Создание и развитие инновационных интегрированных структур на базе российских вузов



Скачать 170,66 Kb.
Дата10.02.2016
Размер170,66 Kb.
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР НА БАЗЕ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

О.Н. Шевцова

Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова


г. Минеральные воды

olichkanik888@mail.ru
В статье поднят актуальный вопрос о необходимости создания интегрированных инновационных структур. Развитие промышленности в России является первостепенной задачей в современной экономике страны. Действенные интегрированные структуры позволят повысить эффективность хозяйствующих субъектов и их конкурентоспособность на мировом рынке. Вовлечение в процесс интеграции образовательных учреждений будет способствовать повышению адаптации студентов на рынке труда.

Современные тенденции, направленные на инновационное развитие является важнейшей предпосылкой создания конкурентоспособной экономики и благосостояния населения. При этом функцией органов власти является создание условий для привлечения инвестиций в инновационное развитие субъектов хозяйственной деятельности, содействие в формировании инфраструктуры инновационной деятельности, определение принципов, форм и механизмов государственной поддержки фундаментальных исследований.

Мировой опыт показывает, что станы, которые стремятся догнать развитие государства, достичь их уровня развития, нуждаются в более сильном государственном руководстве и участии, чем развитая часть мира. В этом контексте необходима решительная и активная роль государства в развитии национальной экономики, в обеспечении конечной результативности модернизационных мероприятий, оцениваемой с учетом интересов всего общества [1].

Учитывая недостатки, выявленные в ходе исследования существующих подходов, под механизмом инновационного развития промышленной интегрированной структуры будем понимать совокупность (комплекс) взаимосвязанных элементов, позволяющих регулировать и стимулировать проведение последовательности упорядоченных и необратимых изменений в рамках промышленной интегрированной структуры путем осуществления целенаправленных преобразований инновационного характера в различных сферах ее деятельности. Результатом применения данного механизма будет являться достижение такого уровня инновационного развития, который позволит промышленной интегрированной структуре осуществлять свою деятельность во внешней среде наилучшим образом по сравнению с конкурентами по показателям, существенным в текущей рыночной и прогнозируемой рыночной ситуации [2].

Рост уровня знаний и навыков в экономическом развитии привело к возникновению концепции инновационных интегрированных структур применением знаний и потенциала высшей школы.

В современной рыночной экономике имеют место различного рода интеграционные процессы, появляющиеся как реакция промышленных предприятий и других хозяйствующих субъектов на ужесточение конкуренции и давление окружающей социально-экономической и технологической среды. Активные хозяйствующие субъекты осуществляют поиск и организуют сотрудничество с различными партнёрами по бизнесу, как в технологическом и научном, так и финансовом аспектах. Наряду с этим такое сотрудничество позволяет использовать налаженные межотраслевые связи и современные технологии, опыт бизнес-партнеров, имеющих необходимые ресурсы и возможности для осуществления высокотехнологичной деятельности. Такие интеграционные процессы позволят повысить гибкость и научный потенциал, снизить общие издержки, разработать согласованные стратегические программы, получить высокую инновационную ренту, создать устойчивые конкурентные преимущества.

Исходный латинский термин «integratio» означает восстановление, восполнение некоего единства. В реальной практике под интеграцией могут пониматься различные процессы, обозначающие объединение двух и более субъектов (или частей чего-либо) с какой-либо общей целью [3]. Как результат этот процесс может стать основой интегрированной структуры как уже существующей, но способной к расширению, либо создание совершенно новой интегрированной системы или структуры, либо её незначительная реорганизация. Интеграция затрагивает различные детерминированные уровни и сферы и включает в себя композиционную и коммуникативную составляющие. Композиционная функция характеризует состав и структуру интеграции, изменения неформальных и нормативных границ объединяющихся субъектов, их специализации, пропорций. Коммуникативная функция характеризует содержание и формы кооперации между субъектами, связи и взаимоорганизацию, изменения их принципов и механизмов в новых условиях хозяйствования.

Идея интеграции образования, науки и производства не является чересчур инновационной. На сегодняшний день основной из актуальных проблем, решающейся как на уровне государства так и на уровнях образовательных учреждений и предприятий, стало трудоустройство молодых специалистов. Сегодняшняя российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности, а именно, за трудоустройство выпускников. Создание интегрированных структур посредством соединения и интеграции учебных заведений и хозяйствующих субъектов, основанных на долгосрочном и стратегическом партнерстве, позволит удовлетворить рынок труда необходимыми трудовыми ресурсами. Современное состояние неднородной пропорциональности между специальностями большинства выпускников высших учебных заведений и необходимыми профессиями формирует необходимость создания системы, регулирующей данные процессы.

Особенности российского рынка труда, которые во многом характеризуются историческими условиями его формирования и экономическими ограничениями его функционирования, они влияют и на отношениях между государством, работодателем и работником, устанавливающихся на рынке труда. Направления современного инновационного развития экономики и общества продиктованы веяниями мировой экономики. Сегодня совершенно ясно, что инновационное развитие экономики и общества превращает знания, интеллектуальный и человеческий капитал в эндогенный фактор любого вида деятельности. Все это делает первостепенным поиск новых направлений развития не только образования как сферы национальной экономики, но и отдельных образовательных учреждений в совокупности их взаимодействия с промышленной стороной хозяйственной деятельности.

Отличительным признаком развитого современного рынка является наличие его инфраструктуры, которая создает условия для установления и развития экономических отношений между его субъектами. Основными субъектами современного рынка труда принято считать работодателей (формируют спрос на рабочую силу), работников (формируют предложение рабочей силы) и государство (регулирует отношения между работодателями и работниками, устанавливая «правила игры»).

Для образовательных учреждений рынок труда относится к внешней среде, которая соответственно не только создает новые возможности для развития, но и устанавливает определенные ограничения. Таким образом, не вызывает никакого сомнения, что образовательные учреждения в соответствии с принятой в настоящее время классификацией отраслей экономики относятся к сфере услуг. Однако услуга в общем понимании ее сущности может быть оказана любому человеку, который обратился в данную организацию. Образовательная же услуга имеет специфические особенности:

- во-первых, публичность образовательной услуги носит ограниченный (избирательный) характер: условия оказания услуги (в частности, финансовые) отличаются для лиц с различным уровнем аттестации по результатам получения общего среднего образования;

- во-вторых, образовательная услуга потребляется одним индивидом, но результат ее оказания, который в настоящее время трактуется как сформированные компетенции, необходим индивиду для последующей перепродажи работодателю в составе рабочей силы;

- в-третьих, результат оказания услуги зависит не только от образовательного учреждения, но и от потребителя услуги.

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что молодые специалисты, получив в учебных заведениях определенные профессиональные знания, выходят на рынок труда психологически и социально неподготовленными к его жестким условиям. Адаптация выпускника учебного заведения к рынку труда представляет собой процесс приспособления его к требованиям рынка и профессиональной деятельности.

Характерно, что выпускники осознают, что отсутствие у них опыта работы может существенно осложнить процесс трудоустройства, исключение составляют студенты пятого курса. Теоретическая подготовка, практические навыки и личные характеристики, такие как здоровье, возраст, коммуникабельность, нерешительность по оценкам респондентов не создадут трудностей при трудоустройстве.

Основу инновационной экономики составляют научное и инженерно-техническое сообщество, а также высшие учебные заведения, которые поставляют идеи для коммерциализации и кадры, из которых формируются команды разработчиков для технологических компаний и научно-технической экспертизы.

Необходимо отметить, что важнейшую роль в формировании эффективных интегрированных инновационных структур призваны играть крупные научно-образовательные учреждения.

В настоящее время на базе активного участия российских вузов организуются и апробируются различные формы и схемы научно-производственной интеграции. Так, наиболее известны сегодня учебно-научно-инновационные комплексы, учебно-научно-производственные комплексы, научные парки, а также и другие варианты формирования инновационных структур.

Интегрированные системы на базе образовательных учреждений и промышленных предприятий представляют собой формы организации высшего учебного заведения независимо от его отраслевой принадлежности, обеспечивающей конкурентоспособность предлагаемых образовательных, научно-технических и производственных услуг в долгосрочной перспективе на территориальном, российском и международном рынках на основе анализа и удовлетворения требований потребителей, единства образовательного, научного, научно-технического и инновационного процессов и формирования основы для инновационного развития региона. В структуру обычно входят вузы, малые и средние инновационные предприятия, чаще всего формирующиеся на базе вузов, венчурный фонд для финансирования инновационной деятельности, а также бизнес-инкубаторы, студенческие инкубаторы и технологические инкубаторы, оказывающие содействие в разработке инновационной продукции.

Одним из значимых элементов инновационной инфраструктуры могут стать студенческие бизнес-инкубаторы.

Бизнес-инкубатор - это специальный инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимателей, предприятий и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности.

Сегодня бизнес-инкубаторы создаются во многих вузах страны, в том числе как инструмент коммерциализации научных разработок университетов.

Инновационной продукцией являются новые специальности и направления для подготовки и переподготовки кадров, опытные образцы новых материалов, новые технологии, наукоемкая продукция. В основные задачи данных структур входит создание новых образовательных продуктов, повышение качества образования, увеличение инновационного потенциала вуза, развитие научного потенциала элементов структуры, привлечение молодых специалистов и студентов к научно-исследовательской и инновационной деятельности. Финансирование деятельности подобных интегрированных структур осуществляется не только венчурным фондом, но также бюджетными источниками, международными и внебюджетными фондами поддержки инновационной деятельности и банковскими кредитами. В настоящее время формирование учебно-научно-инновационных комплексов активно осуществляется во многих университетах России.

Основными целями программы развития инновационной инфраструктуры высших учебных заведений, посредством создания структур управления, консалтинга и маркетинга инновационных проектов, является:

- проведение маркетинговых исследований в области технологий и инновационных продуктов, разрабатываемых на базе вузов;

- расширение сотрудничества вузов с промышленными предприятиями;

- формирование системы трансфера результатов интеллектуальной деятельности, права на которые будут принадлежать вузам;

- привлечение финансовых и информационных ресурсов в инновационную сферу;

- расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования;

- обеспечение наличия нормативно-методических материалов по маркетинговой деятельности;

участие в подготовке предложений по повышению квалификации студентов, аспирантов и сотрудников вузов.

К настоящему времени темпы и масштабы повышения уровня инновационности российской экономики остаются недостаточными, что обусловлено низким внутренним спросом на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, низкой инновационной активностью предприятий реального сектора российской экономики, которая имели тенденцию к снижению до 2010 года. Наблюдающийся в последнее время, как показывает практика, рост инвестиционной активности государственного и частного секторов не приводит к пропорциональному увеличению инновационной активности предпринимательского сектора. Одновременно следует обратить внимание на тот факт, что количество организаций, занятых исследованиями и разработками, а также численность исследовательского персонала характеризуется отрицательной динамикой во всех секторах науки, за исключением сектора высшего профессионального образования.

Кроме того, в структуре затрат российских предприятий на НИОКР высока доля затрат на приобретение оборудования зарубежного производства, достигающая 2/3 от их общего объема, что негативно характеризует развитие нашей экономики, поскольку за рубежом закупаются техника и технологии, находящиеся на последних этапах жизненного цикла, а нам необходимо развивать собственную научно-технологическую базу.

Активное развитие российской экономики затрудняют существующие институциональные разрывы между этапами инновационной деятельности «создание нововведения - коммерциализация», требующие внедрения соответствующих организационных моделей управления инновационной деятельностью. В связи с этим представляется актуальным вопрос разработки и институционализации управленческих технологий формирования инновационных интегрированных структур.

Одним из значимых направлений повышения эффективности национального инновационного процесса является обеспечение интеграции различных его участников, организаций, реализующих отдельные этапы инновационных циклов. Опыт эффективного применения стратегических и тактических аспектов такой интеграции, во многом определяет как количество и качество инновационного результата, так и минимизацию времени на прохождение его от идейной до овеществленной стадии. Необходимо отметить, что важнейшую роль в формировании эффективных интегрированных инновационных структур призваны играть крупные научно-образовательные учреждения.

В настоящее время на базе активного участия российских высших учебных заведений организуются и апробируются различные формы и схемы научно-производственной интеграции. Так, наиболее известны сегодня учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), учебно-научно-производственные комплексы (УНПК), научные парки, а также и другие варианты формирования инновационных структур.

Преобразования, происходящие в высшей школе, характеризуются в современных условиях как процесс, объединяющий обучение, воспитание, исследования и инновации.

Одним из институциональных механизмов интеграции образования, науки и бизнеса для успешного формирования НИС является развитие производственного инновационного бизнеса.

В настоящее время среди форм научно-производственной интеграции в мире одной из наиболее популярных является так называемая модель «тройной спирали», в которой ведущую роль в триаде «наука-власть-бизнес» играют университеты, разрабатывающие новые идеи и государство всеми силами стимулирует инновационную деятельность в них.

Для создания эффективной инновационной интегрированной инфраструктуры, обеспечивающей повышение эффекта сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, необходимо обеспечить широкое применение следующих институциональных механизмов интеграции образования, науки и бизнеса:


  1. формирование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;

  2. развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие.);

  3. создание нормативно-правовой базы законодательства, стимулирующей развитие интеграционных связей;

  4. содействие развитию кооперационных связей между основными субъектами инновационной системы: образование, наука и бизнес;

  5. развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности.

В регионе КМВ, как и в целом по России, развитие малого предпринимательства сдерживается большим количеством нерешенных нормативно-правовых, финансово-инвестиционных, организационно-экономических и иных проблем.

Складывающаяся в регионе ситуация предопределяет формирование адекватного организационно-экономического механизма как единства системы рыночных инструментов (конкуренция, развитие финансово-кредитной сферы и др.), государственного стимулирования (ресурсно-инвестиционное, информационное, консалтинговое обеспечение, предоставление гарантий, лизинговые и страховые схемы и др.), а также собственно рыночной активности бизнес-структур.

Для бизнес-инкубатора, по мнению многих исследователей, наилучшим показателем эффективности является не число вновь открываемых предприятий, а процент жизнеспособных компаний, вышедших «из-под крыла» инкубатора.

По данным ВЦИОМ, от 70 до 80% выпускников инкубаторов "живут" еще минимум 3 года, в то время как 70% неинкубируемых компаний погибают в первые полтора года своего существования.

Проект создания и развития бизнес-инкубатора является социально ориентированным, т.к. направлен, в первую очередь, на сохранение действующих и создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства в наиболее сложный, адаптационный (стартовый) период его деятельности.

Основное назначение бизнес-инкубаторов - стать основой региональной инфраструктуры развития и поддержки малого бизнеса. Создание таких структур поддержки малого бизнеса, как бизнес-инкубаторы, совпадает с приоритетами социально-экономического развития России и, в частности, Ставропольского края и региона КМВ и должно рассматриваться как элемент проводимой государством социально-экономической политики.

Принимая во внимание маркетинговые исследования, проведенные Учебно-научно-внедренческим некоммерческим партнерством "Управленческий консалтинг", основная цель достигается путем реализации через проект бизнес-инкубатора ряда вспомогательных целей:

1) повышения квалификации персонала СМП через организацию семинаров, курсов и тренингов как в технически оснащенном учебном центре бизнес-инкубатора, так и на рабочих местах слушателей;

2) подбор и определение профессиональной пригодности персонала для субъектов малого предпринимательства через организацию рекрутинговых услуг;

3) снижение материальных издержек начинающих предпринимателей посредством предоставления помещений и оборудования в аренду на льготных условиях, централизации административно-хозяйственного обслуживания, получения согласований и разрешений, абонентского комплексного обслуживания бизнеса СМП услугами "узких" специалистов;

4) предоставление облегченного доступа к финансовым ресурсам на оборотные и инвестиционные цели для развития бизнеса начинающих предпринимателей;

5) внедрение новых прогрессивных технологий и автоматизации процессов через компьютеризацию управленческой деятельности и обеспечение СМП коммуникационными, копировальными и иными офисными услугами;

6) продвижение продукции и услуг СМП на местном, региональном и межрегиональном рынках за счет создания и поддерживания коллективного Интернет-сайта, обеспечения Интернет-рассылок, проведения презентаций, деловых встреч и переговоров, внедрения системы компенсации выставочных и консалтинговых затрат, предоставления дизайнерских, рекламных, издательских и полиграфических услуг;

7) повышение информированности СМП в области федерального и регионального законодательства, местного нормативного регулирования вопросов экономической деятельности в сфере малого предпринимательства посредством обеспечения доступа к компьютерным справочно-правовым системам, деловым справочникам, нормативной и методической литературе, организацией и проведением информационных семинаров, изданием справочно-информационных публикаций;

8) формирование благоприятной производственной среды для организации высокопроизводительного, качественного и безопасного труда через создание инфраструктуры безопасности бизнес-инкубатора и надлежащее материально-техническое оснащение офисных помещений и мест общего пользования, соответствующих санитарным нормам, требованиям охраны труда и техники безопасности, правилам противопожарной безопасности, инструкциям общей безопасности общественных зданий.

Задачами высших учебных заведений в интегрированных структурах может быть осуществление целевой подготовки будущего кадрового потенциала (в том числе и кадров высшей квалификации), переподготовка и повышение квалификации персонала для своих потенциальных партнеров. В качестве партнеров могут выступать НИИ РАН, отраслевые НИИ, предприятия, включая научно-производственные объединения (НПО) и федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП).

Образование интегрированных структур между производством и сферой образования имеет важное макроэкономическое значение. Главной целью таких структур является объединение материальных, нематериальных активов, финансовых ресурсов и обеспечение занятости на рынке труда, что является залогом повышения конкурентоспособности предприятий и эффективности производства.

Социальная интеграция вуза и организаций практической сферы позволяет вузу гибко структурировать содержание подготовки, ориентируясь на новые научные разработки, требования профессиональной практики и рынка труда. Через базы практик в образовательный процесс привносится корпоративная культура стратегических партнеров. Обучаемые в процессе обучения имеют возможность приобщаться к корпоративной культуре стратегического партнера, изучать и усваивать правила поведения в профессиональной среде и еще до окончания обучения в вузе определиться на конкретное рабочее место.

Связь с образовательной структурой позволяет партнеру из практической сферы развиваться через оперативное обучение штатного персонала, получение ими дополнительных квалификаций при гибких условиях и формах подготовки утем различных тренингов, в том числе без отрыва от практической работы. Интеграция образования и хозяйствующих субъектов позволяет личности в индивидуальном развитии достичь состояния наивысшего развития на ступени профессиональной зрелости путем стимулирования творческих, духовных и нравственных качеств и постоянного совершенствования профессионального мастерства.



Таким образом, модель пространственно-структурной интеграции профессионального образования и профессиональной экономической деятельности отражает методологию, теоретические и методические предпосылки подготовки специалистов экономического профиля. Существенным звено данной модели является инструментарий интеграции: базы производственных практик, совместные предприятия, мастер-классы, профессиональная деятельность обучаемых. Механизмом социальной интеграции сфер образования и профессиональной деятельности является стратегическое партнерство, создающее поле становления и развития личности специалиста в едином пространстве его жизнедеятельности. Посредством механизма социальной интеграции образовательная структура «школа – колледж – вуз – аспирантура» сообщается с внешней средой – профессиональной практикой и, имея черты открытой системы, способна развиваться и самообновляться под действием изменяющихся условий.
Список литературы


  1. Ашихмина Я.Г. Интеграционные проекты в современной России: виды и характеристики // Научный ежегодник Ин-та философии и права УрО РАН. - 2010. - Вып. 10. - С. 193-203.2

  2. Горохова С.Е. Инновационные подходы к подготовке востребованных рабочих кадров реального сектора экономики // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова . 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-k-podgotovke-vostrebovannyh-rabochih-kadrov-realnogo-sektora-ekonomiki (дата обращения: 28.09.2014).4

  3. Кувшинов Михаил Сергеевич., Бажанова Марина Игоревна. Сущность и структура механизма инновационного развития промышленной интегрированной структуры // вестник юургу. Серия: Экономика и менеджмен . 2012. №30. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-mehanizma-innovatsionnogo-razvitiya-promyshlennoy-integrirovannoy-struktury (дата обращения: 27.09.2014).

  4. Монахов Д., Монахова Г. Интеграционный подход к подготовке кадров экономического направления // Экономика образования (Современный гуманитарный университет). — 2014. — № 1. — С. 90–100. Рассматриваются вопросы подготовки кадров в современных условиях развития высшей школы, подкрепленные практикой работы в университетах. Особое внимание уделено интеграционному подходу к организации образовательного процесса. 3

  5. Шамхалов Ф.И. Реализация стратегических преимуществ промышленных интегрированных корпоративных структур с участием государства // Известия ТулГУ. Технические науки . 2009. №2-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-strategicheskih-preimuschestv-promyshlennyh-integrirovannyh-korporativnyh-struktur-s-uchastiem-gosudarstva (дата обращения: 28.09.2014).1



Каталог: conf11 -> reports
reports -> И. Е. Барсуков Игорь Евгеньевич Декан факультета управления гбоу впо мо «Академия социального управления»
reports -> На примере республики татарстан ю. С. Колесникова, А. В. Камашева
conf11 -> Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в вузе
reports -> Подготовка квалифицированных кадров и специалистов для строительной отрасли главный приоритет развития спо
reports -> Обеспечение профильного трудоустройства выпускников вузов: зарубежный опыт, отечественная практика
reports -> Использование дистанционных образовательных технологий в реализации дополнительных


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница