Социокультурная деятельность как средство развития личности ребенка



Дата14.04.2019
Размер44 Kb.

УДК 371833

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Калякина Д.Л.

(Коммунальное государственное казенное предприятие

«Областной центр творчества детей и юношества»,

г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан).

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» к основным принципам государственной политики в области образования относятся равенство прав всех на получение качественного образования и доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина.

Инклюзивное образование является одним из процессов трансформации системы образования, ориентированным на формирование условий доступности качественного образования для всех. Инклюзивное образование предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей в общеобразовательную среду, устранение всех барьеров для получения качественного образования, социальной адаптации и интеграции в социуме.

Одним из приоритетных направлений Областного центра творчества детей и юношества г. Петропавловск (ОЦТДЮ) является организация социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, создание для них безбарьерной среды общения со здоровыми сверстниками, направленная на адаптацию обоих сторон к внешним условиям. Возможность проявить свой интеллектуальный, творческий и художественный потенциал значим не только для собственного блага детей и подростков, но и для обогащения нравственного потенциала всего общества.



Педагогами Центра была разработана инновационная социально- педагогическая программа детского милосердия «От сердца к сердцу». Целью является создание условий для реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды деятельности, профессионального самоопределения, стимулирование детей и их здоровых сверстников к совместной творческой деятельности, реализации их творческого и интеллектуального потенциала. Ежегодно в 179 рамках инновационной социально-педагогической программы детского милосердия «От сердца к сердцу» проводится областной фестиваль детей с ограниченными возможностями «Надежда». К традиционным мероприятиям, проходящим в рамках фестиваля относятся: выставка детского творчества «Мы можем все!», мастерская «Добрые ручки» (совместные занятия детей с ограниченными возможностями и их здоровыми ровесниками), акции «Сюрприз к празднику», «Дети - детям!». В рамках акций «Радость лечит!», «Творцы радости!» творческие коллективы Центра, областной школы-интерната для детей с нарушением слуха, специальных (коррекционных) интернатных учреждениий представляют совместные концертные программы. Происходит формирование благоприятного общественного мнения о присутствии детей-инвалидов среди здоровых сверстников. А дети, в свою очередь, приобретают опыт совместных положительных переживаний в процессе творчества. Многие участники фестиваля также добиваются значительных успехов в фестивалях и конкурсах детского творчества, в которых они выступают без «скидки» на уровень здоровья. С первого года проведения фестиваля «Надежда», его постоянным участником и победителем является ансамбль танца «Пульс» (областной школы-интерната для детей с нарушением слуха). В дальнейшем ансамбль добился убедительных успехов на областных, республиканских и международных конкурсах детского творчества: обладатель Гран-при областного конкурса хореографических коллективов «Каблучок»(2014 г.); диплома І степени в номинации «народный танец» (2015 г.). Лауреат 3 премии в номинации «Эстрадный танец», дипломант 1 степени в номинации «народный танец» международного фестиваля-конкурса хореографических коллективов «Петропавловская весна» (апрель 2014); 1 место - Республиканский фестиваль для детей с ограниченными возможностями «Жулдызай» (Астана 2014 г); Дипломант Международного фестиваля «Балтийское созвездие» (Санкт-Петербург, апрель 2015 г). Лауреаты 1 степени в двух номинациях Открытого Международного фестиваля – конкурса детского, юношеского и взрослого творчества «У самого черного моря» (2016 г.); лауреаты III степени Международного фестиваля конкурса хореографического искусства «OMSK DANCE FESTIVAL» (2017 г.). Одним из значимых мероприятий в рамках программы «От сердца к сердцу» является областной конкурс профессионального мастерства «Шебер». Особую социально-педагогическую, гуманистическую направленность конкурсу придает участие в нем воспитанников специальных коррекционных интернатных учреждений. Участвуя в таком конкурсе, как наш, ребята из КШИ имеют возможность проявить свои способности и определиться в выборе будущей профессии. Воспитанники областной школы-интерната для нарушением слуха, специальных (коррекционных) интернатных учреждений не раз становились победителями конкурса в номинациях «Столяр», «Слесарь», «Швея», «Кулинар». Открывая для себя радость творчества, дети и подростки, независимо от их состояния здоровья, меняют свою жизненную позицию, меняют отношение к себе. Фестивали, праздники и конкурсы, несомненно, содействуют развитию дружеских контактов, взаимопониманию между детьми и подростками, способствуют познанию истории, современной жизни, культурных традиций своего города, региона. Партнерские отношения ОЦТДЮ налажены с отделом занятости социальных программ, с Центром реабилитации и адаптации детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, Северо-Казахстанской детской ассоциацией «Жандостар», с детской организацией «Рука в руке» средней школы №13 г. Петропавловск и неправительственной общественной организацией «Поиск молодых и здоровых». Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество, может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Литература:

1. Стратегия «Казахстан-2050». http://www.akorda.kz

2. Официальный сайт ОЦТДЮ – http://octdu.kz/

3. Драпак В.Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы,

4. перспективы», г. Караганда, Журнал «Перспектива», № 1 (янв.), 2005.

5. Исакова М. Статья «Дорогу осилит идущий», Журнал «Наша жизнь», №10





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница