Соотношение понятий «методика» и«технология» в педагогической науке. Методы и формы социально-педагогической деятельности



страница1/7
Дата14.02.2016
Размер1.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Оглавление


Оглавление 1

Соотношение понятий «методика» и «технология» в педагогической науке. Методы и формы социально-педагогической деятельности. 3

Социально-педагогическая диагностика: принципы, алгоритм. Классификация методов социально-педагогической диагностики. 4

Психолого-педагогическая диагностика личности ребенка и окружающей его микросреды. Формы обобщения информации о ребенке: «карта личности», «карта среды». 6

Технология социально-педагогического прогнозирования и проектирования. Значение социального проектирования в теории и практики социальной работы. 7

Контрольно-надзорная деятельность социального педагога: принципы, особенности. Виды социального контроля и надзора. 9

Уровни социальной дезадаптации личности. Частные технологии социально-педагогической деятельности. 10

Сущность социально-педагогической профилактики девиантного, аддиктивного и деликвентного поведения. Система социальной профилактики в Волгоградском регионе. 13

Социально-педагогическая коррекция: общая характеристика технологии. Социальная инфраструктура коррекционной деятельности в Волгоградском регионе. 17

Технология социальной реабилитации как аспект деятельности социального педагога. Содержание и методы индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка. 18

Методика работы социального педагога с детскими коллективами. Особенности взаимодействия с просоциальными, асоциальными и антисоциальными молодежными объединениями. 25

Методика работы социального педагога с волонтерами. Социально-педагогический потенциал волонтерского движения в России и Волгоградском регионе. 28

Методика работы социального педагога с семьей. Семейные формы социально-педагогической деятельности. 33

Методика работы социального педагога с детьми, имеющими дополнительные социально-образовательные потребности. 37

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми. Особенности социально-педагогической поддержки и сопровождения семей, воспитывающих одаренных детей. 39

Методика работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями: общая характеристика. Состояние системы социальной поддержки подростков с деликвентным поведением в Волгоградском регионе. 41

Методика работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей. 44

Формы и методы организации культурно-досуговой деятельности детей и молодежи как направления работы социального педагога. Трудности и перспективы системы дополнительного образования и организации досуга молодежи в Волгоградском регионе. 45

Система профориентационной помощи молодежи. Особенности социально-педагогической помощи подростку в профессиональном самоопределении. 48

Методика посреднической работы социального педагога на институциональном и личностном уровнях. 51

Методика валеологической деятельности социального педагога: общая характеристика. 53



Соотношение понятий «методика» и «технология» в педагогической науке. Методы и формы социально-педагогической деятельности.
Метод - способ достижения какой-либо цели, способ действия. Методика - сложившаяся совокупность методов, позволяющая решать типовые задачи. С использованием педагогикой технологического подхода возникла необходимость уточнить соотношение понятий «технология» и «методика». Специалисты не сформировали единой позиции. По всей вероятности, близость педагогической деятельности к искусству оправдывает сохранение целой группы способов действия, которые нельзя отнести к технологиям и которые являются методиками, таким образом, первый подход к разграничению данных понятий состоит в том, чтобы рассматривать их как категории одного порядка.

Целеполагание имеет столь же важное значение для методики, как и для технологии. Но в социально-педагогической деятельности зачастую нет возможности четко, конкретно определить цель, в процессе работы возникает масса уточнений, кардинально меняющих предварительный замысел. Кроме того, специалист вправе апеллировать к собственной профессиональной интуиции, что недопустимо в рамках технологического подхода.

Особенностью технологии является ее универсальность. Максимальное количество специалистов, имеющих достаточную подготовку, в состоянии освоить ведущие технологии. Их реализация существенным образом не изменяется под влиянием индивидуально-личностных особенностей человека. В методике ситуация обратная. Именно индивидуально-личностные особенности специалиста, нюансы его профессиональной подготовки зачастую играют существенную роль в решении социально-педагогических задач. Напомним, что согласно ресурсному подходу одним из ведущих ресурсов социально-педагогической деятельности является личностный и профессиональный потенциал специалиста.

На подбор методики существенное влияние оказывает содержание деятельности человека, на работу с которым она рассчитана. Игра потребует одних методик и методов, диалоговое общение - других. Знание специфики деятельности задает своеобразие цели, определяет методику, которых может быть несколько. Классический пример приводят авторы учебного пособия под редакцией С. А. Смирнова «Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии» (М., 2001). Воспитывая, можно действовать по-разному: воздействовать на ребенка, противодействовать ему, содействовать или помогать, сотрудничать. Кроме того, возможно комбинирование методов, подбор их в зависимости от характеристик ситуации. В технологическом процессе, где в основе лежат процессы целеполагания, прогнозирования, проектирования, содержание деятельности определяется ожидаемыми изменениями объекта.

Рост и развитие человека (группы) происходит нелинейно, т.е. спонтанно, под влиянием как известных, регулируемых условий и факторов, так и стихийных, нерегулируемых, средовых. В этих условиях применение технологий, особенно длительного действия, становится нецелесообразным, необходимы комбинация частных технологий и методов, постоянное внесение изменений, что и допускается методикой.

Это далеко не все отличия, которые можно обнаружить, сопоставляя сущностные характеристики понятий «технология» и «методика». Но задача социального педагога не столько противопоставлять их, сколько использовать весь операционально-деятельностный арсенал, сочетать науку и искусство, технологии и методики.

Второй подход состоит в том, чтобы рассматривать различные технологии работы социального педагога как составляющие его методики работы, таким образом, «методика» шире чем совокупность «технологий», включает, но не исчерпывается ими. В рамках данного подхода выделяются общие и частные (конкретные) технологии работы социального педагога. Общие технологии присутствуют в любой социально-педагогической деятельности независимо от характера помощи и целевой группы. Они соответствуют логике цикла социально-педагогической деятельности: диагноз – прогноз – программа (проект) – реализация программы – контроль и оценка. Таким образом, к общим относятся: социальная диагностика, социальное прогнозирование, социальное проектирование, социальный контроль и надзор.

Частные (конкретные) технологии зависят от конкретных целей социально-педагогической деятельности, особенностей целевой группы. Среди них: социальное воспитание, социальная профилактика, социальная коррекция, социальная реабилитация, социальная поддержка и т.д.

Формы социально-педагогической деятельности: индивидуальная, групповая, семейная, общинная, школьная, клубная, массовая и т.д.

Социально-педагогическая диагностика: принципы, алгоритм. Классификация методов социально-педагогической диагностики.


Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце XIX – начале XX вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20–начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие «социальная диагностика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Цель диагностики состояния социального объекта – установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи. Социальная диагностика решает следующие задачи:

• выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

• определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

• описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

• ранжирование специфических свойств клиента.

Процесс социального диагностирования включает в себя ряд этапов:

• предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

• проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

• проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

• построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Социальный диагноз может осуществляться:

• на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни;

• на уровне социальной группы или территориальной общности, например, развитие территориальных групп, трудовых коллективов;

• на личном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов:

• объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

• причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

• комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких – либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

• научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе. Методы социальной диагностики можно разделить на три группы:

1. Сбор информации.

2. Обработка и анализ информации.

3. Определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов относится:

• интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализованное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре, и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить;

• наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем;

• метод экспертной оценки – это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования;

• беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

• биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности и др.

Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ фактов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используется нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного их них, сообразно возможностям и условиям.

Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

Перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики, их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

Психолого-педагогическая диагностика личности ребенка и окружающей его микросреды. Формы обобщения информации о ребенке: «карта личности», «карта среды».
Тема 11 Технология реализации социальным педагогом диагностической и прогностической функций

Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СОЦИАЛЬНО ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

В диагностической работе с группой социально дезадаптированных подростков следует соблюдать определенную последовательность.

1. Выделить те случаи анти- и асоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу. Исследования показывают, что многие виды психических заболеваний проявляются в школьном возрасте именно в хулиганстве, различных девиантных формах поведения. Подобные случаи относятся по существу к областям медицины и должны рассматриваться как случаи противоправного поведения, имеющего патопсихологическую природу. Такие подростки относятся к описанной уже категории детей, требующих медицинской помощи.

2. Определить особенности общих трудностей педагогов во взаимодействии с учащимися. На основании этих жалоб и их психологической сущности могут быть выделены и 2 основные группы учащихся, которым необходима психологическая помощь:



Основание для жалобы

Психологическая сущность

1.Трудности в усвоении знаний. Неспособность учащегося освоить в полном объеме школьную программу. Неуспеваемость. Ошибки в выполнении заданий

а) Мотивационная незрелость

б) нарушение определенных психических функций - в диапазонах нормыи вплоть до патологии

в) нарушение динамики психической деятельности

г) особенности функционирования (леворукость)

д) сенсорные проблемы (зрение, слух)

е) логопедические нарушения



2. Нарушения школьных норм и правил. Неадекватное реагирование, трудности в общении

а) Социально-педагогическая запущенность, пробелы в семейном воспитании

б) несформированность или акцентуация определенных личностныхчерт. Эмоциональные расстройства




Описание работы, которую будут выполнять добровольцы.
Методика работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Методика посреднической работы социального педагога на институциональном и личностном уровнях.

Каталог: doc -> user
user -> Лекция Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк
user -> Основные представители гуманистического подхода
user -> Ориентировочная карта понятий Гуманистический подход
user -> Рекомендации воспитателям на основе клиент-центрированного подхода К. Роджерса
user -> Клиническая психология
user -> Память. Вопросы и задания
user -> Содержание курса
user -> Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей: Пер с англ. М.: Медицина, 1990. 448 с
user -> Научное обоснование методов постановки психологического диагноза. Виды психологических диагнозов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница