«Современные методы и технологии обучения и воспитания в дошкольном и начальном образовании»



Скачать 25,17 Kb.
Дата17.10.2020
Размер25,17 Kb.
ТипДоклад


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Архангельской области «Каргопольский педагогический колледж»

XX Региональные педагогические чтения по теме


«Современные методы и технологии обучения и воспитания

в дошкольном и начальном образовании»
(Каргополь, 16 марта 2019 года)
Секция (название) «Современные методы и технологии в учебной деятельности в начальном общем образовании»
Доклад на тему
«Технология сотрудничества как условие развития личности в малокомплектной школе»
Автор доклада: Зыкова Нэлля Николаевна, учитель начальных классов, филиал МБОУ «Важская основная школа»Заостровская основная школа, с. Заостровье Виноградовский район

Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитывать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию, самореализации.[1,c. 19]

С этой целью учитель должен организовывать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, так же создать условия для раскрытия его индивидуальности.

Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать ситуации, в которых школьники сотрудничают. Используя технологию сотрудничества в обучении, особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате плодотворной работы каждого члена группы, взаимодействуя с другими ее членами. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы что-то сделать вместе, но и в том, чтобы каждый участник группы овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся группа знала, чего достиг каждый ученик, то есть вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.

В ходе обучения в сотрудничестве решается двойная задача: с одной стороны – академическая – достижение познавательной цели; с другой - социальная и коммуникативная – дети учатся общению.

Существуют разные варианты организации обучения в сотрудничестве. Я хочу остановиться на сотрудничестве старших и младших классов в условиях малокомплектной школы.

«Учебное сотрудничество как условие развития личности» - это одна из тем по самообразованию, которая мною прорабатывалась. Почему я ее выбрала? Когда работала с одним классом, где было 20 человек, работу строила дифференцированно, учитывая уровень обучаемости. Оказавшись в условиях малокомплектной школы, работая с двумя классами, мне захотелось их объединить в одно целое. Поэтому я сторонница однопредметных уроков и по возможности однотемных.

Однотемные уроки русского языка – это чаще уроки повторения для старших классов и изучения нового материала для младших.

Уроки чтения можно проводить по темам «Устное народное творчество», творчество отдельных писателей: Пушкина, Толстого, Крылова. По математике – уроки закрепления для вычислительных навыков, решение задач, изучение нового материала по темам «Периметр», «Величины». Проведение таких однотемных уроков всегда учитываю в тематическом планировании.

На однотемном уроке всегда можно провести общий этап, который и объединяет два класса в одно целое. Вот тут-то и нужна технология сотрудничества.

Обучение в технологии сотрудничества проходит на трёх этапах.

1 этап. Создание мотивации взаимодействия: дети понимают, что делать что-то вместе интересно. Например, урок русского языка в 1 классе в четвёртой четверти, тема «Главные члены предложения». В начале урока самостоятельная работа. Следующий этап урока - взаимопроверка. 3 класс проверяет, как 1класс списал предложения (работают самостоятельно). 1 класс под руководством учителя проверяют работу 3 класса. Сколько предложений написано? Выборочно читают предложения, обращая внимание на то, что в каждом предложении подчеркнуто два слова, читают эти слова. Просим 3 класс оценить работу 1 класса, а 1 класс оценивает аккуратность работы 3 класса и просит объяснить, почему в предложениях подчёркнуты слова. Из объяснения 3 класса узнаём, что в предложении есть главные члены. Слушаем подробное объяснение, как найти главные члены. Задаем вопрос 1 классу:«Хотели бы научиться находить и подчеркивать главные члены предложения?» Не было случая, чтобы кто-то сказал «нет», всегда младшие желают делать что-то, как старшие ребята.

2 этап. Обучение детей правилам эффективного взаимодействия. Младших школьников надо учить совместной деятельности. Перед началом работы необходимо договориться, как лучше организовывать работу, чтобы она шла дружно, без ссор, как важно помогать друг другу, убедиться, что если в паре или группе дружеские отношения, то работа идет веселее и результат выше. Например, урок математики – этап устного счета. Учащимся выданы карточки с примерами, где уже прописаны ответы, старшие задают примеры младшим, затем роли меняются. Какие правила эффективного взаимодействия здесь: пример четко проговаривать; пример слушать (не переспрашивать, не повторять). При организации такой работы учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой. В ходе диалога слышишь примеры, ответы, слова поощрения – молодец, правильно; или слова поддержки – подумай, старшие могут дать наводящую подсказку.

3 этап. Обеспечение опыта совместной деятельности. Опыт совместной деятельности накапливается постепенно. В начале учебного года, когда я начала работу с классом-комплектом, меня не покидала мысль, что индивидуально с первоклассником я не имею возможности заниматься. А их у меня было семеро, в третьем классе – четверо, причём, одни девочки, причём, с разным уровнем обучаемости. Но именно к ним я обратилась за помощью. Мы договорились вместе учить первоклассников читать, писать, считать. Раз в неделю мои девочки занимались с ребятами. Одна читала; вторая следила за правильным написанием букв, слогов, слов; третья писала цифры, примеры; четвёртая считала примеры на карточках устно. Конечно, перед каждым занятием с девочками мы обсуждали предстоящую работу, а по окончании подводился итог. На это занятие мы отводили тридцать пять минут, для одного первоклассника пять минут чтения, письма, письменной математики и устного счёта. Заняты четыре человека, три занимаются самостоятельно: раскраска, пазлы, мозаика. Через пять минут пересаживаемся, вид работы меняется. Такое занятие ребята прозвали «пересадки» (пересаживались по кругу). Все работали очень увлечённо. А особенно меня радовал третий класс. Девочкам нравилось проявлять себя в роли учителя. Они были очень доброжелательны. Так мы стали накапливать опыт совместной работы. К концу года в роли учителя, работая в паре с 3 классом, выступали и первоклассники, например, по русскому языку диктовали слова с карточки и по этой карточке проверяли.

Перечислю основные принципы технологии сотрудничества:


  1. Взаимозависимость, которую можно создать на основе единой цели;

распределение ролей;

подбор учебного материала;

одно поощрение на всех.


  1. Личная ответственность каждого. Каждый ученик отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

  2. Равная доля участия каждого. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность на основе взаимной помощи и поддержки достигается выделением внутригрупповых ролей.

  3. Рефлексия - обсуждение качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.[2,с.35]

Примером применения технологии сотрудничества на уроках литературного чтения может служить приём «чтения за ведущим», который направлен на совершенствование навыка чтения. Работа строится в паре. Ведущим будет ученик старшего класса. Текст читается по предложению три раза. Первый раз ведущий читает предложение, второй ученик повторяет; второй раз первое предложение читает ведущий, а сосед читает второе предложение и т.д.; третий раз ведущий читает второе предложение, а начинает чтение сосед.[2,c.35]

В этом учебном году мы пригласили к сотрудничеству обучающихся пятого и шестого классов. Подготовили и провели читательскую конференцию «Герои книг Э. Успенского». Конференция прошла интересно. В разновозрастном коллективе было полное взаимопонимание. Вместе ребята вспомнили известных литературных героев Э.Успенского, а потом старшие познакомили младших с новыми героями.

Технология учебного сотрудничества помогает на уроке создать деловую обстановку, где ученики охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом, при этом решаются задачи личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития младшего школьника.

Список информационных источников


1.В.А. Гражданцева «Педагогика сотрудничества как условие развития личности» «Начальная школа» 2008 №6

2.В. Б.Лебединцев,И.В.Удегова «Парная работа в разновозрастных группах» «Управление начальной школой» 2010 №11

3. «Проблемы современной сельской школы» Материалы Всероссийской конференции. Архангельск 2009

4. «Развитие инновационных процессов в системе начального образования» ПГУ им. М.В.Ломоносова Архангельск 2010



5. М.П. Щетинин «Объять необъятное» М. «Педагогика» 1986

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница