Создание специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из аспектов реализации фз «Об образовании в рф» от



Скачать 363,38 Kb.
страница1/4
Дата18.04.2020
Размер363,38 Kb.
  1   2   3   4

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Создание специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из аспектов реализации ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Согласно действующему Приказу Минобрнауки России от 29.12.2014 г. N 1643 «гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых креативных знаний, умений, компетенций, видов и способов творческой деятельности».

Одним из основных требований ФГОС является необходимость воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника, поэтому одной из главных задач педагога является развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления ребенка. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, проблема развития творчества и поддержание творческой активности становится актуальной [51].

В современном прогрессирующем обществе все более актуально возникает вопрос о воспитании творческой, незаурядной личности, которая имела бы возможностью нестандартно мыслить и размышлять. Для того чтобы выжить в постоянно меняющемся обществе необходимо развивать свой творческий потенциал, фундаментом которого является творческое воображение. Благодаря творческому воображению создаются произведения искусства, делаются научные открытия. Творческое воображение необходимо абсолютно в любой деятельности: в игре, в творчестве, в учении, в труде. Воображение, как и любой другой психический процесс человека, нуждается в постоянной, особой заботе в плане развития.

В отечественной педагогике и психологии вопросами развития, творческого воображения занимались такие выдающие личности, как К.А. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.Т. Кудрявцев, В.В. Давыдова и многие другие, все авторы уверены в том, что необходимо работать над развитием творческого воображения у обучающихся, особенно данному процессу необходимо уделить внимание на начальной ступени образования. Поскольку в этот период чаще всего педагоги стараются дать младшим школьникам знания, приучить к дисциплине и забывают о необходимости развития воображения, фантазии, творчества.

Также хотелось бы заострить внимание на младших школьниках с задержкой психического развития (далее – ЗПР), ведь для них вопрос развития творческого воображения является более значимым. Особенность развития младших школьников с ЗПР изучалось учеными, такими как Т.А Власова, Т.С. Певзнер, К.С. Лебединская и многими другими. На сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, а также располагает определенными программами развития таких детей. Но много вопросов остаются полностью не изучены, среди них – вопрос развития творческого воображения у младших школьников с задержкой психического развития.

Творческое воображение – важный фактор психического развития. Благодаря творческому воображению человек всесторонне развивается. У младших школьников с недостаточным уровнем психического развития творческое воображение самостоятельно не развивается. Для данных детей характерна низкая мотивация к творческой деятельности, слабая фантазия, отсутствует инициатива, самостоятельность. Отмечается однообразие образов, они имеют шаблонный тип, отсутствует креативность и уникальность. Дети испытывают сложности и трудности как при выполнении заданий с использованием творчества, так и с реализацией собственных идей. Творческое воображение активно проявляется и развивается в младшем школьном возрасте. Если педагоги, психологи, дефектологи, родители не будут обращать должного внимания на развитие творческого воображения, то в дальнейшем у ребенка будет наступать спад активности этой психической функции.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, О.Н. Рудяковой, Е.И. Игнатьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе изобразительной деятельности. В наше время интерес к нетрадиционным техникам рисования стремительно растет. Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник, как средство коррекции психических процессов. Нетрадиционное рисование – это средство развития воображения, творчества.

В психолого-педагогической науке накоплен обширный материал по исследованию воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста, но проблема особенностей и механизмов развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования.

Решение данной проблемы требует высокого педагогического мастерства от педагогов, психологов, родителей, которое заключается в знание индивидуально-психологических особенностей развития каждого ребенка, умение подбирать нетрадиционные техники рисования для коррекции и развития творческого воображения в каждом конкретном случае.

Объект исследования – творческое воображение у младших школьников с задержкой психического развития.

Предмет исследования нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования – проанализировать эффективность нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у младших школьников с задержкой психического развития.

Исходя из цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:



  • изучить особенности творческого воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

  • охарактеризовать психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших школьников с задержкой психического развития;

  • рассмотреть методические аспекты использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

  • провести диагностику творческого воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на констатирующем этапе;

  • разработать содержание коррекционной работы по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством нетрадиционных методик рисования;

  • провести диагностику и сделать выводы по результатам контрольного этапа исследования.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что развитие творческого воображения у младших школьников с задержкой психического развития будет эффективнее, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:

  • на уроках использовать индивидуальную и коллективную поисковую деятельность. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных;

  • предоставить учащимся свободу в творческой деятельности;

  • организовывать выставки и конкурсы для развития мотивации к проявлению творческого воображения в процессе выполнения работы нетрадиционной техникой рисования.

Методы исследования:

  • теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме),

  • эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы),

  • методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов изучения, метод наглядного предъявления результатов).

Теоретическую основу исследования творческого воображения составили положения:

  • о специфике развития творческого воображения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Л. Леонтьев);

  • об особенностях развития творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);

  • о развитии творческого воображения в процессе изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова);

  • о развитии творческого воображения через использование разнообразных материалов и нетрадиционных техник рисования (И.А. Лыкова, А.В. Никитина, Т.С. Комарова).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описана характеристика уровней развития творческого воображения у младших школьников с ЗПР; обоснованы психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей с ЗПР.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию творческого воображения у младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования с задержкой психического развития могут быть использованы педагогами, дефектологами, родителями.

Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться педагогами, педагогами-психологами, социальными педагогами в работе с подростками, имеющими задержку в психическом развитии и наклонностями к агрессивности.

Организация и база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Северодвинск.

В эксперименте принимали участие: дети с нормальным психическим развитием, посещающие МБОУ СОШ № 25, 15 человек и дети с задержкой психического развития, посещающие МБОУ СОШ № 25, 15 человек. Возраст испытуемых: 8-9 лет.

Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Основной текст изложен на 78 страниц компьютерного набора. Список использованных источников содержит 52 наименования.






  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница