Содружество науки и практики: опыт и перспективы



Скачать 95.17 Kb.
страница1/2
Дата11.02.2018
Размер95.17 Kb.
  1   2

Содружество науки и практики: опыт и перспективы
Педагогическая деятельность неразрывно связана с профессиональным самосовершенствованием, саморазвитием. Самореализация предполагает и активное участие педагогов в инновационной деятельности как одного из ярких признаков изменений, происходящих в современном образовательном пространстве. Творческий подъём в педагогической среде связан с демократизацией, гуманизацией образования, расширением взаимовыгодного сотрудничества представителей науки и практики.

В связи с этими процессами дошкольная организация «Улыбка» г.Лисаковска остановилась на выборе нововведений, являющихся продуктом осознанной, целенаправленной, научно-обоснованной деятельности. Наиболее перспективным руководство детского сада определило сотрудничество с видным деятелем науки Н.М.Крыловой, кандидатом педагогических наук, доцентом, Президентом АНО «Дом радости»,


преподавателем кафедры дошкольной педагогики и психологии
Пермского государственного гуманитарно - педагогического
университета. Так как, разработанная Натальей Михайловной в соавторстве с В.Т.Ивановой научно-методической система и технология «Детский сад – дом радости» наиболее полно отражала желание коллектива: строить целостный педагогический процесс, максимально способствующий успешности всех его участников (педагогов, детей, родителей). В технологии гармонично использованы исследования выдающихся учёных и научных школ (Е.И.Тихеевой, А.В.Запорожца, В.С. Мерлина, А.П.Усовой, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова, В.И. Логиновой), прогрессивные, гуманистические идеи в теориях формирования личности (К.Роджерс, Дж.Боткин, А.Маслоу, Д.Снигг, А.Комбс) и опыт новаторов –практиков. Программа и технология имеет богатый опыт внедрения во многих регионах России и ближнего зарубежья.

Название технологии «Детский сад-дом радости» - метафора. По словам её автора Н.Крыловой: ««Дом радости» - место, где каждый ребёнок, и его наставник, и другие сотрудники детского сада, и родители - с учётом возраста, пола, индивидуальности проживают каждый день максимально активно. Это значит, что каждый из них удовлетворяет свои не только органические (питание, сон, и др.), но и присущие только ему потребности в самореализации, защищенности и саморазвитии. В «доме» каждого понимают, принимают его самобытность, любят и уважают»[1 ].

По определению Н.М.Крыловой: своеобразие НМС "Детский сад - дом радости" заключается, во-первых, в том, что она строится на основе закона развития детей дошкольного возраста - доминирования процессов интеграции. "Доминирование интеграционных процессов накладывает свою печать на все сферы их психики (интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно-потребностную) и определяет стратегию и тактику воспитательно-образовательной работы с ними" (Н.Н. Поддьяков) [2]. Во-вторых, в системном подходе, суть которого в том, что стороны дошкольного воспитания - физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического рассматриваются в их взаимосвязи, их совокупного влияния в целостном процессе детского развития. (А.В. Запорожец, Т.А. Маркова)[3].

В 1998 году после прохождения курсов в городе Москве начался эксперимент по апробации авторской концепции «Детский сад – дом радости» в практику детского сада «Улыбка». В течение четырёх лет шла экспериментальная деятельность по освоению технологии, проходило обучение на авторских курсах педагогов, результатом которых стали рост профессионального мастерства участников эксперимента, успешная социализация выпускников «Дома радости».

Следующим этапом научного сотрудничества явилось активное внедрение технологии с включением в предлагаемые сценарии регионального компонента. Этот период характеризовался развитием инновационной активности дошкольных специалистов, стабилизацией нововведений, расширением количества воспитателей, внедряющих технологию.

Применение технологии «Детский сад – дом радости» позволило педагогическому коллективу достаточно успешно решать воспитательно-образовательные задачи в работе с детьми дошкольного возраста. Использование интеграционных подходов при внедрении технологии «Детский сад-дом радости» дало возможность целенаправленно развивать все сферы психики детей - интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно-потребностную, что несомненно отразилось на результатах. У выпускников детского сада «Дома радости» наблюдается развитие критического мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Они начинают задумываться о духовных ценностях, которые открываются на основе развития его самосознания. В этом – одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Научно-методическая система и технология «Детский сад-дом радости» (Н.Крылова, В.Иванова) позволила создать новую социальную форму внедрения достижений науки и передового опыта в их единстве, что с одной стороны способствовало стабильной эффективности внедрения, а с другой, открыло возможности целенаправленного формирования специалистов высокой квалификации.

В современных условиях, когда во вновь открывающиеся дошкольные организации приходят молодые педагоги, зачастую не имеющие дошкольного образования, методические службы сталкиваются с проблемой качественной организации жизнедеятельности малышей, способствующей полноценному развитию каждого девочки и мальчика. И в этих условиях неоценимую помощь им (дошкольным специалистам) окажет технология «Детский сад-дом радости» в виде ежедневного сценария рабочего плана воспитателя с семи утра и до семи вечера на весь учебный год, начиная со второй младшей и заканчивая подготовительной группой. Ценнейшим подспорьем в работе воспитателя является отражение в сценариях межпредметной связи (в единый стержень собраны с научной точки зрения все направления деятельности).

Методы и формы работы, которыми технологически с учётом современных психо-физиологических исследований преподносит Наталья Михайловна, поражают своим качественным разнообразием. Акцент ставится на развитие индивидуальности и гендерный подход. Педагоги отмечают важность индивидуального общения с дошкольниками, начиная с трёхлетнего возраста.

Авторы технологии Н. Крылова и В. Иванова предлагают знакомить детей с любым предметом окружающего мира, как с системой, как с целостным. Это большая философская задача, но она уже начинает решаться в младшей группе, связана со словарной работой и с познанием предмета. Очень важно показать нашим крохам, что предмет только тогда удовлетворяет потребности человека, когда он целый, когда у него все части служат главному назначению. Так в группе появляется стул без ножки. И дети узнают, что у стула есть сиденье, ножки, спинка. Потом, мишка (плюшевый медвежонок), о нем чуть позже, просит напоить его соком из колечка. И трехлетние малыши приходят к выводу, что для этого больше подходит чашечка. Потому что у нее есть донышко, высокие стеночки (можно много сока выпить, не то что из блюдечка), и ручка (удобно держать одной рукой, а в другую можно взять, например печенье). Так к малышу приходит осознание многообразия и многозначности окружающего.

Основной акцент Крылова Н.М. делает на познание мира, которое начинается с индивидуальной работы, где очень важно подготовить ребенка к рассуждению, к открытию зависимостей и закономерностей, т.е. научить трехлеток анализировать устройство предмета. Воспитатели предлагают деткам увидеть, к примеру, не просто платье, а красивое теплое платье в горошек, с длинными рукавами, чтобы кукла не замерзла, с манжетиками, воротничком для горлышка, чтобы не простудилась, удобной застежкой. Лишь после того, как проведена большая индивидуальная работа, и каждый воспитанник усвоил для себя назначение вещи и ее детали, можно переходить к занятию. На котором, теперь уже уверенный в себе малыш, прошедший через индивидуальное обучение до фронтального занятия, будет выстраивать логическое речевое суждение.

В жизни ребенка большое значение имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира». Авторская технологическая задумка



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница