Социология конфликта Содержание



Скачать 211,24 Kb.
страница1/7
Дата05.02.2020
Размер211,24 Kb.
ТипКонтрольная работа
  1   2   3   4   5   6   7

Контрольная работа




Социология конфликта

Содержание




Контрольная работа 1

Содержание 2

Введение 8

Под конфликтом в современной социологии понимается столкновение противоположных позиций, целей, взглядов. Становление конфликта всегда связано с осознанием личностью наличия противоречий между собственными интересами и интересами иных субъектов системы социальных взаимодействий. 8

Следует отметить, что отношение к конфликту в научной литературе разное: одни ученые акцентируют внимание на его деструктивных аспектах, его разрушительном характере; другие же – оценивают конфликт как движущую силу развития общества. 8

Каждый день мы общаемся с людьми и каждый день мы вступаем с ними в конфликты. Иногда эти конфликты совсем незначительные — мелкая ссора из-за разбитой чашки, а иногда настолько сильны и значительны, что заставляют нас переосмыслить свое поведение и жизнь. Поэтому изучение социологии конфликта актуальна. 8

Объект изучение - социализация конфликтов. 8

Предмет – теория конфликта. 9

Цель – изучение социологии конфликта. 9

Задачи: 9

1.Дать определение понятию конфликт. 9

2.Рассказать об этапах протекания конфликта. 9

3.Проанализировать типы и классификации конфликта. 9

Структура данной работы представляет собой введение, в которое входит: актуальность, объект, предмет, цели и задачи. Основная часть стоит из трех параграфов, посвященных раскрытию данной темы, заключение, список источников. 9

1. Понятие конфликта 9

Все люди – уникальные личности со своими убеждениями, интересами, потребностями. Поэтому так сложны и многогранны человеческие взаимоотношения. Конфликты в социуме практически неизбежны. Они проявляются в разнообразных сферах деятельности, личных, деловых и социальных отношениях, политике, экономике. 9

В литературе даются разные определения социального явления с упором на противоречия. То есть конфликт – это острое проявление объективных или субъективных противоречий на почве расхождения взглядов, несоответствия суждений, интересов в процессе социального взаимодействия. 9

Все виды конфликтов в современной психологии рассматриваются не только в негативном, но и в позитивном ключе, как генератор новых идей, способ развития отдельной личности, группы, организации. 9

Пока не разработана универсальная схема описания конфликта. Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики. 10

Структура конфликта: 10

а) объект – сама проблема возникшего спора (ресурсы, статусы, духовные ценности); 10

б) субъекты – непосредственно участники (отдельные личности, группы, организации); 10

в) условия – (семейные споры, деловая обстановка); 10

г) масштаб (межличностный, региональный, локальный); 10

д) стратегии поведения; 10

е) итоговые результаты. 10

Иногда участниками конфликта бывают посторонние лица, которые могут быть его подстрекателями, руководителями или случайно вовлеченными людьми. 10

Подводя промежуточный итог, можно сказать о том, что конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. 10

Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. 10

2. Этапы протекания конфликта 10

Психология в развитии конфликтов выделяет несколько стадий, обладающих отличительными чертами. Знакомство с этапами развития конфликтов, сопровождающими эскалацию разногласий, их характеристиками помогут находить пути для решения проблемы. Стадии развития конфликта поддерживаются участниками бессознательно, не отступая от стандартного сценария. Эмоциональные проявления, итог зависят от подготовленности сторон. 11

1.Латентная стадия. Когда появляются предпосылки для возникновения разногласий, говорят о возникновении конфликта. Существуют факторы, наличие которых провоцирует споры. К ним относятся: 11

А) Проблемы с передачей информации, когда возникает недопонимание, или факты искажаются; 11

Б) Окружающая обстановка. Постоянное давление на человека при авторитарном стиле руководства, отсутствие возможности высказать собственное мнение, участие в работе без энтузиазма, отсутствие мотивации приводят к разного рода противоречиям; 11

В) Особенности характера, мировоззрения. Конфликт возникает, если встречаются люди, имеющие разные ценности, взгляд на проблемы. Также провоцируют развитие недовольств некорректное общение, хамство, неуважение к окружающим. 11

Данные причины не являются поводом для развития конфликта, но представляют собой почву, на которой легко разгорается спор, если факторы не устраняются. Тогда противоборствующие стороны переходят к следующим стадиям протекания конфликта, выйти из которых сложнее. Предконфликт в своем развитии включает этапы возникновения и осознания проблемы, попытки решения мирным путем и возникновение предконфликтной ситуации. 11

2. Конфликт. Когда во взаимодействие вступают две стороны, желающие доказать свою правоту или высказать мнение, наступает следующая основная стадия конфликта, напряженная. Именно общение, ущемляющее интересы участников, характеризует этап. 12

Разногласия становятся очевидными для всех, в том числе окружающих. Активное проявление эмоций – главный признак стадии. Как будет развиваться конфликт, зависит от подготовленности сторон. Обычно на первое место становятся эмоции, поэтому логика, здравомыслие отступают на второй план. Одна из сторон пытается ограничить действия другой, лишить ее объекта, являющего элементом структуры конфликта. В ход идут оскорбления, призванные унизить, обидеть, вызвать на эмоции. Не исключается насилие, цель которого – причинить физическую боль. Проявление зависит от степени напряженности оппонентов, их способности сохранять хладнокровие и трезво смотреть на вещи. 12

3.Разрешение проблемы. Стороны понимают, что нужно искать правильные пути решения, чтобы выйти из возникшей ситуации. Действия направлены на то, чтобы конфликт прекратился. В литературе описаны следующие стадии разрешения конфликта: 12

а ) Сотрудничество; 12

б) Компромисс; 12

в) Насилие; 12

г) Конфронтация; 12

д) Избегание конфликта. 12

Применение данных шаблонов позволяет добиться разных результатов, когда выгоду получат обе стороны или одна из них. При этом другая может остаться ни с чем или понести большие потери. Умение вести диалог и понимание сути проблемы помогут выйти из ситуации без прохождения всех стадий динамики конфликта и понести наименьшие потери. 12

4.Постконфликтная стадия. Противоборство заканчивается, стороны подводят итоги, определяют, оправдались ли их ожидания. Если участники смогли договориться и достойно выйти из конфликта, то, кроме выгоды, получают сохранение отношений. Доброжелательное завершение настраивает на позитивный лад, и постконфликт воспринимается как способ достижения компромисса. Когда одна сторона проиграла, после разногласий остается неприятный осадок, отношения разрушаются. Это может являться зарождением нового конфликта, так как взаимодействие, соответственно, информационный обмен будут нарушены. 13

Если отличать стадии конфликта, управлять ими, опираясь на здравый смысл, а не на эмоции, завершение его будет устраивать всех участников. Нужно уметь слышать противника и грамотно аргументировать свою позицию. 13

5.Предотвращение конфликта Этапы отношений между мужчиной и женщиной — описание основных периодов Чтобы не допустить развития конфликта, нужно сохранять спокойствие. Эмоции возникают при несоответствии действительности ожиданиям. Нужно понимать, что люди не идеальны, события не всегда складываются по спланированной схеме. Важно держать себя в руках, опираясь на разумные доводы, трезво оценивая происходящее. 13

Нужно стараться принимать сторону противоположной стороны, искать точки соприкосновения, чтобы выявить общую цель. Работа в одном направлении сближает и делает противоборство бессмысленным. Важно уважительно относиться к собеседнику, не переходить на личности. Оскорбления недопустимы, особенно, если человек специально этого добивается, пытается довести ситуацию до конфликта. Всегда нужно выслушать противоположное мнение, оценить его значимость для себя и собеседника, озвучить свои аргументы. 13

Проведение обсуждения, основанного на уважении, поможет прийти к решению до возникновения эмоционального накала, тогда напряженные этапы конфликта минуют обсуждение стороной. Способность предотвращать конфликты до периода разгорания споров  – важное умение. Уже в школе начинают преподносить детям информацию в виде кратких курсов лекций. Учащиеся 6-7 классов знакомятся с понятием межличностных, групповых конфликтов. 14

6.Урегулирование конфликта. На какой стадии проще всего урегулировать конфликт, зависит от участников и целей, которые они преследуют. Когда собеседники готовы пойти на сотрудничество до начала бурных разногласий, решить проблему можно быстро и с максимальной выгодой. Если существуют недопонимание, нехватка информации, нужно вывести возможного противника на диалог. Конструктивное общение поможет назвать проблему и мирно устранить ее. Для этого нужно понимать суть, выяснить скрытый мотив конфликта, если он имеется. 14

Таким образом, можно сделать следующий вывод: этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его начала до завершения. 14

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта, стадию решения конфликта), стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию. 14

3. Типы и характеристика конфликтов 14

14

Для правильного понимания сущности, особенности, функций и последствий  выделяют основные типы конфликтов. 15



По причинам: 15

- различие целей и видения желаемого; 15

- нехватка ресурсов; 15

- расхождение во взглядах и мыслях по поставленному вопросу; 15

- особенности психического развития, различие чувств и эмоций, которые раздражают участников. 15

По способу разрешения: 15

- антагонистичные; 15

- компромиссные. 15

По сферам проявления: 15

- социальные; 15

- внешнеполитические; 15

- экономические; 15

- организационные; 15

этнические. 15

По длительности протекания: 15

- кратковременные; 15

- затяжные. 15

По направлению воздействия: 15

- вертикальные – противоположные стороны находятся на разных уровнях иерархической системы; 15

- горизонтальные – происходят между субъектами одного уровня; 15

- смешанные. 15

В зависимости от количества участников, конфликты в обществе и их виды делятся на: 16

- Внутриличностные – происходят внутри одного индивида, часто из-за расхождения действий человека с его внутренними установками. Сопровождаются психологическим напряжением и негативными эмоциями. 16

- Межличностные – самые распространенные. Столкновение целей, ценностей, поведения двух или больше оппонентов в процессе социального общения. 16

- Межгрупповые. Противостояние групп на профессиональной или эмоциональной основе может привести к внутриорганизационному конфликту. 16

- Между личностью и группой. Возникают, когда новый в коллективе человек не принимает условий общения. 16

- Межличностные конфликты. 16

В заключении можно отметить, что любую конфликтную ситуацию можно решить путем переговоров и достижения компромисса, общего знаменателя, который сводит спор на «нет». Таким способом можно решить любые типы конфликтов. 16

Заключение 17

1. Конфликты пронизывают любое общество, что приводит к разработке многочисленных классификаций данных процессов и явлений. На основании учета критерия типа общества, в котором осуществляются конфликтные процессы, можно выделить следующие конфликты: 17

а) экономические – отличаются разбалансированностью между институтами производства и последующего обмена, распределения, потребления собственности. По своей сути, представляют собой реакцию на перекосы социально-экономической политики, проблемы распределения собственности; 17

б) трудовые, обусловленные отсутствием или недостаточной степенью разработанности базы разрешения трудовых споров; В)политические – противоречия в структуре институтов власти и государственности; межэтнические – борьба за интересы, права национальных и этнических общностей; 17

в) – противоречия между социальными группами, общностями; конфликты культур; религиозные конфликты. 17

2. В зависимости от субъектов, вовлеченных в противодействие, выделяют следующие конфликты: 18

а) личностные, которые протекают на уровне индивидуального сознания; межличностные, протекающие между двумя и более субъектами; 18

б) межгрупповые – конфликты между социальными общностями; в)конфликты с окружающей социально-природной средой – противодействие личности давлению общественно принятых норм, стандартов, и требований. 18

Таким образом, социология конфликта осуществляет изучение различных типов противоречий, противостояний, выявляет причины их возникновения и возможные пути преодоления. 18

1.Абузярова, Я. Э. Решение проблем управления конфликтами в современных организациях / Я. Э. Абузярова // Научные записки молодых исследователей. – 2017. - №3. – С.55-58.  18







Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница