Состояние и продуктивность методической работы, работы с кадрами



страница1/4
Дата27.05.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3   4


СОСТОЯНИЕ И ПРОДУКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ,

РАБОТЫ С КАДРАМИ.
Введение.

Методическая работа в лицее строится в соответствии Федеральной целевой программой развития образования на период 2011-2015гг, Приоритетным национальным проектом «Образование», президентской образовательной инициативой «Наша новая школа», рекомендациями об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации российского образования (письмо МО РФ от 09.03.2004г № 03-51-48), а также в соответствии с проблемой развития лицея «Создание модели информационно-образовательной среды, максимально удовлетворяющей социальный заказ в качественном образовании, способствующей личностному росту всех участников образовательного процесса и обеспечивающей конкурентноспособность выпускников лицея», в соответствии с единой методической темой «Развитие профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей качественное образование».

В течение учебного года через различные структурные компоненты (см. приложение 1) решались такие задачи как:


  1. Методическое обеспечение обновления содержания лицейского образования, его учебно-технологического и инновационного обеспечения и качественной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в 1-3 классах, подготовка к переходу на ФГОС в основной школе.

  2. Методическое обеспечение качественной реализации программы «Мониторинг развития профессиональных компетентностей педагогов»

  3. Научно-методическое сопровождение качественной реализации Модели взаимодействия «Семья - школа».

  4. Научно-методическое сопровождение реализации Программы развития и обеспечения личностного роста всех участников образовательного процесса.

Вся методическая работа строится на диагностической основе, инструментарием служат долгосрочные индивидуальные диагностические карты, включающие диагностику таких компонентов профессиональной компетентности учителя как:



  • дидактико-методический,

  • ИКТ-компетентность,

  • личностно-профессиональный,

  • психолого-педагогический.

(Диагностические карты разработаны на основе критериев и показателей, уровней проявления профессиональной компетентности учителя, разработанные в Оренбургском областном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования группой ученых под руководством профессора Э.Р. Саитбаевой, а также с использованием рекомендаций по данной проблеме ученых: Л.М.Митиной Т.Г.Браже, О.Е. Лебедевой, И.А. Зимней)

Для диагностики каждого компонента подобраны соответствующие методики.

Выявленные проблемы решаются через:


  • методический совет

  • педсовет

  • общелицейские методические мероприятия

  • предметные методические объединения

  • творческие микрогруппы

  • психолого-педагогическую учёбу

  • самообразование учителей

  • индивидуальную работу

  • взаимопосещение уроков

  • курсовую подготовку

  • аттестацию

  • работу с молодыми специалистами и др.

Непременным атрибутом методической работы на диагностической основе считаем: карту самообразования учителя, портфолио учителя, мониторинги


I. Анализ структурных компонентов модели методической службы:

Структурно-функциональная модель научно-методической службы (см. приложение 1) обеспечивает научность, системность, непрерывность методической работы, включенность в процесс совершенствования личностных и профессиональных качеств всех педагогов лицея, возможность управления личностно-ориентированным развитием профессиональной компетенции и мастерства учителя, подготовки к работе в профильных и предпрофильных классах, реализации новых ФГОС, а также самореализации, саморазвитию каждого педагога. Анализ структурных компонентов модели научно - методической службы позволяет констатировать значительные достижения по выполнению мероприятий и реализации инновационных направлений Программы развития «Лицей - школа личностного роста».



1.Инновационная деятельность лицея.

В 2013/2014 учебном году целью инновационной деятельности МОБУ «Лицей №5» стала оптимизация процессов обучения и воспитания, создание условий для личностного роста каждого из субъектов обучения (учитель – ученик – родитель) и развития общеобразовательного учреждения в целом, что способствовало повышению качества предоставляемых образовательных услуг. Инновационная работа шла по направлениям, определённым Программой развития лицея.



1.1 Модернизация содержательной и учебно-технологической сторон образовательного процесса.

Целью работы в данном направлении было дальнейшее обновление и совершенствование содержания и формы лицейской образовательной среды, обеспечивающее повышение качества образовательных услуг. Обновление содержания образования проходило, в первую очередь, через внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе, через расширение зоны личностного и компетентностного подходов в преподавании предметов и воспитательной деятельности (в том числе и через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов), а также через совершенствование архитектуры учебно-технологического обеспечения системы профильного обучения и экспериментальную деятельность лицея.



Внедрение ФГОС строилось на основе Плана основных мероприятий по подготовке к введению ФГОС, включающего в себя организационно-управленческую, нормативно-правовую, методическую и кадровую подготовку.

Организационно-управленческое обеспечение:

Администрацией лицея в начале учебного года был проведен мониторинг готовности учителей к введению ФГОС в 1 классах и продолжения данной работы во 2-3 классах, который показал удовлетворительную степень информационной и мотивационной готовности педагогического коллектива. Все педагоги, работающие по ФГОС прошли курсовую подготовку. По итогам 3 года работы был проведен мониторинг профессионального роста, который также показал достаточно высокую профессиональную и личностную готовность работать по новым ФГОС и в дальнейшем. Также мониторинг показал, что в лицее созданы все необходимые материально-технические условия для организации внеурочной деятельности (хореографическая, театральная студии, спортивные залы и площадки, кабинет «Шахматная школа» и т.д., оборудованы все рабочие места учителей и учащихся, созданы условия для внеурочной деятельности). Работа по ФГОС осуществлялась на основе Учебного плана для учащихся 1-3 х классов в соответствии с требованиями ФГОС; на основе Основной образовательной программы начального общего образования и рабочих программ по всем учебным предметам. В течение учебного года был проведены занятия в рамках педагогического всеобуча для родителей с целью ознакомления их с основными целями и задачами новых ФГОС.



Нормативно-правовое обеспечение осуществлялось через внесение необходимых изменений в Устав лицея, разработку локальных актов и приказов, связанных с требованиями ФГОС.

Кадровое и методическое обеспечение

В 2013-2014 учебном году продолжалась работа по подготовке учителей основной школы к переходу на ФГОС ООО.

На заседаниях методического объединениях учителей изучались методические письма и рекомендации по введению ФГОС второго поколения. 7 человек прошли курсы по проблеме ФГОСООО. Кадровая готовность к введению новых стандартов в основной школе составляет 100%. В течение учебного года учителя неоднократно принимали участие в обучающих теоретических занятиях и семинарах-практикумах лицейского и муниципального уровней, активно участвовали в вебинарах.

Материально-техническая подготовка

Администрацией лицея созданы все условия для работы по новым ФГОС: установлена новая мебель, поведена работа по оснащению рабочих мест учителя, установлены интерактивные средства обучения во всех кабинетах. Закуплены бесплатные для детей учебники



Таким образом, лицей соответствует требованиям, предъявляемым к общеобразовательному учреждению, реализующему ФГОС нового поколения. Необходима работа по постоянному совершенствованию методической подготовки учителей.

Профильное обучение в лицее развивалось через совершенствование учебно-технологического обеспечения. Приоритетными в реализации содержания профильного обучения становятся такие технологии как: проблемное обучение в сочетании с ИКТ, технология развития критического мышления, «дебаты» и др.

Механизмы комплектования профильных классов совершенствовались через уточнение критериев отбора выпускников основной школы на профильную ступень обучения, изучение социального заказа, а также корректировку программы психолого-педагогического сопровождения предпрофильных классов и отработку механизмов выбора профиля учащимися с привлечением психологической службы лицея и специалистов по профориентации, системы рейтинговой оценки.

В 2013/14 учебном году продолжали работать предпрофильные 8-9 классы по направлениям в соответствии с социальным заказом (информационно-технологическое, социально-экономическое, математическое, химико-биологическое) и профильные 10-11классы по направлениям (информационно-технологическое, социально-экономическое, физико-математическое, химико-биологическое, естественно-научное).

Также на основе договора с Оренбургской государственной медицинской академией продолжал функционировать 11-ый класс химико-биологического (медицинского) профиля. Данные профильные классы оказались весьма востребованными, и количество учащихся, успевающих на «4» и «5»,в них составляет от 53% до 70%. В 2013/14 учебном году была проведена большая диагностическая работа психологом лицея, подготовлены рекомендации по выбору профиля для 7-классников и 9-классников. Также в данных параллелях были проведены ряд встреч с преподавателями вузов и родителями, являющимися яркими представителями своей профессии (сотрудник МВД, врач-гинеколог, социолог и др.).



Результатом данной работы стало более чёткий алгоритм комплектования профильных классов и классов предпрофильной подготовки, а также более высокий уровень удовлетворённости учащихся и их родителей выбранными профилями и общей психологической атмосферой класса (по результатам мониторинга психолога). Средний показатель числа обучающихся на «4» и «5»по итоговым оценкам с учетом экзаменов в профильных классах с 72% в 2012 году вырос до 74% в 2014 году.

Особым направлением работы по совершенствованию учебно-технологической стороны учебного процесса стало расширение, углубление и активизация творческих и организационных связей с ВУЗами для научного руководства и практического участия в решении задач по совершенствованию профильного обучения, в том числе по развитию многопрофильности, непрерывности образования по схеме «профильный спецкласс – ВУЗ». В текущем учебном году такая связь осуществлялась на основе бессрочных договоров и устанавливалась по следующей схеме:



  • Физико-математический профиль – ОГУ (кафедра «Математические методы в экономике»), ОГПУ (кафедра математики и методики преподавания математики);

  • Социально-экономический профиль – ОГИМ, ОГПУ (кафедра философии и религиоведения), ВТУ;

  • Информационно-технологический – ОГУ (кафедра прикладной информатики в экономике и управлении);

  • Химико-биологический (медицинский профиль) – ОГМА, ОГПУ (кафедра химии).

В целом сотрудничество с вузами реализовывалось лицеем в нескольких направлениях:

Научно-методическая работа (цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников лицея)

  • лекции, выездные семинары для учителей лицея №5;

  • оказание консультационной помощи учителям по написанию статей для участия в работе Всероссийской научно-методической конференции;

  • участие в расширенном заседании методических объединений;

  • руководство работой муниципальной инновационной площадки.

Работа с учащимися (цель: выявление поддержка одаренных детей, развитие творческих и интеллектуальных способностей)

  • подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах и конференциях;

  • обучение в университетских школах (физико-математической, компьютерной);

  • индивидуальное консультирование по предметам преподавателями ОГУ (13 направлений на основе договора через Ассоциацию «Оренбургский университетский (учебный) округ»);

  • организация конкурсов, олимпиад, чтений и конференций для учащейся молодёжи;

  • организация исследовательской деятельности обучающихся, участие в научно-практических конференциях, подготовка статей к публикации.

Профориентационная работа (цель: создание условий для осознанного выбора учащимися будущей профессии):

  • Посещение учащимися школы «Дней открытых дверей» на факультетах, форума «Абитуриент – 2014»;

  • Обзорные экскурсии по университету (научная библиотека, музей истории ОГУ, геологические музеи);

  • Лектории для учеников лицея.

В 2013 году лицей установил тесные связи с Оренбургским филиалом «Российского государственного торгово-экономического факультета» (договор о сотрудничестве от 10.09.2013г. №9). Основной формой сотрудничества стала работа клуба «Управление карьерой» в области профориентационно-просветительской деятельности по вопросам постановки жизненных целей, планирования карьеры и реализации плана карьеры с учётом тенденций развития общества.

Сотрудничество с Оренбургским государственным университетом в 2013-14 году приобрело новые формы. Ученики 10 класса социально-экономического профиля приняли участие в игре КВН на кафедре управления персоналом, сервиса и туризма (октябрь 2013г.), ученики 9 класса социально-экономического профиля заняли второе место в командном конкурсе в университетской олимпиаде по экономике, управлению и праву, организованной факультетом экономики и управления и юридическим факультетом (апрель 2014г.). Сотрудниками кафедры городского кадастра, а также Уральского отделения Российской Академии наук Института степи был проведен Всероссийский открытый урок «Экология и культура – будущее России» для учеников химико-биологического профиля (декабрь 2013г.). Эти, а также ряд других мероприятий, способствовали развитию профильного образования в лицее, формированию устойчивой мотивации лицеистов к продолжению образования в «профильном» вузе, а также установлению крепких дружеских связей «лицей-вуз».

Кроме этого, в рамках VII специализированной выставки «Образование и карьера-2014» (апрель 2014г.) лицей стал практической площадкой представления опыта Уральским Федеральным университетом имени первого президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург). В рамках работы площадки были установлены договоренности о дальнейшем взаимодействии лицея и вуза.

Проблема сотрудничества с вузами в 2013/2014 уч. году: отсутствие системности в проведении профориентационных встреч и занятий; недостаточная заинтересованность отдельных учителей-предметников в индивидуальных консультациях учащихся с преподавателями вузов; общая загруженность учащихся, а также отсутствие научного руководства по математике, физике, истории и обществознанию.
Исследовательская деятельность учителей и учеников является одним из приоритетных направлений инновационной работы лицея в целом и сотрудничества с вузами в частности. В начальной школе исследовательская деятельность является формой развития универсальных учебных действий, затрагивая самый широкий круг интересов младших школьников. В среднем звене в данном направлении проводилась линия гражданско-патриотического воспитания, и большая часть работ имела историко-краеведческое направление. В старшем звене акцент делался на естественнонаучном знании: учениками лицея под руководством учителей и преподавателей вузов были подготовлены исследовательские работы по экологии, математике, химии, физике, нанотехнологиям и т.п.

В ежегодной лицейской конференции, проводимой в апреле, были представлены 129 исследовательские работы, подготовленные более чем 140 учащимися. Лучшие работы были рекомендованы для защиты на уровне города и области. На уровне города и региона прозвучали более 50 работ учеников лицея в рамках работы следующих конференций:



  • X Всероссийский конкурс исследовательских работ им. Д. И. Менделеева (очный этап, г. Москва) (Козлова Маргарита, 11в);

  • VI областная научно-практическая конференция «Молодёжь и наука – шаг в будущее», организованная Министерством образования Оренбургской области и филиалом НОУ ВПО МТИ «Всемирный технологический университет», май 2014г., (11 участников, 8 лауреатов);

  • XII конкурс исследовательских работ учащейся молодёжи и студентов Оренбуржья (Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ», ОГУ), апрель 2014г., (31 участник, 15 лауреатов);

  • XXXVI студенческая научно-практическая конференция ОГУ, секция «Университетские школы», апрель 2013г. (18 участников, 8 дипломантов);

  • XV городская открытая конференция учащихся «Интеллектуалы XXI века», ноябрь 2013г. (15 участников, 7 лауреатов);

  • Окружной конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Дебют», январь 2014г. (9 участников, 5 лауреатов) и др.

Учителя, наиболее эффективно организовавшие исследовательскую деятельность, награждены грамотами и благодарственными письмами лицея (Ващенко Л. Н., Овсянникова Р.Н., Павлова Е. С., Абросимова Н. Ф., Андреева Л.А., Долгова В. М., и др.).

Основная проблема организации научно-исследовательской деятельности учащихся лицея: общая загруженность и недостаточная заинтересованность учителей-предметников в организации исследовательской работы по своему направлении, затруднения в выборе тем исследования, отсутствие обязательной защиты проекта (исследовательской работы) при переходе из 9 класса в 10ый.
Экспериментальная работа в лицее проводилась на базе муниципальной инновационной площадки «Внедрение основ нанотехнологий в образовательное пространство лицея». Данная площадка действует согласно Распоряжению Управления образования администрации г. Оренбурга от 11.11.2011г. № 585. Цель площадки: выработка образовательной стратегии и концепции современного представления знаний по инновационной нанотехнологической тематике в ОУ г. Оренбурга.

В 2013-14 учебном году продолжался II (практический) этап реализации Программа деятельности инновационной площадки, который предусматривал:



  • более полное освоение стратегии и методологии реализации Программы;

  • обеспечение информационного и научно-методического сопровождения курса «Введение в нанотехнологии»;

  • разработку современных учебных материалов (программ, учебных планов) и их aпробирование;

  • расширение спектра конкурсов, олимпиад, конференций нанотехнологического направления для участия учащихся лицея;

  • повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров.

Именно на решение данных задач и была направлена работа творческой микрогруппы учителей, осваивающих нанотехнологическое направление. В текущем учебном году в эту группу включилась учитель химии Спасенкова О.В., которая закончила дистанционные курсы «Нанохимия и нанотехнология» (Педагогический университет «Первое сентября», МГУ) и много времени уделяла исследовательской деятельности учащихся 7-х классов, осваивавших пропедевтический курс химии.

Продолжалось внедрение адаптированной программы курса «Нанотехнологии в естествознании» (Программа под.ред. Л. К. Каменек – Ульяновск: УлГУ, 2008) (по 1 часу в профильных химико-биологических 9ом и 10ом классах), включенного в школьный компонент учебного плана лицея. Данный курс предполагает различные формы организации занятий: лекции, семинары, практикумы.

Итогом урочной и внеурочной работы учителей лицея стал рост знаний учащихся о наномире (по результатам предметных тестов: экспериментальная группа – 77% качества знаний, контрольная – 41% при равном начальном результате), а также рост мотивации к изучению научно-технических дисциплин (по методике А. А. Реан, В. А. Якунина): в экспериментальной группе преобладают учебно-познавательный и мотив творческой самореализации, в то время как в контрольной группе –коммуникативный и мотив избегания неудач. Помимо указанных результатов значимым промежуточным итогом стала активизация исследовательской деятельности учащихся. Мониторинг показал положительную динамику способности учащихся к постановке цели и формулированию гипотезы исследования, планированию работы, отбору и интерпретации необходимой информации, структурированию аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Лучшие работы по нанотехнологической тематике были представлены на городских и областных конференциях.

Опыт работы в этом направлении был представлен широкой педагогической общественности в рамках VIII международной научно-практической конференции университетских образовательных округов «Миссия университетских округов в сохранении национальной культуры» (г. Москва, март 2014г.). Материалы о деятельности инновационной педагогической площадки напечатаны в сборнике статей конференции (Жильцова Е.Е., Павлова Е.С., «Развитие универсальных учебных действий в рамках внедрения основ нанотехнологий в образовательное пространство лицея»), размещены на сайте лицея www.licey5.ru, а также на личном сайте учителя химии Павловой Е. С. www.pavlova-miss-chemisty.narod2.ru .



Проблемы работы по данному направлению:

1. Необходимость установления связи «вуз-ученик», а также «вуз-учитель» для оказания методической поддержки учителям лицея.

2. Необходимость регулярного обновления программного обеспечения и замены комплектующих в нанолаборатории.

Перспективы работы площадки:

1. Вхождение в «Школьную Лигу» РОСНАНО, представление опыта работы площадки на Всероссийском уровне (август-ноябрь 2014г.).

2. Перераспределение дополнительных к учебному плану часов с акцентом на расширение деятельности муниципальной инновационной площадки по направлениям «физика» и «биология» (2014/15 уч.год, отв. администрация МОБУ «Лицей №5»).

3. Продолжение обобщения опыта по проблеме инновационной площадки, публикации в сборниках научно-практических конференций (2014/15 уч.год, отв. администрация МОБУ «Лицей №5»).

4. Увеличение охвата детей, вовлечённых в работу по нанотехнологиям (2014/15 уч.год, отв. администрация МОБУ «Лицей №5»).

5. Дальнейшее развитие нанолаборатории, приобретение оптических и электронных микроскопов для расширения поля возможных исследований (2014/15 уч.год, отв. администрация МОБУ «Лицей №5»).


Все направления инновационной работы в лицее обеспечены соответствующей мониторинговой поддержкой. Всеми учителями лицея ведется мониторинг: 100% учителей в системе ведут мониторинги качества и степени обученности (по В.П. Симонову), а также мониторинг реализации темы самообразования, 95% педагогов ведут мониторинги по формированию предметных компетентностей, 70% учителей овладели навыками определения критериев результативности используемой современных образовательных технологий и отслеживания динамики показателей качества. Образцом могут служить мониторинги Синявской Н.В., Хмара С.Б., Павловой Е.С., Андреевой Л.А., Долговой В.М., Ващенко Л.Н. и др. Особо детальными являются мониторинги экспериментальной деятельности (муниципальная инновационные площадки, внедрение ФГОС в первых, вторых классах), а также подготовки учащихся к участию в государственной итоговой аттестации (9 класс) и единому государственному экзамену (11 класс), а также к участию в региональном экзамене (4, 7, 8 классы).

Лицей принимает участие в региональном проекте мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ. Создана программа мониторинга, подготовлен пакет сопровождающей документации. Кроме этого, учителями лицея создана система автоматизированного мониторинга качества образования, которая была представлена педагогической общественности города и региона на многочисленных семинарах и совещаниях и была признана одной из самых оптимальных и мобильных в области.



Однако необходимо совершенствовать аналитическую составляющую мониторинга любого вида, а также соблюдать принцип лонгитюдности, преемственности мониторинговых исследований, при котором отслеживается динамика достижений и уровня освоений общеобразовательных программ каждого ученика на каждом этапе на протяжении всего периода его обучения в лицее.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница