Совершенствование современного педагога



Скачать 94.86 Kb.
Дата01.06.2016
Размер94.86 Kb.
ТипПедагогическая практика


Фурсова Я. С.,

педагог-психолог

МБОУ Гимназия № 24 Междуреченского ГО

Кемеровской области

Совершенствование современного педагога

Педагог формирует Будущее, новое поколение, способное содействовать жизни, то есть дает «ключи» жизни. В действительности педагогам не всегда удается помочь ученикам в их процессе становления как личности через систему знаний преподаваемой учебной дисциплины. Корифеи педагогики отмечают, что «профессионализм педагога зависит не только от умелого применения им педагогических знаний в деятельности и от стажа работы, но и от его личностных характеристик, желания и способности к личностному самосовершенствованию» [5]. Только педагог-личность, может способствовать развитию личности учеников.

Педагогическая практика показывает, что образование ориентировано на формирование, прежде всего, человека социального. Нормой современного общества является человек-потребитель, а не человек-создатель. «Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества» [6].

Однако, «гуманистическое образование пока не оправдывает своих надежд, так как проблем в педагогике и образовании становится все больше и больше. Обучающиеся все менее и менее желают учиться и быть культурными» [4]. В социуме не популярна созидающая позиции. Социум не видит причинно-следственной связи: здоровье и процветание человека являются результатом его познания и творчества. Преподаватели несут ответственность за тот уровень развития общества, который на данный момент есть.

Необходимо отметить, что современной педагогике требуется новое философское основание, способствующее повышению качества образования и воспитания нового поколения.

Новое время требует от человека быть не просто или социальным, или духовным, или культурным. Сейчас педагогу необходимо быть целостной личностью: интеллектуальной + культурной + социально активной + духовной + здоровой. И соответственно показывать дорогу ученикам: как им стать такими же.

Под «новым временем» понимаем – новый 21 век, с его активно развивающимися информационными инновационными технологиями, которые вносят во все сферы жизнедеятельности современного социума постоянные перемены. Педагог нового времени должен быть целостной личностью, живущей в гармонии и в радости с собой и с окружающим миром, знать принципы жизни, видеть взаимосвязи различных областей знания с той учебной дисциплиной, которую преподает. Сейчас педагогу необходимо уметь применять знание и понимание этих взаимосвязей на практике для формирования в подрастающем поколении «живого знания» − помогающего стать человеком творческим, деятельным, и что немало важно − способным поддерживать свое здоровье. Решить практически данный вопрос до недавнего времени не представлялось возможным, по причине того, что вся современная наука опиралась на рационально-рассудочное отношение к миру. Это привело к тому, что решались преимущественно частные вопросы, а не принципиальные. До сих пор вопрос качества образования является актуальным, требует решения, а Министерство образования РФ отмечает, что «нужны новые компетентные педагоги», не указывая как ими стать.

Считаем, что рационально-рассудочный мировоззренческий подход не способен стать основой для формирования педагога нового времени. Необходимо лучшие педагогические наработки осмыслить с новой точки зрения, с учетом произошедших открытий в науке и перемен в реальности.

«В конце ХХ века произошли принципиальные изменения в философско-мировоззренческой платформе мировой науки. Появилась новая парадигма науки (Гоч В.П., Белов С.В., 1998) и произошло становление и разработка Теории Причинности [2]. «Ноосферное знание – это новое представление отношений Природы и Человека, возникающее на стыке науки, философии, психологии, где образ Мира задается вместе с человеком, как существом биологическим, социальным, духовным!» [7].

«Теория Причинности создавалась на духовных достижениях человечества в области философии, причинной механики (Козырев Н. А., 1958), на синтезе знаний народной медицины Востока и Запада. При разработке использовались физико-математические, психологические, психофизические и педагогические методы, что представляет интерес для различных наук, в том числе и для педагогики. Разработка Теории Причинности проводилась в Отделении Валеологии и Эниовалеологии Международной Академии энергоинформационных наук (МАЭН, г. Москва). [3] Целью работы было изучение механизма записи причин явлений и событий, механизма разворачивания причинно-следственных связей (ПСС) и формирования следствия, а также оценки влияния характера причины на жизнь человека» [1].

Раскроем философское содержание методологии Причинности. Мир и человек – это единый живой организм с присущими ему законами существования, внутрисистемного взаимодействия и развития. Состояние этой системы зависит от состояния ее составляющих, от полноты контакта и степени влияния одного на другого.

«План причин – квантовый уровень Бытия устойчивого сохранения сверхтонкой информации в виде голограмм, являющейся источником развития событий на физическом плане.

Причина – явление, обусловливающее возникновение другого явления. Голографический образ, которым представлен источник движения и организации Материи и событий в жизни человека, и являющийся изначальной матрицей, местом сборки информации, полей и сил.

Причинность – основное свойство Мироздания, содержание Законов Мира. Причинность определяется свойствами пространства и времени и определяет их. Вопрос понимания Причинности непосредственно связан с пониманием принципов строения материального и Духовного Мира и их познания. Причинность открывает законы, которые предшествуют любой деятельности; как познаются эти законы изучает философия» [3].

Синтез достижений западной науки и восточных духовных традиций вылился в целостный, холистический подход к человеку, как многоуровневому биологическому объекту, имеющему физический и энергоинформационный аспекты, выраженный понятием микрокосмоса, и проявился в системе гармонизации отношений человека с окружающим миром и в раскрытии методологии работы в Причине – как познания пути становления человека духовного [1].

На наш взгляд методология Причинности позволяет перевести педагогику на качественно новый уровень. Она является следующим шагом в развитии мировой педагогики, логическим развитием гуманистической философии. «Гуманистическое образование призвано формировать человека цивилизованного, интеллектуального, культурного» [4]. Однако, это является и главной проблемой, так в действительности мы видим, что человек, получив образование, не становится цивилизованнее. Методология Причинности ориентирована на становление человека духовного, который получив образование, будет способен и готов действовать творчески, преображать реальность – личностным совершенствование, профессиональным ростом – мастерством.

«Духовность – высшая форма отношений к себе, другим, природе, обществу» (Анисимов В. В.).

«Духовность – формировние целостности личности, что выражается в глубокой связи с миром, наполняет жизнь человека необычайной устойчивостью, светом и радостью» (В. Н. Шердаков).

Знание и понимание педагогом законов Причинности позволит организовать педагогический процесс более эффективно, проявив принципы здоровьесберегающей технологии в высшем смысле.

Педагог в процессе обучения передает образ своей системы мировоззрения, свои принципы жизни, подходы к решению задач. Принципы педагога-личности, принципы педагога-профессионала и принципы организации своей жизни и педагогической деятельности должны быть в гармоничном резонансе. Педагог не может дать и сформировать то знание и тот образ, которыми не владеет. В связи с этим вопрос ответственности педагогической деятельности многократно усиливается и уходит из области абстрактности в конкретную реальность. Гуманистическая методология не раскрывает пути становления человека духовного, готовит человека социального, что уводит от возможности понимания смысла своей жизнедеятельности.

«Человек – явление социальное, человек вне социума не существует. Мир социальный созданный людьми, огромен, он дает большие возможности человеку. Но это только социальные возможности, ведь дать можешь только то, что имеешь сам. Следовательно, если хорошо постараться, то от социума можно получить власть, деньги, признание, награды. Но социум не может дать человеку счастье. Педагог обязательно должен понимать данный момент. Счастье – категория духовная, а социум может способствовать его нахождению или вносить ограничения в такой поиск. Счастье – духовная категория – это аксиома, осознав которую человек сможет увидеть, что жизнь больше всех размышлений о ней и всех социальных представлений» [1]. От правильной точки зрения педагога зависит будущее его воспитанников. Причинный подход позволяет осознать, что социальная среда – не самоцель, а всего лишь средство проявления человека как личности, человека духовного и ответственного за жизнь.

Методология Причинности может способствовать успешному решению педагогических задач, но для этого требуется новая работа педагога над собой:



  • расширение своего мировоззрения познанием причинного плана бытия, законов мироздания обретением профессионального мастерства;

  • открытие и познание своего Пути духовного становления;

  • гармонизация своих энергоинформационных составляющих (гармония педагога формирует гармоничных обучающихся, посредством гармонично организованного педагогического процесса (в соответствии с соответствующими принципами и подходами);

  • восстановления силы слова (языка) в педагогической деятельности – культура слова, речи.

Одним из важнейших инструментов методологии Причинности является творчество. Авторы Теории Причинности дают следующее понимание данной философской категории: «Творчество – деятельность, в которой человек раскрывает свое подобие с Богом, характеризуется созданием нового в Духовном Мире; плод духовного становления человека, рождается при осознании отношений, включает их в поток Творчества; причинный фактор, обеспечивающий свободу» [3].

Человек является носителем творческой энергии и имеет задачу – преображение окружающего Мира. Зачастую не осознавая этого, пытается приспособить его под свою сущность, уподобить окружающее самому себе. При этом человек наделяет объект взаимодействия эманациями своей сущности, силой или слабостью, легкостью или тяжестью, стремление к единению или к раздроблению. Человек ответственен за каждое свое действие, как перед собой, так и перед миром.

Применение инструмента творчества в деятельности педагога выражается в решении педагогических задач каждый момент времени по-новому, а не по схемам и шаблонам устаревающего опыта, в разработке и применении современных инновационных технологий, способствующих развитию гармоничной, целостной личности воспитанника.

Педагогу в новом времени необходимо постоянно развивать в себе качества творческой личности, которыми он должен обладать и соответственно воспитывать в обучающихся: стремление к новому, позитивное мышление, проективная способность, познавательная активность, инициативность, организаторские способности, ясность и критичность ума, изобретательность, развитое воображение, увлеченность науками, искусствами, артистические способности. Проявление творчества позволяет быть во времени.

Для эффективной деятельности педагог должен находиться, как минимум, на причинном уровне Бытия. Только здесь можно работать по преобразованию возникающих задач, направлять педагогический процесс по линии совершенствования. Тогда неразрешимых проблем не остается, обучающимся будет понятно и интересно учиться.

Существенную помощь по усилению эффективности педагогического процесса может оказать владение Методом Гоча работы в Причине, который заключается в следующем – исследование динамики энергетических процессов в поле человека, любого живого существа или вещи; исследование образов и характера причин, механизма их развития и проявления в следствии; исследовании способов разрядки негативных причин; устранение низших причинно-следственных связей, нарушающих жизнедеятельность [2].

Методология Причинности способна дать новую философскую основу, которая, на наш взгляд, будет способствовать решению основных противоречий теории и практики современной педагогики.

Развитие педагогики, как науки, мы видим в понимании и осознании новой роли личности педагога, который организует процесс становления личности обучающихся духовным водительством. Духовное водительством понимаем как – обучение педагогом искусству жить посредством образования, воспитания, развития, способствующего формированию личности обучающегося, готового познавать, творить и уметь быть здоровыми.



Личностное и профессиональное совершенствование педагога является важным фактором улучшения качества педагогической деятельности. Однако, процесс самосовершенствования всегда основывается на определенной мировоззренческой концепции. Предполагаем, что именно методология причинности может стать той основой, которая поможет становлению нового педагога – педагога Нового времени, способного задавать нормы жизни новому поколению, вооружать его эффективными творческими способами познания реальности и работы в жизни, «открывать пути». Данный вопрос требует дальнейшего изучения.
Список источников

  1. Белов, С. В. Берег Со-Бытия / С. В.Белов, А. Д.Смирнов, Ю. Д. Скоморовский,– Севастополь: Карпин, 2004. – 80 с.

  2. Гоч, В.П. Метод Гоча работы в Причине // Деп. в Российском авторском обществе. – 18 ноября 2002 года. – № 6029. – 11 с.

  3. Гоч, В. П. Теория Причинности/ В. П. Гоч, С. В. Белов.– 2-е изд., доп. – Ростов-на-Дону: Эльиньоль, 2003. – 344 с.: ил.

  4. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005. – 176 с.

  5. Сластенин, В. Педагогика: учебное пособие. / В.Сластенин , И. Исаев [и др.]. – М.: Просвещение, 2004.- 462 с.

  6. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного круглого стола) // Вопросы философии. 1995. N II.

  7. Черникова, И.В. Философия и история науки. Томск: НТЛ, 2001. – 210с.



Каталог: Files
Files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
Files -> Актуальность исследования
Files -> Рабочая программа дисциплины
Files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
Files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
Files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Files -> Программы
Files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница