«Социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»



Скачать 83.74 Kb.
Дата20.04.2016
Размер83.74 Kb.
Автор: Борисова Ирина Ивановна

Воспитатель

МБДОУ детский сад «Сказка» г.Ульяновск

Из опыта работы.

Тема: «Социально-нравственное воспитание детей

младшего дошкольного возраста»

Автор работы: воспитатель МБДОУ детского сада «Сказка»

Борисова Ирина Ивановна

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Современное российское общество вновь переживает период сложных долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Этот процесс подверг серьезному испытанию всю систему морально-нравственных устоев современного человека, в особенности негативно он повлиял на духовное развитие молодежи. Усиливается дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семьи. Нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие. Воспитательный процесс значительно осложняется криминализацией российского общества. Противоречия между декларируемыми и реальными социальными нормами порождают условия, провоцирующие воспроизводство различных форм отклоняющегося поведения детей и молодежи. Ослабление воспитательных функций образовательных учреждений также оказало негативное влияние на формирование социального опыта подрастающего поколения.

В этих условиях отечественная школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания, может и должна взять на себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию.

Результаты исследований российских ученых - практиков указывают на актуальность и необходимость работы по социально-нравственному воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.

Социально-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. На основе знаний у ребенка складываются представления о сущности нравственного качества (например, доброты). У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством (мотивы). Должно быть сформировано отношение к качеству (социальные чувства). Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации (поведение)1.

В последнее время разработаны различные методики социально-нравственного воспитания дошкольников.

Таблица Классификация методов социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова)

Классификация

Методы


Методы формирования нравственного сознания


 Убеждение в форме разъяснения – воздействие на сознание, чувства, волю ребенка с целью формирования положительных нравственных качеств (осуществляется в форме разъяснения).

 Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее…»).

 Этическая беседа – беседа на нравственные темы.

 Чтение художественной литературы

 Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков).


Методы стимулирования чувств и отношений


 Пример – воздействие поступков на чувства, сознание и поведение воспитуемого (пример воспитателя, родителей, героев художественного произведения).

 Поощрение

 Наказание (кратковременное отчуждение, лишение развлечения, отстранение от желанной роли в игре).

 Принуждение – воспитатель действует силой своего авторитета, чтобы заставить ребенка подчиниться требованиям (строгий взгляд, замечание).



Методы формирования нравственного поведения


 Приучение

 Упражнение

 Руководство деятельностью

 Наблюдение – умение всматриваться в явления и отношения окружающего мира (например, воспитатель организует с малышами наблюдение труда старших детей, обращает внимание, как дружно и слаженно они работают).



В основе – признание самоценности любого человека, принятие человека таким, какой он есть.

Развитие социально-нравственного воспитания наиболее эффективно проходит в процессе занятий с детьми дошкольного возраста.

Для успешного осуществления этой работы, желательно создать в группе детского сада соответствующую развивающую среду.

В уголок сказки необходимо разместить яркие книги со сказками, сюжетные картинки по сказкам, альбом иллюстраций «Русские народные сказки».

Для детей младшей группы можно использовать следующие сказки, направленные на формирование доброжелательных отношений:

Таблица цель воспитания в сказке

Сказки

Цель

Репка


Теремок

Заюшкина избушка



Формирование дружеских взаимоотношений между детьми

Колобок


Кот, петух и лиса

Волк и семеро козлят



Воспитание послушания и ответственности у детей дошкольного возраста

Маша и медведь




Формирование умения у детей находить выход из сложной ситуации

Лисичка со скалочкой



Воспитание у детей честности и правдимости


Уголок театра.

В уголке театра можно поместить разные виды театра: настольный театр, театр картинок, стендовые – фланелеграф, теневой театр, пальчиковый и кукольный театр. Маски к сказкам, костюмы для создания театрального обыгрывания сказки и самостоятельной художественной деятельности, а также музыкальные альбомы, аудиокассеты, DVD диски с русскими народными сказками



Уголок игры.

Здесь можно поместить различные игры, которые будут использоваться для закрепления нравственных понятий.


Анализ эффективности проведенной работы. Контрольный эксперимент.

Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что применялись на констатирующем этапе исследования.

Стоит отметить, что после проведения формирующей работы у учащихся двух групп уже было более яркое представление о данной теме, поэтому выполнения заданий было интересно для обеих групп.

Результаты повторной диагностики социально-нравственного воспитания по методикам позволили отметить положительную динамику в исследуемых показателях: мы снова выделили три группы детей, различающиеся по уровню развития социально-нравственного воспитания:

1) дети с высоким уровнем социально-нравственного воспитания (превышение нормы по 3 или 4 параметрам;

2) дети со средним уровнем развития социально-нравственного воспитания. (превышение нормы по 1-2 параметрам;

3) дети с низким уровнем развития социально-нравственного воспитания (средние показатели для данного возраста).

Таким образом, можно отметить, что после проведения формирующей работы в целом по группе отмечена положительная динамика: у многих детей выявлены высокие показатели развития социально-нравственного воспитания.

Было доказано, что процесс развития социально-нравственного воспитания дошкольников будет проходить более эффективно, если активно применять различные методики.

Делая вывод по всему вышесказанному, мы даем несколько рекомендаций для дальнейшей работы по формированию социально-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста:

- при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности;

- развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;

- обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей;

- наряду с индивидуализацией развивать восприятие, внимание, память, мышление; развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства;

- предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы; способствовать оттачиванию художественных навыков как главного инструмента формирования социально-нравственного воспитания.

Итак, проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики.

Обобщение результатов исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Эмоциональное благополучие и социально приемлемое поведение ребёнка обеспечивается достаточно технологичной и доступной для воспитателей и родителей методикой, благодаря педагогически оправданному её использованию в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста

2. Основными педагогическими принципами социально-нравственного воспитания детей являются: связь с жизнью; комплексность, целостность и единство содержательного, целевого, субъектного и результативного компонентов воспитательного процесса и др.

3. К педагогическим условиям, необходимым для успешного осуществления технологии использования относятся: поэтапное использование в работе с детьми; учёт возрастных возможностей детей и др.

В настоящее время особо острое значение приобретают исследования, направленные на разработку теоретических и методических основ социального становления личности дошкольника, воспитания осознанного отношения к разным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего нормам морали.

Надо подчеркнуть, что формирование социально-нравственного воспитания – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Буй Тхи Вьет. Формирование адекватной самооценки у детей 5–6 лет в продуктивной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. – М., 2006.

  2. Буре Р. С. «Я сам!»// Дошкольная педагогика.-2011. – № 4.

  3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М., 2011.

  4. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2010. —№ 5.

  5. Буре Р. С., Костелова Л. Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2012.—№ 1.

  6. Буре Р. С., Костелова Л. Д. Развитие теории и методики воспитания у детей нравственных качеств и взаимоотношений в российской дошкольной педагогике 50–60-х годов // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2012.—№ 2.

  7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – М., 2009.

  8. Выготский П. С. Овладение собственным поведением. Собрание сочинений: в 6 т. –Т. 3. – М., 2003.

  9. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. – М., 2007.

  10. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 2005.

  11. Кошелева А. Д. Как понимают дошкольники взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4.

  12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.

  13. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с.

  14. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение,1983.



1



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница