Советы психолога родителям детей группы риска



Скачать 24.24 Kb.
Дата21.05.2016
Размер24.24 Kb.
Советы психолога родителям детей группы риска.

Учебная деятельность

Почему ребёнок плохо учится? Этот вопрос волнует и семью и школу. Как правило, в основе неуспеваемости лежит не одна причина, и действуют они в комплексе. Как правило это:

- личностные особенности подростка (волевые качества, самооценка и т.д.)

- наличие школьной мотивации (т.е. его отношение к школе в целом);

- взаимоотношения с учителями, родителями, сверстниками;

- статус в коллективе;



Психологические причины неуспеваемости это:

1. Недостаточно сформирована познавательная деятельность детей: низкий уровень развития психических процессов: память, внимание, мышление и др.

В подростковом возрасте снижение мотивации к учёбе может спровоцировать отклоняющееся поведение ребёнка.

несформированность приёмов учебной деятельности и



2. Недостаточно сформирована мотивационная сфера детей, т.е. отсутствие интереса к учебной деятельности, либо наличие лишь внешних мотивов обучения. Направленных не на получение знаний, а на другие сферы деятельности общение, общность интересов и т.д.

3. Личностные особенности детей и подростков

Каждый ребёнок индивидуален. В одном ребёнке, уже в младшем школьном возрасте заложены и сформированы такие качества как усидчивость, старательность, дисциплинированность, а в другом, и к старшему возрасту не проявляются ни любознательность, настойчивость в достижении цели, ни волевые качества. Безусловно, основы тех или иных качеств закладываются в семье, а в школе лишь закрепляются и оттачиваются.



4. Особенности семейного воспитания

Влияние семьи, несомненно, оказывает решающее влияние на отношение ребёнка к школе, его первые успехи и неудачи.

Выбор родителями стиля воспитания часто является решающим фактором школьной успеваемости ребёнка. В семьях с авторитарным стилем воспитания, родители зачастую подавляются авторитетом родителей и беспрекословностью решений; К сожалению, этот стиль воспитания может принести положительные результаты, лишь на короткий период и при постоянном контроле. Дети не имеют своего мнения, несамостоятельны, имеют высокую личностную тревожность.

При попустительском стиле воспитания, контроль со стороны родителей отсутствует, связь со школой не поддерживается, дети предоставлены сами себе. Конечно в таких условиях немного шансов, что ребёнок будет относиться к школе позитивно. Очень часто дети из таких семей попадают в компании с асоциальным поведением, совершают правонарушения.



Особенности детей с отклоняющимся поведением.

Сталкиваясь с проявлениями этого поведения (грубостью, непосещением школы, и т. д.) мы часто объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, снижением воспитательных воздействий, биологическими нарушениями.

Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределённость, одиночество.

Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребёнка.



К типичным психологическим трудностям этих детей относятся следующие:

  • проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

  • проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками;

  • трудности идентификация своего «Я»;

  • трудности формирования жизненных целей, идеалов;

  • внутреннее одиночество, непонятость другими;

  • поиск границ возможного;

  • стремление избежать давления, правил, норм, требований;

  • трудности в обучении; неорганизованность.


Рекомендации родителям.

1. Формируйте у детей позитивные жизненные устремления и цели.

2. Создайте ребёнку все условия для комфортного существования, эмоционального благополучия.

3. Помогайте формированию у детей волевого контроля и

способности к самообладанию.

4. Оказывайте посильную помощь в преодолении трудностей в обучении вашего ребёнка.

5. Оптимизируйте взаимоотношения ребёнка в семье,

способствуйте улучшению взаимоотношений с учителями,

сверстниками.

6. Обучайте адекватным способам поведения в трудных ситуациях.

7. Обеспечивайте ребёнку ощущение безопасности, защищённости.

8. При взаимодействии с детьми не впадайте в гнев, старайтесь не испытывать обиду, негодование. Такое прямое противостояние между ребёнком и взрослым ведёт к усилению непонимания.

9. Составьте собственные правила для определения своей позиции, тактики и стратегии взаимодействия.

10. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.

11. Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребёнком.

Материал подготовлен педагогом-психологом Скрипец И.В., с ссылкой на сайт: http://nsportal.ru/; http://nsportal.ru/



СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

для тех, кто непосредственно участвует в практической

воспитательно-профилактической работе

с детьми  «группы риска»  и их семьями

  1.  Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.

  2.   Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны  семейного  воспитания.   Примеры  типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.

  3.   Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.)

  4.   Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

  5. Никогда не ставьте окончательный и безнадёжный диагноз: «Такой-то неисправим, он обязательно попадет в тюрьму». Знайте, если это предсказание сбудется, Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.

  6.   Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке.  Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.

  7.   Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.


Рекомендации  по работе с агрессивными детьми.

  1. Агрессивные дети часто могут провоцировать взрослого к ответным агрессивным высказываниям.

  2. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.

  3. Общение на  равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.

  4. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.

  5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

  6. Обсуждайте поведение только после успокоения.

  7. Выясняйте, как возникает агрессивное поведение и каковы возможные решения. « Имя.., ты  расстроился., потому что … Ты можешь переживать, не имея право обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?». Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.

  8. Пусть ребёнок имеет какие-либо обязанности, за что-то отвечает в школе.

  9. Особенностью агрессивного ребёнка является: Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.

  10. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой- момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.

  11. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.

  12. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедиться, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.  

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями.

  1. Игнорировать истерические реакции.

  2. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.

  3. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

  4. Не стремиться угодить.

  5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение-это ему и надо (подсознательно).

  6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои поступки.

  7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолимая жажда признания.

  8. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно.

  9. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

  10. Контролировать выполнение режима. Пресекать бесцельное времяпровождение.

  11. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.

  12. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.

  13. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «надо», «плохо»

  14. Повышать самооценку, уверенность в себе.

Материал подготовлен с ссылкой на сайт: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/sovety-psihologa-klassnomu-rukovoditelyu-po-rabote-s-detmi-gruppy
Каталог: documents
documents -> Программы
documents -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
documents -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
documents -> Лингвосинергетическая трактовка учебно-педагогического дискурса
documents -> Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050202 Информатика
documents -> Социальная психология
documents -> 1. общая характеристика направления 220600 — инноватика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница