Современные технологии обучения иностранным языкам Материалы научно-практической конференции



страница1/7
Дата10.02.2016
Размер0.57 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


Современные технологии

обучения иностранным языкам
Материалы научно-практической конференции

(Бийск, 24 марта 2011 г.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования

имени В.М. Шукшина»




Современные технологии обучения иностранным языкам
Материалы научно-практической конференции

(Бийск, 24 марта 2011 г.)

Бийск

ГОУВПО «АГАО»

2011
ББК 74.58

С 56
Печатается по решению



редакционно-издательского совета

ГОУВПО «АГАО»

Ответственный редактор:

кандидат филологических наук, профессор кафедры немецкого языка

ГОУВПО «АГАО» Л.Н. Уланская



Редколлегия:

кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Хохлова;

кандидат филологических наук, доцент Е.А. Коржнева;

кандидат филологических наук, доцент Н.Г. Виноградова;

кандидат педагогических наук, доцент Н.Д. Деменкова;

кандидат филологических наук, доцент Т.И. Щелок;

кандидат филологических наук, доцент И.П. Исаева;

старший преподаватель С.Э. Павлюченко.


С 56

Современные технологии обучения иностранным языкам [Текст]: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – 140 с. – 50 экз.

В сборнике представлены материалы участников научно-практической конференции «Современные технологии обучения иностранным языкам», состоявшейся в г. Бийске 24 марта 2011 г. в Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина.

Для студентов, аспирантов, преподавателей школ, лицеев, гимназий, вузов.


Ответственность за точность и аутентичность цитат редколлегия не несет
Ó ГОУВПО «АГАО», 2011
Содержание

Антонова С.Ю. Технология веб-квеста в обучении английскому языку……………………………………………………………………

Базеева Ж.В. Современные технологии обучения иностранным языкам с позиции учителя и ученика………………………………...

Балахонова А.П. Развитие коммуникативных компетенций у студентов специальности «Менеджмент» инновационными технологиями обучения английскому языку………………………...

Булгакова А.С. Технология применения ролевой игры на уроках иностранного языка………………………………….............................

Геращенко А.М., Лимачко Г.Г. Применение интерактивных технологий на лекционных занятиях с привлечением иностранного языка…………………………………………….....................................

Голованова Е.Г. Лингвокультурные концепты в обучении иноязычному общению на старших курсах языкового вуза……….

Горбунова Т.С. Технология применения ролевой игры на уроках иностранного языка…………………………………………………...

Деменкова Н.Д. Особенности проектирования программы интегративного курса иностранного языка профессионального общения для языковых специальностей вузов………………………

Дехтеренко Ю.О. Использование средств eLearning 2.0 в ходе обучения иноязычному профильно-ориентированному общению……………………………………………………………….

Иванова В.В. О некоторых возможностях организации рефлексивного самоанализа студентов при обучении иностранному языку…………………………………………………..

Карманова Н.А. Функциональное обучение иноязычной лексике в средней школе…………………………………………………………

Кармацкая Э.В. Методический аспект технологии деловой игры…………………………………………………………………….

Ковалевская Е.В. Реализация воспитательного потенциала проблемного обучения в школьной театральной педагогике

(в контексте личностно-ориентированного подхода)………………



Кокшаров С.А. Особенности реализации обучения студентов вуза иностранному языку средствами модульной технологии в условиях единой виртуальной телекоммуникативной среды…………………………………………………………………...

Манузина Е.Б. Современные тенденции развития гуманитарных педагогических технологий…………………………………………..

Махутова Г.М. Формирование коммуникативной компетентности студентов неязыковых факультетов на основе разрешения проблемных ситуаций…………………………………..

Осипова Н.Н. Методы проблемного обучения аудированию в вузе……………………………………………………………………..

Павлюченко С.Э. Особенности обучения будущего учителя второму иностранному языку…………………………………………

Перфильева Е.П. Музыка на уроках иностранного языка…………

Пономарева Т.В. Компетентностный подход в обучении иностранному языку…………………………………………………..

Садвокасова Л.А. Коммуникативно-направленное обучение иноязычному чтению в средней школе……………………………...

Семенова В.В. Использование информационно-коммуникационных технологий как эффективное средство повышения мотивации изучения иностранного языка в условиях сельской малокомплектной школы…………………………………..

Соколова Ю.И. Применение технологии РКМЧП при обучении английскому языку младших школьников…………………………..

Тарасова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в обучении иностранным языкам………………………………………………….

Тимошкина Т.Я. Использование видео на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся……………………………………………………………….

Халяпина Л.П. Реализация технологии обучения поликультурному общению на основе Интернет………………………………………...

Хохлова Е.А. Технология формирования профессиональной компетентности учителя иностранного языка на основе проблемного подхода…………………………………………………

Цыганова Н.В. Образовательные эффекты технологии ролевой игры…………………………………………………………………….





С.Ю. Антонова,

канд. пед. наук, учитель английского языка

МОУ «Гимназия № 11» (г.Бийск)
Технология веб-квеста в обучении английскому языку
Современные образовательные технологии ориентированы на эффективное формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. Одна из таких технологий – технология образовательных веб-квестов (Web Quests) направлена на максимальную практическую деятельность и является актуальным механизмом включения учащихся в процессы способствующие развитию их информационных и коммуникационных компетенций.

 Образовательным веб-квестом (quest – от англ. – поиск, искать) называют сайт в Интернете, посвященный определенной теме и состоящий из нескольких связанных единой сюжетной линией разделов, насыщенных ссылками на другие ресурсы Интернет.

 Авторами данной технологии являются Берни Додж и Том Марч. Данная технология разрабатывалась для интеграции Интернета в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов.

Сегодня, когда реализуется проект президента Российской Федерации по подключению всех образовательных учреждений России к Интернету, данная технология может найти достойное место среди педагогических технологий, используемых в нашей стране. Тем более,  весь мир широко использует его.

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной. Веб-квесты, как и учебные проекты, могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Веб-квест обычно состоит из следующих разделов – введение, формулировка задания, порядок работы и необходимые ресурсы, оценка работы учащихся над веб-квестом, заключение, комментарии для преподавателя.

Берни Додж предлагает следующие виды заданий для веб-квестов [1]:

Пересказ

Планирование и проектирование

Самопознание

Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа

Разработка плана или проекта на основе заданных условий

Любые аспекты исследования личности

Компиляция

Творческое задание

Аналитическая задача

Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры

Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

Поиск и систематизация информации

Детектив, головоломка, таинственная история

Достижение консенсуса

Оценка

Выводы на основе противоречивых фактов

Выработка решения по острой проблеме

Обоснование определенной точки зрения

Журналистское расследование

Убеждение

Научные исследования

Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

Для успешной реализации данной технологии обычно требуются определенное аппаратное и программное обеспечение. Обязательное условие – наличие Интернета. Учащиеся могут работать над веб-квестом как в школе в рамках урока (уроков), а также дома. Веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, при этом дополнительную мотивацию при выполнении веб-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.).

Веб-квесты на 7 языках по различным дисциплинам (включая иностранные языки) для разных возрастных групп Bernie Dodge. SDSU WebQuest Portal http://webquest.org. На сайте предложены разработки веб-квестов для совершенствования языковых навыков, расширения страноведческих знаний, развития личностных качеств. Сама работа над заданиями, предложенными в квесте помогают учащимся развивать навыки работы в команде, учат их работать над своим заданием самостоятельно и быть ответственным за свой аспект в командной работе. При презентации продукта работы учащиеся совершенствуют умения выступать перед публикой, отстаивать свое мнение.
Литература:


  1. Информационные технологии в обучении языку. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php#lit9

  2. Lamb A. Locate and Evaluate WebQuests. 2000-2004 / EduScapes. Teacher Tap. Internet resourses.Webquests [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://eduscapes.com/tap/topic4.htm

  3. Андреева, М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции [Текст] / М.В. Андреева // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. – М., 2004.

  4. Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". – режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999



Ж.В. Базеева,

учитель немецкого и английского языков

МОУ «СОШ №7» (г. Бийск)
Современные технологии обучения иностранным языкам

с позиции учителя и ученика
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении современных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Главная цель, которую мы ставим перед собой, применяя современные технологии в обучении иностранным языкам — это показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения иностранному языку школьников, формирования и развития их коммуникативной культуры, обучения практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи.

Инновационные тенденции в преподавании  иностранного   языка  школьникам

Перейдем к рассмотрению современных, инновационных технологий обучения   иностранному   языку, направленных на более эффективное развитие личности  и  адаптацию в рамках сегодняшнего быстро меняющегося общества.

Активное  обучение основано на том, что учащийся все чаще сталкивается в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Этот метод направлен на самоорганизацию и саморазвитие личности. Основной принцип заключается в том, что обучаемый сам является творцом своего знания. Активное  обучение  является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания  иностранного   языка. Необходимо отдавать предпочтение активным методам  обучения, которые направлены на формирование у учащихся самостоятельности, гибкости, критичности мышления. Объектом изучения ИЯ является иноязычная речевая деятельность как важнейшее средство межкультурного взаимодействия в целом. Межкультурное взаимодействие возможно только в том случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК): языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебная.

Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания видятся в следующем: постановка целей; превращение деятельности ученика в его самодеятельность; конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей и методов; тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой; контроль на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся; стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего; разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы [1].

Немаловажным фактором для отбора методик является принцип преемственности разных уровней образования, обеспечение непрерывности образования. Оптимальным способом формирования иноязычной коммуникативной компетенции  и  обеспечения преемственности, как на этапе школьного образования, так  и  на этапах общего  и  профессионального образования является интеграция в традиционный учебный процесс таких современных методов  обучения   иностранным   языка, как  обучение  в сотрудничестве, методов проектов  и  языковой портфель, использование сети Internet, «мультимедиа».

Проектная деятельность позволяет интегрировать предметы гуманитарного  и  художественно-эстетического циклов с  иностранным   языком. Предметы художественно-эстетического цикла способствуют включению эмоциональной сферы ребенка, что очень важно для успешного овладения  иностранным   языком. (Опытные преподаватели используют в своей практике музыкальные произведения, которые помогают запомнить сообщения, заключенные в сопровождающих их словах) [3].

Языковой портфель как одно из перспективных средств  обучения   иностранному   языку  в школе

Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт/результат учебной деятельности учащегося по овладению  иностранным   языком. Такой пакет/набор материалов дает возможность  ученику   и  преподавателю по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, проанализировать  и  оценить объем учебной работы  и  спектр достижений обучаемого в области изучения  языка   и  иноязычной культуры. Одним из важных преимуществ языкового портфеля, по сравнению, в частности, с “разовыми” текстами, является возможность для  ученика  самостоятельно проследить свою динамику уровня владения изучаемым  языком  в течение определенного времени.

Инновационные  технологии  в образовании – это, прежде всего, информационные  и  коммуникационные  технологии, неразрывно связанные с применением компьютеризированного  обучения.

Преподавание  иностранного   языка  с использованием сети Internet

Внедрение информационно-коммуникационных  технологий  в процесс  обучения  началось не так давно.

Однако темпы его распространения невероятно стремительны. Применение Интернет-технологий на занятиях по  иностранному   языку  является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. В большинстве случаев ребятам нравится работать с компьютером. Так как занятия проходят в неформальной обстановке, школьникам предоставлены свобода действий,  и  некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ.

Перспективы использования Интернет-технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть:



  • Переписка с жителями стран изучаемых  языков  посредством электронной почты;

  • Участие в международных Интернет-конференциях, семинарах  и  других сетевых проектах подобного рода;

  • Создание  и  размещение в сети сайтов  и  презентаций (Они могут создаваться совместно с преподавателем  и  обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран).

Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности  учеников  в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку. Всемирная сеть представляет уникальную возможность для изучающих  иностранный   язык  пользоваться аутентичными текстами, общаться с носителями языка, создавая естественную языковую среду  и  формируя способность к межкультурному взаимодействию.

Целенаправленное использование материалов сети Интернет на занятиях по иностранному  языку  позволяет эффективно решать ряд дидактических задач, а именно:



  1. совершенствовать навыки чтения;

  2. пополнять словарный запас лексикой современного  иностранного   языка;

  3. совершенствовать навыки монологического  и  диалогического высказывания, обсуждая материалы сети;

  4. формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности в процессе обсуждения проблем, интересующих всех  и  каждого.

Исключительные возможности в процессе  обучения   иностранному   языку  Интернет представляет для овладения средствами общения в письменной форме, обеспечивая возможность реализации коммуникативного подхода к  обучению  письменным видам речевой деятельности. В целях  обучения   иностранному   языку  используется как свободное общение в сети, так  и  общение в режиме электронной почты.

Для достижения максимального эффекта необходимо использование широкого спектра инновационных, в том числе, безусловно, разнообразных медиаобразовательных  технологий  в обучающем процессе.



Мультимедиа

В современной методике «мультимедиа» рассматривается как одно из многих технических средств  обучения  (ТСО), которое способно решать круг задач, определяемый дидактическими свойствами  и  функциями данного СО. С этой точки зрения мультимедиа – это ТСО, интегрирующее разные виды информации – звуковую, визуальную, и обеспечивающее интерактивное взаимодействие с обучаемым. Свойства интерактивности, т.е. возможность управлять процессом представления информации вовлекает обучаемого в активный учебный процесс, стимулирует его познавательную деятельность, способствует поддержанию устойчивой мотивации к познанию.

Данное средство  обучения  (мультимедиа) позволяет:

-интегрировать разные виды информации в одном объект-контейнере (текст, звук, видео) и представлять её, воздействуя на разные органы человеческих чувств;

- развивать навыки работы с большими объёмами информации разного вида;

- развивать критическое мышление;

- стимулировать когнитивный процесс;

- интерактивно взаимодействовать с обучаемыми;

- адаптироваться к запросам последнего;

- организовать групповую работу в мультимедийных средах;

- формировать устойчивую мотивацию к  обучению;

- создавать максимально приближенные к реальности условия для выработки учебных и профессиональных навыков.



Особенности мультимедиа ресурсов

Мультимедиа, как средство  обучения, отличается от других средств  обучения, прежде всего, двумя основными дидактическими свойствами: интегративным подходом в представлении информации в различных формах (текст, звук, видео и т.д.) и интерактивным взаимодействием с обучаемым, которые позволяют решать многие современные дидактические задачи, а именно формировать ключевые компетентности, обозначенные нормативными документами как основа содержания современного образования:



  • Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

  • Компетентность в сфере социально – трудовой деятельности;

  • Компетентность в бытовой сфере;

  • Компетентность в сфере культурно – досуговой деятельности.

Современные компьютерные средства позволяют создавать новые компьютерные программы как обучающие, тренировочные, так  и  контролирующие. Такого рода программы создаются в специальных учебных целях  и  широко используются в процессе самостоятельной  и  домашней работы при изучении  иностранного   языка. При самостоятельной проработке материала использование компьютера обеспечивает: 1) свободный режим работы, 2) неограниченное время работы, 3) исключение субъективных факторов, 4) максимальную поддержку при овладении  иностранным   языком. Компьютерные средства контроля повышают эффективность самостоятельной работы, оперативность в получении результата, увеличивают объективность оценки на 20-25%.

Внедрение в учебный процесс современных методов  и  методик дает возможность реализовать цели  обучения  на основе новых подходов к образованию:



  • Усилить практическую ориентацию образования, направленность на развитие качеств личности, способной к эффективной жизнедеятельности в стремительно меняющемся мире;

  • Обеспечить преемственность общего  и  профессионального образования;

  • Обеспечив функциональное владение  иностранным   языком, стимулировать учащегося к продолжению языкового образования;

  • Развить навык самостоятельной работы учащихся  и  осознание ими необходимости непрерывного образования  и  самосовершенствования;

  • Усилить индивидуализацию  и  дифференциацию процесса  обучения   иностранным   языкам  на основе личного опыта обучающегося;

  • Способствовать профессиональному росту  учителей, созданию сообщества творческих  учителей.

Использование инновационных технологий обучения   иностранным   языкам  в современной школе основывается на развитии субъект-субъектных отношений  учителя   и  обучающихся. Эти отношения предполагают: признание обучающегося основной ценностью образовательного процесса; переход к сотрудничеству (учитель  выступает как организатор учебной деятельности, в которой  ученик  ведет самостоятельный поиск знаний); выявление  и  максимальное использование субъектного опыта обучающегося, согласование его опыта с общественно значимым опытом; активизацию личностных функций  ученика.

Выбор технологии каждым конкретным  учителем  основывается на анализе педагогической ситуации. На определение технологии  обучения   иностранным   языкам  обязательно скажутся, например, количество времени, отведенного на учебный предмет, отдельную тему; уровень подготовленности обучающихся, их возрастные особенности; материальная оснащенность образовательного учреждения; уровень подготовленности самого  учителя.


Литература:

  1. Чупрасова, В. И. Современные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://referat.ru/referats/view/ 14359

  2. Горегляд, О.Л. Инновационные тенденции в преподавании иностранного языка школьникам [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://festival.1september.ru/

  3. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – №2. – С. 3-10.


А.П.Балахонова,

ст. преподаватель

кафедры иностранных языков

ГОУВПО «АГАО» (г.Бийск)



Развитие коммуникативных компетенций у студентов
Технология применения ролевой игры
Функциональное обучение иноязычной лексике
Формирование коммуникативной компетентности
Компетентностный подход в обучении иностранному языку

Каталог: spb -> doc
spb -> Проект концепция инклюзивного образования в санкт-петербурге
spb -> Федеральное государственное автономное образовательное
spb -> Программа VII сессии Общественно-педагогического форума
spb -> Управление информационно-образовательными комплексами в сфере высшего образования
spb -> Обзор о природе метафоры и ее роли в понимании организации и менеджмента 1
spb -> В. Я. Дмитриев 1 Проблемы и перспективы модернизации российского образования Статья
spb -> Федеральное государственное автономное образовательное
doc -> Оглавление кафедра «Бизнес-информатика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница