Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: вызовы времени новые решения



Скачать 24.48 Kb.
Дата13.02.2016
Размер24.48 Kb.
РЕЗОЛЮЦИЯ

III Всероссийского симпозиума с международным участием
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ – НОВЫЕ РЕШЕНИЯ
24-25 апреля 2013 г. в г. Чите состоялся IIIВсероссийский симпозиум с международным участием «Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: вызовы времени – новые решения».

В работе симпозиума приняли участие специалисты ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, ГБОУ Центр образования «Технологии обучения» г. Москва, Центра методической и технологической поддержки внедрения информационных технологий в общеобразовательные учреждения ОГАОУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области", областного автономного общеобразовательного учреждения "Центр образования" "Ступени" (г. Биробиджан).ГБОУ "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения" (Центр дистанционного обучения детей с ОВЗ) республики Бурятия, руководители муниципальных органов управления образованием в Забайкальском крае, руководители образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, руководители ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, руководители образовательных учреждений системы дошкольного, общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений, педагоги-психологи, специалисты службы комплексного сопровождения обучающихся Забайкальского края, более 350 человек.



Цель симпозиума заключалась в открытом общественно-профессиональном обсуждении современных тенденций и проблем развития современной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в распространении инновационных разработок и популяризации эффективных подходов к обучению, развитию, воспитанию, социализации детей с ОВЗ в образовательной практике учреждений.

В рамках пленарного заседания были представлены доклады, раскрывающие вопросы состояния и перспектив развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, новых перспектив развития системы образования в свете реализации закона «Об образовании» в Российской Федерации, проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Забайкальском крае. Были рассмотрены вопросы формирования готовности педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Состоялось обсуждение вопросов особенностей организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ студентами-волонтерами, построения системы работы с детьми с ОВЗ на территории муниципального района г. Краснокаменска и Краснокаменского района, а также опыт осуществления опытно-экспериментальной работы по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ на базе групп-семей с крестьянским подворьем в Хохотуйской специальной (коррекционной) школе.

В ходе проведения симпозиума было проведено более 28 интерактивных мероприятий, в том числе образовательная выставка, мастер-классы, презентационные площадки, заседания круглого стола, обучающие семинары, дискуссионные площадки, проектировочные семинары, педагогическая гостиная, пресс-конференция.

Отличительной особенностью настоящего симпозиума явилось активное участие образовательных учреждений системы общего образования, реализующих модели интегрированного образовании, а также участвующих в федеральных проектах «Доступная среда», «Дистанционное образование детей-инвалидов». Участники симпозиума (специальные (коррекционные) образовательные учреждения, центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, муниципальные органы управления образованием районов Забайкальского края, образовательные учреждения системы общего образования края) продемонстрировали состояние проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Забайкальском крае, предоставив информационные материалы в аналитический сборник «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Забайкальском крае».

В содержательном аспекте в работе симпозиума была реализованаидея демонстрации опыта работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений общего образования, а также форм их взаимодействия. Эффективной стала идея демонстрации вариативных моделей интеграции в образовательных учреждениях дошкольного, школьного, начального и среднего профессионального образования Забайкалья.

В целях профилактики и формирования здорового образа жизни молодежи и студентов в работе симпозиума была организована дискуссионная площадка и обучающий тренинг для данной категории участников. Организаторы педагогической гостиной продемонстрировали формы работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. Авторами мастер-классов являлись педагоги специальных (коррекционных) учреждений школ для детей с интеллектуальными нарушениями, с сенсорными нарушениями, а также педагоги массовых образовательных учреждений.

Для демонстрации деятельности инновационного учреждения ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края была организована презентационная площадка. Участники федеральной программы «Доступная среда» обсудили вопросы реализации мероприятий проекта на заседании круглого стола. Представители Центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обсудили модели социализации и сопровождения детей с ОВЗ в рамках реализации Федеральной программы развития образования по Направлению 1.6 «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся». Педагоги-психологи обсудили вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в учреждениях края.

Победители и участники номинации «Педагоги коррекционно-развивающего обучения» Краевого конкурса «Учитель года – 2013» пригласили участников симпозиума на заседание педагогической гостиной. Проектированию раздела «Коррекционная работа» основной образовательной программы начального общего и основного общего образования был посвящен проектировочный семинар. Участники круглого стола-пресс-конференции обсудили актуальные вопросы взаимодействия представителей науки, практики и управления в сфере образования.

Важной частью программы симпозиума стало проведение презентационных площадок на базе государственных и муниципальных образовательных учреждений (ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края, ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАР» Забайкальского края, ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования «Семья» Забайкальского края, МБДОУ «Детский сад № 87 компенсирующего вида 2 категории» г. Чита, МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 86» г. Чита, ГОУ НПО «Профессиональное училище № 12»).

Участники симпозиума убеждены в том, что

- государственная политика в отношении образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации является определяющим фактором, обеспечивающим качественное и доступное образование детей с ОВЗ в стране и крае;

- тенденция инклюзивного образования получает дальнейшее развитие в учреждениях Забайкальского края;

- следует развивать формы эффективного взаимодействия учреждений специального и общего образования для решения проблем обучения детей с особыми образовательными потребностями.



Участники симпозиума отметили, что

- образовательные учреждения массового образования Забайкалья активно включаются в решение вопросов обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, апробируют вариативные модели интеграции и инклюзии, решают вопросы предоставления возможностей и условий образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, являются участниками федеральных программ «Доступная среда», «Дистанционное образование детей-инвалидов», занимаются разработкой и реализацией муниципальных программ, направленных на решение проблем детей с ОВЗ;

- специальные (коррекционные) образовательные учреждения Забайкалья имеют богатый опыт социализации и адаптации обучающихся, готовы к диссеминации эффективной образовательной практики и результатов опытно-экспериментальной работы;

- педагогические коллективы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Забайкалья понимают необходимость внедрения идей структурно-функциональной модернизации системы специального образования в практику учреждений, готовы к взаимодействию с учреждениями общего образования;



Участники симпозиума подчеркнули, что

- в системе образования Забайкалья получают развитие инновационные формы организации детей-инвалидов и детей с ОВЗ (ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края);

- необходимо развивать формы тьюторского сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, институционализировать эффективные модели сопровождения детей с ОВЗ.

Участники симпозиума выразили единогласное мнение о том, что

- следует объединять усилия всех специалистов службы комплексного сопровождения обучающихся (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги);

- необходимо продолжать реализацию проектов различного уровня на территории Забайкальского края, способствующих «взращиванию» механизмов развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся края (мероприятия и направления ФЦПРО на 2011-2015 годы);

Участники симпозиума предлагают


  • Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

разработать и утвердить Краевую концепцию развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в учреждениях Забайкальского края;

определить содержание нормативно-правовых актов реализации инклюзивного образования.



  • Муниципальным органам управления образованием:

продолжить работу по разработке, утверждению и реализации муниципальных программ, направленных на создание вариативных условий образования, воспитания и развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в районах Забайкальского края;

продолжить работу по созданию и организации деятельности ресурсных центров по работе с детьми–инвалидами и детьми с ОВЗ (центры по развитию дистанционных форм обучения, центры по созданию доступной среды для детей с ОВЗ и др.).



  • Специальным (коррекционным) образовательным учреждениям:

продолжить диссеминацию лучшей практики по социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ;

активизировать работу по поиску и апробации форм взаимодействия и оказания методической помощи учреждениям массового образования в решении вопросов сопровождения и образования детей с ОВЗ;

организовать работу по созданию сетевого взаимодействия учреждений массового и специального образования.


  • Общеобразовательным учреждениям края:

активизировать работу по разработке и реализации программ, направленных на создание условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательных учреждениях;

обеспечивать психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с нарушениями в развитии;

продолжить работу по разработке и реализации раздела «Программа коррекционной работы» в структуре ООП НОО и ООО; предусмотреть подраздел формирования содержания коррекционной работы с учетом рекомендаций специалистов коррекционного образования: учителя-логопеда, учителя-дефектолога.


  • Учреждениям профессионально-педагогического образования обеспечить:

формирование необходимых компетенций у будущих педагогов для работы с детьми с ОВЗ, реализации инклюзивного образования детей и молодежи с ОВЗ;

разработку и выполнение научно-исследовательских работ по проблемам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в современной динамично изменяющейся социокультурной ситуации;



  • Учреждениям дополнительного профессионального образования обеспечить:

непрерывное совершенствование профессиональной компетентности педагогического сообщества края в вопросах обучения, воспитания и развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

продолжить реализацию программ профессиональной переподготовки педагогов для получения ими новых компетенций и права на ведение нового вида профессиональной деятельности в области «Коррекционной педагогики», «Практической психологии образования» и сопровождения обучающихся;

организацию и сопровождение профессиональных конкурсов в области коррекционно-развивающего образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

научно-методическую поддержку лучших педагогов, занятых в вопросах обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ;

научно-методическое сопровождение и обеспечение изменений в рамках структурно-функциональной модернизации системы специального образования;

содействие развитию форм взаимодействия учреждений общего и специального образования в Забайкальском крае.




Каталог: dfiles
dfiles -> Национально-региональные особенности развития системы специального образования забайкалья: аксиологический подход 130003 коррекционная педагогика
dfiles -> Перечень региональных инновационных площадок (далее рип), входящих в инновационную инфраструктуру общего, дополнительного образования Забайкальского края
dfiles -> Исследовательская деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка
dfiles -> Психологические Особенности самоконституирования субъекта в виртуальной реальностИ
dfiles -> Виды искусствоведческого анализа и возможности их применения на уроках мхк
dfiles -> Профессионально психологические аспекты активизации личности государственного служащего
dfiles -> Гендерные особенности управленческой деятельности
dfiles -> Анализ уровня стресса, типов реакций на стресс и причин его возникновения у работников торговой организации
dfiles -> Реализация развивающего обучения по дидактической системе л. В. Занкова в школах агинского округа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница