Социализация в учебном процессе посредством межпредметных связей в условиях конкуренции на рынке труда



Скачать 49.87 Kb.
Дата16.02.2016
Размер49.87 Kb.
Социализация в учебном процессе посредством межпредметных связей в условиях конкуренции на рынке труда

(Теме рассматривается на межпредменных связях истории, обществознания, МХК.)


Социализация человека, его врастания в социальный мир, предполагает активное участие, как в потреблении, так и в передаче социально значимых норм и ценностей социальной среды. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов социализации, в формировании которого активное участие принимает окружающая социальная среда (родители, друзья), а также различные социальные институты.

Образование как социальный институт играет ведущую роль в реализации транслирующей функции (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. Для успешной реализации этой функции необходимо формировать целостное восприятие картины мира. Человек существо социобиологическое. Он дитя двух природ: природы и культуры. Понимание целостности лежит в основе появления теорий рассматривающих и изучающих проблемы межпредметного взаимодействия.

Рассмотрение и изучение проблемы интеграции предпринимались педагогами еще в далеком прошлом. Так, Ян Амос Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. Необходимость межпредметных связей обосновывали В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н.К.Крупская. В 50-е гг. XX века некоторые педагоги за рубежом и в нашей стране для достижения целостности знания создают интегрированные учебные предметы. Так, в США возник интегрированный курс „Общественные науки“, включающий элементы истории, географии, граждановедения. В Польше была предпринята попытка создать интегрированный курс „Культура“. По существу интегрированным предметом является у нас обществознание. Дидактической обоснование значимости межпредметных связей дал К. Д. Ушинский. В книге «Человек как предмет воспитания» он выводит их из различных ассоциативных связей (по противоположности, сходству, времени, единству места и т.п.), отражающих объективные взаимосвязи предметов и явлений. Он подчеркивал, насколько важно приводить знания в систему по мере их накопления: «Голова, наполненная обрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

В советской педагогике уже в годы советской школы складывается ценный опыт использования связей учебных предметов для соединения обучения с жизнью.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований и приобрела особую актуальность в силу серьезных причин связанных с требованиями рынка труда. Специалист должен иметь широкое социальное мировоззрение, уметь из научных позиций анализировать явления, процессы и проблемы общественной жизни в России, историческое прошлое и настоящее состояние, осознавать значение своей профессиональной и общественной деятельности для дальнейшего развития общества.

Он должен иметь представление о состоянии, достижениях и проблемах в развитии современных общественных наук, отличаться активной общественной позицией, правовой и моральной культурой, иметь привычки организационной и воспитательной работы в коллективе и цивилизованного общения, знание и умение аргументированного обоснования своей точки зрения, строго придерживаться профессиональной этики.

Одним из инструментов, позволяющих приблизится к реализации выдвинутых рынком требованиям, может стать использование межпредметных связей в обучении.

Во-первых, интеграция дает возможность, с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой - позволяет высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Во-вторых, межпредметные связи позволяют раскрывать многоплановость, многомерность процессов, роль человеческого фактора в общественном развитии, показывать возможность исторических альтернатив.

В-третьих, межпредметные связи в обучении позволит в ряде случаев освободиться от неоправданного дублирования материала с курсами обществознания, экономической и социальной географии и др.

Например. Осуществление межпредметных связей в обучении истории будет проходить эффективнее при соблюдении системы методических условий. Прежде всего необходимо осознать общую цель осуществления межпредметных связей в учебном процессе, а именно: обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности.

Важно знать основные типы и виды связей, которые в органическом единстве способствуют обучению, воспитанию и развитию учащихся с учетом современных требований, предъявляемых к преподаванию истории. Это хронологические связи - ретроспективные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные), а также информационные связи - фактические, понятийные, теоретические.

Непосредственно на учебных занятиях учителю целесообразно использовать следующие методические приемы:

Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов или другого учебного предмета.

Формирование нового приема или способа учебной деятельности (например, составление сложного плана, сравнительной характеристики, эссе) с учетом того, как он формировался учителем смежного предмета.

Обучение приемам припоминания и самостоятельного применения (актуализации) ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием наглядности (таблиц, схем, карт и др.).

Использование заданий на доказательство, требующих от учеников припоминания ранее изученного материала по другим курсам и предметам и его обобщения на основе вновь изучаемого.

Обобщение знаний на межпредметной и межкурсовой основе путем составления различных таблиц (сравнительных, сравнительно-обобщающих, синхронистических, проблемных).

Припоминание учениками (по заданию учителя) содержания исторических документов, фрагментов из художественных произведений, художественной и мемуарной литературы, изученных ранее или изучаемых синхронно.

Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из смежных курсов и учебных предметов, стимулирующих умственную деятельность учащихся.

(Пример интеграции МХК, истории, обществознания)

Вывод:


Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение обучающимися обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, производственной, научной и общественной жизни.

С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении будущих профессионалов.
Каталог: doc -> NMC -> pedagog goda -> saveleva
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
saveleva -> «Пагубные пристрастия и человечество: самое продолжительное противостояние в истории»
saveleva -> Миф как элемент современной культуры


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница