Социология образования для направления 521200 Социология подготовки бакалавра



Скачать 214,64 Kb.
Дата14.02.2016
Размер214,64 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации

Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет социологии
Программа дисциплины
социология образования
для направления 521200 - Социология

подготовки бакалавра

и

для специальности 020300 - Социология

подготовки специалиста

Автор: к.социол.н., доц. Абрамов Роман Николаевич


Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Социология» анализа социальных институтов

Председатель: проф. Девятко И.Ф. Зав. кафедрой: проф. Девятко И.Ф.

“___” __________ 200_ г. “ 1 ” сентября 200 4 г.

Утверждено УС факультета социологии


Ученый секретарь:
_______________ “___” __________ 200_ г.

Москва

2004

Пояснительная записка
Требования к студентам:
Данный курс рассчитан на студентов успешно освоивших базовые курсы по социологической теории, методам социологического исследования и другие общепрофессиональные и факультативные курсы, заложенные в учебном плане. В курсе используются ранее полученные студентами знания в области социальной теории профессий, социологии культуры, социологии науки, экономической социологии, а также знание основных методов социологического исследования.

Курс дополняет и углубляет представления о современных направлениях и течениях в социологии, полученные будущими социологами-специалистами на предыдущей ступени профессионального образования.


Аннотация:

В процессе изучения курса «Социология образования» предполагается раскрыть дисциплинарную область социологии, объединяющую теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с другими социальными институтами. Особое внимание уделяется как теоретическим, так и практическим аспектам изучения системы образования: стратегиям реформирования образования в России и за рубежом и вовлечение национальных систем образования в международный контекст. Кроме того, содержательно учебный курс «Социология образования» проектирован в двух сравнительных системах координат: первая связана с историческим ретроспективным взглядом на генезис систем образования, вторая ориентирована на сравнение развития образования в пространственном аспекте с акцентом на Россию, Европу и США. Теоретическая основа исследования образования была заложена в функционалистской традиции Э.Дюркгеймом и Т.Парсонсом. В России в конце XIX начале ХХ века проводилось значительное число эмпирических исследований в области школьного и высшего образования. В связи с этим следует отметить работы П.Н.Милюкова и Н.И.Кареева, посвященные проблемам российского образования. В советской и постсоветской социологии значительный вклад в изучение образования в разные годы внесли В.Н. Шубкин, А.А.Овсянников, М.Н.Руткевич, Ж.Т.Тощенко, Ф.Р.Филиппов, Д.Л.Константиновский и другие. В данном курсе социология образования рассматривается как дисциплинарная область социологии, исследующая социальные аспекты образования, закономерности взаимодействия образовательной системы как социального института и социальной организации с обществом социальными группами и личностью. Также не остается без внимания и другой взгляд на предмет сравнительной социологии образования (М.Троу) как на узкую область, объединяющая исследователей которые интересуются формальными учебными заведениями и учреждениями – школами, колледжами, университетами и т.п., а также процессами обучения в них и связью между ними и другими институтами общества. В целом область изучения сравнительной социологии образования включает в себя учебные заведения, их системы, управление ими, организацию и структурирование, уровни образования, взаимодействия групп в учебных заведениях, социальные роли учителя и администратора. Британская традиция социологии образования имеет несколько развитых направлений исследований: а) школьная этнография занималась описанием школьных социальных систем с акцентом на межличностное взаимодействие между преподавателем и учащимся; б) образовательные учреждения рассматривались в качестве элемента школьного воспроизводства, обеспечивающего усвоение учащимися скрытой учебной программы; в) феминистские социологии изучали роль школы в развитии у детей гендерных стереотипов; г) исследования, направленные на определение степени эффективности различных стилей преподавания. В современной социологии образования активно развиваются прикладные исследования, ориентированные на предоставление информации государственным органам и общественным фондам для формирования эффективной социальной политики в сфере образования – education policy. Социальная политика в сфере образования и education policy являются важным элементом учебного курса «Социология образования».
Курс «Социология образования» является органичным продолжением специального социологического образования и представляет собой логически-выстроенный обзор основных теоретических и прикладных подходов к пониманию феномена образования в сравнительной перспективе. Также в курсе активно используются имеющиеся результаты социологических исследований, включая статистические данные. Образование в курсе рассматривается в качестве важного социального института современного общества. Изучение теоретических концепций, накопленных эмпирических данных и основных методологических подходов, разработанных в рамках сравнительной социологии образовательных систем – важнейший компонент профессионального социологического образования, позволяющий студентам-социологам соприкоснуться и с теоретическим, и с прикладным социальным знанием в рассматриваемой области. Полученные знания могут быть использованы не только в исследовательской работе, но и в практической деятельности в таких областях, как социальная политика и социальная работа, менеджмент в образовании, государственное и муниципальное управление
Формы оценки:

Итоговое эссе представляет собой развернутый научный очерк с использованием теоретического или теоретико-эмпирического материала. Тема эссе предлагается преподавателем либо выбирается самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Объем итогового эссе колеблется в пределах от 3 до 5 тыс. слов.

Итоговый контроль осуществляется в соответствии с приказом №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова. Исходя из текста Приложения №1 «Методика формирования результирующей оценки промежуточного и рубежного контроля» к приказу №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова явствует, что «все формы промежуточного и итогового контроля (контрольные работы, эссе, домашние задания, итоговый тест, и др.) оцениваются в 10-балльной шкале Оi».

Итоговая оценка определяется в соответствии с методикой, охарактеризованной в названной приказе №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова. Руководствуясь требованиями, изложенными в данном документе для оценки относительной важности отдельных видов текущего, промежуточного и итогового контроля вводятся их веса Wi таким образом, чтобы сумма Wi = 1. Также находится средневзвешенная оценка отдельных форм, текущего, промежуточного и итогового контроля: Оср = ∑ Wi Оi..


Содержание программы:
Тема 1. Вводная лекция: предмет и область исследования социология образования.

Социология образования как научная дисциплина и область исследования. Связь социологии образования с социологической теорией, социологией науки, социологией профессий, социальной стратификацией, исторической социологией. Образование как социальный институт: определение и функции. Организационная структура системы образования в современных обществах: начальное, среднее, высшее. Образование в контексте глобализации.



Литература:

  1. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999, Глава 13. Образование, коммуникация и средства массовой информации1.

  2. Зарецкая С.Л. Образование в контексте глобализации (вместо предисловия)/ Глобализация и образование. Сб.обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2001, с. 5-21.

  3. Филиппов А.Ф. Утопия образования.//Отечественные записки, 2002, №1, с. 10-39.

  4. Burton R. Clark Development of the Sociology of Higher Education // Sociology of Education, Vol. 46, No. 1, Winter, 1973, pp. 2-14.


Тема 2. Отражение темы образования в классической и современной социологической теории.

Э.Дюркгейм о модернизации школьного и высшего образования. Т. Веблен и М. Вебер о коммерциализации университетского образования. Социализирующая роль института образования (Т.Парсонс). Система образования как символическое пространство в теории П. Бурдье. Образовательная селекция (Бурдье и Пассерон).

Литература:


  1. Бурдье П. Система образования и система мышления//Высшее образование в России,1997.№2

  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

  3. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: Интор, 1996.

  4. Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки/ Социология науки. Под ред. С. А. Лебедева. Москва, 2000.


Тема 3. Социологические теории школьного образования

История школьного образования. Б.Бернстайн «Класс, коды и контроль»: ограниченный и развитый речевые коды и проблемы адаптации представителей низших слоев в школьной среде. И.Иллич: влияние скрытой программы и формирование «бесшкольного» (deschooling) общества. П.Уиллис: анализ культурного воспроизводства на основе исследования в школах Бирмингема. Экспертная стратификация учеников на основе системы тестов: дискуссии вокруг работы А.Йенсена. Пространство классной комнаты: опыт исследования. (Е.Колесникова)



Литература:

  1. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999, Глава 13. Образование, коммуникация и средства массовой информации.

  2. Колесникова Е.М. Демонополизация рынка образовательных услуг в постсоветской России/Аспекты социальной теории и современного общества. Под ред С.Е. Кухтерина, А.Ю. Согомонова М: Изд-во ИС РАН, 1999, с.121-143.

  3. Bernstein B. Class, Codes and Control. London, 1975.

  4. Illich I.D. Deschooling Society. Harmondsworth, 1973.


Тема 4. Идея университета и социально-философские концепции университета.

Идея университета и формирование университетской корпорации учащихся и учащих. Средневековый университет как проект образовательного учреждения нового типа. Взлет и упадок модели Средневекового университета. Возрождение европейских университетов в XVIII в.: образование для джентльменов и выполнение государственного заказа на подготовку профессиональных чиновников. Рассуждения И.Канта об университете. Вклад Вильгельма фон Гумбольдта в развитие идеи «классического» университета. Функции университета в понимании Дж.Г.Ньюмена. Миссия университета в интерпретации Хосе Ортеги-и-Гассета. Концепция университета К.Ясперса. Либеральная (А.Флекснер, А.Майклджон, Р. М.Хатчинс) и Прагматически ориентированная модели образования (Дж.Дьюи, С.Хук). Роль системы высшего образования в постиндустриальном обществе (Д.Белл). Наука и университеты в ситуации постмодерна (Ж.Ф.Лиотар). Идея университета и процессы обучения (Ю.Хабермас)



Литература:

  1. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Издв. Урал. Ун-та, 2000, с. 85-135.

  2. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. Спб: Алетейя, 1998., с 62-144.

  3. Дьюи Дж. Демократия и образование. Пер с англ. М.:Педагогика-Пресс, 2000.

  4. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.

  5. Ортега -и- Гассет Х. Миссия университета//Отечественные записки,2002. № 2

  6. Хабермас Ю. Идея университета. Процессы обучения. //AlmaMater. #4, 1994.


Тема 5. Социальная политика в сфере образования: теория и методология

Образование и поле социальных проблем. Education policy: основные определения и методологические основания. Оценочные исследования в образовании. Образование как общественное благо: проблемы финансирования и распределения. Российский опыт исследований в сфере educational policy: экономический и социологический аспекты адаптации вузов (case-study).



Литература:

  1. Стратегии адаптации вузов – экономический и социологический аспекты (проект «Разработка организационно-финансовых схем адаптации ВУЗа в условиях бюджетного финансирования»). М.: ГУ-ВШЭ, 2002 (препринт).

  2. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: МГУ, Инфра-М, 1997, с. 348-364 (Глава 15 «Образование»).

  3. Coleman J.S. et al. Quality of Educational Opportunity. Washington, 1966.

  4. Frechtling J. Evaluating systematic educational reform: Facing the methodological, practical, and political challenges.//Arts Education Policy Review. Washington. Mar/Apr. 2000.


Тема 6. Российская система образования: историко-социальный аспект

Попытки европеизации и секуляризация среднего и высшего образования в России в XVIII столетии: организация Московского университета, технических учебных заведений и гимназий. Немецкое влияние на организационную структуру образовательных учреждений России XVIII. Реформистские проекты и реальные преобразования в среднем и высшем образовании России в течение XIX века: содержание и социальные последствия. Система образования в России накануне революции 1917 г. Становление и изменения системы образования в СССР Эгалитаристкая модель высшего и среднего образования в 20-30-е годы. Сталинская образовательная политика: стандартизация школьного образования и идеологическая бюрократизация академического сообщества.



Литература:

  1. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX- начале ХХ века. М.: АН СССР, 1991, с.20-74.

  2. Петров Ф.А. Зарождение системы университетского образования в России/Университет для России: Взгляд на историю культуры XVIII столетия. М.: Русское слово, 1997, с. 64-102.

  3. Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884г. М.: Наука, 1976.

  4. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века. М. «Наука», 1993.


Тема 7. Образование и общество.

«Образовательные революции» в Европе и США: эмансипирующая роль всеобщего среднего образования и становление массового общества. Всеобщее среднее образование и становление национального государства. Социал-демократические реформы образовательных систем и трансформация социальной структуры модернизирующихся обществ. Американская модель высшего образования (Т.Парсонс). Социальные и политические последствия массовизации высшего образования: студенческое движение 1968 года – причины, оценка и формирующее влияние на поколение университетских интеллектуалов. Образование в условиях глобализации: социальный и институциональный аспект. Роль международных организаций в развитии национальных систем образования: ООН, Всмирный Банк, ЮНЕСКО, Совет Европы, ЕС и др. Содержание Лиссабонской, Сарбонской и Болонской деклараций.


Литература:

  1. Алферов Ю.С. Деятельность Совета Европы в области образования//Социально-политический журнал, 1998, №6, с. 154-166.

  2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.Логос, 2002, с. 155-176.

  3. Деятельность Всемирного банка в поддержку высшей школы/Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. М.: Весь Мир, 2003, с. 99-129.

  4. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, с. 461-498.

  5. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: АспектПресс, 1997 с.117-136 (Революция в образовании и новейшая стадия модернизации).

  6. Черноморова Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций/ Глобализация и образование. Сб.обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2001, с.115-142.


Тема 8. Академическая профессия: реакция на вызовы бюрократизации, массовизации и коммерциализации высшего образования.

Двоякое положение университетов в современном мире: производство профессионалов и «интеллектуальное гетто». Отражение субкультуры кампусов в литературном дискурсе: феномен «университетского романа» (Д.Хайнс «Рассказ лектора», М.Бредбери«Социолог», В.Набоков «Пнин» и др.). Проблема деквалификации университетских преподавателей.



Литература:

  1. Барнетт Р.Миддлхерст Р. Потерянная профессия//Высшее образование в Европе, 1993, с. 133-155.

  2. Геллерт К. «Академический дрейф» и стирание границ в системах высшего образования.//Высшее образование в Европе, 1994, с.95-103.

  3. Хайнс Дж. Рассказ лектора: Роман. М.: Издательство АСТ, ЗАО НПП «Ермак», 2003.

  4. Хяюренен Ю.П., Хяюрюнен Л. Модели карьеры представителей академических и интеллектуальных профессий Финляндии (по материалам долгосрочных наблюдений за карьерой студентов приема 1965 г.)// Высшее образование в Европе, 1994, с. 73-93.


Тема 9. Реформы образовательных систем: сравнительная перспектива.

Стратегии реформирования образовательных систем на постсоветских пространствах. Изменения в системах высшего и среднего образования стран Восточной Европы (Чехия, Словения, Венгрия, Польша). Российское образование в 90-е годы: модели реформ и социально-политический контекст их реализации. Образовательная доктрина: проекты, группы интересов и взгляд на будущее российского образования. Вовлечение российского образования в международный контекст: суть и воздействие болонского процесса. Альтернативные модели среднего и высшего образования: частные школы, гимназии и школы бизнеса.



Литература:

  1. Кузьминов Я. Реформа образования: причины и цели.//Отечественные записки, 2002, №1, с.91-106.

  2. Козма Т. Развитие высшего образования в Восточной Европе: региональный аспект//Высшее образование в Европе, 1993, с. 104-123.

  3. Rado P. Transition in Education. Policy making and the key educational policy areas in the Central-European and Baltic Countries. Budapest: Open Society Institut, 2001., Box 1-3. pp. 21-70.

  4. Report on the development of education in Poland. Prepared Wisniewski J. For Ministry of National Education. Warsaw, 2001 (рукопись).

  5. Zgaga P. Educational policy and quality in education. Ljubljana: Open Institut Slovenia, 2000. (рукопись).


Тема 10. Исследования в области социологии образования в СССР и России

Методологический опыт исследования образования в СССР (В.Н.Шубкин). Официальная версия социологии образования в СССР (Ф.Р.Филиппов, Ж.Т.Тощенко и др.). Современные социологические исследования в образовании (Д.Л.Константиновский, Ф.Э.Шереги, А.А.Овсяников и др.).



Литература:

  1. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. /Отв. ред. М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов. М.: Наука, 1978.

  2. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование: Методологические вопросы и опыт социального прогнозирования на материалах социологических исследований в Новосибирске. М.: Наука, 1977.

  3. Овсяников А.А. Система образования в России .// Мир России. 1999. № 3. С. 73-86.

  4. Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.


Методические рекомендации (материалы) преподавателю:

  1. обсуждение ключевых научных работ (статей) по теме курса в процессе семинарских занятий. Особенность данной методики заключается в использовании специальной процедуры дискуссионного форума. Суть дискуссионного форума заключается в следующем. Из группы студентов, участвующих в семинаре формируется команда, включающая основного докладчика и двух оппонентов. Команда получает текст статьи. Задача докладчика – критически и концептуально изложить содержание статьи с учетом контекста учебного курса. Задача оппонентов   дополнить докладчика и задать ему содержательные вопросы, инициировав, таким образом, общую дискуссию. На данном этапе в дискуссии активное участие принимает вся группа студентов и семинар оказывается чрезвычайно результативен с точки зрения перцепции теоретических и эмпирических аспектов обсуждаемых статей.

  2. эссе как письменная работа в настоящее время получает значительное распространение в российских вузах. В частности в практике ГУ-ВШЭ также используется данная прогрессивная форма обучения. В рамках курса эссе служит важным элементом успешного освоения материала слушателями. Как отмечает проф. И.Ф.Девятко, эссе – самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента по предложенной преподавателем теме. Эта точка зрения должна суммировать результаты небольшого теоретического или теоретико-эмпирического исследования заданной темы, которое проводится с учебной целью. Материалами такого исследования служат рекомендованные в библиографии курса источники, реальные или искусственные эмпирические данные и примеры из реальной жизни. Тема эссе формулируется как вопрос, требующий аргументированного ответа, или утверждение, требующее обсуждения и информированной оценки. Эссе представляет собой важнейшее средство обучения и способ контроля знаний.


Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Темы эссе:



  1. Социальное неравенство и проблема доступа к образованию.

  2. Американская и европейская традиция социологических исследований системы высшего образования: сравнительный анализ.

  3. Динамика высшего образования в условиях глобализации.

  4. Развитие частного среднего образования в современной России.

  5. Реформы среднего и высшего образования в Восточной Европе.

  6. Институциональная роль Болонского процесса в формировании единого европейского образовательного пространства.

  7. Коммерциализация системы образования и формирование рынка образовательных услуг.

  8. Оценочные исследования в образовании.

  9. Отражение университетской субкультуры в литературном дискурсе.

  10. Предмет и область исследований социологии образования.

  11. Проявление социальной стратификации в школьном пространстве: скрытая программа и сегрегирующая роль тестовой системы.

  12. Развитие идеи университета в современной социальной теории.

  13. Роль университетского образования в воспроизводстве профессионалов.

  14. Российская система образования в сравнительной перспективе: опыт реформ.

  15. Современные социологические теории школьного образования: обзор

  16. Социальная политика в области образования: содержание и социологическая экспертиза.

  17. Т.Парсонс об академической профессии и университетской корпорации.

  18. Университетские уставы в России XIX в.: сравнительный анализ.

  19. Э.Дюркгейм о роли образования в обществе.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

  1. В чем заключается институциональная роль Болонского процесса в формировании единого европейского образовательного пространства.

  2. В чем состоит сходство и различие американской и европейской традиций социологических исследований системы высшего образования: сравнительный анализ?

  3. Какое развитие получила идея университета в современной социальной теории?

  4. В чем состоит роль университетского образования в воспроизводстве профессионалов?

  5. Что писал Э. Дюркгейм о роли образования в обществе?В чем состоят основные тенденции развития высшего образования?

  6. Что такое оценочные исследования в образовании?

  7. Как протекает динамика высшего образования в условиях глобализации?

  8. Что такое системные реформы в образовательной сфере?

  9. Что такое скрытая учебная программа?

  10. Как отражается университетская субкультура в литературном дискурсе?

  11. В чем состоит предмет и область исследований социологии образования?

  12. Как связаны социальное неравенство и проблема доступа к образованию?


Расчет часов учебной дисциплины



Название темы


Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего часов








Лекции

Сем. и практ. занятия










Тема 1. Вводная лекция: предмет и область исследования сравнительной социологии образовательных систем.

2

2

6

10




Тема 2. Отражение темы образования в классической и современной социологической теории.

2

2

6

10




Тема 3. Социологические теории школьного образования

2

2

6

10




Тема 4. Идея университета и социально-философские концепции университета.

2

2

6

10




Тема 5. Социальная политика в сфере образования: теория и методология

2

2

6

10




Тема 6. Российская система образования: историко-социальный аспект

2

2

6

10




Тема 7. Образование и общество.


2

2

6

10




Тема 8. Академическая профессия: реакция на вызовы бюрократизации, массовизации и коммерциализации высшего образования

2

2

8

12




Тема 9. Реформы образовательных систем в странах Восточной и Центральной Европы: сравнительная перспектива

2

2

8

12




Тема 10. Исследования в области социологии образования в СССР и России

3

3

8

14







21

21

66

108


Основная литература

  1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

  2. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999, Глава 13. Образование, коммуникация и средства массовой информации.

  3. Овсяников А.А. Система образования в России .// Мир России. 1999. № 3. С. 73-86.

  4. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: АспектПресс, 1997 с.117-136 (Революция в образовании и новейшая стадия модернизации).

  5. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: МГУ, Инфра-М, 1997, с. 348-364 (Глава 15 «Образование»).

  6. Clark B. (Ed.) The school and the university: an international perspective. Berkeley: University of California Press, 1985.


Дополнительная литература

  1. Абрамов Р. Н. Толкотт Парсонс о профессиях и профессионализме //Социологический форум. 2001. № 1-4

  2. Абрамов Р.Н. Легитимация профессиональной власти менеджеров: историко-теоретический анализ института бизнес-образования в России.// рукопись кандидатской диссертации (2000 г.)

  3. Алферов Ю.С. Деятельность Совета Европы в области образования//Социально-политический журнал, 1998, №6, с. 154-166.

  4. Барнетт Р.Миддлхерст Р. Потерянная профессия//Высшее образование в Европе, 1993, с. 133-155.

  5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.Логос, 2002, с. 155-176.

  6. Бурдье П. Система образования и система мышления//Высшее образование в России,1997.№2

  7. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений / Socio-Logos’96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. – М.: Socio-Logos, 1996. – c. 8-31

  8. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

  9. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

  10. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. /Отв. ред. М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов. М.: Наука, 1978.

  11. Геллерт К. «Академический дрейф» и стирание границ в системах высшего образования.//Высшее образование в Европе, 1994, с.95-103.

  12. Деятельность Всемирного банка в поддержку высшей школы/Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. М.: Весь Мир, 2003, с. 99-129.

  13. Дьюи Дж. Демократия и образование. Пер с англ. М.:Педагогика-Пресс, 2000.

  14. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: Интор, 1996.

  15. Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: ИКЦ «Маркетинг», М.: МГСУ «Союз», 2001., с.175-277.

  16. Зарецкая С.Л. Образование в контексте глобализации (вместо предисловия)/ Глобализация и образование. Сб.обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2001, с. 5-21.

  17. Захаров И.В. Футурология и университет: происхождение идей. Сравнительное историко-философское исследование. Омск: 1990.

  18. Зубенко В.А. Современная реформа высшей школы в ФРГ/Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы (90-е годы): Сборник обзоров. М. ИНИОН РАН, 1999, с. 88-97.

  19. Козма Т. Развитие высшего образования в Восточной Европе: региональный аспект//Высшее образование в Европе, 1993, с. 104-123.

  20. Колесникова Е.М. Демонополизация рынка образовательных услуг в постсоветской России/Аспекты социальной теории и современного общества. Под ред С.Е. Кухтерина, А.Ю. Согомонова М: Изд-во ИС РАН, 1999, с.121-143.

  21. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование: Методологические вопросы и опыт социального прогнозирования на материалах социологических исследований в Новосибирске. М.: Наука, 1977.

  22. Кузьминов Я. Реформа образования: причины и цели.//Отечественные записки, 2002, №1, с.91-106.

  23. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970.

  24. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.

  25. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Издв. Урал. Ун-та, 2000, с. 85-135.

  26. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. Спб: Алетейя, 1998., с 62-144.

  27. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, с. 461-498.

  28. Можаева Л.Г. Развитие систем образования в западных странах в условиях глобализации./ Глобализация и образование. Сб.обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2001, с.75-115.

  29. Овсяников А.А. Система образования в России .// Мир России. 1999. № 3. С. 73-86.

  30. Ортега -и- Гассет Х. Миссия университета//Отечественные записки,2002. № 2

  31. Парсонс Т. Новый аналитический подход к теории социальной стратификации /Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000

  32. Петров Ф.А. Зарождение системы университетского образования в России/Университет для России: Взгляд на историю культуры XVIII столетия. М.: Русское слово, 1997, с. 64-102.

  33. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов (избранные главы).//НЛО, 2000.

  34. Розовски Г. Университет: руководство для владельца М.: Еврейский университет,1995, Иерусалим: Гешарим, 5575.

  35. Серл Дж. Политика и гуманитарное образование.//Отечесвтенные записки, 2002, №1, с. 76-91., см. www.strana-oz.ru

  36. Современный университет.//Кризис высшего образования в капиталистических странах (социологический анализ). Реферативный сборник. М.ИНИОН АН СССР, 1976

  37. Троу М. Социология образования. В кн.: Американская социология. М.: Прогресс, 1972.

  38. Филиппов А.Ф. Утопия образования.//Отечественные записки, 2002, №1, с. 10-39.

  39. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Социологические проблемы. М.: Мысль, 1976;

  40. Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.

  41. Хабермас Ю. Идея университета. Процессы обучения. //AlmaMater. #4, 1994.Стратегии адаптации вузов – экономический и социологический аспекты (проект «Разработка организационно-финансовых схем адаптации ВУЗа в условиях бюджетного финансирования»). М.: ГУ-ВШЭ, 2002 (препринт).

  42. Хайнс Дж. Рассказ лектора: Роман. М.: Издательство АСТ, ЗАО НПП «Ермак», 2003.

  43. Хернквист К. Общенаучное, профессиональное и дальнейшее образование. //Высшее образование в Европе, Том XIII, №1-2, 1988, с. 32- 43.

  44. Хяюренен Ю.П., Хяюрюнен Л. Модели карьеры представителей академических и интеллектуальных профессий Финляндии (по материалам долгосрочных наблюдений за карьерой студентов приема 1965 г.)// Высшее образование в Европе, 1994, с. 73-93.

  45. Черноморова Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций/ Глобализация и образование. Сб.обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2001, с.115-142.

  46. Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970.

  47. Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884г. М.: Наука, 1976.

  48. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века. М. «Наука», 1993.

  49. Baggen P., Tellings A.,&Haaften W. The university and the knowledge society.-Bemmel-London-Paris.Concorde Publishing House,1998.

  50. Ball S.T. Education reform. A critical and post-structural approach. Open University Press, 1993.

  51. Bernstein B. Class, Codes and Control. London, 1975.

  52. Burton R. Clark Development of the Sociology of Higher Education // Sociology of Education, Vol. 46, No. 1, Winter, 1973, pp. 2-14.

  53. Clark B. (Ed.) The school and the university: an international perspective. Berkeley: University of California Press, 1985.

  54. Collins R. The late twentieth-century credential crisis /The credential society. New York: Academic Press, 1979, pp. 191-20 Deviatko I. ()

  55. Frechtling J. Evaluating systematic educational reform: Facing the methodological, practical, and political challenges.//Arts Education Policy Review. Washington. Mar/Apr. 2000.Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX- начале ХХ века. М.: АН СССР, 1991, с.20-74.

  56. Illich I.D. Deschooling Society. Harmondsworth, 1973.

  57. Parsons T., Platt G. The American university. Cambridge. Harvard Univ. Press, 1973.

  58. Rado P. Transition in Education. Policy making and the key educational policy areas in the Central-European and Baltic Countries. Budapest: Open Society Institut, 2001., Box 1-3. pp. 21-70.

  59. Report on the development of education in Poland. Prepared Wisniewski J. For Ministry of National Education. Warsaw, 2001 (рукопись).

  60. Webb R.B.& Sherman R.R., Schooling and Society, MacMillan Publishing Co. 1989

  61. Zgaga P. Educational policy and quality in education. Ljubljana: Open Institut Slovenia, 2000. (рукопись).

Автор программы: _____________________________/ Абрамов Р.Н./



Подпись обязательна.

1 Подчеркнута основная литература по теме. Остальная литература – дополнительная.




Каталог: data
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница