Содержательный раздел



Скачать 393.8 Kb.
страница1/2
Дата25.04.2016
Размер393.8 Kb.
  1   2
Раздел 2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Проектирование содержания образования основного общего

образования и способы его организации

Содержание образование в ООП основного общего образования преемственно относительно начального общего образования и реализуется в разных видах деятельности, и в разных формах (урочной и внеурочных). Оно строится с опорой на:

1) представления отечественных психологов и педагогов о том, что учебная деятельность младшего школьника к подростковому возрасту «поворачивает его к себе». Предметом внимания подростка становится он сам. Он ищет ответы на вопросы: что я могу и чего не могу; что я хочу на самом деле; где я сам, что во мне мое?

2) специфические интересы и особенности подростка: появление интереса к собственной личности; установку обширных пространственных и временных масштабов, которые становятся важнее текущих, сегодняшних;

3) стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя. Появление сопротивления, стремления к волевым усилиям. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире, на социальное экспериментирование;

4) замыслы (образы действия) подростка первоначальны нечетки, расплывчаты, сверхмасштабны и некритичны. Пробуя их осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые степенью самостоятельности и ответственности («чувство взрослости», Д.Б.Эльконин, Т.Драгунова)

Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с «открытием себя и мира», с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но и с учетом « отношения мира» к моему действию.

Таким образом, выделяются следующие педагогические характеристики необходимые для проектирования содержания образования ООП основного общего образования:

1. Прежде всего, оформляется специальная организация переходного этапа образования (5-6 классы), предваряющего начало подросткового кризиса. Уже в переходный период (10-12 лет) учащиеся должны получить возможность почувствовать себя реально «взрослыми» (через разновозрастное сотрудничество и специальные приемы организации действий контроля и оценки). Взрослые должны создавать разнообразные ситуации, в которых младшие подростки могли бы ощутить как собственную «взрослость», так и недостаточность своих способностей, каким-то образом очертить границу своей «взрослости».

2. В собственно подростковой школе (7-9 классы) должны меняться отношения между педагогами и учащимися в сторону расширения сферы самостоятельности (в том числе, учебной самостоятельности) учащихся. Эти изменения должны касаться не только характера требований взрослых к подросткам, контроля, оценивания, но и расширения поля возможностей инициативных действий подростков. Вместе с тем, расширение и усложнение обязанностей, повышение требований к ответственности – должно стать выражением нового отношения к подросткам как к более взрослым.

3. Кроме выстраивания особых отношений между взрослыми и учащимися важное место занимает организация общения сверстников, чему способствуют особые (например, проектные, исследовательские) формы организации учения.

4. В этом возрасте учение становится лишь одним из видов общественно значимой деятельности, имеющих определяющее значение для психического развития.

5. Сфера учения (так же как и другие сферы жизни подростка) становится местом встречи замыслов его действий с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы действия и его возможности. Ребенок на этом этапе образования учится действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего проекта (задачи).

6. Обучение подростка, прежде всего, направлено на построение образа собственного действия в мире, а, следовательно, на построение собственной картины мира и собственной позиции.



2.1. Содержание образования и способы организации образовательного процесса на переходном этапе в 5-6 классе

В основу проектирования образовательного перехода из начальной в основную школу были положены исследования Г.А. Цукерман о двух фазах младшего школьного возраста. Представление о двухфазном строении каждой ведущей деятельности, в том числе и учебной, не ново: оно заложено в созданной Д.Б. Элькониным периодизации психического развития, являющейся фундаментом теории и практики учебной деятельности.

Возраст 10-12 лет можно назвать фазой обособления ученика как субъекта учебной деятельности внутри учебной общности.

Исходя из вышеизложенных особенностей данного этапа развития детей, сформулируем основные задачи этого переходного этапа образования:

- создать педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные в начальной школе, индивидуализированный “инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу и др.) в разных учебных ситуациях;

- помочь каждому учащемуся определить границы своей «взрослости»;

- создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения в последующем личностных задач младших подростков;


  • не разрушить учебную мотивацию в критический период развития.

Переходный этап в образовательном процессе школы должен строиться особым образом: через рефлексию предыдущего учебного опыта (опробование открытых способов действий в новых ситуациях); через особые формы и способы организации учебной деятельности, характерные именно для переходов, и через зарождение новых форм и способов учебной работы, которые будут разворачиваться только на следующем этапе образования.

Проектирование образовательного процесса на этом этапе строится относительно трех основных блоков организации учебной деятельности: содержание учебных предметов (отношение «Я - предмет»), форм учебного сотрудничества (отношение «Я- другие») и системы оценивания (отношение «Я-Я»).

Общий вид содержания учебной деятельности на двух ступенях образования представлен в таблице 1.

Таблица 1.



1 класс

2-4 класс

5-6 класс (переходный этап)

7-9 класс

Переходный

этап


Этап коллективного

решения УЗ



Сохранение

Качественно

изменить


Зарождение




1. Предметное содержание




Исходные понятия и их связи

Рефлексия и конкретизация известных понятий (проба, испытание)

Постепенный переход к работе с системой понятий




Модельная форма содержания понятий

Многомодельность

(изображение одного и того же объекта разными средствами)



От отображающей к управляющей модели




Задачная форма введения нового содержания (от задачи к задаче)

Работа с учебником, текстами.

От тетради открытий к построению «своих» справочников



Постановка системы задач («карта» движения в предмете), проектирование «своих» учебников

2. Формы учебного сотрудничества




Общеклассная дискуссия как основная форма организации поиска новых способов решения учебных задач

Письменные формы обмена мнениями как момент индивидуального поиска вопроса и ответа

Интерактивные формы обмена мнениями с использованием электронных инструментов




Работа в малых группах как средство усиления детской самостоятельности (независимости от взрослого)

Проектные формы групповой работы

(проектная задача)



Проектные формы учебной деятельности,

учебные и социальные проекты






Работа в малых группах как важнейший фактор рефлексивного развития ребенка

Разновозрастные формы учебного сотрудничества, где старшие ученики ставятся в позицию учителя

Учебная самостоятельность как умение строить свою ИОТ, работа с текстами

3. Система оценивания




Безотметочное оценивание знаний, умений и поисковых усилий школьника

Зачетная форма оценивания знаний и умений




Формирование самооценки как главного инструмента самоизменения (изменения своих знаний и умений)

Развернутые представления детей о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений

Переход от оценочных шкал к нормативному оцениванию

Работа с «портфолио»







Безопасность выражения собственного мнения как базисное условие рискованного поискового поведения

необходимо различить в учебном предмете два типа содержания: а) связанное с поиском общих способов действия; б) связанное с конкретизацией, воплощением общего для всех способа в индивидуально своеобразных приемах, техниках, методах, материалах

Построение индивидуальных образовательных траекторий

2.2. Содержание образования и способы его организации на этапе самоопределения подростков (7-9 классы)

Содержание образования в основной школе должно отвечать следующим требованиям:

1. Современное обучение на любой ступени образования должно строиться в рамке развития мышления. Мышление подростка есть мышление о Мире, а не лишь мышление об отдельных и несводимых его сторонах; в нем разные аспекты реальности должны опробоваться на связь (а не предлагаться уже связанными или разграниченными).

2. В подростковой школе общий способ действия должен выступить как инструмент опробования новых возможностей целей и задач обучения (учения). В связи с этим построение учебных предметов требует, чтобы каждый акт обучения (учения) выступал как обнаружение и преодоление сложившегося способа действия.

3. Средством опробования новых возможностей должна стать учебная модель. Действие моделирования должно выйти в центр учебной работы. Наряду с моделью отражающей существенные отношения объекта должна быть выстроена модель, управляющая преобразованиями объекта. Управляющая модель обращена на условия преобразования и, следовательно, существования объекта.

4. Введение управления процессами изменения объекта существенно меняет функции отражающей модели. Она становится пробным телом преобразования объекта. Переходы от одной отражающей модели к другой возможны лишь как опосредствованные управляющей моделью.

5. Внесение в обучение новых форм моделирования выводит учащихся на уровень позиционного действия.

6. Соотнесение управляющих и отражающих моделей позволяет придать обучению и теоретическому мышлению проектную форму.

Для реализации содержания образования подростковой школы при организации образовательного процесса необходимо:

- создать условия для приобретения подростками опыта собственной проектной работы, научить их действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего проекта;

- предоставить учащимся возможность экспериментирования с собственным действием, возможность пробовать, меняя позицию (с ориентации на замысел к достижению результата и, обязательно, опять к замыслу);

- предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач в рамках индивидуальных форм учебной деятельности;

- создать условия по выстраиванию индивидуальных траекторий движения учащихся в учебном материале отдельных тем школьных дисциплин с опорой на собственные «карты» познания в разных предметных областях;

- для формирования способности к осуществлению ответственного выбора организовать в образовательном пространстве школы несколько подпространств: «подготовка-опыт-демонстрация»;

- включить подростков в ходе образовательного процесса в различные социальные практики, в том числе через сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями и социальными институтами;

- продолжить работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности подростков через организацию модульного (концентрированного) обучения и учения как основы учебной самостоятельности учащихся;

- продолжить работу по совершенствованию форм итоговой аттестации в двух направлениях: а) выполнение и защита учащимися творческих работ (рефератов, проектов, исследований) на темы, имеющие личностное и социальное значение; б) сдача экзаменов по выбранному предмету в форме решения проектной задачи.

Особенности предметного содержания учебных программ

основной образовательной программы

основного общего образования

2.3. Задачи учебных предметов на переходном этапе образования (5-6 классы).

В связи с выделением двух этапов подростковой школы и предметное содержание имеет свою специфику. Так на этапе 5-6- классов в содержании деятельности учащихся выделяются следующие важные особенности:



  • учебные программы предусматривают изучение таких объектов, которые не могут быть реальными, а только мысленными (рациональное число, живая клетка), но при этом для их изучения могут использоваться практические, преобразующие сам объект действия (деление чисел и закономерности при делении, создание красок из растений, изучение зависимостей между условиями среды и изменениями в растении) и необходимо найти способ оценить, понять результат преобразований;

  • у учащихся 5-6-х классов еще нет достаточных средств полноценного изучения новых для них объектов: не хватает средств обоснования и аргументации полученных результатов после преобразования объектов и обнаружения их свойств;

  • замысливание подростка в начале подросткового периода, который совпадает по времени с 5-6 годами обучения в школе, преобладает над реализацией. «Младший подросток задумал, пережил задуманное и как бы уже сделал»(К.Н. Поливанова). Необходимо создание условий в деятельности младших подростков «для апробирования цели действием», для «испытания» замысла.

Таким образом, в соответствии с названными выше особенностями деятельности учащихся 5-6-х классов «попытку и испытание» можно отнести к видам ведущих действий учащихся 5-6-х классов. На этом этапе обучения зарождается становление индивидуальной образовательной траектории младших подростков, который называется «пробно-поисковым», когда происходит принятие решения о действии для достижения определенной цели, осуществляются самостоятельные пробы изучения свойств мысленно заданных объектов через поиск и реализацию действий, им соответствующих, пробы обоснования данных свойств.

Опишем ведущие предметные задачи по основным учебным дисциплинам 5-6 класса, на которых происходят «пробно-поисковые» действия для решения предметных учебных и учебно-практических задач.



Русский язык (5-6 классы)

В начальной школе основной целью изучения русского языка является освоение способов письма, основным предметом рассмотрения – слово и предложение. Язык обращен к ребенку своей социальной, нормативной стороной (осваивается закон, правило, норма). В основной школе обучение нацелено на развитие самостоятельности, инициативности, переход к индивидуальным образовательным траекториям. Следовательно, в 5-6 классе ребенок должен осознать себя как субъекта деятельности, увидеть поле возможностей, попробовать действовать в этом поле. Акцент в курсе русского языка смещается на функционирование, тем самым для ребенка открывается возможность пробы и экспериментирования с языковыми средствами. Это, с одной стороны, способствует расширению речевого опыта ребенка, с другой стороны, дает языковой материал для анализа, осмысления, становления языковой рефлексии.

Основные цели на этом этапе – рефлексивное освоение позиций говорящего и слушающего, пишущего и читающего (осознание «себя в языке» и «язык в себе»; открытие языка как средства, инструмента; объективация собственного речевого опыта); формирование представления о языке как об изменяющейся функциональной системе.

Принципы орфографии и пунктуации рассматриваются не как данность, а в их становлении, что позволяет ребенку глубже осознать их функциональную значимость, следовательно, формирование орфографических и пунктуационных навыков получает еще одну объяснительную и мотивационную основу.



Основной задачей курса является обнаружение в практической деятельности основных проблем речевой коммуникации и освоение общих способов их разрешения.

Английский язык (5-6 классы).

На этапе перехода из начальной в основную школу у младших подростков несмотря на то, что сформировались у них элементарные общеучебные и коммуникативные умения, и они ориентируются в четырех видах речевой деятельности, они еще не способны к самостоятельной работе и во всем следуют указаниям учителя. Уроки иностранного языка как никакие другие помогают детям в социализации, поскольку предполагают интенсивное общение при совместной деятельности, при работе в парах и группах. Важнейшая задача учителя постепенно приучить их к таким видам работы, научить слушать друг друга, учитывать мнение партнера, проявлять инициативу и целеустремленность. Но так как на этом этапе дети еще не уверенно владеют речевыми формами, еще не усвоили модели речевого общения, большое место занимает элементарная тренировка – повторение образцов за учителем или аудиозаписью, заучивание наизусть стишков и песенок, инсценировки, игры. Просмотр мультфильмов или учебных фильмов на английском языке поможет им больше, чем заучивание новых слов списком, зазубривание грамматических правил, и бесконечное количество механических упражнений, не говоря уже о том, что яркие зрелищные уроки формируют положительное отношение к предмету. Накопление образцов и моделей создаст почву для теоретического осмысления грамматики в период обучения в 7-9 классах. Психологи утверждают, что именно этот этап важен для создания долговременной мотивации. Подходя к седьмому классу, ребенок либо настраивается на совершенствование в языке, или теряет интерес к этому предмет, разочарованный неудачами при постижении грамматики. "Слишком много грамматики" – вот характеристика традиционного подхода.

При усвоенном предпороговом уровне А2 (по окончании 6 класса) ученик понимает отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, друзьях, школе, покупках, и т.п.). Может выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях может рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.

Математика (5-6 классы) ставит следующие основные задачи курса на этапе основного образования:


  • продолжить формирование у школьников основ теоретического мышления (анализа, планирования и рефлексии);

  • на основе рефлексии начальной школы выделить ключевые предметные задачи, которые привели к их созданию, оценить в какой степени имеющиеся способы действий позволяют решить эти задачи, проанализировать и сравнить различные модели, описывающие эти способы;

  • на основе обобщения и систематизации материала начальной школы выделить общие аспекты понятий величины и числа;

  • организовать целенаправленную деятельность детей по построению других числовых систем (расширение системы натуральных чисел, в конечном счете всей системы действительных чисел);

  • усилить роль моделирования в связи с приобретением моделями качественно нового характера (из средства фиксации способов, открытых в предметном плане модели становятся источником постановки учебных задач и тем самым – открытия новых способов)

Литература (5-6 классы)

Основная цель курса литературы рассчитана на все годы обучения в школе, - воспитание эстетически развитого читателя.

Обучение в 5-6 классах начинает разворачиваться по двум основным линиям: «Читательская практика и детское творчество» и «История мировой литературы». Обучение по линии «Читательская практика и детское творчество» продолжает начатую в начальной школе работу по становлению позиций автора, читателя, теоретика, критика. Эта линия обучения обеспечивает преемственность перехода из начальной в основную школу. Она позволяет детям в привычных для них формах работы наращивать свои достижения, осваивать то, что не до конца освоено (например, введенное в 4-м классе понятие родового деления литературы). Благодаря этой линии сохраняется высокая мотивация учения. Особое значение имеет то обстоятельство, что именно на этой линии происходит постепенный переход от коллективных форм работы к индивидуальным.

Линия обучения «История мировой литературы» только появляется в пятом классе, становится новой линией в литературе и постепенно становится ведущей. На историко-литературной линии обучения перед детьми разворачивается процесс исторического развития литературы и создаются условия формирования долговременной установки на действие вечного закона художественной формы в определенном, меняющемся со временем культурно-историческом обличии.



История (5-6 классы) - главная цель изучения на этом этапе образования – формирование первичных (базовых) ориентиров для самоидентификации школьников, определения ценностных приоритетов и критического восприятия общественно-политической и исторической информации на основе осмысления и усвоения ключевых (исходных) положений теории исторического знания и методологии исторического исследования.

История как учебный на первом этапе (5-6 класс) ставит следующие основные задачи:



  • сформировать первичные (базовые) ориентиры для гражданской, социальной, этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом;

  • овладеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в экономической, социальной, политической и культурной сферах; пониманием основных принципов жизни общества в прошлом и настоящем, взаимосвязи между природными, социальными, экономическими, политическими и культурными явлениями, их влияния на жизнь человека;

  • сформировать умения определять исторические и общественно-политические понятия и использовать их для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном мире;

  • сформировать умения искать, проверять, систематизировать, анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого; представлять историческую информацию в наглядной форме (презентация и др.);

  • воспитать уважительное и толерантное отношение к прошлому через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

Обществознание (5-6 класс) интегративный курс пропедевтического характера, закладывающий основы для изучения в последующие годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла (поведение человека, интересы и ценности, формирование способов регулирования отношений «человек-человек» и «человек-общество» в различные исторические эпохи, в различных культурах в современном мире, в России).

Данный курс ставит следующие основные задачи на этом этапе образования:



  • развить конфликтную компетентность, в том числе в формировании способности формулировать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев, и соблюдения этих правил;

  • приобрести способность вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т.п.);

  • пробрести общие представления (знания) о праве, обществе, российском государстве.

Условиями решения образовательных задач являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая возможность реальной пробы себя в квазиправовых ситуациях и анализа различных позиций участников реальных ситуаций;

б) учебные мероприятия 2 типов: учебно-информационный блок (право как необходимое условие существования и развития человеческого общества); практикумы, в которых моделируются наиболее типичные правовые ситуации.


Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница