«Социология малых групп»



Скачать 134,42 Kb.
Дата10.02.2016
Размер134,42 Kb.
#45
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №102

Г.Челябинска



Тема: «Социология малых групп»

Автор: Одинцова Анна,

ученица 7 Г класса

МОУ лицея № 102

Научный руководитель: Пережогина И.Н.,

учитель истории I категории

МОУ лицея № 102.

Г. Челябинск

2010г.


Оглавление.
Введение______________________________________________________________2

Глава I. Малая группа - посредник между человеком и обществом.____________________________________________________________3

Глава II. Признаки малой группы__________________________________________4

Глава III. Формы малой группы____________________________________________5

Глава IV. Структура малой группы__________________________________________6

Глава V. Взаимодействие в малой группе___________________________________7

Заключение.___________________________________________________________8

Список литературы_____________________________________________________10

Приложения__________________________________________________________11


Введение.

Я выбрала тему «Социология малых групп», так как не раз мне приходилось слышать о так называемых «малых группах». Мне захотелось подробнее узнать, что это такое, какие бывают малые группы, как они влияют на положение человека среди других людей.

Цель работы – показать значение малых групп как посредника между человеком и обществом.

Задачи:



  1. Рассмотреть различные точки зрения на численность малой группы.

  2. Выяснить признаки, формы, структуру малой группы.

  3. Показать взаимодействие людей в малой группе.

Тема является актуальной, так как люди живут в группах на протяжении всей истории человечества. Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20 – 30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по планете в поисках пищи. В настоящее время человек нуждается в группе и зависит от неё. Один и тот же человек может входить сразу в несколько групп. Группами называются семья, школьный класс, дружеская компания. Можно считать группой рабочих, крестьян, интеллигенцию; группами является молодежь и ветераны, городские и сельские жители. Поэтому совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5 – 2 раза. Так, на планете проживает более 6 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8 – 10 млрд. И всё это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5 – 6 группах. Человек может быть членом семьи, ученического класса, молодёжной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Группы людей относят к социальной сфере, поэтому они называются социальными.

Социальная группа - это связующее звено, своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа - это ещё и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. В группе формируются нормы и правила, обычаи и традиции ритуалы и церемонии. Другими словами, закладываются основы социальной жизни. Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.



Глава I. Малая группа- посредник между человеком и обществом.

Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким – то определённым признакам. Значит, малая группа — это образование, сформированное по признаку количества людей, входящих в нее. А сколько их может быть в малой группе? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Ко­нечно, по самому названию малые группы не могут быть зна­чительными по числу членов. А вот с какого числа людей возни­кает малая группа? Один — это не группа, а вот я и мой приятель — группа. И, конечно, малая. Но эта точка зрения вызыва­ет несогласие ученых.

Давайте подумаем, для чего возникают группы людей? Ведь не любое же множество людей — это группа для общения. Вот ты едешь в автобусе, наполненном пассажирами, общаешься со своими соседями, каким-то образом с ними вза­имодействуешь. Но можно проехать всю дорогу и не вступить в контакт. Можно ли считать любых пассажиров автобуса группой?

Признаком, отличающим группу, наверное, можно считать какую-то общую деятельность, подчиненную общей цели.

По признаку ведущей совместной деятельности среди малых групп наука, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей в обществе, выделяет производственные, учебные, спортивные, семейные и др. Единство цели при этом — основной принцип объединения людей в малой группе, а главным средством объединения является межличностное взаимо­действие, поэтому некоторые учёные считают, что в ней должно быть не меньше трех человек. Если в группе возникает конфликт, то он приводит к распаду группы. А если появляется третий, совсем не лишний («наблю­датель»), то он помогает избежать тупика в конфликтной си­туации. Значит, при наличии третьего члена малой группы деятельность ее может быть успешной.

Максимальное количество членов малой группы может быть разным.

Ученые признавали и признают, что поскольку в памяти человека одно­временно может удерживаться 7±2 объекта, то это и есть оптимальное число членов малой группы. Например, ученики в классе на уроках иностранного языка, делятся на подгруппы, чтобы лучше усваивается предмет, потому что все ученики — в поле зрения учителя. По характеру отношений между членами группы они бы­вают формальными (официальными) и неформальными (не­официальными). Положение человека в малой группе называется словом «статус» от латинского status — положение, состояние. Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В раз­ных группах один и тот же человек может иметь разный ста­тус, разное положение. Например, семье — отец может быть главой, его авторитет (влияние) и престиж (уважение, которым он пользуется) признаются всеми другими членами семьи. А в спортивной команде или в кружке самодеятельности он же рядовой член, признающий авторитет тренера или руко­водителя кружка.

Итак, малая группа – небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.


Глава II. Признаки малой группы.

А теперь назовём все признаки малых групп:



  1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний – 2. Если группа превышает “ критическую массу”, то она распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчётам, большинство малых групп включает 7 и менее человек.

  2. Стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

  3. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.

  4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трёх человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырёх человек – одиннадцать, а в группе из семи – сто двадцать связей.

  5. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из пяти человек её члены получают большее личное удовлетворение, чем в группе из семи. Группа из пяти – семи человек считается оптимальной.

  6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6 – 7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14 – 15 человек.

  7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определённого уровня, индивид покидает её.

  8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нём людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестаёт вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы.

  9. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Глава III. Формы малой группы.

Малая группа принимает множество форм – вплоть до очень сложных. Однако исходных форм две – диада и триада. Их можно назвать простейшими молекулами малой группы, которые, подобно генетическому коду, задают другие свойства и признаки малой группы.

Диада состоит из двух человек. Например, пары влюблённых. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. У них формируются межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах – любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости.

Эмоциональная привязанность влюблённых заставляет их бережно относиться друг к другу, т.е. строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он тебе сделал. Даря свою любовь, партнёр надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всём: от обмена подарками до обмена приветствиями и чувствами.

Диада – царство субъективных пристрастий, где социальное начало только ещё зарождается.

Триада – активное взаимодействие трёх человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства. Он рассуждает так: один может ошибиться в оценке моих поступков, но двое вряд ли. Они выражают скорее объективное мнение обо мне.

Так же и в обществе: когда на ваши недостатки указывает один, его мнение можно оценить как взгляд недоброжелателя или завистника. Один способен ошибаться. Но когда, то же самое говорят многие, их мнение граничит с объективной истиной.

Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. Мнение одного или меньшинства в одинаковой мере может восприниматься как истина и как ложь. Вот почему с мнением большинства так трудно бороться в одиночку.

Если это так, то между диадой и триадой существует принци­пиальное различие. В диаде мнение одного может считаться и ложным, и истинным в равной мере. Только в триаде впервые по­является численное большинство. И хотя оно состоит всего из двух человек, дело не в количественной, а в качественной сторо­не. В триаде зарождается феномен большинства, а вместе с ним по-настоящему рождается социальное отношение, социальное начало.

Диада крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чув­ства и привязанность моментально переходят в свою противопо­ложность. Любовная пара распадается с уходом одного из парт­неров или охлаждением чувств.

Триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединя­ются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняют­ся ролями и в результате никто не доминирует.

Для социальной группы характерна закономерность: чис­ло возможных комбинаций и ролей возрастает намного быстрее, чем расширяются размеры группы.

В диаде только одна линия взаимодействия, в триаде — че­тыре. В группе из 6 человек возможны 15 диад, т. е. связей двух индивидов.
Глава IV. Структура малой группы.

Структура связей и отношений в малой группе изучают методом социограммы. Представим себе студенческую группу, где надо провести опрос. Каждого студента попросили указать, с кем именно он хотел бы вместе поработать, с кем провести досуг, сходить в поход, кому назначить свидание и т.д. Взаимные выборы наносятся на специальную карту: каждый тип обозначается особым цветом либо формой линии.

Пример. На рисунке 1 мы видим, что наибольшее число выборов получил Андрей. Он – лидер группы. А наименьшее число выборов у Сергея и Оли. Они – аутсайдеры.

Лидером именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях.

Аутсайдер – лицо с наименьшим авторитетом. Он не участвует в принятии решений либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением

аутсайдера мало кто считается.

Если лидер в малой группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть

несколько.



Глава V. Взаимодействие в малой группе.

Давайте посмотрим, как происходит взаимодействие в малой группе.

Дж. Хоманс на примере рабочей бригады изучил принци­пы взаимодействия. Он придумал универсальную модель, применимую ко всем типам малой группы. Она содержит три элемента:

1. задания

2. взаимодействие

3. установки.

Получив задание, члены вновь созданной бригады при­ступают к его выполнению. Выходят ежедневно на работу, постоянно сотрудничая друг с другом. Постепенно формиру­ется процесс взаимодействия. В результате между ними воз­никают определенные чувства, симпатии и антипатии. Пов­торяясь изо дня в день, они постепенно укрепляются. Созда­ются установки и привычки. Они — база для формирования устойчивых отношений. Каждый знает, что именно можно ожидать от напарника в конкретной ситуации.

Чем чаще и интенсивнее взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства. Возникает своеобразный эффект накопле­ния, имеющий вид спирали: задания стимулируют взаимо­действие, которое укрепляет взаимные чувства, а те, в свою очередь, мотивируют людей к дальнейшему сотрудничеству. Постепенно в малой группе возникают собственные нормы и этикет поведения, называемые неформальными (неписа­ные нормы). В них аккумулирован прошлый опыт группы. Такие нормы ценятся очень высоко и нередко соблюдаются с большим прилежанием, нежели формальные (должност­ные обязанности).

Чем более сплочена группа, тем лучше выполняются не­формальные нормы, и тем притягательнее группа для инди­видов. По отношению к нарушителям применяются нефор­мальные негативные санкции.

Открытие группового феномена произвело в мировой со­циологии подлинную революцию. Наука обогатилась мно­жеством новых понятий, теорий, моделей и экспериментов. В них описывались такие явления, как межличностная ком­муникация, лидерство, исполнение роли, групповая соли­дарность и сплоченность, первичные отношения, социальная дистанция, символическое значение, конфликт ролей, иден­тификация, персонификация и многие другие.

Малая группа послужила соединительным мостиком между индивидом, большими группами и обществом, которого на­уке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Проблемы малых групп изучает социальная психология — пограничная дисциплина между психологией и социологией.

Структура группы определяет характер ее динамики и, в свою очередь, определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и зна­менующих собой движение группы от одной стадии разви­тия к другой, получило название групповой динамики. В поле зре­ния ученых находятся сегодня вопросы изменения группо­вой структуры, проблемы лидерства, принятия групп решений, достижения консенсуса и продления конфликтов, модификация поведения, групповых норм, ценностей и це­лей.



Заключение.

Малые группы существуют на всём протяжении истории человечества и являются посредником между человеком и обществом. В жизни человека малые группы играют очень большую роль.

Учёные пытаются ответить на вопрос о классификации групп начиная с античных времён. Один из принципов классификации - условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые.

В качестве малых групп выделяют семейные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т.д. малую группу отличает от большой то, что все её участники объединены обшей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом.

В заключение работы я пришла к следующим выводам о малой группе: она находится в конце типологии социальных групп, так как у неё самые маленькие размеры. Исходные молекулы малой группы – диада и триада. На них распадаются более крупные формирования. Структуру малых групп описывают при помощи социограммы, а динамику – в рамках специального направления, именуемого групповой динамикой.

В следующем учебном году я хочу продолжить работу над данной темой, проанализировать свой новый профильный класс с позиции концепций малых групп, выделить в них диады, триады, попытаюсь построить схему межличностной структуры класса, а так же описать характер межличностных отношений и определить лидера в социально – научном классе.




Список литературы:


  1. Введение в обществознание: Учеб. Пособие для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова, Л.Н. Боголюбов и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.

  2. Кончалин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  3. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. Пособие для учащихся

10 – 11кл. сред. (полной) шк. к факультатив. курсу по обществознанию. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

  1. Кравченко А.И. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

  2. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009.



Приложение.

рис. 1. Социограмма малой группы.

Стрелки обозначают: сплошная – досуг, пунктирная – свидание, штрих – пунктирная – работа.





Скачать 134,42 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница