семестр - 2500 печатных знаков - 15 мин

3.Производить монологическое высказывание по темам, предусмотренным рабочей программой в объеме:

1 семестр - 8-10 фраз



  1. семестр - 10-15 фраз

3 семестр - 15-20 фраз

4 семестр - 20-25 фраз

4. Вести беседы (диалоги) общего характера и пользоваться правилами речевого этикета

По окончании изучения дисциплины студент должен уметь:




  • владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков 4000 лексических единиц, т.е. слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью);

  • владеть грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

  • уметь вести на немецком языке беседу - диалог общего характера, пользоваться правилами речевого этикета;

  • читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем;

  • составлять аннотации, рефераты и деловые письма на немецком языке.




  1. Краткое содержание дисциплины.

Курс немецкого языка в ВУЗе, будучи самостоятельной дисциплиной, носит прикладной характер, и является необходимой частью единого процесса обучения и подготовки студентов не только как будущего квалифицированного специалиста, но и культурного всесторонне развитого человека.

Благодаря знанию иностранного языка, будущий специалист сможет своевременно ознакомиться с новой терминологией и опытом в области производства, установить контакты с зарубежными партнерами и фирмами. Умение студентов общаться с зарубежными коллегами, повышение культуры речи, изучение истории, культуры стран изучаемого языка, понимания и уважения духовных ценностей своих и других народов, расширение общего и профессионального кругозора, формирование навыков и умений работы с научной литературой. Поэтому немецкий язык является одной из важных дисциплин, формирующей квалифицированного современного специалиста.



Аннотация учебной дисциплины «Французский язык»

  1. Цели и задачи дисциплины.

Данная программа предназначается для неязыковых специальных высших учебных заведений, реализующих разные уровни вузовского образования в рамках единой государственной политики.

Изучение дисциплины включает в себя закрепление школьной программы по иностранному языку и изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для общения в наиболее распространенных повседневных ситуациях и обсуждения тем, связанных со студенческой жизнью, будущей профессией, приобщение к науке и научным исследованиям.

Основная задача изучения дисциплины - подготовка специалистов, обладающих творческой самостоятельностью, способностью к глубокому мышлению и активному действию. Одним из важнейших условий подготовки квалифицированных специалистов считаются знакомства студентов с новейшими исследованиями в науке и технике не только в нашей стране, но и за рубежом. Отсюда важное значением приобретает практическое владение иностранным языком: наличие языковой и коммуникационной компетенции, достаточной для дальнейшей учебной деятельности, для изучения зарубежного опыта в профилирующей области науки и техники, а также для осуществления деловых контактов на элементарном уровне. (В случае недостаточной сформированности языковых навыков и речевых умений в рамках программы средней школы данный программа включает соответствующий водно-коррективный курс).

Программа отражает современные тенденции и требования к обучению практическому владению иностранными языками в повседневном общении и в профессиональной сфере. В ней сформулированы конкретные задачи обучения, структура курса и промежуточные цели, а также указывается тематика и характер языкового материала, и типы упражнений, рекомендуемых для освоения различных видов речевой деятельности на разных этапах учебного процесса. В программу включены требования к текущему и итоговому контролю.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

К концу каждого семестра студент должен знать:

  1. Грамматический материал, указанный в п.3.6. рабочей программы в
    соответствии с указанным там же уровнем знаний.

  1. Лексический материал (в активной и пассивной форме):

  1. семестр - 1500 лексических единиц

  2. семестр - 1800 лексических единиц

  1. семестр - 2000 лексических единиц

  2. семестр -2500 лексических единиц

К концу каждого семестра студент должен уметь:

1. Практически пользоваться изученным грамматическим материалом в соответствии с указанными уровнями знаний.

2. Практически использовать лексический материал в объеме, указанном для активной лексики не менее 50%.

Итоговый контроль проводится в форме зачёта, который включает:

1. Письменный перевод экономического текста с помощью словаря (1500 печатных знаков - 45 минут).


  1. Передача содержания текста (на русском языке), прочитанного
    без помощи словаря (1500 печатных знаков - 10 минут).

  2. Монолог (20 фраз - 5-7 минут) по одной из выше указанных
    тем.

  3. Диалог по одной из тем бытовой тематики:

а) знакомство

б) гостиница

в ) еда

г) посещение предприятия



д) развлечения

е) транспорт

ж) поездки (самолет, поезд)

з) времена года

и) мой родной город

к) квартира, дом

л) города, столицы

м) образование

По окончании изучения дисциплины студент должен уметь:

1. Вести поиск новой информации: работа с текстами из учебной,


страноведческой и научной литературы, периодических изданий и
монографий, инструкций, проспектов и справочной литературы.

2. Владеть всеми видами чтения адаптированной литературы, в том


числе: ознакомительным чтением со скоростью 110 слов в минуту без
словаря; количество неизвестных слов, относящихся к потенциальному
словарю, не превышает 2-3% по отношению к общему количеству слов.;

3. Проводить устные контакты в ситуациях повседневного общения:


обсуждение проблем страноведческого, общенаучного и общетехнического
характера.

4. Участвовать в диалоге в связи с содержанием текста, владеть речевым


этикетом повседневного общения (знакомство, представление, установление
и поддержание контакта, запрос и сообщение информации, побуждение к действию, выражение просьбы, согласия-несогласия с мнением собеседника-автора, завершение беседы).

5. Сообщать информацию (подготовленное монологическое


высказывание) в рамках страноведческой тематики (в объёме не менее 10-12
фраз за 3 минуты (нормальный средний темп речи)).

6. Уметь вести письменный обмен информацией: записи, выписки,


конспектирование, составлять деловое письмо, отражающее определённое
коммуникативное намерение.

7. Фиксировать информацию, полученную при чтении текста.

К концу каждого семестра студент должен обладать следующими навыками:

1. Чтение перевод (с помощью словаря) текста экономического и


страноведческого характера со скоростью:

  1. семестр - 1000 печатных знаков - 45 минут

  2. семестр - 1200 печатных знаков - 45 минут

  3. семестр - 1500 печатных знаков — 45 минут

  4. семестр - 2000 печатных знаков - 45 минут

2. Читать литературу страноведческого характера и экономического
характера (без помощи словаря) с целью поиска необходимой информации
(5% незнакомых слов).

  1. семестр — 800 печатных знаков — 5 минут

  2. семестр - 1200 печатных знаков - 5 минут

  3. семестр - 1000 печатных знаков - 5 минут

  4. семестр - 1500 печатных знаков - 7-8 минут

3. Монологической речи по темам, предусмотренным рабочей
программой в объеме:

  1. семестр -10-15 фраз

  2. семестр- 15-17 фраз

  3. семестр - 17 -20 фраз
    4 семестр - 20 - 25 фраз

(Темы: моя будущая профессия, экономика Франции, экономика и транспорт России, деловая поездка за рубеж, деловые переговоры).

4. Ведение беседы (диалог) общего характера и пользоваться


правилами речевого этикета.


  1. Краткое содержание дисциплины.

Вузовский курс иностранного языка является одним из звеньев системы «школа - вуз - послевузовское обучение (повышение квалификации, самообразование)» и как таковой продолжает школьное образование.

Курс французского языка в вузах неязыковых специальностей носит прикладной характер, но является необходимой частью единого процесса обучения и подготовки студентов не только как будущего квалифицированного специалиста, но и культурного, всесторонне развитого человека. При обучении устным и письменным формам общения эталоном является современный - разговорный язык, то есть язык, которым пользуются образованные носители языка в официальных и неофициальных ситуациях общения.



Аннотация учебной дисциплины «Физическая культура»

  1. Цели и задачи дисциплины.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:



  • Понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

  • Знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

  • Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и здорового образа жизни, потребности регулярных занятиях физическими упражнениями;

  • Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

  • Обеспечение общей и профессиональной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

  • Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В ходе реализации учебной программы «Физическая культура», при условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объеме 408 часов, должно быть полностью обеспечено выполнение следующих требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (федеральный компонент).

  • Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, ее социально-биологические основы . Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности;

  • Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

  • Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания;

  • Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;

  • Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

  1. Краткое содержание дисциплины.

Указанный обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура» позволяет определить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончании курса обучения по данной учебной дисциплине:

  • Понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

  • Знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств ( с выполнением установленных нормативов по общефизической и спортивно-технической подготовке);

  • Приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных и профессиональных целей.

Аннотация учебной дисциплины «Отечественная история»

  1. Цели и задачи дисциплины.

При подготовке специалистов высшей квалификации большое значение имеет изучение ими Отечественной истории. Это связано с тем, что история дает прекрасную возможность для развития творческой деятельности человека, без чего невозможно постижение мира. С другой стороны, знание влияния общественных отношений на характер и формы деятельности людей способствует процессу формирования человеческой личности. Без знания истории своего народа не может быть полноценного гражданина-патриота.

Курс Отечественной истории ставит своей целью:



- обеспечить на более высоком теоретическом уровне познание студентами истории Отечества, сформировать целостное представление об основных этапах исторического пути России, воспитание гуманистических и патриотических идеалов.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:

  • различные подходы в изучении истории;

  • законы, формы исторического познания;

  • проблематику исследований в рамках отдельно взятых исторических эпох;

Студент должен овладеть навыками:

  • целенаправленного использования результатов полученных им исторических знаний;




  1. Краткое содержание дисциплины.

Данный курс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2003 г. по курсу «Отечественная история».

Программа создана на основе использования кредитно-модульной системы обучения и системы рейтингового контроля знаний. Она содержит разделы, посвященные различным периодам Отечественной истории, отражает наиболее актуальные проблемы исторической науки.

Программа основана на хронологическом принципе изложения материала. Вместе с тем ориентирует студента на проблемное освещение конкретно-исторического материала.

В каждом модуле затрагиваются вопросы по социально-экономической, политической истории, внешней политике России, истории ее культуры и духовного развития нации. Особое внимание обращено на становление и эволюцию отечественной государственности, взаимоотношение между властью и обществом.

Первый модуль начинается с изучения истории как науки, ее предмета, объекта, функций. Хронологически он охватывает период с начала нашей эры вплоть до 1917 г. В нем рассматриваются этапы становления российской государственности от Древней Руси к Российской империи, формирования ее органов власти и сословного строя, изучаются такие важнейшие проблемы, как генезис форм собственности на землю, этапы закрепощения крестьян, выявляются направления модернизации России.

Второй модуль начинается с момента образования Советского государства вплоть до его кризиса и распада. В качестве отдельной темы выделена новейшая история Российской федерации на рубеже XX-XXI вв.



Аннотация учебной дисциплины «Социология»

  1. Цели и задачи дисциплины.

Социология, в отличии от других социальных наук, дает студентам целостное представление об обществе, в котором мы живем, помогает понять окружающие социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества.
Курс социологии ставит своей целью:

  1. Дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя её специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания.

  2. Помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и отечественной социологии.

  3. Способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Задачи курса предполагают изучение:



  1. основных этапов развития социологической мысли и современных концепций;

  2. определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

  3. социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;

  4. основных этапов культурно-исторического развития общества, механизмов и форм социальных изменений;

  5. личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий; понятия социализации, социального контроля и отклоняющегося поведения;

  6. социальной стратификации и социального неравенства; типов и видов социальной мобильности;

  7. основных тенденций современного мирового развития, сущности процессов глобализации; место России в мировом сообществе;

  8. методологии и методов социологических исследований.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:

  • социологические подходы в изучении личности, факторы формирования в процессе социализации;

  • законы и формы регуляции социального поведения;

  • проблематику исследований в рамках отдельных отраслей социологического знания;

  • процедуры, методы и технику прикладных социологических исследований в разных сферах жизнедеятельности.

Студент должен овладеть навыками:

  • целенаправленно использовать результаты прикладных исследований в процессе принятия и реализации управленческих решений;

  • грамотно сформулировать цели и задачи исследования;

  • квалифицированно оценивать качество представленных результатов исследования.




  1. Краткое содержание дисциплины.

Данный курс основывается на дидактических единицах базового курса «Социология», содержит разделы, посвященные специальным социологическим теориям, методологическим и общетеоретическим проблемам изучения общества как социальной системы, а также раскрывает основы методики и техники подготовки и проведения эмпирических исследований; социология изучает общественные отношения, ролевое поведение, групповые ожидания, общности через знания, ориентации, оценки конкретного социального индивида, то есть личности.

Аннотация учебной дисциплины «Философия»

  1. Цели и задачи дисциплины.

Целью изучения курса «Философия» является формирование у студентов философского мировоззрения, способностей самостоятельно ориентироваться в проблемах различных сфер жизнедеятельности людей.

Задачи дисциплины:

студент, освоивший дисциплину, должен:

- иметь представление о научных, философских, религиозных картинах мироздания, сущности, назначению и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, о духовных ценностях, уметь ориентироваться в них.

- быть знакомым с важнейшими этапами развития философской мысли, основными философскими школами направлениями и концепциями, уметь применять эти знания при проектировании собственного поведения.

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, роль насилия и ненасилия в человеческом поведении и истории, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и себе.

- уметь применять логические принципы диалектического метода познания, а также общенаучные методы теоретического исследования, анализ, синтез, дедукцию, индукцию, абстрагирование, моделирование, и т.д.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.



  1. Краткое содержание дисциплины.

Современный мир - сложная динамическая, целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных философских представлений. Они помогают осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер сторон и связей, в развитии, в единстве всем ее законов и противоречий, а также место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других проблем. Философская культура - важная составная часть общей культуры человека, формирование которой- насущная проблема наших дней. Философия - наука сложная, она постоянно ставит перед человеком тонкие и с трудом разрешимые проблемы. Эти проблемы существуют всегда, и потому всегда существует философия.

Настоящая программа представляет собой следующую модель изучаемой дисциплины.

Изучая первый модуль, студенты получают знания по истории философии, приобщаясь к мировому философскому наследию, овладевая концептуальным аппаратом науки в онтологическом, гносеологическом и методологическом направлениях.

Изучая второй модуль, студенты, уже имеющие определенную базу знаний, изучают самые сложные проблемы мира, бытия, общества в его неразрывном единстве с человеком. Логическими средствами осмысления общества являются социально-философские категории «человеческая деятельность - общественные отношения - культура».

Таким образом, данный курс основывается на дидактических единицах базового курса «Философия», содержит разделы, посвященные основным направлениям и школам философского знания, а так же основные положения, понятия и принципы философского знания, наиболее важные и актуальные философские проблемы.

Аннотация учебной дисциплины «Экономика»


  1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины - формирование у будущих инженеров более глубоких и обширных знаний, как в области основ экономических теорий, так и в сфере конкретно-экономических дисциплин.

Задачи дисциплины – уяснение студентом сущности и специфики основных механизмов функционирования рыночной экономики: микрорынка (тяготеющего к классическим формам организации) и макрорынка ( тяготеющего к социализированным формам экономической организации); факторов, деформирующих микро (макро) рынок и меры, противодействующие этому; противоречивости взаимодействия макро- и микрорынков, которое призвано общественными выгодами организованного макроравновесия компенсировать индивидуальные убытки стихийных микродиспропорций.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:

-теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы;

-предмет и методы экономической теории,

-базовые экономические понятия,

-основы теории спроса и предложения,

-основы теории потребительского поведения,

-типы рыночных систем,

-рынки экономических ресурсов,

-основные экономические показатели и методы их расчета,

-сущность, виды и функции денег,

-проявление макроэкономической нестабильности экономики,

-основные инструменты кредитно-денежной и фискальной политики,

-причины и формы глобализации экономических механизмов.

Студент должен уметь:

-показать механизм решения трех основных проблем в различных экономических системах,

-раскрыть с помощью кривой производственных возможностей сущность альтернативных издержек,

-раскрыть преимущества и недостатки рыночного механизма хозяйствования

-использовать основы экономической теории для оценки состояния экономики и экономиченской политики государства,

- проводить сравнительный анализ,

- использовать диалектический и исторический метод анализа,

-использовать полученные знания в применении к настоящему времени.


  1. Краткое содержание дисциплины.

Экономика − общественная наука, одна из отраслей научного знания об обществе, об основных закономерностях функционирования и развития социально-экономических систем. В основу данного курса положено изложение современной экономической теории, которая раскрывает нынешнее состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. В курсе дисциплины последовательно развит новый взгляд на предмет экономической теории, позволяющий обобщить все лучшие достижения предшествующего и современного развития экономической мысли.

Аннотация учебной дисциплины «Культурология»

  1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения курса является - формирование у студентов мировоззренческих предпосылок для понимания своей и иных культур, осознания себя субъектом культурного творчества.

Задачи дисциплины

  • познакомить слушателей с категориальным аппаратом данной области знания;

  • раскрыть сущность основных проблем современной культурологии;

  • рассмотреть взгляды на место культуры в социуме;

  • рассмотреть историко-культурный материал, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, составляющие ее, историко–культурное своеобразие;

дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки

основные сферы культурной деятельности общества

уметь:

- использования культурологического образования в своей профессиональной деятельности



иметь представление:

- о социокультурной динамике;

- о типологии и классификации культур; о внутри и межкультурных коммуникациях;

- о месте человека в эволюции Земли и парадигме единой культуры



демонстрировать:

- способность и готовность к диалогу




  1. Краткое содержание дисциплины.

Современная жизнь ставит перед нашим обществом новые сложные задачи, требующие принципиального обновления и критической переоценки сложившейся системы ценностей. «Без культуры в обществе нет и нравственности, не действуют социальные, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука» - сказал русский интеллигент академик Д. С. Лихачев. Забота о культуре – явление не национально – русское, обусловленное сегодняшними трудностями изменения исторического курса. Это предмет постоянного внимания любого цивилизованного общества.

Знакомство с мировой культурой - неотъемлемая часть интеллектуального потенциала тех, кому предстоит в недалёком будущем принимать решения, могущие повлиять на официально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру.

Изучение теории культуры, мировой культуры позволяет раскрыть закономерности исторического развития культуры, выяснить особенности различных стилей в искусстве, познакомиться с достопримечательностями основных культурно-исторических центров, осмыслить уникальный опыт диалога культур, представить современность как результат культурно-исторического развития человечества, рассмотреть проблему охраны и использования культурного наследия. Особое место отведено освоению российской культуры, знание истории и осмысление опыта которой является необходимой предпосылкой возрождения духовности и созидания культурных ценностей.

Курс культурологии является одной из базовых учебных дициплин социально-гуманитарного знания федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Рабочая программа по культурологии составлена на основе Примерной программы дисциплины «Культурология», в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рабочая программа по курсу «Культурология» разработана на основе принципа модульного построения. Модуль является частью рабочей программы дисциплины, имеющую логическую завершенность, позволяет выстроить четкую и разноуровневую систему знаний.

В начале семестра преподаватель, начиная работу, знакомит студентов с условиями изучения дисциплины, сообщает количество модулей согласно рабочей программе дисциплины, виды и объем учебной работы, охватываемый каждым модулем, сроки и формы проведения контрольных точек, проводит обзор литературы. Изучение каждого модуля РПД завершается контрольной точкой (рубежным контролем).



Аннотация учебной дисциплины «Правоведение»

  1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины – состоит в овладении студентами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.

Задачи дисциплины:

- изучение фундаментальных понятий правоведения - государство и право и относящихся к ним понятий: теория разделения властей, права и свободы человека, право и закон, система российского права, сравнительное правоведение (правовые системы современности).

- выработать у студентов умение понимать законы и др. нормативно-правовые акты; принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом.

- помочь студентам в овладении гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твёрдостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:

- основы российской правовой системы и законодательства;

- ориентацию судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые, нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, т. е. курс изучаемой дисциплины должен вооружить студентов методологий, методикой, инструментами, ключом для правомерного поведения во всех сферах жизни, в том числе хозяйственных отношениях и в сфере предпринимательства;

- современные правовые системы;

- понятия - право, личность, общество, государство;

Студент должен уметь:

- использовать законы и нормативные акты, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, т. е. будущий специалист должен научиться уважать закон, ориентироваться в действующем законодательстве, соизмерять свою деятельность и свое поведение с нормами закона, выработать умение применять правовые нормы в профессиональной деятельности и конкретных жизненных ситуаций.




  1. Краткое содержание дисциплины.

В нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социально-политической сфере жизни обще6ства, формируется правовое государство, в сознании людей всё больше доминирует идея верховенства права, незыблемости закона.

Курс дисциплины «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Данная основа отвечает идеям демократического правового государства, т.к. воспитание правосознания законопослушного гражданина в большей степени основано не на раскрытии принудительного понимания права, а на характеристике права как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми.

Настоящая программа включает в себя изучение общих вопросов теории государства и права, а так же таких отраслей российского права, как государственное (конституционное), административное, гражданское, трудовое, уголовное, экологическое.

Аннотация учебной дисциплины «Психология и педагогика»


  1. Цели и задачи дисциплины.

Учебный курс «Педагогика и психология» является базовым и согласуется с Государственным образовательным стандартом. Программа курса разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать:

- повышению общей и психолого-педагогической культуры,

- формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности,

- умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий,

- самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности,

- самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей

Задачи курса:

- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;
- усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

- усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;

- формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

- ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества.

Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры и др.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Эти требования определены государственным стандартом:

- знать основные категории и понятия психологической и педагогической наук;


- иметь представление о предмете и методе психологии и педагогике, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;

- знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

- иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

- иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

- знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

- владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;

- владеть системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;

- знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

- владеть современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.


  1. Краткое содержание дисциплины.

Отбор содержания и преподавание курса «Психология и педагогика» базируется на современных достижениях отечественной и зарубежной науки, учете специфики профессиональной деятельности специалистов, а также требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Программа включает два раздела. Первый - «Психология», который охватывает проблемы общей психологии. Второй - «Педагогика» - рассматривает общие и прикладные вопросы педагогики, обучения и воспитания сотрудников таможенных отделов и служб, семейную педагогику, а также аспекты нравственно-психологического облика менеджера как педагога и руководителя.

Основным видом учебных занятий при изучении курса являются лекции, семинары, индивидуальное собеседование, консультации и подготовка рефератов. Содержание лекционного материала должно отражать профессиональную специализацию обучаемых. Основными методами устного изложения учебного материала являются проблемные лекции, лекции-диалоги и лекции-дискуссии. Семинарские занятия имеют цель по развитию у слушателей навыков публичного выступления, умения разрабатывать доклады и научные сообщения по конкретным проблемам учебной дисциплины.

Аннотация учебной дисциплины «Человек в социокультурном пространстве современной цивилизации»


  1. Цели и задачи дисциплины.

Цель курса «Человек в социокультурном пространстве современной цивилизации» - представить студентам общую картину происхождения и развития человека, обозначив основные ценностные ориентиры и факторы влияния на становление личности, роль средств массовой коммуникации и политической составляющей на формирование свободного и ответственного гражданина.

Задачи курса:



  • рассмотрение основных концепций, теорий и гипотез происхождения человека и общества;

  • обозначение места и роли человека в социуме;

  • изучение нравственных вопросов становления личности;

  • выявление значения СМИ в жизни человека и общества;

  • рассмотрение влияния СМИ на формирование общественного мнения;

  • ознакомление с политической составляющей жизни человека;

  • актуализация значения политического участия и социально-политической активности человека как гражданина.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: основные теории происхождения человека и общества, массовой коммуникации и общественного мнения, массовой и элитарной культуры, политического лидерства, элит, поведения, участия и выборов.

уметь: анализировать роль человека в социуме, понимать значение уровня индивидуальной культуры, определять критерии массовой и элитарной культуры, выявлять взаимозависимость массовой коммуникации и общественного мнения, давать характеристику политическим аспектам жизни человека и общества.

владеть: понятийным аппаратом дисциплины, навыками критического восприятия информации, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа социокультурных и политических ситуаций.


  1. Краткое содержание дисциплины.

Курс «Человек в социокультурном пространстве современной цивилизации» является частью блока гуманитарных дисциплин и нацелен на получение социологических и политологических знаний, расширение и углубление знаний в области философии и культурологии в рамках учебной программы технического вуза. Дисциплина является элективным курсом и преподается на основе авторских лекционных и семинарских разработок. Вариативность видов и форм занятий определяется в представленной программе, разработанной на основе компетентностного подхода, с учетом профессиональной специфики, социокультурного и политического аспектов, а также научно-исследовательских предпочтений преподавателя, обеспечивающего квалифицированное освещение тематики дисциплины.

Курс носит преимущественно проблемно-теоретический характер и вместе с тем призван представить студенту основные сведения о происхождении, месте и роли человека в социуме, изменении характера и динамики взаимодействия человека и общества, повышении значимости степени общекультурной и профессиональной осведомленности человека в современном мире; об основных аспектах влияния средств массовой информации на человека и их роли в формировании общественного мнения, значении политической составляющей в жизни человека и общества.




Аннотация учебной дисциплины «Культура общения в деловой документации»

  1. Цели и задачи дисциплины.

Целями освоения учебной дисциплины «Культура общения в деловой документации» являются: рассмотрение проблем профессионального делового общения; развитие умения преодолевать барьеры в профессиональном общении; формирование коммуникативной грамотности при деловом общении; углубление знаний, полученных в рамках курсов «Психология», «Культурология», «Русский язык и культура речи» (1 сем.), «Введение в специальность» (1 сем.); овладение системой знаний об эффективном партнерском общении, связанном с деловой коммуникацией.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

знать:


- основные формы деловых документаций, их значение в профессиональной практике;

- принципы успешной самопрезентации;

- методы ведения деловой документации.

уметь:


- применять на практике знания об основных формах деловых коммуникаций, их значении в профессиональной сфере;

- реализовывать принципы успешной самопрезентации;

- использовать в практической деятельности методы ведения деловой коммуникации.

  владеть:

 - навыками реализации знаний об основных формах деловых коммуникаций, их значении в профессиональной сфере;

- навыками реализации принципов успешной самопрезентации;

- навыками практического применения методов ведения деловой коммуникации.


  1. Краткое содержание дисциплины.

Принципы и установки деловой коммуникации лежат в основе профессионального общения. Базовые знания, которыми должен обладать студент после изучения данного курса, призваны способствовать освоению дисциплин, направленных на формирование профессиональных знаний и умений.

Для изучения курса необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения таких дисциплин школьной образовательной программы как русский язык, литература, обществознание.



Аннотация учебной дисциплины «Инженер – техносфера - социум»

  1. Цели и задачи дисциплины.

Цель курса «Инженер – техносфера - социум» - представить студентам общую картину формирования и взаимозависимого развития инженерной деятельности, техносферы и социума, роль специалиста-инженера и техники в жизни и развитии общества.

Задачи курса:



  • рассмотрение основных концепций философии техники;

  • изучение этических вопросов развития техники;

  • обозначение места и роли инженера в социуме;

  • выявление значения инженерной и технической деятельности;

  • ознакомление с изобретениями современности;

  • рассмотрение социальных последствий НТП в современном мире и тенденциями развития техносферы;

  • актуализация роли гуманизации и гуманитаризации технического образования.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

знать: о технике как социальном явлении и основных исторических этапах ее развития, о значении НТР и НТП в жизни общества, специфику инженерной деятельности и профессии инженера, важности изобретательства в современном мире, влияние науки и техники на социальную сферу;

уметь: самостоятельно анализировать факты влияния технических изобретений на социальную среду, выявлять взаимозависимость между состоянием общества и уровнем развития науки и техники, давать характеристику современному обществу;

владеть: понятийным аппаратом дисциплины, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений, навыками критического восприятия информации.


  1. Краткое содержание дисциплины.

Спецкурс «Инженер – техносфера – социум» является составной частью блока гуманитарных дисциплин и нацелен на углубление интеграции технических и гуманитарных знаний в программе технического университета.

В данном курсе отражены наиболее значимые этапы технического развития общества с акцентами на характеристике его современного состояния, становлении и специфика инженерной деятельности, социальной ответственности инженера и гуманизации современного технического образования

Важное место в программе курса занимает рассмотрение роли инженера в современном обществе, связи технических новаций и социальных изменений с НТП, сущности взаимозависимости техносферы и социума. Особое внимание уделяется этическим аспектам научно-технического прогресса.


Аннотация учебной дисциплины

«Культура безопасности»


Каталог: sites -> default -> files -> pages -> docs
docs -> Специальность 08050265 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Аннотация учебной дисциплины
pages -> Анализ воспитательной работы классного руководителя 6 класса «А» бабак инны евгеньевны за 2013/2014 уч. Год
pages -> Методические указания по курсу «Философия науки и техники» для магистров
pages -> Возрастные особенности детей
docs -> Направление подготовки 38. 03. 02 Менеджмент Аннотация к рабочей программе дисциплины «Бизнес-планирование»
docs -> Специальность 08. 05. 01 Строительство уникальных зданий и сооружений Аннотация программы учебной дисциплины
pages -> Развитие памяти
pages -> Блестящие будущие возможности в сфере икт для нового поколения женщин


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница