Современная ситуация в стране требует инновационных подходов в системе образования



Дата04.08.2021
Размер60,5 Kb.
#169237
Связанные:
Разв среда


Роль интерактивных форм работы с кадрами в формировании развивающей среды ДОУ
Нордгеймер Ю.Р. к.пс.н.
Современная ситуация в стране требует инновационных подходов в системе образования. Согласно Концепции модернизации российского образования, чтобы вести достойную экономическую политику в мире, быть конкурентоспособной на рынке труда, нашей стране необходимо воспитать новые кадры. Позитивные изменения в системе дошкольного образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров становятся, таким образом, одной из главных задач в деятельности по модернизации муниципальных систем образования.

Накопленный опыт работы МБДОУ детским садом №31 «Заря» г. Пятигорска позволил, опираясь на современную научную базу, разработать новую модель организации деятельности педагогов ДОУ по внедрению инноваций в образовательный процесс.

Особенностью деятельности методической службы детского сада стало ее включение в систему непрерывного образования педагогов, на базе комплекса непрерывного профессионально-ориентирующего образования обучающихся (СНПО). В отличие от стандартной модели методического сопровождения, в новую был введен элемент - СНПО (см.рис).

Этот элемент определяется как площадка для отработки инноваций, как образец для подражания с последующим его переносом в существующий образовательный процесс. Благодаря именно этому элементу удается апробировать и внедрить в практику новые интерактивные формы работы с кадрами.

Основные задачи, решаемые этим новым элементом структуры, это:


  • отработка вопросов преемственности между всеми этапами образовательного процесса;

  • междисциплинарная интеграция между специалистами разного профиля;

  • организация практикумов для студентов педагогических вузов и педагогов, повышающих квалификацию;

  • апробация проектных форм работы с их реализацией на этапе дошкольного образования;

  • исследовательская работа дошкольников с возможностью ее продолжения в школе;

  • отработка новых направлений и форм реализации портфолио дошкольников и педагогов ДОУ.

Ключевым фактором в успешной реализации этой модели является средовой подход в личностно-ориентированном образовании. Работа в ДОУ строится на основе пятикомпонентной модели создания развивающей среды, как для педагогов, так и для воспитанников:

а) первый компонент - это развивающая предметная среда в виде определенной организованности учебного ПРОСТРАНСТВА, учебных помещений, всего, что связано с окружающим детей предметным миром;

б) второй компонент - СОДЕРЖАНИЕ учебного материала;

в) третий компонент - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебного процесса;

г) четвертый компонент - кадровое обеспечение образовательного процесса и организация нового вида ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, субъектно-объектых и субъектно-субъектных, организующих и направляющих АКТИВНОСТЬ обучающегося;

д) пятый компонент - это активность педагога и воспитанника, как для достижения результатов в образовательном процессе, так и в оценке их величины.

Именно личное стремление к самосовершенствованию является тем фактором, который позволяет достичь значительных высот, как в образовательной, так и в профессиональной деятельности.

Создание данной системы непрерывного педагогического образования является реакцией на происходящие интеграционные процессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Эти процессы обуславливают значительное повышение требований к уровню профессионализма педагогов и динамичностью образовательной среды, где все более актуальное звучание приобретает феномен непрерывного образования. Каждый педагог постоянно ощущает необходимость в самообразовании.

В значительной части эта задача решается через реализацию системы различных творческих проектов. Разработка и реализация инновационных, социально-значимых проектов с привлечением педагогов из других образовательных учреждений создает условия для формирования и развития творческого, управленческого, созидательного потенциала педагога.

Благодаря многолетней традиции проектной деятельности на базе детского сада №31, школы с углубленным изучением английского языка №12 и Пятигорского государственного лингвистического университета сформировался ресурсный центр системы непрерывного образования. Практически каждый педагог реализует один, а отдельные педагоги даже несколько проектов одновременно.

Данный образовательный комплекс детский сад — школа — вуз функционирующий в режиме ресурсного центра развития образования, создан на базе школы - победителя конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и детского сада являющегося базовым учреждением федеральной стажерской площадки СКИРО. Создание сети ресурсных центров непрерывного образования различного профиля делает возможным организацию нового поколения курсов повышения квалификации, семинаров и тренингов, выгодно отличающихся от традиционных форм, их реализацией на базе реально действующего образовательного комплекса инновационного типа. Демонстрацией эффективных педагогических приемов и технологических цепочек в ходе открытых мероприятий закладывается основа инновационного развития не только отдельных образовательных учреждений, но и муниципальной системы образования в целом. Так, например, модель непрерывного профессионально-ориентирующего образования «Детский сад – школа – вуз» получила признание и распространение наряду с городом Пятигорском еще и в Минеральных Водах и в городе Лермонтове. Уже в самой идее данной образовательной системы заложена возможность стажировки педагогических кадров, как в процессе реализации отдельных проектов, так и организации образовательного процесса в детском саду в целом.

Совместно с педагогами-новаторами, преподавателями СКИРО педагогами данных образовательных учреждений выстраиваются цепочки непрерывного профессионально-ориентированного взаимодействия «Детский сад – школа – вуз». Основа этой новой модели была заложена несколько лет назад в ДОУ №31 «Заря». В ходе организации работы федеральной экспериментальной площадки ФИРО осуществлялась психолого-педагогическая подготовка детей к школе таким образом, чтобы затем они продолжили комплексное изучение иностранных языков в школе с углубленным изучением английского языка №12, и далее – в Пятигорском государственном лингвистическом университете.

Значительную роль в интерактивных формах работы с кадрами может сыг­рать применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Такая работа, начиная с сентября 2005 г., и проводится коллективом МДОУ № 31 г. Пя­тигорска, на базе которого были от­крыты два компьютерных клас­са. В ходе обучения педагогов средствами ИКТ у них целенаправленно формировалась установка: «Нет неодаренных детей, есть нераскрытые таланты!».



Интерактивность обучения педагогов была обеспечена соблюдением следующих принципов:

  • внимание каждому педагогу;

  • учет его возрастных и психологических особенностей;

  • индивидуальный подход;

  • высокое качество предоставляемого материала;

  • активная поддержка стремления педагога к самореализации;

  • использование современных программ, методик и технологий;

  • информатизация всех элементов образова­тельного процесса;

  • помощь молодым специалистам в организации своего АРМа;

  • объединение усилий отдельных педагогов в реализации проектов, сопровождающих подготовку к очередному празднику.

Все эти принципы реализуются на основе новой модели подготовки кадров. Ее основной смысл можно выразить так: от фрагментарной разнонаправ­ленной организации работы педагогов к построению системы непрерыв­ного педагогического образования в едином информационно-образователь­ном пространстве на основе ме­тодологии развивающей среды. В модели ключевую роль игра­ет технологическое триединство, состоящее из психолого-педаго­гического, здоровьесберегающего и информационно-коммуника­ционного компонентов. Необходимость перестройки педаго­гического мышления от личностно-центрированного к средовому, предполагает создание условий для развития (предметно-развивающая среда, содержание занятий, технологи­ческий уровень их проведения, новые формы организации взаи­модействия между дошкольником и воспитателем, между детьми, и возможности проявления твор­ческой активности каждого ре­бенка). Другим принципиальным отличием этой модели от традиционных форм работы с кадрами является формирование у педагогов начальных компьютерных компетенций и набора приемов по комплексной диагностике и психофизическому развитию детей через психофизические тренинги и компьютерные игры. Педагоги в ходе реализации данной модели не только создают портфолио для своих подопечных, но и таким образом формируют свой собственный портфель достижений, который они будут постоянно пополнять в процессе своей педагогической деятельности. Основу этого портфеля составляет опять-таки пятикомпонентная модель развивающей среды и ее методического обеспечения.
Экспериментальная работа, являясь одной из ключевых форм разработки инноваций, осуществляется совместно с вузами прежде всего с СКИРО, что позволяет вывести методическую работу на новый качественный уровень. Интерес представляют новые направления совместной деятельности:

  • стажировка педагогов на базе ДОУ;

  • создание новой сетевой экспериментальной площадки, включающей в себя учреждение дошкольного образования, школу и вуз;

  • совместная работа над созданием мобильных АРМов педагогов ДОУ

  • разработка и реализация новой модели портфолио.

Тесное сотрудничество со структурами, работающими с молодыми специалистами, позволяет определить их педагогический потенциал, привлечь и молодых педагогов к экспериментальной и инновационной деятельности на базе таких ресурсных центров.

Одним из элементов этой системы стала также реализация проекта Федеральной стажерской площадки на базе СКИРО. Работа над ним способствует повышению профессиональной мобильности, развитию активности педагогического сообщества, ориентированного на профессиональное самоопределение, самообразование, реализацию им своих способностей, личностного развития, выстраивания линии карьерного роста.



Сохраняя положительные находки, формы и методы работы, которые не раз апробировались на практике, разрабатываемая в ДОУ модель позволяет внедрять инновационные проекты системно, выстраивать единую информационно-образовательную среду не только отдельного образовательного учреждения, но и муниципальной образовательной системы в целом.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница