Современный танец в open-air проектах Каминский Михаил Валерьевич



Скачать 134,19 Kb.
страница1/5
Дата06.09.2019
Размер134,19 Kb.
  1   2   3   4   5

Современный танец в open-air проектах
Каминский Михаил Валерьевич

доцент кафедры хореографии УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

В статье представлены основные проблемы участия профессиональных коллективов современного танца в open-air проектах. Предложен ряд методических приемов для решения этих вопросов основанный на опыте отечественной театральной педагогики и современной психологической мысли.

The article presents the main problems of participation of professional groups of modern dance in open-air projects. The author offers a number of methodical techniques for solving these issues based on the experience of domestic theatrical pedagogy and modern psychological thought.

Mikhail Kaminski


Расширение социально-культурной сферы в Беларуси, в частности, в Минске активно отражается в появлении проектов на открытом воздухе. Среди них: фестиваль городской культуры «Пешеходка», арт-уикенды, форумы уличных театров, Фестивали национальных культур – грузинской, польской, еврейской, литовской, украинской, шведской, вечера джазовой и классической музыки «У Ратуши». Формат подобных мероприятий, в силу своей доступности, привлекает большое количество жителей столицы и ее гостей. Основную часть культурной программы этих мероприятий берут на себя профессиональные музыкальные коллективы, ремесленники, артисты оригинального жанра. В некоторых из них принимают участие минские танцевальные школы и студии современного танца.

При значительном влиянии этих мероприятий на развитие эстетического вкуса и культурного времяпровождения современного городского жителя – потенциал open-air проектов остается нераскрытым и мало востребованным среди профессиональных коллективов современного танца.

Направления современного танца изучаются более чем в 200 танцевальных школах и студиях города Минска. Наряду с выпускниками профессиональных учебных заведений (Белорусский государственный университет культуры и искусств, Государственный педагогический университете имени М.Танка, Минские колледжи искусств), имеющих педагогическое и хореографическое образование, также в этих студиях преподают учителя, самостоятельно освоившие выбранное танцевальное направление.

Коммерциализация обучения танцу неоднозначно сказывается на развитии танцевального искусства. С одной стороны, это приводит в танцевальные залы большее количество талантливых детей и молодежи, чем привносит разнообразие в хореографическое искусство и повышает общий технический уровень белорусских исполнителей современного танца [4, 124]. Несомненно, это новый этап развития современного направления, ведь если несколько лет назад белорусские танцовщики только осваивали новые направления современной хореографии, то теперь их опыт позволяет им преподавать, выстраивать свой авторский почерк и воплощать свои замыслы в сценических постановках или перфомансах. С другой стороны – привносит путаницу в понятийное поле будущего абитуриента профессионального учебного заведения. Статистика приемных комиссий показывает, что к современному танцу абитуриент причисляет house, jazz-funk, go-go, high-heels, alternative choreo, girly choreo, booty dance, twerk, popping и другие виды танца, указанные на сайте танцевальной школы. Наиболее удручает ситуация, когда техника и лексические модули традиционных направлений современного танца, принятого в профессиональном хореографическом сообществе – джаз, модерн, кантемпорари данс в некоторых школах настолько вульгализированы, что не имеют ничего общего с первоисточником заявленного направления, а известные исполнители и хореографы, ведущие предпринимательскую деятельность, из солидарности лестно отзываются и рекламируют низкосортные постановки своих учеников или коллег.

Это объясняет, что отточенные движения jazz-funk, go-go, popping, исполнительская харизма, слаженный ансамбль выступавших любительских коллективов на open-air проектах находят эмоциональный отклик в душе неискушенного зрителя и окончательно размывает в его сознании границы любительского и профессионального хореографического искусства.

Профессиональные коллективы, отмеченные участием и победами в Международном фестивале современной хореографии в Витебске, Международном форуме пластических театров «Пластформа», Международном театральном форуме ТеАрт – «Скво-данс», «Альтана», «Залесский данс дизайн шоу», «Скайлайн» и другие редко принимают участие в подобных мероприятиях.

Краткий анализ хореографических композиций коллективов, соотносящих свою творческую деятельность с понятием «профессиональная современная хореография» – дает нам как отличительные черты, так и зону ближайшего развития (проблемное поле):



Отличительные черты

Проблемное поле



необходимость сценического пространства закрытого типа, обуславливающего коммуникацию Сцена-Зритель как «четвертая стена»

неготовность прямого общения со зрителем;

отсутствие интерактивных техник и импровизационного взаимодействия;

психологическая незрелость и неуверенность в собственных действиях, не продиктованных хореографом-постановщиком




минимальное использование предметов декорации или реквизита

данная тема слабо раскрыта в сценической педагогике – как в хореографической, так и в театральной



необходимость задействовать световое оборудование для создания атмосферы показа

отсутствует классификация тематических занятий-упражнений для работы при разных видах освещения – естественное, общее, сценическое;

построение замысла постановок под реальную атмосферу – вечерний парк, шумный вокзал, дождливый вечер и др.





на показ зрителю выставляются постановочные работы, отрепетированные в зале

необходимо изучение импровизации не только как способа движения, но и как способа мышления автора-исполнителя в построении смысловых форм



мрачная или мало-актуальная для большинства современного общества концептуальная основа постановок

позитивное хореографическое мышление и актуализация темы под современного зрителя зависит от: стажа в постановочной деятельности;

знания социальных тенденций и духовных течений в обществе; ориентации в таких направлениях как танцевально-двигательная терапия и ее влияние на человека





техническая оснащенность побеждает эмоциональность исполнения, призывая зрителя – понимать, а не «чувствовать сердцем» хореографическое произведение

это проблема эмоциональной закрытости большинства исполнителей-«современников» и построение своих постановок на «изображении», а не на «проживании» чувств и эмоций логически и последовательно повествующих о линии действия персонажей

Докладчиком проведен ряд практических исследований в условиях городской и природной среды с целью решения проблемных зон путем апробации приемов, известных в отечественной театральной педагогике, призванных совершенствовать исполнительскую технику и эффективно развивать пластическое мышление студентов.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница