Социально-творческий проект «празднично-игровая культура в воспитательном пространстве цдт



Скачать 221.5 Kb.
Дата11.02.2016
Размер221.5 Kb.
ТипПояснительная записка

Департамент образования города Москвы

Западное окружное Управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр детского творчества «СОЗВЕЗДИЕ»

119571 Москва, ул.26 Бакинских комиссаров дом 3,корпус 4, тел, факс 8(495)-434 3104, 8(495)434 2001




СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА

В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ЦДТ «СОЗВЕЗДИЕ»

Проект реализует Театрально-концертное объединение

педагогов-организаторов

(структурное подразделение) ГБОУ ЦДТ «Созвездие»:

Тихомирова Валентина Юрьевна,

Гусев Антон Геннадиевич,

Гусев Геннадий Евгеньевич,

Гусева Лариса Викторовна,

Данч Татьяна Владимировна,

Кузнецова Елена Васильевна,

Марченко Михаил Валентинович,

Симонов Алексей Игоревич,

Петрова Галина Алексеевна,

Тихомирова Наталия Алексеевна,

Чабаров Сергей Олегович

«Утверждаю»

Директор

ГБОУ ЦДТ


«Созвездие» /Шибеко Н.В./

МОСКВА
Пояснительная записка


Цели

Основной целью социально-творческого проекта «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей» является интеграция воспитательного потенциала учреждения дополнительного образования, государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры района и города с целью развития интеллектуальных, творческих способностей детей, подростков и молодёжи, создание условий для формирования празднично-игровой культуры субъектов образовательной деятельности, поиск новых подходов к процессам социализации и формирования идентичности современного подрастающего поколения средствами дополнительного образования, стимулирующих творческую активность и позитивную мотивацию юных жителей Москвы.


Задачи

Для осуществления цели проекта необходимо решить следующие задачи:



  • Разработка и реализация краткосрочных и длительных интерактивных развивающих досуговых программ для детей и подростков, с учетом их возрастных особенностей, для родителей и педагогов;

  • Расширение образовательного пространства ГБОУ ЦДТ «Созвездие», включение в проект заинтересованных общественных организаций и учреждений культуры и образовательных учреждений района и города, эффективное использование воспитательного потенциала всех социальных партнёров, и вовлечение в проект большего количества участников, в том числе старшеклассников, детей мигрантов, детей с особенностями развития;

  • Активное включение родителей и семьи обучающихся в культурно-досуговые программы, вовлечение родительской общественности в организацию творческих проектов ЦДТ «Созвездие», праздников, в социально значимые и социально ориентированные проекты;

  • Создание безбарьерной доступной среды для детей-инвалидов и детей с особенностями развития, а также обеспечение их равного с другими детьми участия в мероприятиях, реализуемых в рамках проекта;

  • Выявление в ходе проекта и педагогическое сопровождение одарённых детей и молодёжи;

  • Изучение и внедрение в практическую деятельность эффективных антистрессовых механизмов празднично-игровой культуры, с учетом возрастных особенностей всех субъектов образовательной деятельности;

  • Обеспечение методического сопровождения проекта, соответствующего современным задачам модернизации Российского образования, распространения практического опыта педагогического коллектива Театрально-концертного объединения;

  • Разработка новых подходов к организации обучения педагогических кадров ГБОУ ЦДТ «Созвездие» и других образовательных учреждений-участников проекта, разработка и апробация программ педагогической практики студентов педколледжа;

  • Исследование интересов и предпочтений целевой аудитории проекта и создание собственных адекватных диагностических методов оценки результатов проекта, мониторинг и трансляция творческих результатов проекта;

  • Создание эффективной организационной и управленческой модели в подразделении (Театрально-концертном объединении педагогов-организаторов ГБОУ ЦДТ «Созвездие») для повышения результативности поставленных задач.

Актуальность

Проблема овладения детьми и подростками умением организовать свой досуг, проводить свое свободное время содержательно и интересно в современной России актуальна как никогда. Это беспокоит и родителей, и педагогов, и средства массовой информации, и органы государственной власти.

Социально-творческий проект «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие» направлен на решение задач Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» обеспечения достижений в области дополнительного образования, на увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным программам на бюджетной основе. Проект направлен, в том числе и на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи. В проекте принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья – учащиеся коррекционных школ № 542, 1635 и 1665, расположенных на территории района.

Межведомственный характер проекта отвечает задачам Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»: усиление образовательного и социализационного потенциала досуговых программ для детей и подростков; создание эффективных механизмов использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов города Москвы и реализации потенциала образовательного учреждения ГБОУ ЦДТ «Созвездие» в развитии культуры нашего города. Проект направлен на поиск новых подходов к процессам социализации и формирования идентичности современного подрастающего поколения, проживающего на территории Москвы, в том числе детей мигрантов и детей с особенностями развития.

Цели и задачи проекта соответствуют основным направлениям «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) в области обеспечения качественного обучения и воспитания, культурного развития детей, формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности. Проект направлен на воспитание у детей и подростков, активной жизненной позиции, творческой инициативы в созидательной деятельности,

Все культурно-досуговые программы проекта «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие» нацелены не только на наполнение досуга детей и подростков социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени и досуга своих сверстников, ответственного отношения к жизни, окружающей среде, приверженности позитивным нравственным и эстетическим ценностям.


Новизна

Новизна разработки связана с модернизацией Российского образования: организационные, управленческие, социальные, юридические, экономические инновации в сфере образования сегодня предполагают инновационные подходы и к проблемам культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования и формированию празднично-игровой культуры субъектов образовательной деятельности в целом.

Наш проект, опираясь на теоретические научные исследования в области культурологии и педагогики, на общенаучные и исследовательские методы, отличается системным подходом. Использование принципов системного подхода дает возможность теоретического осмысления не только работ ученых педагогов, культурологов, социологов, но и собственного опыта научно-экспериментальной работы в рамках ГЭП 1-го и 2-го уровней в 2009-2012г.г. по темам «Молодёжная политика средствами образования» и «Формирование картины мира ребенка», и разработка на его основе новых подходов к решению поставленных задач.

Новизну проекта определяет следующее:

1.В октябре 2012 года в рамках Инновационной программы учреждения «Индивидуально-ориентированные модели антистрессового поведения участников образовательного процесса в образовательных учреждениях разного типа» группа педагогов-экспериментаторов разрабатывает тему, связанную с изучением эффективных антистрессовых механизмов празднично-игровой культуры, в рамках проекта предполагается активно внедрять на Третьем этапе реализации проекта (февраль 2012 г.) эти механизмы в практическую деятельность, с учетом возрастных особенностей всех субъектов образовательной деятельности (ребенка, родителей, педагогов).

2.Межведомственный характер проекта «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие» и его особенности, связанные с организацией досуга позволяют соединить в проектной деятельности возможности на только образовательных учреждений, учреждений культуры и государственных организаций, но и привлечь различные другие, в том числе и коммерческие организации на разных этапах проектной деятельности.

3.Организационная модель структурного подразделения, реализующего проект тоже представляет собой новизну для учреждений дополнительного образования. По сути это команда педагогов, формальная, то есть действующая официально в рамках положения о структурном подразделении, и функциональная, то есть исполняющая особые не линейные функции в организационной структуре подразделения.

4.Новизну представляет и работа по созданию собственных диагностических материалов, которые позволят отслеживать результаты проекта на разных этапах реализации.

5.Использование в практической деятельности педагогов-организаторов, в разработке культурно-досуговых и образовательных программ новых интерактивных форм и методов, создание организационных, ресурсных условий для их применения, безусловно, является новизной нашего проекта.
Информация об апробации

Социально-творческий проект «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие» находится в стадии реализации. Он реализуется педагогическим коллективом Театрально-концертного объединения педагогов-организаторов ГБОУ ЦДТ «Созвездие» с 2010-2011 учебного года.

За период 2010-2012 г.г. нашими социальными партнерами стали образовательные учреждения Западного округа разного типа, в том числе коррекционные образовательные учреждения, общественные организации, Муниципалитет и Управа района, учреждения культуры.

За период с марта 2011 по декабрь 2012 года в рамках проекта разработаны реализуются 10 длительных досуговых программ, успешно реализованы 18 краткосрочных досуговых программ. Охват участников более 15000 человек (дети, подростки, родители, педагоги).

В проекте на сегодняшний день принимают участие воспитанники 4-х коррекционных учреждений: школы надомного обучения №542, детского дома №11, коррекционной школы 1635 (для слабослышащих детей) и 1665(для детей с ослабленным слухом). Все эти учреждения находятся на территории нашего района, в шаговой доступности, и таким образом могут беспрепятственно участвовать в мероприятиях проекта. В рамках проекта в январе 2012 года был заключен Договор о сотрудничестве с ГБОУ Коррекционная школа-детский сад №1635, в январе-феврале 2013 года планируется заключение Договоров о сотрудничестве со всеми коррекционными учреждениями.

В рамках долгосрочной досуговой программы «Литературный клуб» (с 2010г.) осуществляется педагогическое сопровождение одарённых детей – участников клуба и Литературного конкурса, по итогам которого в конце учебного года выпускается Сборник творческих работ участников Литературного конкурса.

Методическое обеспечение проекта осуществляют методисты Театрально-концертного объединения. Опубликованы методические материалы и сценарии.

Активно транслировался опыт работы педагогического коллектива в рамках I Московского открытого фестиваля педагогических идей и решений в дополнительном образовании детей, II Всероссийского педагогического фестиваля «Берега детства».

Разработаны и апробируются Программа обучения педагогических кадров для студентов ГБОУ СПО Педагогический колледж№6, которые проходят педагогическую практику в ГБОУ ЦДТ «Созвездие».

Концепция проекта

Педагогическое проектирование в деятельности учреждения дополнительного образования

Процессы развития образовательных учреждений и современного образования в целом связывают с внедрением технологий педагогического проектирования. Современные педагогические проекты отличаются разнообразием подходов, акцентированием различных аспектов самого процесса проектирования, даже выделением различных оснований введения понятийного аппарата. Исходя из этого, считаем необходимым кратко обозначить наши позиции.

Само слово «проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII века, в переводе с латинского projektus (проект) означает «брошенный вперед», некий замысел – прообраз объекта. Истоки проектирования лежат в далеком прошлом, некоторые ученые считают, что первые проекты принадлежат Платону и Аристотелю. Педагогическое проектирование имеет технические корни (инженерия, машиностроение, архитектурное строительство, и т.д.). По мнению ученых, основоположниками проектной парадигмы в педагогике стали А.С. Макаренко и другие выдающиеся педагоги начала 20 века, выступившие в роли конструкторов новой советской педагогики. «Все лучшее в человеке, формирование сильной, богатой натуры необходимо специальным образом проектировать ... к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования, причем изменения эти будут вноситься постепенно по мере роста и совершенствования всей общественной жизни». (Макаренко А.С.)

В самом общем виде современное понимание проектирования сводится к следующему:



  • педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение различных проблем в педагогическом процессе;

  • объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые рассматриваются во взаимосвязи с системой в целом;

  • педагогическое проектирование – продуктивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику.

Логическая структура проектной деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.

Процесс педагогического проектирования включает следующие этапы: замысел проекта (цель, гипотеза), основанный на анализе состояния проектируемого объекта и социальном заказе на образовательные услуги; стадии проектирования – исследовательская, концептуальная, стадия конструирования и моделирования, технической проработки проекта; стадия реализация проекта и достижение результата (продукта проектной деятельности); оценка результатов и последствий реализации проекта (этап рефлексии).

«Проектирование – построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности». (Слободчиков В.И.)

Говоря о социально-педагогическом проектировании, мы понимаем те педагогические проекты, которые имеют своё общественное назначение, и могли бы преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Целью социально-педагогического проекта «становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде». (Колесникова И.А.) Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством.

В Центре детского творчества «Созвездие» на протяжении многих лет педагогами-организаторами Театрально-концертного объединения реализуются педагогические проекты краеведческой направленности. Проектный метод, как способ системной организации деятельности, направленный на достижение определенного запланированного и социально значимого результата, в данном случае, избран не случайно. Применение этого метода в педагогической практике приводит к повышению эффективности образовательного процесса, включению в него большего количества участников, а значит, и к расширению образовательного пространства. Каждый из наших проектов проходит исследовательский, концептуальный, технический этапы, однако специфика деятельности нашего учреждения дополнительного образования предполагает представление результата проекта, как творческого продукта (спектакль, конкурс, концерт, выставка и т.д.). Поэтому мы называем наши проекты социально-творческими.

Использование проектных методов в деятельности педагогов Театрально-концертного объединения ЦДТ «Созвездие» (ТКО) успешно, так как продиктовано организационной структурой нашего подразделения. Театрально-концертное объединение, в состав которого входят все педагоги-организаторы Центра детского творчества, по сути функциональная постоянно действующая команда педагогов. С точки зрения теории управления, такая организация деятельности наиболее подходит для осуществления долгосрочных проектов и во многом определяет эффективность их реализации.


Теоретические подходы к рассмотрению понятия празднично-игровой культуры

Сравнительно недавно появившийся в отечественной педагогике термин «празднично-игровая культура» представляет чрезвычайный интерес, и очевидно, что эта проблематика касается не только педагогики, а находится на пересечении многих наук – культурологии, социологии, психологии и других. С точки зрения педагогов празднично-игровой мир детства – «это пространство-время взросления человека, сложных и противоречивых процессов социализации личности, ее воспитания и развития в условиях современного российского трансформирующегося общества». Нам кажется, что такое условное деление общества на «мир детей и мир взрослых», характерное для педагогических теорий, в некотором смысле сужает понятие «празднично-игровая культура». В рамках нашего проекта мы рассматриваем это понятие более широко, применительно к любому современному человеку, так как субъектами образовательной деятельности нашего учреждения (личностно-ориентированная образовательная модель реализуется в ГБОУ ЦДТ «Созвездие» с 2004 года) являются ребенок, родители и педагоги.

Мы будем рассматривать празднично-игровую культуру, не как часть так называемой массовой культуры, которая, по мнению многих исследователей, представляет собой естественное порождение современной цивилизации, а как альтернативу массовой культуре, «культуре повседневной жизни, доступно предоставляемой аудитории средствами массовой коммуникации».

Исторические корни праздничной культуры уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в празднике, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздники являлись способом духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

В отечественной научной традиции праздник является предметом исследования в культурологии, филологии, фольклористике, этнографии, антропологии, искусствоведении, социологии культуры. Комплексный подход к обсуждению праздника представлен в рамках социокультурной характеристики праздничного пространства-времени в работах М.Бахтина, А.Гуревича, Ю.Лосева. Особую важность в оценке праздника, а точнее, «праздничной массы» имеют исследования Э.Канетти и труды Г.Лебона, Г.Тарда, З.Фрейда по коллективной психологии. В последнее время авторы все чаще обращаются к антропологии праздника, что находит отражение в публикациях, которые в ряде случаев содержат попытки дать современную общую теорию праздника как универсального явления культуры.

В сознании человека праздник ассоциируется, как отметил М.Бахтин, с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник это антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия. Праздник всегда имеет оптимистический, жизнеутверждающий характер; его содержат. сторона отличается выражено духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей. Особое значение в «праздничных действах» приобретает эстетическая составляющая: эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. И в то же время праздник – социальное явление, гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовной культуры. Все это позволяет говорить о специфической праздничной культуре.

Празднично-игровая культура, с точки зрения современных педагогических теорий представляется наиболее изученной и апробированной на практике, современная педагогика пропагандирует и широко внедряет игровые технологии в сферах общего, дошкольного и дополнительного образования. «Праздники и игры отражают историю, традиционную и современную культуру страны, особенности менталитета личности и народа. Празднично-игровая культура преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несет радость общения и преображения окружающего мира» (С.В.Григорьев).

Большой вклад в исследование празднично-игровой культуры современного мира детства принадлежит ученым и педагогам практикам, организаторам и участникам ежегодной научно-практической конференции в Московском Городском Дворце детского и юношеского творчества на Воробьёвых горах. На стадии разработки и планирования социально-творческого проекта «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие» мы опирались на научно-практические и методические разработки наших коллег МГДДиЮТ и собственное социологическое исследование 2010 года «Празднично-игровая культура в жизни современного человека», результаты которого подтвердили необходимость разработки проекта для субъектов образовательной деятельности нашего учреждения.


Реализация социально-творческого проекта в ГБОУ ЦДТ «Созвездие»

Социально-творческий педагогический проект «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие» направлен на решение задач Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», направлениям «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и задачам Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»: усиление образовательного и социализационного потенциала досуговых программ для детей и подростков; создание эффективных механизмов использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов города Москвы и реализации потенциала образовательного учреждения ГБОУ ЦДТ «Созвездие» в развитии культуры нашего города. Проект направлен на поиск новых подходов к процессам социализации и формирования идентичности современного подрастающего поколения, проживающего на территории Москвы, в том числе детей мигрантов и детей с особенностями развития.

Наш проект, опираясь на теоретические научные исследования в области культурологии и педагогики, на общенаучные и исследовательские методы, отличается системным подходом. Использование принципов системного подхода дает возможность теоретического осмысления не только работ ученых педагогов, культурологов, социологов, но и собственного опыта научно-экспериментальной работы в рамках ГЭП 1-го и 2-го уровней в 2009-2012г.г. по темам «Молодёжная политика средствами образования» и «Формирование картины мира ребенка», и разработка на его основе новых подходов решения поставленных задач.

Первоначальный замысел проекта «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие»: «Расширение воспитательного пространства нашего учреждения и максимальное использование воспитательных возможностей всех социальных партнеров-участников проекта (образовательных и не образовательных учреждений и организаций) для наполнения досуга детей и подростков социально-значимым смыслом и на формирования у них практических навыков содержательно го проведения свободного времени посредством потенциала празднично-игровой культуры».

Социально-творческий проект «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие» реализуется педагогическим коллективом Театрально-концертного объединения педагогов-организаторов ГБОУ ЦДТ «Созвездие» с 2010-2011 учебного года и предварительно планируется завершить проект к январю 2015 года.

Разрабатывая проект, мы определи цели и пути их достижения, структуру поэтапного плана реализации проекта, во временных промежутках структура такова:

Стартовый этап (сентябрь 2010 г. – январь 2011 г.)

Первый Этап реализации проекта (январь 2011 г. – август 2011 г.)

Второй Этап реализации проекта (сентябрь 2011 г. – август 2012 г.)

Третий Этап реализации проекта (сентябрь 2012 г.- август 2013 г.)

Четвертый Этап реализации проекта (сентябрь 2013 г.- август 2014 г.)

Рефлексивный этап (сентябрь 2014 г.- ноябрь 2014 г.)

Послепроектный этап (ноябрь 2014 г.- декабрь 2014 г.)

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, мы выделяем определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий. Каждый из этапов стадии реализации, как бы является подпроектом, однако планируется, исходя из цели и задач всего проекта, и обязательно завершается рефлексией и представлением творческих, методических и других результатов завершенного этапа социально-творческого проекта «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие». Новый этап планируется, исходя из принципов оптимальности, перспективности, реальности и реализуемости.

При планировании мы учитываем следующие критерии


  • актуальность на данном этапе,

  • образовательная и общественная значимость,

  • полезность,

  • реализуемость.

В данной работе мы не будем подробно описывать все результаты полученные на Первом и Втором этапах стадии реализации социально-творческого проекта «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие»отметим лишь следующее:

Использование современных ресурсов (интеллектуальных, профессиональных, материально-технических) учреждений науки, культуры, спорта, общественных организаций, органов власти и местного самоуправления как фактора обновления содержания образования на основе современных достижений соответствующих профессиональных сфер значительно расширила воспитательное пространство нашего Центра детского творчества.

В проекте уже принимают участие более 15000 человек (дети, подростки в возрасте от 5 до 18 лет, родители, педагоги), в том числе воспитанники коррекционных образовательных учреждений, дети с особенностями развития.

Потенциал празднично-игровой культуры весьма широк и разнообразен по содержанию, используя этот потенциал, традиции праздничной культуры, многолетний опыт организационной и творческой деятельности педагоги-организаторы Театрально-концертного объединения разрабатывают и реализуют разнообразные по содержанию и форме досуговые программы для участников проекта разного возраста, непременно учитывая их возрастные особенности, интересы и возможности (здесь мы имеем ввиду «особенных детей» - участников проекта). Следует заметить, что уже много лет в нашей практической деятельности Досуговая программа – это документ педагога-организатора (аналогичный Образовательной программе педагога дополнительного образования), где сформулированы цели, задачи, актуальность того или иного мероприятия, методическое и материально-техническое необходимое оснащение, ожидаемые результаты и способы их фиксации, и конечно сценарий программы.

За период с марта 2011 по декабрь 2012 года в рамках проекта разработаны и реализуются 10 длительных досуговых программ, успешно реализованы более 25 различных краткосрочных досуговых программ для детей и подростков разного возраста, в том числе:


  • длительная досуговая программа «Веселые уроки для дошкольников» (для детей 3-7 лет);

  • длительная досуговая программа «Театрализованные представления для дошкольников и школьников 7-12 лет»;

  • длительная досуговая программа «Литературный клуб ЦДТ «Созвездие» (для детей и подростков и молодежи);

  • длительная досуговая программа «Семья» (творческие конкурсы для детей разного возраста и родителей);

  • длительная досуговая программа «Народные традиции» (для детей разного возраста и родителей, жителей района);

  • длительная досуговая программа «Защитники Отечества» (для всех возрастных категорий участников);

  • длительная досуговая программа «Страна игр и развлечений» (для детей от 3 до 14 лет);

  • краткосрочные досуговые программы «Новогодние праздники в ЦДТ «Созвездие», «Весселые старты», «День Музыки», «Ма+Ма», «Краски осени» (конкурс-выставка), «День открытых дверей для старшеклассников», «Там, на неведомых тропинках» (туристический праздник для ребят 14-18 лет), «День семьи», «Наши выпускники» (для старшеклассников и выпускников центра), «Поздравляем с Днём Рождения!», «День дошкольника» и многие другие.

Эти программы востребованы, оцениваются положительно родителями и педагогами, нравятся детям.

Каждая программа содержательна, интерактивна и по-своему уникальна, разрабатывая досуговые программы, педагоги – организаторы проекта стремятся в каждой из них максимально использовать воспитательные возможности, позитивность празднично-игровой культуры, свой опыт, педагогический и творческий потенциал. Для примера рассмотрим лишь некоторые досуговые программы.

Долгосрочная досуговая программа «Театрализованные представления для дошкольников и школьников 7-12 лет» является результатом обобщения опыта и собственных «наработок» педагогов Театрально-концертного объединения ЦДТ «Созвездие». Эффективность реализации этой программы в первую очередь связана со спецификой деятельности структурного подразделения педагогов-организаторов нашего Центра. Театрализованные представления – это не просто спектакли с использованием интерактивных игр, это новый, творческий жанр, в котором театральное искусство гармонично переплетается с педагогическим мастерством.

Театрализованное представление – это необыкновенный спектакль. В Центре детского творчества «Созвездие» для них оборудован специальный театральный зал, внешне похожий на кафе. В нашем Театральном кафе все необычно: занавес одновременно является декорацией спектакля; невысокий подиум служит площадкой для танцев и игр; свет направлен не на сцену, а на подиум, и дополнительно обеспечивает рассеянное освещение зала; юные гости рассаживаются не рядами, а за маленькие столики. Для родителей тоже есть свои места, расположенные по периметру зала так, чтобы даже самые маленькие зрители ощущали родительскую поддержку, и в то же время были самостоятельны в своих действиях. Все устроено таким образом, что дети не только чувствуют себя свободно и раскованно, но и легко могут выйти на игровую площадку со своего места. Уже перед началом спектакля свет, музыка, декорации настраивают ребят на то, что сейчас произойдет что-то необычное, увлекательное и интересное…

В наших спектаклях кроме героев участвуют все – и дети, и родители, пришедшие на представление. В сценарий представления органично вплетены интерактивные игры, конкурсы, загадки, танцы. Создание сценария такого театрализованного представления у нас – процесс творческий и коллективный. Важно придумать динамичный сюжет – приключения, путешествия, поиск волшебных предметов, преодоление препятствий, написать сценарный план, где во всех подробностях определить все происходящие с героями события от завязки до финала. Но самое главное – определить логику участия в сказочном действии ребят, поскольку они не просто зрители, а активные участники представления. Надо так выстроить сюжетную линию, чтобы было ясно: без помощи ребят герои не разберутся в своих ошибках и не доберутся до намеченной цели.

Все наши спектакли музыкальны. Очень важно правильно подобрать музыкальный рисунок спектакля. Музыкальные стили спектаклей различны и неповторимы, и определяются сюжетом. В соответствии с характером представления подбирается танцевальная программа и музыкальное сопровождение эстафет и конкурсов.

Но самое главное в Театрализованном представлении – это Игра. Разрабатывая новое представление, мы не только стараемся вписать игровую программу в сюжет спектакля, но и подобрать игры разные по форме и характеру. Ведь в наших спектаклях игровая программа является важнейшим элементом, «игрой в игре». Именно игры позволяют ребятам почувствовать себя настоящими участниками сказочного представления, с их помощью герои и дети вместе справляются с трудностями и препятствиями на пути, помогают тем, кто нуждается в помощи, и, в конце концов, побеждают зло. Большинство игр мы придумываем сами, опираясь на известные и незаслуженно забытые старые игры. Опыт подсказывает, что для этого важно правильно определить цель игры, придумать правила, выполнение которых потребует от ребят определенных усилий, но все же не слишком сложные, и пофантазировать.

Учитывая, что театрализованные представления проходят в нашем Театральном кафе, в процессе представления наших гостей ждет угощение, которое появляется неожиданно, и тоже, как и игровая программа, включена в сюжет спектакля. Таким образом, театрализованное представление предполагает различные виды деятельности ребенка, а, следовательно, и проживание им различных культурных практик (термин Н.Б. Крыловой).

Безусловно, наши театрализованные представления требуют соответствующего технического оснащения. На сегодняшний день Театральное кафе оборудовано необходимой музыкальной и осветительной аппаратурой.

Весь реквизит для игр и эстафет мы готовим специально, учитывая, что он должен быть удобным, зрелищным и безопасным для детей. Что-то можно сделать самим, используя картон, бумагу и краски, а какие-то игровые модули потребуют работы технических специалистов и художников.

Проект «Народные сказки» реализуется в рамках долгосрочной культурно-досуговой программы «Театрализованные представления...» для дошкольников и младших школьников. Один раз в сезон мы обязательно используем в качестве основы спектакля русскую народную сказку, поскольку, как показывает практика, интерес педагогов, родителей а, следовательно, и детей к этому огромному пласту народного творчества незаслуженно снизился. А ведь народная сказка — это уникальное творение многих поколений людей, народные сказки воспитывают и поучают, являются проводником незыблемых нравственных ценностей. В рамках проекта «Народные сказки» воспитанники ЦДТ «Созвездие» не только знакомятся с культурными традициями и обычаями наших предков, но и получают уникальную возможность самим стать участниками сказки, погрузиться в удивительный и волшебный мир. В рамках II Всероссийского педагогического фестиваля «Берега детства» педагогический коллектив Театрально-концертного объединения представил мастер-класс для участников фестиваля «Народные традиции в театрализованных представлениях для детей и родителей».

Особого внимания заслуживает социально-творческий краеведческий проект, с которым педагоги Театрально-концертного объединения познакомили участников I Фестиваля педагогических идей и решений в дополнительном образовании детей в ноябре 2011 года. Театрализованное представление «В деревеньке Тропарево» – удивительная сказочная история Ивана Михайловича Тропаря, основателя деревни Тропарево. Первоначальная идея проекта – познакомить воспитанников ЦДТ «Созвездие» с историей района, тех мест, где ребята живут и учатся, где гуляют и играют, ведь любовь к Родине начинается с бережного отношения к своему дому, двору, району. В ходе проектной работы мы изучили исторические, в том числе и летописные материалы, и оказалось, что места, где расположен наш Центр, упоминались в Летописи еще в 12 веке и имеют интереснейшую историю. На территории района и сейчас действует Храм Архангела Михаила, основанный более 800 лет назад. Огромную помощь на исследовательском этапе работы над проектом оказала нам книга краеведа – историка Нины Павловны Илышевой-Введенской «Летопись района Тропарево-Никулино». В результате изучения исторических материалов произошло и переосмысление первоначальной идеи, было решено, поставить театрализованное представление о происхождении названия нашего района, таким образом побудить наших воспитанников к изучению истории Москвы. Сценарный этап проекта оказался самым сложным: необходимо было представить реальные исторические персонажи и события, понятными для детей сценическими выразительными средствами, увязать реальность и выдумку, не теряя при этом неповторимого колорита народной сказки, и обязательно использовать все интерактивные приемы, которые отличают наши театрализованные представления от других спектаклей. В рамках Фестиваля детского творчества «Созвездие талантов» эту сказку с удовольствием посмотрели воспитанники Центра детского творчества «Созвездие», Центра дополнительного образования детей «Калейдоскоп», учащиеся 1-4 классов школ и воспитанники детских садов района «Тропарево-Никулино». За период с 2006 по 2011 год нашими зрителями стали более 3000 детей, родителей и педагогов. И сегодня это – самый востребованный из наших спектаклей.


Организационные особенности реализации проекта

Театрально-концертное объединение (ТКО) – функциональное структурное подразделение в линейной организационной структуре Центра детского творчества «Созвездие». Это команда и творческое содружество педагогов-организаторов Центра, созданное для организации культурно-досуговой и общественно-полезной деятельности в нашем Центре детского творчества. Именно командные методы работы позволяют наиболее эффективно использовать творческий потенциал педагогов-организаторов. Цель - развитие личности, талантов и способностей детей и создание условий для их реализации в пространстве празднично-игровой культуры. Для этого используются различные виды творческой деятельности детей, с учетом их возрастных особенностей, интересов и потребностей, стимулирующие их творческую активность и позитивную мотивацию.

В основе методологии деятельности Театрально-концертного объединения лежит принцип коллективного творчества педагогов-организаторов ЦДТ «Созвездие», каждый из которых вносит неповторимый вклад в его деятельность. Реализованная на практике идея работать сообща, коллективно придумывать, разрабатывать досуговые, развивающие и познавательные программы, сочинять сценарии и воплощать их в жизнь дает видимый результат. Вот уже более 25-ти лет ТКО организует и проводит 120-150 различных программ ежегодно. Это не только концерты, театральные программы, спектакли в период каникул для школьников, учебно-познавательные представления для дошкольников, новогодние и другие театрализованные представления для детей и родителей, но и мероприятия для жителей района, учителей округа, ветеранов, инвалидов. старшеклассников.

Другим главным принципом ТКО является общественная полезность, комплексность, социальная ориентированность деятельности, и вовлечение в эту деятельность воспитанников разных коллективов Центра детского творчества. Социально направленные мероприятия, проводимые ТКО, открывают воспитанникам Центра детского творчества окно в реальность, обогащая их духовный мир чувством сопричастности и полезности. Развлекательные и досуговые программы помогают развитию личности, способствуют проявлению талантов, повышению культуры неформального общения. Специальные театрализованные программы для дошкольников органично включены в учебно-воспитательный процесс дошкольного отделения Центра. Таким образом, педагоги-организаторы ТКО дополняют и обогащают образовательные программы, реализуемые педагогами дополнительного образования Центра детского творчества «Созвездие».

Сегодня в составе Театрально-концертного объединения ГБОУ ЦДТ «Созвездие» 11 педагогов-организаторов, из них 7 - высшей квалификационной категории, 2-первой квалификационной категории (возраст от 20 до 58 лет, 5 - мужчин, 6 - женщин). Конечно мы все очень разные, конечно возникают споры и иногда даже конфликты, но мы связаны едиными целями, и каждому из нас совместная работа позволяет реализоваться в творческом, интеллектуальном и человеческом смысле. Это подтверждается и наградами, дипломами, лауреатскими званиями коллективными и индивидуальными.

Циклический путь развития нашей команды, от задачи - к новой задаче, особый психологический климат, который мы поддерживаем, правила и нормы, позволяют нам по-прежнему быть интересными друг другу. В процессе разных видов деятельности мы не только учимся друг у друга, обмениваемся необходимой полезной информацией, мы постоянно учимся, и работе в команде. Мы убеждены что, не смотря на личностные качества людей, практически любого человека можно научить командным методам. Работать командой интересно и полезно, «командный дух» захватывает. За многие годы совместной деятельности, мы научились обмениваться «командными ролями». Меняется задача – меняются роли. Каждая наша программа, представление, спектакль всегда новые - новые идеи, новые проекты.

Следует отметить, что для успешной реализации любого педагогического проекта в учреждении, особенно такого масштабного, как социально-творческий проект «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования» усилиями одного подразделения, конечно, не обойтись требуется поддержка и сотворчество педагогического коллектива, это становится актуальным с расширением самого воспитательного пространства и по мере увеличения количества участников проекта. Для этого методистами нашего подразделения разработаны и внедряются Программы обучения педагогических кадров по тематике социально-творческого проекта. В рамках проекта осуществляется и обучение студентов ГБОУ СПО Педагогический колледж №6, которые проходят педагогическую практику в нашем подразделении и в рамках практики активно участвуют в организации мероприятий проекта.

Анализируя результаты проектной работы Театрально-концертного объединения, подводя итоги творческих результатов, мы определяем новые этапы и конкретные дела в рамках проектных гипотез. Важно отметить, что педагогическая проектная деятельность не дает возможности педагогическому коллективу осуществляющему проект «топтаться на месте», в буквальном смысле заставляет педагогов двигаться вперед, искать новые подходы к решению непростых проблем, стимулирует инновационную деятельность педагогического коллектива.



Внешняя оценка:

1.Экспертное заключение на авторскую разработку «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие»

2.Сертификат автора II Всероссийского педагогического фестиваля «Берега детства»

3.Благодарности общественных, государственных и образовательных организации – наших социальных партнёров по проекту «Празднично-игровая культура в воспитательном пространстве ЦДТ «Созвездие»


Список использованной литературы


  1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре // Новые ценности образования. - М.: Знание, 1996.- №6 – С.294.

  2. Альманах «Продуктивное образование»: Проектное обучение в профессиональном и допрофессиональном образовании: сборник научных статей/ под ред. Е.А.Александровой, В.А.Ширяевой – Саратов: Научная книга, 2005.

  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

  4. Веселые уроки для дошкольников: из опыта работы театрально-концертного объединения ГОУ ЦДТ «Созвездие» / [под общ. ред. В. Ю. Тихомировой]. – Москва, 2011.

  5. Гражданско-нравственное становление школьника: Материалы научно-практической конференции (Москва, апрель-май 2007 г.) / Под науч. ред. Е. Н. Семыкиной. – М.: Компания Спутник+, 2007.

  6. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. – Изд. 2-е, доп. – М., 1994.

  7. Григорьев С. В., Фролов А. С. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. – М.: «Московия», 2006.

  8. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. — СПб., 1995

  9. Илышева-Введенская Н.П. Летописная тетрадь района Тропарево-Никулино. Второе издание, дополненное – М.: Издательство ИКФ «Каталог», 2001.

  10. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений/ И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой - М: Издательский центр «Академия», 2005.

  11. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования - Минск, 1989.

  12. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

  13. Культурные практики: пространства саморазвития и взаимодействия детей до школы. Анализ опыта и методические рекомендации./Под редакцией Н.Б. Крыловой. – М.: 2008.

  14. Лефевр Д. Настольная книга массовика-затейника/ пер. с англ. Ю. Рыкудиной. – М.: Центрполиграф, 2009.

  15. Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999

  16. Мир игры и празднично-игровая культура Детства: Материалы научно-практических конференций по празднично-игровой культуре. Часть II / Ответственный редактор С. В. Григорьев; Под общей редакцией Д. Л. Монахова, С. В. Григорьева, А. С. Фролова. – М.: ОДИ-International, МГДД(Ю)Т, 2011.

  17. Новогодние представления для детей и родителей : из опыта работы театрально-концертного объединения ГБОУ ЦДТ «Созвездие» / [под общ. ред. В. Ю. Тихомировой]. – Москва, 2012.

  18. Праздник-игра-социализация личности (Интеграционный потенциал празднично-игровой культуры). В рамках проектной деятельности «Детский оздоровительно-образовательный центр как особый социально-педагогический институт успешной социализации» (2010 – 2012 гг.) / Под общ. ред. С. В. Григорьева, А. С. Фролова. – Вологда, Москва: ОДИ-International, 2010.

  19. Празднично-игровая культура семьи и детства: Коллективная монография / Отв. редактор С. В. Григорьев. Под общей редакцией Д. Л. Монахова, С. В. Григорьева, А. С. Фролова. – 2-е изд., переработанное и доп. - М.: МГДД(Ю)Т, 2009.

  20. Празднично-игровой мир детства (программно-методические материалы, игровая диагностика, сценарии, игры) // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). – 2008. – № 1 (48).

  21. Радионов В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования. — СПб., 1996.

  22. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: концепция и технологии. — Волгоград, 1994

  23. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования – Биробиджан, 2003.

  24. Театрально-концертное объединение: сборник сценариев/ под ред. В.Ю. Тихомировой. - М. Экшен, 2007.

  25. Хаткина Н.В., Хаткина М.А. Игры круглый год – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  26. Шангина И. Русские праздники от святок до святок - СПб: Азбука-классика, 2004

  27. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен// Педагогика – №6, 2002 - С. 8-14.



Каталог: files -> cdt-sozvezdie -> TKO
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
TKO -> Социально-творческий проект «литературный клуб цдт


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница