«социум» международная научно-практическая конференция



страница1/38
Дата24.04.2016
Размер2.25 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

«СОЦИУМ»


МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ


«XVI МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСВЯЩЕННАЯ ПРОБЛЕМАМ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»

(01.02.2014 г.)
2 Часть

г. Москва – 2014


© Центр гуманитарных исследований «Социум»
УДК 320

ББК 60


ISSN: 0869-1284

XVI международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук: 2 Часть: (исторические науки, философские науки)Международная научно-практическая конференция, г.Москва, 01.02.2014г. - М.: Центр гуманитарных исследований «Социум».-. 140 стр.

Тираж – 300 шт.

УДК 320

ББК 60

ISSN: 0869-1284

Издательство не несет ответственности за материалы, опубликованные в сборнике. Все материалы поданы в авторской редакции и отображают персональную позицию участника конференции.




Содердание


ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 4

Басова Н. А. 4

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ДЕТСТВА
В СВЕТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 4

Бурлакова А.В. 6

О НЕКОТОРЫХ ПАРАМЕТРАХ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА 6

Вакаев В.А. 8

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: ПРОГНОЗЫ И РЕАЛЬНОСТЬ 8

Васильева А.В. 12

К ВОПРОСУ О РОЛИ АНДЕГРАУНДНЫХ ПРОЕКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОППОЗИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОНТРКУЛЬТУРЫ ГДР) 12

Гончаров С.З. 14

КРЕАТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. МАРКСА 14

Губаненкова С.М., 18

РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ОЦЕНКАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ НАЧАЛА ХХ и ХХI вв. 18

Жолков С. Ю. 20

ОБ АРХИТЕКТОНИКЕ ПРАГМАТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ 20

Журавлева М.А. 22

РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ ГУРДЖИЕВА-УСПЕНСКОГО В АМЕРИКЕ 22

Зименкова Н. Н.  25

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССАХ 25

Искандарова О. Ю. 28

ФАСИЛИТАЦИЯ, КАК ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ 28

Ломако О.М. 31

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ: ГЕНЕАЛОГИЯ И ИСТОРИЯ 31

Мороз Е.Ф. 34

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 34

Сапегин П.Е. 36

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ГОРИЗОНТЫ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 36

Панкратьев О.В. 39

КАРТЕЗИАНСКИЙ МОМЕНТ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ 39

Салмоорбеков Э. Б. 43

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ 43

Сергеева Н.И. 45

Н.А. БЕРДЯЕВ И С.Н. БУЛГАКОВ ОБ ИЛЛЮЗОРНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНОКРАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 45

Терешкун О.Ф 47

ГУМАНИТАРНО-НАУЧНЫЙ ДИСКУРС ТЕХНИКИ 48

Умарова З. Я. 49

ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ НА ПУТИ К ГУМАНИЗМУ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМУ 50

Федотова А. С. 53

РЕКЛАМА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 53

Чащин Е.В. 56

НОВОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 56

Шеврикуко С. М. 59

НЬЮТОНОВСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВРЕМЕНИ 59

Шиндина Н. И. 61

ГЕРМЕНЕВТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 61

Шитов С. Б. 64

СОЦИАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ 64

Шубина М.М. 66

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ ТАЦИТА 67

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 69

Агапов Г. А. 69

«ИМПЕРСКИЙ ПРОЕКТ» АЛЬФОНСО X В АНГЛО-ФРАНЦУЗСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII В. 69

Веселова Л.С. 72

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ГУАНЬСИ) В КИТАЕ 72

Вотчель А.В. 74

«HISTORIA BOHEMICA» ЭНЕЯ СИЛЬВИЯ ПИККОЛОМИНИ – К ВОПРОСУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕШСКОГО ГОСУДАРСТВА. 74

Григорьева Е. А. 77

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ХРИСТИАНСКОГО ГОСУДАРЯ 77

Данильченко Г.Д. 78

ИСТОРИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ КЫРГЫЗСТАНА 79

Зайцев М. С. 82

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ 82

Каменская Н.Е. 85

РУССКИЕ НЕМЦЫ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 85

Лаптев А. К. 88

МИФОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОГРАНИЧЬЕ В ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ ЯКУТОВ 88

Левин Я.А. 90

 "КРИМИНАЛЬНАЯ ВОЙНА" В ОЦЕНКАХ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ДЖОНА ДИЛЛИНДЖЕРА) 90

Логинова Д. В. 92

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (1930-1945 ГГ.) 92

Малашевская М.Н. 95

ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА МИД ЯПОНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В 1991-2001 ГГ. 95

Пальгов С.Ю. 97

“КИЛА, КИЛА, ИДИ ТУДА – ОТКЕЛЬ ПРИШЛА”:
МАГИЧЕСКИЕ ЗАГОВОРЫ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ 97

Романченко В.В. 100

МЕНТАЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
(НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ГЕНЕЗИСА УКРАИНСКОГО НАРОДА ПОСЛЕ 1861 ГОДА) 100

Семёнова Л.Н. 103

«САМОЕ СТРАШНОЕ В ЭТОЙ ВОЙНЕ…» 103

Семичевская Т. С. 105

РУССКИЕ ПОСОЛЬСКИЕ ХРАМЫ КОНЦА XIX- НАЧАЛА XX ВЕКА 106

Созыкин М. В. 108

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв. 108

Чичко Т.В. 110

К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ ПОСТУПЛЕНИЯ САСНИДСКОЙ И ВИЗАНТИЙСКОЙ ПОСУДЫ В ПРИКАМЬЕ И ПРИУРАЛЬЕ. 110




ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ




Басова Н. А.


НИ СГУ им. Н. Г. Чернышевского

философский факультет

кафедра социальной и теоретической философии,

аспирант

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ДЕТСТВА
В СВЕТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


Социальная философия детства с одной стороны охватывает исследование истоков нравственной, культурной и общественной деятельности человека, а с другой – решает социальные задачи о роли и месте детства в обществе, и о социальной ценности детства в целом.

Философская рефлексия подвергает анализу детство, как период онтогенеза человека и детство, как социально-философское явление – особую часть социального бытия. В аспекте социально-философской аналитики детства институты воспитания и образования выступают не только как необходимые социальные инструменты развития человека, но и как социальные рычаги подавления естества детства, его самобытности и множественности его социальных функций.

Научный интерес к феномену детства возникает в период обращения науки к проблематике духа и души человека – в период становления гуманитарных наук. Научная ценность философии детства возрастает вместе с необходимостью детального исследования субъект – субъектных отношений.

Уже в XVIII в. Ж. - Ж. Руссо заявляет о праве детей на уважение и предлагает программу «прогресситвного, естественного, отрицательного» [1, с. 626] воспитания, учитывающую потребности и склонности ребенка. В XX в., благодаря психоаналитическому направлению философии, педагогические модели стали развиваться с учетом понятия детства, как особого состояния человека. Появление детского психоанализа (А. Фрейд, М. Кляйн) позволило ввести и усилить специфическое отношение к ребенку в образовательной среде и считаться с его возрастными особенностями.

В период становления гуманитарных наук как наук институализированных, В. Дильтей расширяет область применения метода понимания, который становится отличительным признаком антропологии и психологии. Он соотносит воспитание с повторением «в индивидуальном развитии истории человеческого духа культурного развития человечества в целом» [2, с. 85 – 86.]. Воспитание – это, прежде всего, процесс приобщения к накопленному в истории опыту, а повторение и возобновление – первооснова сохранения человечности.

М. Мид на примере рассмотрения традиционных обществ Полинезии и Самоа раскрывает ценность преемственности культурных норм и правил как для сохранения общества, так и для сохранения психического здоровья людей. Она приходит к выводу об отсутствии конфликта поколений и трудностей социализации подростков в традиционном обществе. Формы поведения людей «своего» общества – это гарантия преемственности цивилизации и сохранения человеческой сущности [3, с. 309].

В генеалогическом аспекте рассмотрения раскрывается социально-философское родство детства и социальной памяти. И подобно сотериологическому назначению социальной памяти [4, с. 27] , детство выполняет свою сотериологическую социальную функцию, видимая черта которой – сохранение единства социального бытия. Эта функция проявляется в неизменной преемственности детской социальной средой мифов, сказаний и игрушек, которые имеют полное конструктивное сходство с игрушками ребенка эпохи первобытности [5, с. 13].

Основная социально-философская проблема детства заключается в разрыве социальной среды – противостоянии природы и цивилизации. Детство, сохраняя в своей социальной среде исходные природные связи, нуждается в этих связях и возобновляет их как в пространстве игр, одушевляя все окружающее его, так и в пространстве отношений человека с человеком. Детство всегда нуждается в родителях, без которых невозможно его появление, а природная связь с матерью по-прежнему, как и в первобытные времена, является гарантией получения пищи и защиты.

Конфликт природы и цивилизации, представленный в социальной среде детства, наиболее отчетливо выражен в свете психоаналитической философии. Детство занимает центральное положение в учении о бессознательном З. Фрейда, который полагал, что истоки невротических расстройств необходимо искать в детстве, они связаны с особенностями психосексуального развития ребенка [6, с. 341]. А. Фрейд выделяет такие причины возникновения неврозов, как: неискренность родителей в сексуальных вопросах, завышенные моральные требования, ненужные запреты, наказания и раннее совращение [7, с. 7].

Участие цивилизации в формировании чувства стыда, связанного с сексуальными отношениями, раскрывает Н. Элиас. Он приходит к выводу о том, что в процессе цивилизации чувство стыда, связанного с сексуальностью, усилилось. Также изменились отношения между полами, и само восприятие обществом сексуальных отношений. Увеличение психической дистанции между взрослыми и детьми происходит как следствие возрастающего преобладания скрытого характера сексуальной жизни [8, с. 244-261].

Детский психоанализ возникает в ходе общецивилизационного процесса, в период переоценки ценностей и изменения во взаимоотношении полов. Генеалогия психоанализа репрезентирует конфликт природы и цивилизации, как конфликт детства и цивилизации. Цивилизация вытесняет «родовую стихию», а вместе с ней и детство, в сферу бессознательного – в социальную память.

Социальная философия детства в свете общественных и гуманитарных наук репрезентирует период «юношества» современного общества. Общество совсем недавно по цивилизационным меркам открыло способность исследовать ту совокупность психических и социальных процессов, которая никогда не попадала под осознанный контроль. Подобно подростку, стремящемуся попасть в мир взрослых, общество, с усилием вытесняет свое детство, но все еще его выдает. Детство – это особая часть социального бытия, устойчивая форма организации социальной жизни и ее исток. Как отмечает О. М. Ломако: «Слово «исток» в метафизическом смысле родственно целому ряду понятий: родоначальник, основатель, законодатель» [4, с. 24]. Детство – это особый социальный опыт, обращение к которому поддерживает общественные связи с социальными основами. Это период максимального приближения человека к природе. И. Г. Песталоцци рассматривал человека в качестве совершенного существа и монады – сущностные силы, заложенные в человека Богом, развиваются жизнью, если человек живет в условиях максимально приближенных к природе [9, с. 292]. Социальная философия детства раскрывает идеи природосообразности и экологии в воспитании (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Психоаналитическая философия показывает человека, обращающегося к своей природе, как человека обращающегося к своему детству. Универсальная социальная природа детства продолжает играть ведущую роль в развитии общества: обращение к социальным вопросам о детстве способствует восстановлению единства природы и человека, решая проблемы семьи и деторождения.



Литература

  1. Руссо Ж. - Ж. Педагогические сочинения. Т. 1. - М., 1981.

  2. Ломако О. М. Генеалогия воспитания: Философско - педагогическая антропология. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2003.

  3. Мид М. Культура и мир детства. Наука, 1988.

  4. Ломако О.М. Генеалогия и социальная память: методологический анализ // Известия Саратовского университета. 2012. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Т.12. вып. 3.

  5. Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. Москва, 1935.

  6. Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Т. 2. М., 2006.

  7. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., 1999.

  8. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада / Н. Элиас. М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

  9. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 2010.




Каталог: files -> Archive
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
Archive -> Xvii международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых
Archive -> Xviii международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых
Archive -> «социум» международная научно-практическая конференция
Archive -> «социум» и московский научный центр психологии и педагогики
Archive -> Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница