Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей



Скачать 68.08 Kb.
Дата12.02.2016
Размер68.08 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе,

_________профессор Е.Г.Елина

"__" ______________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


Направление подготовки

44.04.01. «Педагогическое образование»
Профиль подготовки

«Педагогика одаренности»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

Заочная

Саратов,


2014
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей» являются:

- формирование представления об эффективной организации образовательной развивающей среды для освоения различных видов деятельности одаренных обучающихся;

- знакомство с современными моделям и методами проектирования и создания образовательной развивающей среды;

- раскрытие общей логики анализа и экспертизы образовательной развивающей среды для одаренных детей.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей» является дисциплиной по выбору. Программа дисциплины ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к профессиональной деятельности педагога с одаренными детьми.

Для ее успешного освоения необходимы знания, умения и компетенции, приобретенные студентами при изучении дисциплин: «Возрастная психология», «Современная дидактика». Освоение дисциплины «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей» является основанием для успешного изучения дисциплин «Развитие специальных способностей и одаренности», «Педагогические технологии развития детской одаренности», «Управление талантами», качественного выполнения выпускной квалификационной работы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей»
- способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);

- готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- сущностные характеристики понятия образовательной развивающей среды для одаренных детей;

- современные модели образовательной развивающей среды;

- основные этапы и процедуры создания образовательной развивающей среды;

- необходимые психолого-педагогические условия для функционирования образовательной развивающей среды;

- требования, предъявляемые к личностным качествам и профессиональным умениям педагогов, организующих образовательную развивающую среду для одаренных детей;

-виды и формы деятельности одаренных обучающихся в образовательной развивающей среде.

Уметь:

- решать типовые задачи организации профессиональной деятельности, связанной с созданием образовательной развивающей среды для одаренных детей;

- проектировать разнообразные модели образовательных развивающих сред;

- организовывать соответствующие возрасту и потребностям одаренных детей различные виды деятельности: учебную, трудовую, досуговую, коммуникативную и т.д.;

- создавать психолого-педагогические условия для комфортного пребывания одаренного ребенка в среде;

- выстраивать и поддерживать беседу, структурировать и проводить интервью, осуществлять систематическое наблюдение и самонаблюдение, применять целенаправленное активное и эмпатическое слушание;

- оказывать эмоциональную поддержку одаренным обучающимся;

- квалифицированно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и поддержку воспитанников с целью оптимизации личностных ресурсов индивида в ходе организации процесса достижения им значимых целей.



Владеть:

- приемами активного рефлексивного и эмпатического слушания;

- важнейшими средствами педагогической поддержки в собственной профессиональной деятельности;

- диагностическими средствами для определения комплекса потребностей субъектов образовательной развивающей среды;

- методами педагогического проектирования образовательной развивающей среды;

- навыками анализа своей деятельности и методами эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния.



4. Структура и содержание дисциплины «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практ.

Семинары

срс




Часть 1. Образовательная развивающая среда для одаренных детей.






















1

Тема 1.1. Сущностные характеристики образовательной развивающей среды для одаренных детей Сущностные характеристики образовательной развивающей среды для одаренных детей

1




2







34

Форма контроля текущей успеваемости – контрольные вопросы, практические задания, индивидуальное собеседование




Итого: 36







2







34







Часть 2.Моделирование и экспертиза образовательной развивающей среды




























Тема 2.1. Психолого-педагогические условия создания образовательной развивающей среды.

2







6




21

Форма контроля текущей успеваемости – контрольные вопросы, практические задания, индивидуальное собеседование




Тема 2.2 Методы проектирования образовательной развивающей среды для одаренных детей

2







4




20

Форма контроля текущей успеваемости – контрольные вопросы, практические задания, индивидуальное собеседование

4

Тема 2.3. Создание модели образовательной развивающей среды для одаренных детей

2







4




20

Форма контроля текущей успеваемости – контрольные вопросы, практические задания, индивидуальное собеседование

5

Тема 2.4. Проведение экспертизы образовательной развивающей среды

2







4




20

Форма контроля текущей успеваемости – контрольные вопросы, практические задания, индивидуальное собеседование




Итого: 108 часов










18




81







Промежуточная аттестация



















Экзамен 9 часов




ВСЕГО – 144ч.







2

18




115

9

Содержание дисциплины

Часть 1. Образовательная развивающая среда для одаренных детей
Тема 1. Сущностные характеристики образовательной развивающей среды.

Понятие среда в психологии и педагогике. Средовый подход к организации жизнедеятельности обучающихся. Среда как объективный фактор становления личности и как объект педагогического воздействия. Субъекты образовательной среды: педагоги, обучающиеся их родители. Виды и формы деятельности. Особенности создания образовательной развивающей среды для одаренных детей. Эффективная организация образовательной развивающей среды для освоения различных видов деятельности одаренных обучающихся с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия.


Часть 2. Моделирование и экспертиза образовательной развивающей среды.

Тема 2.1. Психолого-педагогические условия создания образовательной развивающей среды.

Понятие психолого-педагогических условий создания образовательной развивающей среды. Диагностика комплекса потребностей субъектов среды. Создание традиций в коллективе и среде. Техники и методы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных обучающихся. Методика коллективной творческой деятельности. Проведение и организация тренингов. Создание ситуаций личностного развития.


Тема 2.2. Методы проектирования образовательной развивающей среды для одаренных детей.

Этапы проектирования (предпроектный, планирование хода проекта, этап реализации проекта, рефлексивный и послепроектный этапы). Диагностика ситуации. Проблематизация, концептуализация проекта. Выбор формата проекта. Требования к проектированию образовательной развивающей среды. Методы проектирования различных образовательных сред.



Тема 2.3. Создание модели образовательной развивающей среды.

Моделирование в современных психолого-педагогических исследованиях. Инновации и возможные риски при создании образовательной развивающей среды. Коллективный педагогический субъект. Этапы создания модели. Компоненты образовательной развивающей среды. Субъекты образовательной развивающей среды. Виды и формы деятельности. Психолого-педагогические условия. Отношения и связи внутри модели.


Тема 2.4. Проведение экспертизы образовательной развивающей среды.

Функции экспертизы: исследование – выявление фактов, состояния процесса, зависимостей, причин; оценивание качества, эффективности какой-либо образовательной развивающей среды; прогнозирование последствий; выработка рекомендаций к принятию решения по проблеме. Содержание и формы организации экспертизы. Содержание экспертной деятельности в сфере образовательных инноваций. Организация экспертизы. Требования к эксперту.


5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в программе данной дисциплины предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, технологии проектного обучения, развития критического мышления, рефлексивные технологии, тренинги). Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования. В рамках курса предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы педагогов и специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью.

Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей».

Виды самостоятельной работы. В процессе изучения дисциплины «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей»

предполагаются следующие виды самостоятельной работы:

- самостоятельная подготовка и углубленное изучение предлагаемых на лекциях тем с помощью вопросов для самопроверки,

- самостоятельная подготовка к выполнению практических заданий,

- подготовка эссе по тематическим разделам,

- подготовка к зачету по контрольным вопросам изучаемой дисциплины.



Порядок выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка к практическим занятиям осуществляется регулярно по каждой теме дисциплины и определяется календарным графиком изучения дисциплины. В ходе освоения курса предполагается написание не менее одного эссе по тематическим разделам курса. Время, отводимое на подготовку эссе – от 2 недель до месяца, но работа должна быть предъявлена для проверки не позднее, чем за неделю до начала сессии.

Порядок осуществления текущего контроля. Текущий контроль выполнения практических заданий осуществляется регулярно, начиная со второй недели семестра. Контроль и оценивание выполнения эссе осуществляется на последней неделе семестра. Система текущего контроля успеваемости служит в дальнейшем более объективному оцениванию в ходе промежуточной аттестации. Текущий контроль освоения отдельных разделов дисциплины осуществляется при помощи тестовых заданий в завершении изучения каждого раздела.

Методические рекомендации для написания эссе

Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на предложенную тему соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Качество работы оценивается по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения.

Примерные темы для подготовки эссе по курсу «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей».

  1. Среда как объективный фактор становления личности одаренного ребенка и как объект педагогического воздействия.

  2. Средовый подход к организации жизнедеятельности одаренных обучающихся.

  3. Сущность, структура и участники (персоналии) педагогического сопровождения одаренных обучающихся в условиях организации образовательной развивающей среды.

  4. Диагностика комплекса потребностей субъектов образовательной развивающей среды.

  5. Создание ситуаций личностного развития одаренного ребенка.

  6. Методы проектирования различных образовательных развивающих сред.

  7. Субъекты образовательной развивающей среды. Виды и формы деятельности.

  8. Функции, содержание и формы организации экспертизы образовательной развивающей среды.


Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей».
1.Понятие среда в психологии и педагогике.

2. Средовый подход к организации жизнедеятельности обучающихся.

3. Образовательная развивающая среда как объективный фактор становления личности и как объект педагогического воздействия.

4. Субъекты образовательной развивающей среды: педагоги, одаренные обучающиеся их родители.

5. Виды и формы деятельности субъектов образовательной развивающей среды для одаренных детей.

6. Особенности создания образовательной развивающей среды для одаренных детей.

7. Эффективная организация образовательной развивающей среды для освоения различных видов деятельности одаренных обучающихся с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия.

8. Понятие психолого-педагогических условий создания образовательной развивающей среды.

9.Диагностика комплекса потребностей субъектов образовательной развивающей среды.

10. Создание традиций в коллективе и развивающей среде.

11. Техники и методы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных обучающихся.

12. Методика коллективной творческой деятельности.

13. Проведение и организация тренингов.

14. Создание ситуаций личностного развития для одаренных детей.

15. Этапы проектирования (предпроектный, планирование хода проекта, этап реализации проекта, рефлексивный и послепроектный этапы).

16. Требования к проектированию образовательной развивающей среды.

17. Методы проектирования различных образовательных развивающих сред.

18. Моделирование в современных психолого-педагогических исследованиях.

19. Инновации и возможные риски при создании образовательной развивающей среды.

20. Коллективный педагогический субъект.

21. Этапы создания модели. Компоненты образовательной развивающей среды.

22. Субъекты образовательной развивающей среды. Виды и формы деятельности.

23. Психолого-педагогические условия создания образовательной развивающей среды.

24. Функции экспертизы: исследование – выявление фактов, состояния процесса, зависимостей, причин; оценивание качества, эффективности какой-либо образовательной среды; прогнозирование последствий; выработка рекомендаций к принятию решения по проблеме.

25. Содержание и формы организации экспертизы.

26. Содержание экспертной деятельности в сфере образовательных инноваций.

27. Организация экспертизы. Требования к эксперту.
Система оценивания для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Для контроля текущей успеваемости и подготовки к промежуточной аттестации используется система текущего контроля, которая включает:



  1. контроль знаний, умений, навыков, усвоенных в данном курсе, осуществляемый по результатам работы на практических занятиях;

  2. контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы,

  3. контроль и оценивание написания эссе;

Работа на практических занятиях оценивается по итогам подготовки и выполнения студентами практических заданий, по степени активности работы в группе и качеству результатов самостоятельной работы.

Форма промежуточного контроля - экзамен.

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС
Таблица 1. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семестр

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Автоматизированное тестирование

Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

1

10

0

0

0

0

0

0

10

2

0

0

30

30

0

0

30

90


Программа оценивания учебной деятельности студента

Первый семестр



Лекции – 1 –10 баллов. Критерии: посещаемость и активность.

Второй семестр



Практические занятия – 5 – 30 баллов. Критерии: самостоятельность и уровень подготовки (выступление с презентацией), активность в ходе занятия (развернутые и аргументированные ответы, активное участие в дискуссиях – вопросы, аргументы).

Самостоятельная работа – 5 – 30 баллов. Критерии: самостоятельность, креативность, глубина (Задания выдаются персонально каждому студенту на практических занятиях).

Промежуточная аттестация – 0 – 30 баллов – включает в себя индивидуальное собеседование. Критерий оценки: глубина, креативность, творческий подход.

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за второй семестр по дисциплине «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей» составляет 90 баллов.

Таблица 2.Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей» в оценку:


90-100 баллов

«отлично»

67-89 баллов

«хорошо»

46-66 баллов

«удовлетворительно»

0-45 баллов

«не удовлетворительно»

Третий семестр



Практические занятия – 5 – 30 баллов. Критерии: самостоятельность и уровень подготовки (отчет по практическим заданиям), активность в ходе занятия (развернутые и аргументированные ответы, активное участие в дискуссиях – вопросы, аргументы).

Самостоятельная работа – 5 – 30 баллов. Критерии: самостоятельность, креативность, глубина (Задания выдаются персонально каждому студенту на практических занятиях).

Другие виды учебной деятельности – 10 баллов. Критерии: новизна, креативность.

Промежуточная аттестация – 0 – 30 баллов. Критерий – правильность ответов.

При проведении промежуточной аттестации

ответ на «отлично» оценивается от 25 до 30 баллов;

ответ на «хорошо» оценивается от 17 до 24 баллов;

ответ на «удовлетворительно» оценивается от 11 до 16 баллов;

ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 10 баллов.

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за третий семестр по дисциплине «Общая одаренность» составляет 100 баллов.

Таблица 3. Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Общая одаренность » в оценку (экзамен):



90-100 баллов

«отлично»

67-89 баллов

«хорошо»

46-66 баллов

«удовлетворительно»

0-45 баллов

«не удовлетворительно»



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей»»

а) основная литература:

Педагогика: Электронный ресурс / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М, 2011.

Сластенин В.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 8-е изд., стер. - Москва : Изд. центр "Академия", 2010.

б) дополнительная литература:

Григорьева М.В. Психология взаимодействий школьника и образовательной среды [Текст] / М. В. Григорьева; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, Пед. ин-т. - Саратов : Приволж. изд-во, 2009.

Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся [Текст]: учеб. пособие / А.И. Доровской. - Москва : Рос. пед. агентство, 1998.

Интеллектуальное развитие и универсальная образовательная среда [Текст]: материалы Всерос. науч.-метод. конф. "Развивающая педагогика в универсальной образовательной среде", 1-4 февр. 1999 г. Голицыно. - Москва : Изд. центр Рос. гос. гуманит. ун-та, 2000.

Исаев Е.И. Педагогическая психология [Текст]: учебник для бакалавров / Е.И. Исаев; Столич. финансово-гуманитар. акад. - Москва: Юрайт, 2012.

Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина ; - Москва: Издат. центр "Академия", 1996.

Развивающее образование [Текст]: сб. - Москва : Изд-во Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования. Т. 2: Нерешенные проблемы развивающего образования. - 2003.

Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 11-е изд., стер. - Москва: Изд. центр "Академия", 2012.



Интернет-ресурсы:

  1. Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)

  2. Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm

  3. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

  4. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –

http://elibrary.ru/defaultx.asp

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей »

Ресурсное обеспечение дисциплины формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ, определяемых ФГОС ВО по направлению подготовки Педагогическое образование с учетом рекомендаций Примерной ООП.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам), содержащим все издания основной литературы, перечисленные в рабочей программе дисциплины, сформированным на основании прямых договорных отношений с правообладателями. Кроме того, обучающийся может пользоваться фондом Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич.

Используемая для реализации образовательных программ общая площадь помещений составляет не менее 10 квадратных метров на одного обучающегося (приведенного контингента) с учетом учебно-лабораторных зданий, двухсменного режима обучения и применения электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий.

В учебных корпусах университета созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями – корпуса оборудованы пандусами, знаками доступности, информационными и предупреждающими знаками, системами вызова помощника, противоскользящими покрытиями. Информационные стенды отображают информацию, с помощью которой люди с ограниченными возможностями здоровья получают информацию о доступности объектов, схемах перемещения, путях эвакуации и пр.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВО по направлению подготовки магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование»  и профилю подготовки «Педагогика одаренности».
Автор:

Кандидат педагогических наук Е.И. Балакирева


Программа одобрена на заседании кафедры педагогики от ___________года, протокол № _________________.
Зав. кафедрой педагогики,

кандидат педагогических наук Е.И. Балакирева


Декан факультета психологии,

доктор психологических наук Л.Н. Аксеновская
Каталог: sites -> default -> files -> education -> programs
programs -> Рабочая программа дисциплины
programs -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
programs -> Рабочая программа дисциплины Моделирование экономического роста Направление подготовки Экономика Профиль подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика Направление магистерской программы 080200 Менеджмент Профиль
programs -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Социология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Логопедия Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление подготовки 41. 03. 04 Политология (бакалавриат)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница