Содержание стр. Введение



Скачать 78.02 Kb.
Дата19.04.2016
Размер78.02 Kb.
ТипЗадача
СОДЕРЖАНИЕ
стр.

ВВЕДЕНИЕ



В последние годы в России наблюдается снижение человеческого ресурса, ухудшение качества питания, рост алкоголизма, наркомании, депопуляция населения, разрушение института семьи. Эти данные указывают на реальную угрозу вырождения нации и острую необходимость решения проблемы здоровья.

Жизнь современного ребенка стала чрезмерно напряженной: повсюду подстерегают нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки. Перенапряжение и переутомление возникают в процессе учебы, работы, на улице и дома. Не познав себя, учащимся трудно выбрать оптимальную линию поведения, которая помогла бы ему находиться в состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи.

Решение этих проблем во многом зависит от содержания и организации образовательной деятельности в школе.

Задача работы педагога – помочь учащимся выбрать индивидуальный способ здорового образа жизни. Стремление подрастающего поколения к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей, связанных с самопознанием, с осознанием своей ценности и индивидуальности – основа воспитания ответственного отношения к самому себе и окружающему миру, ответственности за состояние своего здоровья, развития инстинкта самосохранения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Воспитать у учащихся потребность быть здоровыми, помочь грамотно управлять своим здоровьем, научить адекватно оценивать его состояние, формировать у учащихся научное представление и понимание сущности ЗОЖ, взращивать его личностную ответственность за здоровье, - решение этих задач возможно лишь в ходе целенаправленной и систематической работы.

Перечисленные выше положения говорят об актуальности проблемы формирования у младших школьников умений и навыков ведения здорового образа жизни.

Цель работы – изучение педагогических условий, способствующих эффективному формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни.

Объект исследования – здоровый образ жизни как социально-педагогическая категория.

Предмет исследования – формирование умений и навыков ведения здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.

Задачи:


  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  2. Рассмотреть сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»;

  3. Проанализировать ведущие стратегии формирования здорового образа жизни;

  4. Выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни младших школьников.

Методологической основой исследования являются работы ученых в области сохранения и укрепления здоровья школьников: Ю.В. Хмелевский, М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, Т.А. Высоцкая, А.М. Митяева, В.В. Марков, Ю.В. Науменко и др.

Значимость исследования заключается в рассмотрении приемов и способов формирования здорового образа жизни младших школьников и составлении научно-методических рекомендаций их применения в педагогической практике. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы педагогами средних образовательных учреждений. Материалы работы могут быть использованы при проведении семинаров в системе повышения квалификации педагогических работников, в системе среднего профессионального и высшего профессионального образования.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрена проблема здоровья, здорового образа жизни и стратегии его формирования. Вторая глава исследования посвящена изучению приемов и способов формирования умений и навыков здорового образа жизни у младшего школьника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проанализировав достаточное количество психолого-педагогической и методической литературы, мы определили, что понятие «здоровье» имеет многокомпонентный характер. Ведущими его составляющими являются физическое, психическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и нравственное.

Термин «здоровый образ жизни» понимается учеными неоднозначно. На наш взгляд, важна как ценностная, так и деятельностная составляющая данной категории. Т.е. образ жизни это не только и не столько «система взглядов», сколько «способ жизнедеятельности». Более того, важны, в первую очередь, не столько умения, сколько навыки и привычки выполнять те или иные виды деятельности, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

Среди технологий нами отмечены здоровьеформирующие, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, формирование представлений о здоровье как ценности, а также мотивации и привычки на ведение здорового образа жизни, формирование определенных установок на ведение здорового образа жизни. По нашему мнению, предпочтение следует отдать тем технологиям, методам и приемам, которые не только дают детям определенные представления в области здоровья, но, в первую очередь, формируют у них навыки, привычки и умения сохранять и укреплять свое здоровье в повседневной жизни.

Формирование у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни будет эффективным, если соблюдать следующие условия:



  1. Не только давать ребенку представления о сущности и нормах ЗОЖ, но и вооружать ребенка доступными методами и приемами, помогающими успешно преодолевать внешние и внутренние трудности, сохранять и укреплять здоровье;

  2. Построение работы в соответствии с определением понятия "здоровье", то есть формирование качеств физического, нравственного, социального, эмоционального и психологического здоровья;

  3. Обеспечение системности и комплексности в работе, лучше, если это будет хорошая образовательная программа в области здоровья;

  4. Применение наиболее рациональных и эффективных методов, приемов и форм организации обучения на занятиях – обучение в группах, ролевые и деловые игры, КСО, мозговой штурм, упражнения-энергизаторы и т.п..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Акилов М.В. «Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физкультурного образования» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - №2.

  2. Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни (учебное пособие для студентов педагогических вузов) – Псков, 2003. - 304 с.

  3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 243 с.

  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. – М., 2010 г.

  5. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М: Психология, образование, развитие, 2001 г.

  6. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение – педагогический колледж»: моногр. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 356 с.

  7. Высоцкая Т.А. Будем учиться жизни. – Чита, 2001 г.

  8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2005 – 234 с..

  9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб., Изд. «Союз», 1997 -  44 с.

  10. Гречаная Т.Б., Колесова Л.С. Полезные привычки. – М., 2000 г.

  11. Елькова Л.С. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы. – Автореферат диссертации … к.п.н. 13.0.01. – Москва, 2006. – 26 с.

  12. Закон РФ «Об образовании» // Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/51/

  13. Кочнева О.А. Образовательная среда как одно из условий формирования эколого-валеологической культуры личности // Образование и здоровье в изменяющемся мире: Материалы I Всероссийской НПК: В 2 ч. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. – Ч.2. – 186 с.

  14. Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л.В.Капилевич, В.И.Андреев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 102 с.

  15. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений/ М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

  16. Касаткин В.Н. Материалы курса «Основы психологии и педагогики здоровья». - М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 160 c.;

  17. Кочнева О.А. Проблема здоровьесбережения в образовательных программах и технологиях // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика: Сборник научных трудов / Под ред. С.Б. Шармановой, А.И. Федорова. – Челябинск: УралГАФК, ЧГОНЦ УрО РАО, 2004. – Ч.2. – 156 с.

  18. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студентов высших пед. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001

  19. Миненко П. П., Швецова В. Н. Валеология и образование. – Хабаровск, 1997 г.

  20. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2012. – 208 с.;

  21. Науменко Ю.В. Проектирование здоровьеформирующего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - № 5. – Стр. 46 – 51.

  22. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm

  23. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М.: Сфера, 2011 г.

  24. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000, с. 149-151.

  25. Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста. – Автореферат диссертации … к.п.н. – СПб., 2008. – 24 с.

  26. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.;

  27. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

  28. Соловьева Н.И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здорового образа жизни учащихся: дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2005. – 195 с.

  29. Соловьев Г.М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы: Учебное пособие. Часть 1. - Ставрополь: Изд-во СГУ,2001.

  30. Степанов В.М., Щипачева А.Д. Здоровьесохранная педагогика. – Иркутск, 2001 г.

  31. Хмелевский Ю.В. Здоровьеведение. – М.: Советский спорт, 2000 г.

  32. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2001 г.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница