Согласована утверждена



страница1/3
Дата22.04.2016
Размер0.56 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

Директор СПбЦД(Ю)ТТ На Педагогическом совете

15.06. 2011 года

Председатель Педагогического совета
_____________________А.Н. Думанский ____________________ Котова А.А.
Программа развития

детского научно-технического творчества

в Санкт-Петербургском центре детского (юношеского) технического творчества
Введение
Программа развития детского научно-технического творчества в Санкт-Петербургском центре детского (юношеского) технического творчества (далее – Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение следующих целей:

– создание необходимых условий и механизмов эффективного и устойчивого развития системы детского научно-технического творчества в СПбЦД(Ю)ТТ, способствующей самореализации, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей и подростков, подготовке их к активному участию в развитии научно-технического потенциала Санкт-Петербурга;

- обеспечение в условиях учреждения дополнительного образования детей социального заказа государства на воспитание технически грамотных и высокоорганизованных специалистов для различных производственных отраслей, обладающих высокими духовно-нравственными принципами, стойкими жизненными ориентирами, стремлением к служению Отечеству.
1. Нормативно-правовые основания для разработки Программы:


    1. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г;

    2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

    3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р;

    4. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 100 «О Федеральной целевой программе повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.»;

    5. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005г.№ 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»;

    6. Приказ Министра образования и науки России от 16.10.2007 г. № 283
      «О ведомственной целевой программе «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы», «Об аналитической ведомственной целевой программе «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций на 2008-2010 годы»;

    7. Письмо Министерства образования и науки России от 24.09.2007 № 06-1549
      «О межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей до 2010 года»;

    8. Закон Санкт-Петербурга от 15.11.2005 № 584-83 «О программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы»;

1.9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 № 343 «О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005–2010 г.г.»;

1.10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1192 «О программе развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы».

1.11. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 345 «О целевых программах»

1.12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2011 года N 1534 «О Программе по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы»



  1. Основной разработчик Программы:

ГБОУ ДОД Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества

  1. Цель Программы:

Создание необходимых условий и механизмов эффективного и устойчивого развития в ГБОУ ДОД СПб ЦД(Ю)ТТ системы детского научно-технического творчества (далее - ДТТ) обучающихся, способствующей самореализации, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей и подростков, воспитанию технически грамотных и высокоорганизованных специалистов для различных производственных отраслей, подготовке их к активному участию в развитии научно-технического потенциала Санкт-Петербурга.

5. Задачи Программы:

5.1. Разработка комплекса социально-педагогических, материально-технических и финансовых условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие системы детского технического творчества.

5.2. Воспитание гармонично-развитой, общественно активной личности, способной быстро адаптироваться к новой технике и технологиям в различных отраслях народного хозяйства.

5.3. Обеспечение военно-патриотического воспитания через развитие технических и военно-прикладных видов спорта.

5.4. Выявление одаренных детей и подростков, обеспечение соответствующих условий для их творческого развития и включения в систему непрерывного профессионального образования.

5.6. Модернизация материально-технической базы детского технического творчества, обеспечение ее соответствия современным требованиям.

5.7. Разработка и внедрение образовательных и досуговых программ спортивно-технической и научно-технической направленностей, ориентированных на развитие личности ребенка и профилактику правонарушений несовершеннолетних.
6. Сроки и этапы реализации Программы:

6.1. Организационно-подготовительный этап (в течение 2012 г.):

6.1.1. Анализ состояния системы детского технического творчества, определение приоритетных направлений развития с целью конкретизации основных положений программы для решения поставленных задач.

6.1.2. Проведение предварительной работы по ремонту здания государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества: определение данных развития и оснащения учебных лабораторий, мастерских, планов модернизация материально-технической базы, сметной документации на ремонт объекта, функциональной структуры объекта.

6.2. Основной этап (2013 - 2014 гг.):

6.2.1. Создание условий для развития технического творчества, методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий программы.

6.2.2. Ремонт здания Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества.

6.2.3. Модернизация материально-технической базы детского технического творчества ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ

6.3. Завершающий этап (2015 г.):

6.3.1. Внедрение концепции развития научно-технического творчества обучающихся ГБОУ ДОД СПб ЦД(Ю)ТТ.

6.3.2. Обеспечение массовых мероприятий по развитию детского технического творчества.

6.3.3. Создание условий для организации учебно-тренировочных сборов и соревнований в соответствии с ежегодным Всероссийским календарем спортивно-технических мероприятий.



7. Основные направления Программы:

7.1.Оптимизация системы детского научно-технического творчества.



    1. Ремонт здания, лабораторий, мастерских, учебных кабинетов детских объединений и сопутствующих помещений Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества.

    2. Обновление и обеспечение материально-технической оснащенности учреждений дополнительного образования детей, имеющих техническую направленность.

    3. Научно-методическое обеспечение процесса развития системы детского технического творчества в СПбЦД(Ю)ТТ.

7.4. Информационное обеспечение системы детского технического творчества, развитие межрегионального и международного сотрудничества в области детского технического творчества.

    1. Совершенствование системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки специалистов и организаторов ДТТ.

8. Ожидаемые результаты реализации Программы:

8.1. Формирование комплексной системы профессиональной ориентации и сопровождения профессионального определения обучающихся.

8.2. Оптимизация системы детского научно-технического творчества в ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ, появление в СПбЦД(Ю)ТТ: новой перспективной научно-технической лабораторий, учебного центра и комплекса по детскому техническому творчеству, осуществляющих комплексные интегрированные программы в сотрудничестве с научным и техническим сообществом Санкт-Петербурга.

8.3. Повышение интеллектуального резерва научной смены Санкт-Петербурга.

8.4. Возрастание числа обучающихся, ориентированных на социально-востребованные профессии в сфере науки, техники и производства.

8.5. Профильная подготовка старших школьников для обеспечения приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга инженерно-техническими кадрами.

8.6. Внедрение новых технологий обучения.

8.7. Отвлечение обучающихся от негативных социальных влияний средствами научно-технического творчества, спортивно-технических мероприятий.

8.8. Укрепление взаимосвязи общего и дополнительного образования, внедрение моделей сетевого взаимодействия профильного обучения.
9. Показатели эффективности реализации Программы:

9.1. Стабильное сохранение контингента обучающихся в кружках, секциях, объединениях технической направленности.

9.2. Доля общего состава педагогических работников ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ, прошедших повышение квалификации по направлениям детского технического творчества (%).

9.3. Доля выпускников ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ, профессионально ориентированных на инженерно-технические профессии изобретательства и рационализаторства.



9.4. Доля оборудования, соответствующего современным требованиям организации учебного процесса технической направленности для обновления учебно-технической базы учреждений дополнительного образования детей

Основные направления развития системы детского научно-технического творчества

в ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ


№ п/п

Направление



Мероприятия

1

2

3

1.

Оптимизация системы детского научно-технического творчества


1.1. Расширение сети клубов, секций и объединений детского технического творчества, создание новых научно-технических лабораторий в ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ технической направленности


1.2. Обеспечение работы по подготовке сборных команд СПбЦД(Ю)ТТ для выступления на Всероссийских соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях.


1.3. Повышение качества обучения по направленностям ДТТ, на основе системы формирования инженерного мышления обучающихся.

2

Ремонт здания, лабораторий, мастерских, учебных кабинетов детских объединений и сопутствующих помещений ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ

2.1. Текущий ремонт помещений СПбЦД(Ю)ТТ в соответствии с перечнем согласно приложению 1 к Программе


2.2. Оснащение материально-технической базы СПбЦД(Ю)ТТ в соответствии с перечнем согласно приложению 2 к Программе

3


Научно-методическое обеспечение процесса развития системы детского научно-технического творчества в СПбЦД(Ю)ТТ


3.1. Разработка и издание методических рекомендаций, сборников программ по различным направлениям ДТТ, информационно справочной литературы

3.2. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по приоритетным направлениям развития ДТТ.







3.3. Разработка и апробация программ дополнительного образования, тематических курсов, в том числе дистанционных, по различным областям технических, естественнонаучных дисциплин, программ профильного обучения старших школьников, внедрение педагогических технологий, изобретательства и творчества

4.

Информационное обеспечение системы детского научно-технического творчества в СПбЦД(Ю)ТТ


4.1.Проведение городских массовых мероприятий по научно-техническому и спортивно-техническому творчеству (выставок, конкурсов, олимпиад, фестивалей, спартакиад по техническим видам спорта, соревнований и т.д.)

4.2. Обеспечение участия сборных команд Санкт-Петербурга во Всероссийских и Международных мероприятиях по ДТТ


4.3.. Создание информационной базы по состоянию детского технического творчества и компьютерному парку в ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ с использованием Интернет ресурсов

4.4. Разработка и реализация механизма социального партнёрства ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ с предприятиями, государственными и общественными организациями в части профессиональной ориентации старших школьников


5.

Совершенствование системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки специалистов и организаторов ДТТ в СПбЦД(Ю)ТТ

5.1. Организация постоянно действующей системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ

Социально-экономическое обоснование программы

Перспективы развития системы детского технического творчества в Санкт-Петербурге определяются стратегией развития социально-экономической сферы города, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», направлениями модернизации образования в Российской Федерации, стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 – 2020 г.г. «Петербургская Школа 2020».

Специфика системы детского технического творчества учащихся Санкт-Петербурга заключается: во-первых, в уникальности реализуемых программ спортивно-технического творчества, соединяющих в себе науку, технику и спорт, развивающих в воспитанниках потребности в познании и творчестве; во-вторых, в обращенности к наиболее педагогически запущенному контингенту учащихся с целью «отвлечения» от улицы, осуществления социально-трудовой адаптации посредством вовлечения в техническое творчество и организации полезного досуга; в-третьих, ориентации на подготовку обучающихся, прежде всего мальчиков и юношей, в научно-технических объединениях, секциях, лабораториях к выполнению различного рода “мужских” социальных функций: мужа, отца, защитника Родины, хозяина; в-четвертых, в его высокой ресурсоемкости (это направление требует вложения больших финансовых средств, приобретения дорогостоящего оборудования и инструмента, специально оборудованных помещений, сооружений, рабочих мест).

Развитие научно-технического творчества становится особенно актуальным в связи с ускоряющимся внедрением в производство высоких технологий. Этот процесс требует расширения и улучшения подготовки инженерно-технических работников, что невозможно без четко организованной системы допрофессиональной подготовки школьников, раннего развития их творческих способностей. Можно констатировать, что сегодня существует государственный и социальный заказ на развитие технического творчества учащихся и молодежи, на воспитание технически грамотных и высокоорганизованных специалистов для различных отраслей производства, обладающих высокими духовно-нравственными качествами, устойчивыми жизненными ориентирами, стремлением к служению Отечеству.

Оценка ситуации и анализ факторов влияющих на развитие технического творчества учащихся в системе дополнительного образования детей Санкт-Петербурга позволяют обозначить следующие проблемы для ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ:

1. Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества (далее СПбЦД(Ю)ТТ) располагается в не отвечающих современным требованиям зданиях.

2. Материально-техническая база СПбЦД(Ю)ТТ не отвечает в полной мере современным требованиям.

При реализации «Программы развития детского научно-технического творчества обучающихся в СПбЦД(Ю)ТТ»

произойдут изменение стандартов проживания в Санкт-Петербурге по следующим показателям:


  • Уровень занятости населения (удельный вес численности занятого населения в общей численности населения в возрасте от 15 до 72 лет) ***

  • Расходы консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на общее образование в расчете на одного обучающегося **/***

  • Отношение числа учащихся 9-х и 11-х классов к числу обучающихся на первых курсах в учреждениях НПО **

  • Отношение числа учащихся 9-х и 11-х классов к числу обучающихся на первых курсах в учреждениях СПО **

  • Капитальные расходы консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на общее образование **/***

  • Доля выпускников учреждений НПО, поступивших в учреждения СПО и ВПО, от общего числа выпускников

  • Доля педагогических и управленческих работников, повысивших свою квалификацию, от их общего количества

  • Доля молодежи, состоящей на учете в отделах по делам несовершеннолетних, охваченных организованными формами досуга ***

  • Количество общегородских праздников ***

  • Количество общедоступных мероприятий

  • Обеспеченность спортивными сооружениями **/***

  • Количество спортивно-технических и научно-технических массовых мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета ***

  • Количество детей и подростков, занимающихся в учреждениях дополнительного образования спортивно-технической и научно-технической направленности ***

  • Количество подготовленных за отчетный год спортсменов высокой квалификации

  • Капитальные расходы консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на детское техническое творчество**/***

  • Текущие расходы консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на детское техническое творчество **/***

  • Текущие расходы (из них расходы и начисления на оплату труда) консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на детское техническое творчество **/***

  • Доля детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях всех типов **

  • Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений **/***

  • Количество ДТП на 10 тыс. зарегистрированных транспортных средств


Ремонт здания, лабораторий, мастерских, учебных кабинетов детских объединений и сопутствующих помещений ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ
Настоящее Приложение описывает общие параметры планируемого ремонта здания ГБОУ ДОД Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества (далее Центра). Проект реализуется из бюджета города за счет и в пределах средств, предусматриваемых исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга.

Основные величины, приведенные в настоящей Записке, носят качественный характер, являются приближенными и подлежат уточнению в ходе рабочего проектирования.



Местоположение Центра

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества предназначен для предоставления школьникам Санкт-Петербурга возможности заниматься по программам дополнительного образования научно-техническим и спортивно-техническим творчеством.


1. Состав объекта

Основные технико-экономические показатели

1.

Площадь территории

1951 кв.м.


1.1

Площадь озеленения

-

1.2

Площадь территории с грунтовым покрытием

-

1.3

Площадь территории с асфальтовым покрытием

752,6 кв.м

2.

Площадь застройки

1198,4 кв.м

3.

Общая площадь зданий

2913,9 кв.м

4.

Строительный объём зданий

19747 тыс. м3

5.

Количество корпусов

2

6.

Этажность застройки

1 - 3

7.

Количество постоянно обучающихся детей в год

3994 человек

8.

Количество детей, принимающих участие в различных соревнованиях и массовых мероприятиях в год

10000 человек


Расчёт площадей Центра



Наименования

Общая площадь

Где располагается

1.

Лаборатории и классы технического творчества




1 этаж, лит А

2 этаж, лит А

3 этаж, лит А


2.

Методический кабинет

49 кв.м

Каб. 14 1 этаж, лит А

3.

Симуляторные

50 кв.м

Каб.15 1 этаж лит.А

4.

Мастерские

200 кв.м

1 этаж, лит А

цокольный этаж



5.

Детская коллективная радиостанция

84 кв.м

3 этаж, лит А

6.

Актовый зал

160 кв.м

2 этаж, лит А

7.

Спортивный зал

190 кв.м

3 этаж, лит А

8.

Гаражи и мастерские для учебной техники

300 кв.м

Цокольный этаж лит А

Лит. Б.


Структура Центра

  • Спортивно-технический отдел




  1. Автоспорт: классы

а) мини – переднеприводные (ОКА, Matiz)

б) классика – заднеприводная (2105, 2107)



  1. Автомногоборье.

  2. Картинг: микро, мини, ракет, пионер, кадет, союзный-юниор, ракет-120, интер-континенталь-юниор, ротокс-макс, Хонда -5,5.

  3. Мини-багги (Хобби-карт).

  4. Мотоспорт.

  5. Мото кросс классы: 50, 60, 80, 125 куб.см

  6. Мото спидвей: 60, 80, 125 куб.см

  7. Мото триал: 50, 60, 80, 125 куб.см

  8. Радиосвязь:

а) КВ

б) УКВ


в) Цифровые виды (RTTY, PSK, Amtor, WSJT и др.)

  1. Радиомногоборье.

  2. Радиопеленгация («Охота на лис»)

  3. Скоростная радиотелеграфия.

  4. Дельтапланеризм.

  5. Парапланеризм.



  • Отдел технического моделирования




  1. Судомоделизм:

а) модели – копии (ЕК-600; ЕН-600; ЕЛ-600; Ф2Ю-600; ЕСО-мини; ЕК-1250; ЕН-1250; ЕЛ-1250; Ф2А; Ф3Е; FSR-ЕСО)

б) скоростные модели (Ф2В; Ф4А; ФSE-1 метр; Ф5М; Ф5-10).

в) радиоуправляемые модели (Ф2А; Ф2В; Ф2С; Ф2-Ю; Ф4А; Ф4В; Ф4С)


  1. Авиамоделизм:

а) Авиамодели комнатные:

F-1-D-460; F-1-D-550 чемпионатная

модели-копии F-4-D

б) Авиамодели кордовые:

- скоростные F-2A

- пилотажные F-2В

- гоночные F-2С

- модели-копии F-4В

в) Авиамодели радиоуправляемые:

- пилотажные F-2В; F-3A

- модели-планеры F-3J

- гоночные модели КВИК-500

- модели электролеты F-5В/7

г) Авиамодели свободнолетающие:

- модели-планеры F-1H; F-1A

- c резиномоторными двигателями F-1G; F-1B

- таймерные модели F-1P

д) Авиамодели воздушного боя F-2D




  1. Автомоделизм:

а) модели аэросаней:

АС-1; АС-2; АК-1; АК-2

б) трассовые автомодели:

ТА -1 (F-1); ТА-2 (ES-24); ТБ -2 (SP-32); International-32 (ТБ -3); G-12 (ТА – 3)

в) радиоуправляемые автомодели (закрытая трасса):

ДТМ; ДТМ – сток; РЦЕ-12; РЦБ.

г) кордовые автомодели:

Е-1 (класс 1); Е2 (класс 2); Е-5 (класс 3); АМ-1, АМ-2, К-1, К-2.

д) радиоуправляемые автомодели (открытая трасса). РЦБ, РЦЕ-10; Багги 10Э; ДТМ; ТС-10 нитро, ДТМ сток.



  1. Ракетомоделизм:

а) модели класса S3A; S4A; S6A; S7; S9A

б) S4A – ракетоплан

в) показательные модели

г) персонажные модели (ёлка, дед-мороз, снегурочка и т.д.)




  1. Начальное техническое моделирование:

- автомодели;

- судомодели;

- авиамодели;

- робототехника;



- свободное творчество

  • Научно-технический отдел




  1. Радиоэлектроника;

  2. Телемеханика;

  3. Робототехника;

  4. Основы микропроцессорной техники;

  5. Сборка и настройка компьютерных систем;

  6. Основы микро-контролерной техники;

  7. Электро-механическая игрушка;

  8. Кибернетика;

  9. Основы НА-НА технологий;

  10. ТРИЗ (теория развития изобретательских задач);

  11. Химико-техническое проектирование;

  12. Прикладная физика;

  13. Конструирование веломобилей

  14. Научно-исследовательская лаборатория

  15. Выставочный комплекс занимательной техники

  16. Школа раннего технического развития



  • Отдел компьютерных технологий

  1. Программирование (различные языки программирования)

  2. Компьютерная графика

  3. Компьютерный дизайн

  4. Пользователь ПК

  5. Офисные технологии

  6. WEB – дизайн

  7. Разработка компьютерных игр

  8. Компьютерное конструирование одежды

  9. Занимательная информатика

  10. Adobe Photo shop

  11. Кино-видео творчество (кино-видео студия)

  12. Фото творчество (фото студии)



  • Методический отдел

  • Городской методический кабинет

  • Оргмассовый отдел

  • Отдел материального снабжения

  • Автохозяйство

  • Хозяйственный отдел

  • Администрация

тир




Научно- исследовательская лаборатория


Лаборатория робототехники





Выставочный комплекс удивительной техники






Критерии и показатели эффективности реализации дополнительных образовательных программ научно-технического направления в ГБОУ ДОД СПбЦД(Ю)ТТ
Одним из ключевых условий успешности процесса модернизации образования является разработка эффективной практики оценивания результативности реализации образовательных программ. Компетентностный подход, определенный как основа новой образовательной практики, предполагает, что будут использоваться и новые подходы к выделению критериев, показателей, дающих возможность оценивать те или иные процессы. В своей работе мы опираемся на разработанные определенные критерии и показатели эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей.

Изучая аспект результативности реализации образовательных программ в дополнительном образовании детей необходимо учитывать те требования, которые предъявляются к учащемуся в системе общего образования. Для общего образования разработан проект, описывающий требования к общим учебным учениям, навыкам, способам деятельности, для каждой ступени образования: ( начальное, основное, среднее ( полное) общее образование). Сформулированные через те или иные способности, умения, данные требования обозначают круг задач в познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, организации деятельности школьника, которые позволяют изучать сформированность тех или иных ключевых компетентностей.



Авторами, на основе данных материалов, разработаны критерии и показатели результативности реализации дополнительных образовательных программ по ступеням образования.

Критерии рассматриваются как определенный круг задач и проблем, который способен решать учащийся. Показатели рассматриваются как наглядное выражение тех или иных качеств, проявляемых обучающимся в решении данных задач. Критерии и показатели были разработаны для их применения в оценки эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования, в которые включаются младшие школьники, подростки, старшеклассники. Эффективность и результативность реализации программ рассматривается через сформированность таких ключевых компетентностей учащегося, как компетентность в самостоятельной познавательной и предметной деятельности, информационно-коммуникативной сфере, социокультурной и гражданско-правовой сфере для каждого этапа школьного обучения ( таблицы 1.1.-1.3.).

Оценка эффективности реализации дополнительных образовательных программ для младших школьников

На первой ступени образования самым важным является формирование самостоятельности, ответственности, инициативы ребенка, поддержка его увлечений, любознательности, становления новых для него отношений со сверстниками и взрослыми

Таблица 1.1.


КРИТЕРИИ ( круг задач )

ПОКАЗАТЕЛИ

Компетентность учащегося в познавательной и предметной деятельности

Способность наблюдать объекты окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устного описания объекта наблюдения.

Умение соотносить результаты с целью наблюдением, опытом (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).


Способность выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерные для сопоставления предметы; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»).

Умение объединения предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различать целое и части.

Способность проводить простейшие измерения разными способами; использовать соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач.

Умение работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов

Способность решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи. ;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Умение создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации


Способность выполнять инструкции, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определять способы контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Умение сотрудничать: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.



Способность к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира.

Умение воспринимать и эмоционально откликаться на окружающие события

Компетентность учащегося в социально-культурной и гражданской сфере

Способность к нравственным и эстетическим переживаниям:; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношение.

Способность давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям;

Умение высказывать свое отношение и правовую оценку поступков людей, давать оценку своим действиям

Компетентность учащегося в информационно-коммуникативной сфере


Способность работать с текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильно и осознанно читать вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания).

Умение определять в тексте главное, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.


Способность использования простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…»..

Умение элементарного обоснования высказанного суждения

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях и т.п.)

Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Образовательный процесс на данном этапе нацелен на становление самостоятельности ребенка, освоения им новой роли обучающегося не только в школе, но и в системе дополнительного образования.. Кроме этого важным является педагогическое сопровождение становления детского сообщества, объединяющего обучающихся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога, строящего такое сообщество, меняется. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективные решения. Внутри детского сообщества педагогам создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого обучающегося. Основным педагогическим средством при этом является система оценивания: целенаправленная работа педагога по становлению адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент.

Оценка эффективности реализации дополнительных образовательных программ для подростков

При разработки критериев и показателей эффективности реализации дополнительных образовательных программ авторы опирались на основные характеристики подросткового возраста, когда идет активный поиск и становление устойчивого интереса в той или иной области ( науке, творчестве, спорте и т.д.), расширяется поле социального взаимодействия ( см. таблицу 1.2.).


Таблица 1.2.

КРИТЕРИИ

показатели

Компетентность учащегося в познавательной и предметной деятельности

Способность творческого решения образовательных задач и участия в проектной деятельности.

Умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности.

Способность проводить исследование, выдвигать предположения. Выполнять практические и лабораторные работы, несложные эксперименты,

использовать различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).



Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.. Умение описывать результаты этих работ


Определять структуры объекта, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.

Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому


Способность находить адекватные способы решения поставленной задачи на основе заданных алгоритмов.

Умение действовать по алгоритму Умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Способность сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Умение выделять главное и второстепенное, обосновывая свой выбор.

Компетентность учащегося в информационно-коммуникативная деятельности

Способность адекватно воспринимать устную речь.


Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение)

Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста.

Создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).


Способность использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Умение составлять план, тезисы, конспекты. Приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.


Способность поиска информации из самых разных источников в том числе на электронных носителях

Умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.


Владение монологической и диалогической речью.. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Компетентность учащегося в социально-культурной и гражданской сфере

Способность к рефлексии, самоанализу и самоконтролю

Умение контролировать и оценивать свою деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Умение оценивать свои достижения и устранять причины возникшие трудности.

Умение регулировать свое поведение, физическое и эмоциональное состояния.

Умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей


Способность к взаимодействию со сверстниками, взрослыми

Умение устанавливать взаимодействие:: согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками; объективное оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива; включаться различное ролевое поведения (лидер, подчиненный и др.).

Способность к безопасной жизнедеятельности

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Способность к выстраиванию своей деятельности в соответствии с правовыми нормами и правилами

Умение использовать свои права и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Таким образом, при проектировании содержания и организации образовательного процесса необходимо иметь в виду, что множественность видов деятельности обеспечивает формирование оценки результативности собственных усилий, формирование способности ответственного выбора. Необходимым условий успешности педагогической деятельности является расширение и дифференциация образовательного пространства.. Для этого возраста важен переход от обязательной работы - к работе по выбору, включению в проектную и социально-значимую деятельность, от работы под руководством – к самостоятельной работе. Структурообразующим организационным принципом при работе с подростками является последовательная индивидуализации образовательных маршрутов учащихся, увеличение разнообразия форм деятельности.

Оценка эффективности реализации дополнительных образовательных программ для старших школьников

Особенностью юношеского этапа является становление социального, профессионального и гражданского самоопределения старшеклассников. Эта характеристика и служила ориентиром для разработки авторским коллективом критериев и показателей оценки результативности программ дополнительного образования для данного возраста ( см. таблицу 1.3.).

Таблица 1.3.


критерии

показатели

Компетентность учащегося в познавательной и предметной деятельности

Способность самостоятельно ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению


Умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, в том числе творческого и поискового характера;

Способность прогнозировать события, развитие процессов и результаты деятельности (понимать: «что произойдет, если...»);

Способность синтезировать: составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты для решения поставленных задач



Умение оценивать и прогнозировать последствия и риски ;умение проектировать, использовать приемы анализа и синтеза для решения поставленных задач и проектной деятельности;

Способность формулировать и аргументировать


Умение представлять свои суждения, в том числе - давать определение; доказательство и доказательство от противного и т.п.

Способность к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности

Умение самостоятельно выбирать основания, критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; Умение организовывать и проводить опыты, эксперименты; наблюдения, формулировать выводы.

Компетентность учащегося в информационно-коммуникативная деятельности

Способность извлекать необходимую информацию из различных источников


Умение структурировать информацию,; свободно ориентироваться и работать с текстами художественного, научного, публицистического и официально-делового характера, в том числе на иностранном языке.

Способность самостоятельно собирать, хранить и пользоваться нужной информацией, создавая соответствующие базы данных, включая электронные;


Умение искать, находить и хранить, необходимую информацию, свободно пользоваться сетью Интернет для поиска, получения и передачи информации.

Способность к содержательному общению

Владение основными видами публичных выступлений (монологическое высказывание, дискуссия, дебаты, полемика);

Компетентность учащегося в социально-культурной и гражданской сфере

Способность к рефлексии, самоанализу и самоконтролю

Умение контролировать и оценивать свою деятельность, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Умение оценивать свои достижения и устранять причины возникшие трудности.

Умение регулировать свое поведение, физическое и эмоциональное состояния.



Умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Способность к определению сфер своих интересов и возможностей в профессиональной сфере

Умение оценить результаты профессиональной пробы

Способность к взаимодействию со сверстниками, взрослыми

Умение устанавливать взаимодействие:: согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками; объективное оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива; включаться различное ролевое поведения (лидер, подчиненный и др.).

Способность к безопасной жизнедеятельности

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Способность к выстраиванию своей деятельности в соответствии с правовыми нормами и правилами

Умение использовать свои права и выполнять свои обязанности как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Таким образом, методология содержания и организации образовательного процесса для этого возраста должна включать индивидуализацию содержания, форм образовательной деятельности, ориентироваться выработку проектно-исследовательских навыков, профессионального самоопределения и организацию профессиональных проб, создание условий для становления комплекса компетенций, который рассматривается как способность человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

Научно-техническое и спортивно-техническое направления


В целом, рассматривая задачи, решаемые обучающимися в рамках дополнительной образовательной программы в области научно-технического творчества, исследователи отмечают, что в детском техническом творчестве можно выделить четыре основных этапа выполнения задания - осознание и обоснование идеи, техническая разработка задания, практическая работа над заданием (объектом), апробирование объекта в работе и оценка результата творческого решения. Средством развития технического мышления служит система творческих заданий и задач в процессе трудовой деятельности, причем выстроенная в определенной последовательности - постепенного перехода от более простых технических задач к более сложным.

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

    • Младший возраст

      • Критерий компетентности: возможность использования несложных чертежей, монтажных схем или описаний алгоритмов (теоретических знаний) для решения четко поставленных практических задач: сборки моделей по готовым чертежам, написание кода программ по готовым алгоритмам и т.п.

      • Характеризуется такими показателями, как устойчивое узнавание определенного набора специальных терминов и обозначений, умение читать и выполнять пошаговые инструкции, согласуя свои действия с несложными монтажными и функциональными схемами, способность предсказывать результаты выполнения отдельных действий.

      • Формами предъявления компетентности на этом уровне являются несложные модели или технические системы, выполненные учащимся по готовым чертежам или схемам.

    • Подростковый возраст

      • Критерии компетентности: способность самостоятельного извлечения и структурирования информации из общетехнической и специальной литературы для решения нечетко поставленной задачи; использование опыта эксплуатации технической системы в качестве источника информации для осуществления оценки ее эффективности.

      • Показатели компетентности: возможность самостоятельно определить значения неизвестных терминов и обозначений, анализировать и обобщать разнородную информацию, использовать для решения своей задачи информации, связанной с решением похожих задач. Умение спланировать и провести испытание технической системы, произвести оценку ее функционирования по измеренным показателям и использовать эту информацию для осуществления доработки создаваемой технической системы (модели), исправления неисправностей, улучшение отдельных характеристик.

      • Формы предъявления: более сложные технические системы или модели, построенные по частично доработанным учащимся чертежам и схемам и прошедшие испытания.

    • Старший возраст

      • Критерий компетентности: возможность организовать самостоятельную исследовательскую деятельность с целью проектирования новой технической системы или улучшения характеристик старой.

      • Показатели компетентности: возможность организовать поиск информации в библиотеке или с использованием глобальных информационных ресурсов Интернет с последующим структурированием информации в соответствии со спецификой исследуемой проблемы. Умение организовать полноценные многократные эксплуатационные испытания, направленные на изучение и улучшение отдельных характеристик технической системы. Возможность предложить принципиально новое решение проблемы на основе анализа разнородной информации: специальной литературы, ресурсов глобальной сети, своего опыта и опыта своих коллег.

      • Формами предъявления компетентности, наряду с практическими реализациями сложных моделей и технических систем, являются рефераты, отчеты об исследованиях, выступления на конференциях.


Компетентность в бытовой сфере.

    • Младший возраст

      • Критерий компетентности: понимание места и роли технических систем в повседневной жизни человека

      • Показатели: умение соотнести конкретную техническую систему с теми задачами, которые она решает, понимание общих принципов ее функционирования; понимание необходимости соблюдения техники безопасности при работе с различными техническими системами.

      • Формы предъявления: результаты использования отдельных образцов технических систем дома, в школе и т.п.

    • Подростковый возраст

      • Критерий компетентности: умение использовать различные инструменты общего назначения для решения задач повседневной жизни, производить несложный ремонт технических систем.

      • Показатели компетентности: четкое определение областей применения отдельных инструментов и технических систем, умение увидеть необходимость их использования в конкретной ситуации; знание техники безопасности работы с отдельными инструментами и техническим системами.

      • Формы предъявления: отремонтированные технические системы, различные технические усовершенствования предметов быта.

    • Старший возраст

      • Критерий компетентности: умение решать различные практические задачи из повседневной жизни с точки зрения проектирования и использования технических систем.

      • Показатели компетентности: возможность сконструировать или модернизировать определенную техническую систему для улучшения существующих бытовых условий, понимание принципов организации безопасного использования, в том числе и ранее не использовавшегося, оборудования.

      • Формы предъявления: сконструированные или модернизированные технические системы.


Компетентность в социально-трудовой сфере.

    • Младший возраст

      • Критерий компетентности: понимание роли труда в жизни человека

      • Показатели: умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия; восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач.

      • Формы предъявления: результаты выполнения отдельных операций, несложные технические системы и модели.

    • Средний возраст

      • Критерий компетентности: умение применять проектный подход для решения различных задач.

      • Показатели компетентности: умение выделять и осуществлять основные этапы проектной деятельности: постановку задачи, поиск решения, реализацию решения, оценку полученных результатов; умение прогнозировать затраты и результаты труда, выбирать оптимальный путь решения задачи; использовать практику как критерий оценки теоретических предположений.

      • Формы предъявления: сложные технические системы и модели, результаты их эксплуатации.

    • Старший возраст

      • Критерий: профессиональное отношение к трудовой деятельности.

      • Показатели компетентности: позиционирование себя в общем поле профессиональных задач; умение оценить необходимый объем профессиональных знаний и навыков, необходимых для решения той или иной задачи, умение найти решение задачи в условиях ресурсных ограничений, найти альтернативное решение; умение оценить эстетичность того или иного решения и его соответствие нормам общественной морали.

      • Формы предъявления: сложные технические модели и системы, имеющие профессиональную ценность.


Компетентность в коммуникативной сфере (и частично в сфере гражданско-общественной деятельности).

    • Младший возраст

      • Критерий компетентности: возможность предметно-направленного общения

      • Показатели: умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изучаемым направлением, доступно для понимания других учащихся; умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты.

      • Формы предъявления: высказываемое мнение, активность в обсуждении различных вопросов, связанных с изучаемой предметной областью.

    • Средний возраст

      • Критерий компетентности: возможность организации совместной трудовой деятельности.

      • Показатели компетентности: умение играть различные роли в трудовом коллективе: лидера, подчиненного, коллеги и т.п.; ответственное отношение к выполнению своей части в общей работе, умение объективно оценить результаты своего и чужого труда; вести диалог сообразно своей роли.

      • Формы предъявления: результаты совместного труда, их субъективная и общественная оценка.

    • Старший возраст

      • Критерий: профессионально направленное общение.

      • Показатели компетентности: возможность донести и защитить результаты выполненной работы, понять и ответить на вопросы, участвовать в обсуждении работ своих коллег.

      • Формы предъявления: доклад на конференции, презентация своей работы и т.п.



Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница