Современные технологии в обучении иностранному языку



Скачать 19.54 Kb.
Дата07.06.2016
Размер19.54 Kb.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Епихина Н.О., к.п.н., КрИЖТ ИрГУПС



Аннотация: Профессионально-культурное становление личности студента в современном поликультурном пространстве достигается успешной реализацией профессионально ориентированной коммуникативной подготовкой будущего специалиста на основе инновационных педагогических стратегий. Проведен анализ проблемы обучения иностранному языку как средству общения, и представлена совокупность педагогических технологий и методов.

Ключевые слова: педагогические технологии; профессионально-культурное становление личности студента; методы.

В стратегии современного высшего образования особая роль отводится обеспечению становления профессиональной культуры. На современном этапе успешность подготовки специалистов зависит от корректной реализации педагогических стратегий. Педагогические стратегии способствуют развитию личности, актуализируя ее коммуникативные и духовные ресурсы. Реализация данных стратегий помогает актуализировать профессионально-личностный потенциал, и при этом необходимо развивать не только профессиональные знания и умения будущего специалиста, но и самого человека как субъекта познания и опыта. Развитие педагогической науки подтверждает мысль, что становление личности студента происходит при сложном взаимодействии общей и профессиональной культуры, языковой личности и языковой компетенции.

В последние годы современная педагогика направлена на самообразование и само актуализацию личности, в том числе и в новой постоянно меняющейся информационно-образовательной среде вуза. Для решения указанных задач становится актуальным создание педагогических стратегий, способствующих реализации всей системы методических приемов, способов и организационных форм, обеспечивающих формирование профессиональных знаний и умений будущего специалиста на основе прогнозирования характера развития личности студента.

Данное исследование связано с анализом проблемы обучения иностранному языку как средству общения. Обозначенная проблема приобретает особую актуальность в современной методике и ориентирована на достижение успеха в языковой подготовке как составляющей высшего профессионального образования в целом. Ориентация на личностно-деятельностный и коммуникативный подходы обеспечивают интеллектуальное и нравственное развитие личности, активизируют ее потенциальные возможности. Для решения задачи максимального развития коммуникативных способностей необходимо освоить новые технологии и методы обучения, направленные на развитие всех видов речевой деятельности и формирование компетенций. Поэтому овладение иностранным языком на качественно ином уровне, как одной из проблем подготовки специалиста требует использование новых педагогических технологий, методов и средств обучения.

Становление специалиста нового уровня, обладающего творческими способностями, профессиональной компетентностью и языковой компетенцией предполагает применение методов активизации и проблематизации языкового образования. Отметим, что инновационное высшее образование с реализацией современных педагогических технологий превращает образование в ведущий фактор профессионально-культурного становления. С выделением фактора, т.е. причины образовательного процесса, достигается одновременное и эффективное разрешение дидактических проблем. Смысл данного выделения заключается в обеспечении перспективной возможности познания связи фактора с продуктивностью обучения. Современная система образования как социокультурный феномен определяет тенденцию перехода на «инновационный» тип обучения, которому присуще такая особенность как обучение предвидению, построенное на использовании моделирования и проектирования будущей профессиональной деятельности.

Целью проведенного исследования стало выявление современных стратегий в обучении иностранному языку, поэтому описанные ниже педагогические технологии связаны с реализацией дидактического инструментария в области овладения языковой компетенцией на занятиях иностранного языка у студентов технических вузов.

Моделирование профессиональной деятельности в рамках образовательного процесса, а именно, коммуникативные ситуации профессиональной направленности, могут стать переходной формой деятельности: от учебной к квазипрофессиональной. Для сближения процесса обогащения языковой компетенции студента и его профессиональной культуры результативным является использование процесса моделирования. Образовательный процесс в модельной форме отражает сущность производственных процессов, тем самым педагогически решается проблема интеграции учебной и профессиональной деятельности. Моделирование выступает средством оптимизации и диагностики процесса обучения, его прогнозирования и проектирования.

Развитию активной самостоятельной деятельности так же способствует такой тип развивающего обучения, как проблемное обучение. Данная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Указанные методы дают возможность сосредоточить внимание не только на иностранном языке, а на проблеме с перемещением акцента с лингвистического аспекта на содержательный. Он помогает в дальнейшем реализовать более сложные проекты в будущей профессиональной деятельности. Проектная технология, таким образом, представляет собой сложное сочетание форм и методов обучения иностранному языку. Под руководством преподавателя создаются проблемные ситуации и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями. Полагаем, что метод проблемного изложения учебного материала может широко использоваться при объяснении грамматических правил на занятиях иностранного языка. Проблемное обучение предполагает решение следующих дидактических операций: постановка вопросов преподавателем, анализ грамматического явления студентами, самостоятельное формулирование правила студентами под контролем преподавателя.

Развитию речевой культуры в целом и языковой компетенции конкретно, способствует дискуссионный метод обучения иностранному языку. Язык, при этом, является одновременно и целью и средством обучения. Данный метод помогает обнаружить причины возникших ситуаций, побуждает интерес к самостоятельному решению, что является стимулом процесса познания.

В настоящее время всё большую популярность в учебной деятельности приобретает технология проектного обучения. Актуальность проекта заключается в продуктивном способе сбора, изучении и анализа информации, что способствует формированию информационной культуры студентов. Данный метод формирует коммуникативные навыки и культуру общения и является одной перспективных современных стратегий. Технология метода проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Обучение в сотрудничестве (обучение в малых группах) считается одной из технологий, способствующих освоению учебного материала всеми студентами. При фронтальной или индивидуальной работе студенты с разным уровнем языковой подготовки и способностей не смогут самостоятельно добиться желаемых результатов, а данный метод делает возможным овладение знаниями всеми студентами.

Кроме того, в совокупности с другими методами, активизирующими познавательную деятельность студентов, технология ролевой игры, отражающая принцип проблемности и позволяющая решать проблемные ситуации, может использоваться как самостоятельно, так и в контексте технологии проектов. Студенты в процессе работы над проектом накапливают знания и реализуют их в моделировании ситуаций профессионального общения.

Таким образом, современные педагогические стратегии призваны выполнить государственный заказ, направленный на реализацию компетентностного подхода. Профессионально-культурное становление личности студента в современном поликультурном пространстве достигается успешной реализацией профессионально ориентированной коммуникативной подготовкой будущего специалиста на основе инновационных педагогических технологий. Целесообразная организация учебной деятельности с использованием всей совокупности педагогических стратегий способствуют успешному становлению современного специалиста.





  1. Методика преподавания в высшей школе.: учебно-практическое пособие \ В.И.Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. – М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 31.

  2. Мицкевич, А. А. Инновационные технологии обучения как фактор эволюции педагогического процесса // Гуманитарное знание: Научно-методический журнал. – СПб., 2007. – №4. – С. 72 – 77. – 0,2 п.л.

  3. Компетентностный подход в педагогическом образовании : монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392 с.

Каталог: sites -> default -> files -> u71
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
u71 -> Изучение иностранного языка как фактор процесса гуманизации образования в вузе мвд
u71 -> Реализация дистанционного обучения в учебном процессе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница