Составление загадок по методике триз



Скачать 30.12 Kb.
Дата24.04.2016
Размер30.12 Kb.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д\с № 3 «Ромашка» городского округа город Мантурово.

Составление загадок по методике ТРИЗ.

Составила Горбунова Людмила Павловна:

воспитатель 1 квалификационной

категории.

2014год


Если мы хотим научиться думать, то прежде всего должны научиться придумывать.

Дж.Родари.

В дошкольном детстве начинает складываться творческое мышление человека. В течение длительного времени было распространено мнение, что творчество изначально присуще человеку, надо только не мешать ему самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало. Нужно помочь ребенку не только сохранить, но и развить свои творческие способности.

В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в продуктивной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы, образно и выразительно выражать свое эмоциональное отношение к ним. Вот почему одной из важных задач педагога является развитие словарного запаса детей, помощь в перенесении полученных представлений в адекватную жанру форму: рассказ, сказку, загадку.

Над решением этих задач работали многие педагоги, в том числе и Джанни Родари. Итальянский писатель и педагог заботился о развитии творческих начал у детей, о разностороннем развитии и воспитании ребенка, формировании детской индивидуальности. В своей книге по развитию речевого творчества «Грамматика фантазии», которую он сам называл «введением в искусство придумывания историй», автор показал некоторые приемы придумывания рассказов и сказок для детей, рассказал о том, как помогать детям сочинять самими. Его игры и приемы помогают развивать творческое воображение, знакомят с окружающим миром, поднимают настроение малышам.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности ( приема олицетворения, использование многозначности слов, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Рассмотрим некоторые приемы составления загадок по методике ТРИЗ.

С опорой на отличия.

Рассмотрим схему на основе составления загадки про юлу.

На что похоже?

Чем отличается?

На зонтик




На балерину

Не живой

На гриб

Не съедобный

Загадка: Похож на зонтик, но от дождя не спрячешься,

             Танцует, как балерина, но не живой,

              Напоминает гриб, но не съешь.

С опорой на сходство (с использованием схемы «..., но не …»)

Загадка про апельсин.

Какой? ( или что делает?)

Что такое же?

Оранжевый

Лиса

Круглый

Мяч

Сочный

Арбуз

Загадка: Оранжевый, но не лиса,

               Круглый, но не мяч,

               Сочный, но не арбуз.

Загадки «не о чем»

Для составления используем дополнительные обороты:

«местами …, местами ….»

«сначала …, потом …»

«То …, то …»

«отдельно …, вместе …»

«для кого-то …, для кого-то …»

«вчера …, сегодня …»

Вместо многоточия добавляем прилагательные и пробуем найти ответ. Свой ответ надо объяснить.

Загадки: То холодный, то горячий. (суп, утюг, лоб человека…)

              Для кого-то хороший, для кого-то плохой. (дождь, ветер, вечер…)

      

   Отстранение – ассоциация – метафора.



На примере загадки о шариковой ручке.

  1. даем определение предмету, словно видим его первый раз в жизни: Пластмассовая палочка, которая может провести след на белой бумаге.

  2. ищем аналогии: что еще может оставить темный след на белом фоне.

Тропинка на снежном поле

  1. даем завершающую метафору

Нечто такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле.

Можно облечь таинственное определение  предмета в максимально  привлекательную форму (например, стиха):

        Он на белом-белом фоне

        Оставляет черный след.

        Составление по принципу разбора предмета.

Примеры: 4 колеса, 1 руль, кабина, 1 кузов (грузовик)

                4 палочки и 2 доски (стул)

        Составление с опорой на внешнее сходство.

Рассмотрим на примере загадки об очках.

Название частей

Их количество

На что похоже?

Душки

2

Рыболовные крючки

Стекла

2

Медузы

Оправа

1

Буква «В»

        

Загадка: Две прозрачные медузы, два крючка и буква «В».

Составление по принципу «Где еще?»

Используем в работе многозначные слова.



        Загадка: Есть у елки и ежа,

                     И в кабинете у врача. (Игла)
Каталог: Manturovo -> mant MDOU3
Manturovo -> Практикум «речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях введения фгос до. Речевое воздействие и его инструменты»
Manturovo -> «Что такое дружба?»
Manturovo -> Конспект спортивного развлечения «В гостях у Светофорчика»
Manturovo -> Векшина Елена Ивановна, воспитатель по изобразительной деятельности первой квалификационной категории г. Мантурово 2014 год Содержание Целевой раздел 1
Manturovo -> «развитие эмоциональной сферы детей в процессе художественно-эстетического развития»»
Manturovo -> Тревожные дети. Что нужно знать родителям. Что такое тревожность?
Manturovo -> Анализ работы социального педагога за 2012-2013 учебный год
Manturovo -> Г. С. Альтштуллер и И. М. Верткин Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем управленческая деятельность. Управление коллективом называют искусством, успеха в котором достигают те, кто «от природы», прирожде
mant MDOU3 -> Артикуляционная гимнастика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница