Современная система образования в интересах устойчивого развития



Скачать 19,33 Kb.
Дата18.10.2019
Размер19,33 Kb.


Гофман О.М.,

КГУ КШДС «Жұлдыз», Абайский район
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.


Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение.

Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Конфуций.

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании. Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?». Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.

Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения. Критический подход – ответственный подход к пониманию, оценки, анализу и синтезу информации. Современный мир движется быстрыми темпами развития информационных технологий, где не только ребенку, но и взрослому человеку порой бывает сложно ориентироваться в жизни. Я придерживаюсь, следующего мнения о том, что творческие способности учащихся можно развить, создав для этого специальные условия. Если учащиеся с самого начала готовятся к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого ученика будет формироваться не так, как формируется личность ребенка зависящего от учителя в школе и в семье от своих родных. Уроки, проводимые по стратегии развития критического мышления, имеет чёткий технологический алгоритм, а также набор приемов и методов ведения урока. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трех стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Например: «Главные и второстепенные члены предложения» на стадии вызова я предложила ученикам посмотреть на картинку Подснежника и задала вопрос – Что вы можете сказать о нем?, где после обсуждений в группах последовал ответ о том, что он предвестник весны и занесен в Красную книгу и его не надо рвать, т.к они исчезают с лица Земли – т.е присутствовали устные размышления учащихся – диалог, а это значит тоже критическое мышление. На стадии вызова я предложила обратить внимание на опорные понятия, учащимся нужно было подумать, о чём пойдет речь на уроке и сформулировать тему урока, где некоторые группы учащихся справились с заданием. И для себя я выяснила таким образом, что у детей уже имеются некоторые навыки наблюдения, и умения делать выводы, ставить перед собой цели, что является признаками критического мышления. Следующее задание- постановка проблемы, каждой группе были даны карточки: например:

1. Вот и наступила долгожданная весна.

2. Наступила весна.

3. Весна.

4. Вот и …. долгожданная…..

Каждой группе предстояло найти главные и второстепенные члены предложения в каждом предложении и объяснить является это предложением или нет с ответом Почему?

Решение проблемы:

1,2.3 –предложения

4 – не предложение

Доказательство:

1- Состоит из главных и второстепенных членов

2- Состоит только из главных

3- Только из главного

4- Только из второстепенных членов.

Вывод: предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения. Ребята сами находили решения проблемы в своих группах, доказывали и делали выводы. Выходили и защищали свои ответы. Стадия вызова – это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. На стадии осмысления были даны тесты на компьютерах, где учащиеся работали в группах, отвечая на вопросы по теме урока «Главные и второстепенные члены предложения», и каждая группа получила по 10 баллов, где автоматически после завершения тестов был выдан результат на компьютере, это говорит о том, что все ребята в группах поняли тему урока, ну конечно же в роли лидеров были те ребята, которые талантливые и одаренные. С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем перебороть.



Оценивание критического мышления будет развиваться, если ученик умеет выделять главное, высказывать свои мысли и предположения, презентовать. Ученик способный аргументировать свою точку зрения в письменной или устной форме четко объясняющий и обосновывающий свое мнение по теме. Стремление учащегося к процессу познания также ведет к развитию и оцениванию критического мышления. В применении на своих уроках технологии критического мышления я могу сказать, что именно приемы и методы критического мышления помогли развить мышление учащихся, появилась способность работать в группе. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением. Проведя уроки я пришла к такому выводу, что учащиеся на стадии формирования критического мышления, и при этом данное мышление развивается у всех учащихся по разному. Так же могу сделать вывод о том, что мыслительная деятельность и постановка речи находиться не на высоком уровне, а лишь на начальной стадии развития. Для меня основной задачей на будущее стало научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое, уметь анализировать классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни. В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критически мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность.

И хотелось бы подытожить свою статью словами великого Абая: Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница