Содержательная линия «социальная сфера жизни общества» Что нужно знать в положениях содержательной линии «Социальная сфера»?



Скачать 23.67 Kb.
Дата08.06.2016
Размер23.67 Kb.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Социальная сфера»?

   В содержательной линии «Социальная сфера жизни общества» представлены следующие основные позиции:
   ? социальная стратификация и мобильность
   ? социальные группы
   ? молодежь как социальная группа
   ? этнические общности
   ? межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
   ? конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ
   ? социальный конфликт
   ? виды социальных норм
   ? социальный контроль
   ? свобода и ответственность
   ? отклоняющееся поведение и его типы.
   ? социальная роль
   ? социализация индивида
   ? семья и брак

2. Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?

   Большинство заданий, направленных на проверку знаний по названным содержательным элементам, не вызывает особых затруднений при выполнении. Во многом это связано с тем, что рассматриваемые здесь понятия наполнены содержанием, известным не только по урокам обществоведения, но и из личного социального опыта. Каждый человек имеет определенный социальный статус, он связан множеством невидимых нитей с другими людьми, представителями разных социальных групп. Многообразие этих связей образует структуру социальных отношений.
   Социологическая наука – это логически стройная и обоснованная система достоверного знания об обществе в целом. Поэтому для правильного ответа на экзаменационные вопросы одного социального опыта явно недостаточно, необходимо владеть основами научных знаний об обществе.
   Как уже отмечалось, часть учащихся в своих ответах подменяет научное знание явлений и процессов житейскими представлениями о них. Применительно к социальной сфере это прежде всего касается следующих вопросов: многообразие критериев выделения социальных групп; социальная стратификация и социальное неравенство; виды социальной мобильности; социальные нормы и отклонения в поведении.

3. Социальные группы: по каким критериям их выделяют?

   Напомним, что социальной группой называют любую совокупность людей, выделенную на основе общего социально значимого критерия.
   Демографический критерий. Распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (мужчины, женщины); состояние в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые); семейное положение (одинокие, семейные) и др.
   Этнический критерий. Он определяет принадлежность человека к этносу (племени, народности, нации).
   Расовый критерий. Единство происхождения и области расселения, общность наследственных физических особенностей позволяют выделить три основные (большие) группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы.
   Поселенческий критерий предполагает выделение социальных групп в зависимости от места жительства (горожане, сельские жители и т. п.).
   В зависимости от рода трудовой деятельности, требующего определенной подготовки и являющегося обычно источником существования, выделяют социальные группы по профессиональному критерию (врачи, учителя, архитекторы, инженеры и т. п.).
   По уровню образования выделяют группы тех, кто имеет, например, начальное, неполное среднее, среднее или высшее образование и т. п.
   По своей величине, численности, а также характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на малые и большие.
   Человек, как известно, может состоять сразу в нескольких группах. Это могут быть, например, семья, школьный класс или трудовой коллектив, компания сверстников и т. п.

4. Можно ли считать понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство» синонимами?

   Такой подход является ошибочным: эти понятия необходимо различать. Под социальной стратификацией понимают расположение социальных групп (слоев, страт) в общественной структуре с учетом прежде всего размеров доходов, уровня образования, доступа к власти, престижа профессии. Представители одной страты (слоя) обычно обладают схожими жизненными возможностями, ценностными приоритетами, часто осознанно относят себя к данной группе.
   Социальное неравенство означает, что между различными группами (стратами, слоями) населения существует неравномерное распределение доходов, власти, образования, объема и характера прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Иными словами, отдельные индивиды, социальные слои, классы, находясь на разных ступенях социальной иерархии, обладают неравными возможностями удовлетворения потребностей.
   Таким образом, социальная стратификация – это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Неравенство является критерием, при помощи которого мы можем разместить социальные группы относительно друг друга.

5. Что мы знаем о социальных ролях?

   Среди заданий единого экзамена есть задания, связанные с усвоением понятия «социальная роль», со знанием типичных для нашего времени социальных ролей человека, например:
 
   Задание. После расторжения брака гражданин К. продолжал по выходным дням совершать с сыном автомобильные прогулки за город. Этот пример иллюстрирует особенности
   1) выполнения социальной роли
   2) соблюдения социальной нормы
   3) осуществления социальной политики
   4) проявления социальной мобильности
   Комментарий. Верным является первый вариант ответа. Напомним, что социальная роль – это совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место (статус) в данном обществе. Ученые выделяют так называемые основные (типичные) социальные роли. К ним относятся: роль труженика; роль собственника; роль потребителя; роль гражданина; роль члена семьи.
   Роли определяются ожиданиями людей. Например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях; что работник должен добросовестно выполнять порученную ему работу. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.

6. Можно ли изменить свое положение в обществе?

   Сама возможность перехода людей из одних социальных групп в другие, как правило, сомнения не вызывает. Из курса обществознания известно, что любые изменения в социальном положении индивида или социальной группы и называют социальной мобильностью. Напомним, что различают горизонтальную и вертикальную социальную мобильность.
   Горизонтальная мобильность предполагает передвижение на одном и том же уровне (переход из одной школы в другую, с одного предприятия на другое, переход из одной семьи в другую при повторном браке, смена гражданства, смена вероисповедания и т. п.). Вертикальная мобильность связана с изменением социального статуса.
   Рассмотрим пример задания.
 
   Задание. Вертикальная социальная мобильность проявляется при
   1) смене вероисповедания
   2) перемене места жительства
   3) повышении по службе
   4) переходе с одного места работы на другое на такую же должность
   Комментарий. Последовательный анализ предлагаемых вариантов ответа позволяет определить, что правильный ответ содержит третья альтернатива.
   Изменения в общественном положении могут быть связаны как с социальным подъемом (рабочий становится мастером, начальником цеха, директором завода), так и социальным спуском (бригадир становится рядовым членом бригады).
   Перемещения между стратами осуществляются по специальным каналам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность.

7. По каким правилам мы живем?

   Человек живет в обществе и не может от него не зависеть. Он выстраивает линию своего поведения в соответствии с установленными в обществе правилами, т. е. подчиняется определенным социальным нормам.
   Нормы вырабатываются обществом и отражают господствующие в нем представления о допустимом и недопустимом, желательном и нежелательном поведении людей.
   Какие это нормы, что они регулируют и чем отличаются друг от друга – выявлению понимания выпускниками этих вопросов посвящены отдельные экзаменационные задания, например такое:
 
   Задание. Любая социальная норма
   1) является обязательным правилом поведения
   2) обеспечивается принудительной силой государства
   3) регулирует общественные отношения
   4) выражается в официальной форме
   Ответ: 2 ?????.

8. Какие бывают социальные санкции?

   Для начала вспомним, что социальными санкциями называют существующую в обществе систему вознаграждений за выполнение норм, за согласие с ними и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. Следовательно, социальные санкции прежде всего подразделяются на поощрения, награды (их называют позитивными санкциями) и наказания (негативные санкции).
   Давайте рассмотрим следующую ситуацию.
   За многолетний добросовестный труд известный детский врач был награжден орденом, получил государственную премию. Во время церемонии ему долго аплодировали; люди говорили ему теплые слова, лестно отзывались о его работе.
   Все перечисленное может быть отнесено к позитивным санкциям. В то же время обращает внимание, что они отличаются по форме своего выражения.
   Одни из них (правительственная награда, государственная премия) представляют собой публичное одобрение со стороны официальных организаций и применяются в соответствии с определенными правилами. Это – формальные санкции. К их числу также относят установление именных стипендий, присуждение ученых степеней и званий, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления) и т. п.
   Другие санкции (аплодисменты, комплименты, лестные отзывы, дружеская похвала) являются эмоционально окрашенной реакцией окружающих, т. е. неформальными санкциями. К ним могут быть также отнесены: слава, почет, признание лидерских или экспертных качеств, молчаливое признание, доброжелательное расположение, улыбка.
   По такому же признаку разделяются и негативные санкции. Если речь идет о наказаниях, предусмотренных законами, правительственными указами, административными инструкциями и т. п., то это – формальные санкции. Например, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование.
   Порицание, замечание, насмешка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, недоброжелательный отзыв, жалоба, фельетон, разоблачительная статья и т. п. рассматриваются как неформальные негативные санкции.

9. Отклонения в поведении: только негативные?

   Отклонения от норм могут иметь полезные для общества следствия (новаторские предложения, изобретения), т. е. носить позитивный характер. Бывают также сугубо индивидуальные, не приносящие ни вреда, ни пользы обществу, особенности поведения человека (чудачества, эксцентричность и др.). Отметим, что это вполне распространенное явление. Пример тому – постоянно пополняемая новыми фактами Книга рекордов Гиннесса.

10. Семья – социальная группа или социальный институт?

   Прежде всего семья – это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови).
   Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
   Вместе с тем семья является социальным институтом, деятельность которого направлена прежде всего на удовлетворение важнейшей потребности – в воспроизводстве (репродукции) населения. Кроме того, семья выполняет и ряд других функций, например: воспитательную (семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи); хозяйственно-экономическую (ведение домашнего хозяйства: семейный бюджет; распределение домашнего труда; опека над малолетними и престарелыми); рекреационную (создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи; организация семейного досуга и отдыха) и т. п.
   Таким образом, семья – это и социальная группа, и социальный институт.

11. Почему молодежь считают социальной группой?

   Молодежь – большая социальная группа, объединяющая людей в возрасте от 16 до 30 лет (по мнению ряда исследователей – до 25 лет). Возрастные границы этой группы во многом определяются конкретно-историческими условиями, социально-экономической ситуацией. Поэтому могут быть подвижны (например, широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвигает «нижнюю» границу к более ранним годам).
   Социально-экономическое, общественно-политическое положение, духовный мир молодых находятся в стадии становления. Молодость – период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
   Именно эти признаки позволяют говорить о молодежи как о социальной группе, выделяемой на основе демографического критерия.

12. Что характерно для межнациональных отношений в современном мире?



   Межнациональные отношения могут быть непосредственными (контакты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образования, досуга, культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами).
   В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции. Одна проявляется в экономическом, культурном и политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок (интеграции в рамках национальных структур). С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность.
   Межнациональные отношения должны строиться на основе равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций. Несоблюдение этих принципов приводит к межнациональным конфликтам, преодоление которых является трудной задачей. В современном мире существует несколько путей ее разрешения: переговоры, взаимные уступки сторон, посредничество третьей стороны или ООН. Все они предполагают взаимное признание общезначимых и национальных ценностей, требований международных правовых документов.
   В экзаменационной работе есть задания на анализ двух суждений, для выполнения которых важно понимать, что процесс реформирования, демократизации общественной жизни, построения правового государства в нашей стране положительно сказывается на характере межнациональных отношений. И наоборот: когда национальной политике не хватает мудрости, когда видны отступления от демократических принципов, попираются права человека – возникает напряженность и даже конфликты.
   В задании на анализ двух суждений, в частности, предлагалось обдумать следующие положения:
   А. Национальная политика призвана выражать интересы коренного народа данной страны.
   Б. Национальная политика призвана создать благоприятные условия для свободного развития всех народов, проживающих в этой стране.
   Большинство учащихся правильно выполнили задание, справедливо отметив второе утверждение как верное. Часть учащихся допустила ошибку, признав в качестве такового первое суждение, не обратив внимания, что такая (Б) формулировка вопроса нарушает один из принципов демократичной национальной политики – признание равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница